Каталог :: Культурология

Реферат: Русская культура в начале XXв

     Содержание:
     Вступление. 2
     Система образования и печать. 4
     Наука. 7
     Серебряный век русской культуры.. 12
     Заключение. 24
     Список использованной литературы.. 26
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Вступление

Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно- нравственными исканиями, которые привнесли в обще­ственное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как Серебряный век — время духовного ренессанса. Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» [1]. В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры. Система образования и печать. На рубеже XX века бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX века до 1913 г. уровень грамотности увеличился с 21 до 31%. Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало шаги в расширении сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. в России, насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. их действо­вало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковно-приходские учи­лища. В городах же действовали высшие начальные учи­лища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в 8-летних классических мужских и женских, гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и программе курсами по сравнению с гимназическими. Из­менившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения коррективов в про­граммы обучения, как в гимназиях, так и в 7-классных реальных и технических училищах, в которых давалось техническое образование. С 1896 г. на средства торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммер­ческие училища: к 1913 г. их число достигло 250. Большую роль в ликвидации неграмотности, особен­но среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, из кото­рых, помимо воскресных школ, на рубеже веков получи­ли распространение рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Наиболее яркими при­мерами могут служить Пречистенские рабочие курсы вла­делицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой про­фессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из них получил университет А. Л. Шанявского в Москве (1908). В системе высшей школы царской России в предрево­люционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, при­чем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных инсти­тутов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении прав­ления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. их уже насчитывалось свыше 125 тыс. Заметно менялся социальный состав студентов (меньше стало выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и больше, купеческой и мещанско-крестьянской среды). К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило женское высшее образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. Их выпускницы имели право сдавать государственные экзамены в университетах. В 1911г. основан Высший женский педагогический институт в С.- Петербурге. После первой российской революции властям пришлось вновь допустить некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций. В нач. XXв. отечественные деятели образования выдвинули программу социально-педагогических преобразований. Ее основные положения сформулированы В.И. Чарнолуским: демократизация общественного строя, демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к управлению образованием, развитие местного самоуправления, отделение школы от церкви и др. Эти идеи легли в основу многочисленных вариантов последующих образовательных реформ. В 1915-1916гг. под руководством министра народного просвещения Н.П.Игнатьева был подготовлен Проект реформы средней школы, устанавливавший единую среднюю общеобразовательную школу (гимназию) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов. Большое значение в общественно-политической и культурной жизни России приобретала периодически печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в период первой российской революции, а также широкое распространение коммерческих изданий способствовало резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. насчитывалось всего 105 газет, то в 1913 г. их выходило уже 1158 на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с выпускавшейся с 1870 г. А. Ф. Марксом иллюстрированной «Нивой» стал выходить знаменитый «Огонек» С. М. Проппера, появились такие литературно- художественные издания, как «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба» и др. Среди «толстых» журналов особым авторитетом пользовались либеральный «Вестник Европы», народнические «Русское богатство» и «Заветы», кадетский «Русская мысль», марксистские «Научное обозрение», «Мир божий» и «Просвещение». Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И.Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги. Образование в кон. XIX- нач. XX в. книжного рынка и формирование устойчивого спроса на отдельные виды литературы способствовали усилению концентрации капитала в книгоиздательском деле. Быстро росло число различных товариществ и обществ. К 1914 г. действовало 90 бумагоделательных, полиграфических и издательских акционерных компаний с общим капиталом 87,5 млн. руб. Таким образом, в России сложилась передовая издательская система, основанная на развитом предпринимательстве, которое было ориентировано на постоянный рост емкости книжного рынка. По объему выпуска книгоиздательской продукции Россия занимала 2-е место в мире, уступая лишь Германии. Наука. В России в начале века широко велись фундаментальные и прикладные научные исследование. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. Науч­ные изыскания никогда не подвергались каким-либо цензурным ограничениям, а постоянно расширявшиеся контакты русских ученых с зарубежными коллегами, стажировки в западноевропейских учебных центрах и публикации научных трудов способствовали развитию научной мысли. В результате в целом ряде областей — химии, физиологии, медицине, географии, авиастроении — русская наука выдвинулась на пере­довые рубежи. Мировую славу принесло профессору Московского университета П. Н. Лебедеву открытие закона светово­го давления, благодаря которому была количественно подтверждена электромагнитная теория света, прояснен путь к пониманию взаимосвязи массы и энергии, значительно ускорена разработка теории относительно­сти, квантовой теории и астрофизики. В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в.,— Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Ученик Менделеева и Бутлерова А. Е. Фаворский в начале века активно занимался исследованиями в области углеводо­родов высокой степени непредельности, создавая основы химии ненасыщенных соединений. Результаты его мно­гочисленных опытов позднее были использованы при раз­работке промышленного способа производства синтети­ческого каучука и искусственных смол, и уже в 1910 г. талантливый русский химик, последователь Фаворского С. В. Лебедев впервые в мире получил образец синте­тического каучука. Особой широтой научных и общественных интересов отличается в этот период деятельность В. И. Вернадского. Энциклопедист, универсальный мыслитель мирового масштаба, он стал основоположником генетической ми­нералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, на которой впоследствии базировалась его идея о ноосфере как сфере планетарного разума, возникающей под воздействием научной мысли. Вернадский стал одним из создателей антропокосмизма — системы, в которой сливаются в единое целое естественноисторическая (природная) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития. В области точных наук мировое значение имели рабо­та русского ученого- математика Н.Е. Жуковского. Он заложил основы современного самолетостроения. По его проекту в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэро­динамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире Аэродинамический ин­ститут. Замечательных успехов добились в начале века талантливые русские изобретатели и конструкторы, работавшие в области авиации. В 1910 г. Б.Н. Юрьев сконструировал геликоптер (вертолет). В том же году Я. М. Гаккель спроектировал и построил самолет-биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. Но должного применения на практике эти изобретения в то время не получили в основном из-за отсутствия государственной заинтересованности и соответственно финансовой поддержки. Вдали от научных центров, в провинциальной Калуге, работал гениальный самоучка Константин Эдуардович Циолковский. Он получил мировую славу как ученый и изобретатель в области аэродинамике, разработав за шесть лет до создания в России аэродинамической трубы ее прототип для испытания своих моделей. В 1903г. К.Э. Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в котором была изложена его теория реактивного движения. В своих трудах, почти на десять лет опередивших аналогичные работы, появившиеся за границей, Циолковский гениально сформулировал важнейшие принципы, на основе которых впоследствии были осуществлены космические полеты. К началу XXв. относятся важнейшие исследования русского ученого- естествоиспытателя И.П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. Огромным событием в научном мире стал его доклад об условных рефлексах на Международном конгрессе физиологов в Мадриде в 1903г. А в 1904г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия. В 1908г. Нобелевской премией отмечены заслуги ученого-биолога И.И. Мечникова. Работая с 1888г. в Пастеровском институте в Париже, он создал фагоцитарную теорию иммунитета, теорию происхождения многоклеточных организмов, изучал проблемы старения. Продолжали развиваться традиции русских географов-путешественников XIXв. мировую славу принесли русскому исследователю П.К. Козлову экспедиции в Среднюю и Центральную Азию. Завершившаяся в 1901г. монголо-тибетская экспедиция существенно дополнила результаты исследований Н. М. Пржевальско­го и дала богатейший материал для изучения географии, климата, животного и растительного мира Тибета. В начале XX в. Русское географическое общество, возглавляемое знаменитым ученым и путешественни­ком П. П. Семеновым-Тян-Шанским, разрабатывало планы полярных экспедиций, продолживших героичес­кую летопись географических открытий. Главные достижения в исторической науке этого пе­риода связаны прежде всего с именами В. О. Ключев­ского, П. Н. Милюкова, Н. П. Павлова-Сильванского, Д. С. Лаппо-Данилевского, А. Е. Преснякова, А. А. Шах­матова и других, чьи труды получили мировое призна­ние. «Курс русской истории» В. О. Ключевского был пер­вой и единственной попыткой проблемного подхода к изложению русской истории. В отличие от своих пред­шественников, в том числе С. М. Соловьева, он отошел от традиционного изложения исторических событий с позиций государственной школы. Основной акцент Ключевский перенес на теоретические обобщения, ха­рактеризующие исторический процесс как жизнь че­ловечества в ее развитии и результатах ». В центре его внимания была история не государства, а народа. При этом, вопреки установившейся традиции рассматривать историю России как явление исключительно самобыт­ное, Ключевский исследовал ее как «местную историю» в контексте истории всеобщей. Впервые в русской исто­риографии он предпринял попытку проанализировать историю общественных классов («общественных элемен­тов») и изучить роль экономического фактора на протя­жения всей истории России. Широкую известность в международных научных кру­гах приобрели исследования А. А. Шахматова по исто­рии русского летописания, начало изучению которого по­ложил А.Л. Шлецер. Шахматов связал историю лето­писания с языкознанием и общим ходом исторического процесса. Он впервые подошел к подлинной историчес­кой критике источника, когда каждый из элементов текста летописного свода берется не как нечто данное и неизменное, а как продукт определенных исторических условий, как историческое явление, возникшее в конк­ретной исторической среде. Благодаря такому подходу знаменитое исследование Шахматова «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908), посвященное истории «Повести временных лет», превратили в историю Древней Руси. Видную роль в изучении проблем всеобщей истории, в частности европейской крестьянской общины, сыграл М. М. Ковалевский. Юрист, историк и социолог, Ковалевский внес заметный вклад в развитие общественных наук. В 1895—1899 гг. вышел в свет его капитальный труд «Происхождение современной демократии», который имел особое значение для русского читателя. В 1901 г. в Париже он основал Высшую русскую школу общественных наук, лекторами в которой были В.М. Чернов и В. И. Ленин, а слушателем — Л. Д. Троцкий. С 1909 г. Ковалевский издавал в России либеральный журнал «Вестник Европы». В 1910 г. увидела свет его двухтомная «Социология». М.М. Ковалевский сыграл заметную роль в возрождении российского политического масонства. В 1907—1908 гг. он, будучи членом французской масонской ложи, участвовал в создании лож «Полярная звезда» в Петербурге и «Возрождение» Москве. В историю мировой культуры творческий подъем русской философий начала XX в. вошел как русский духовный ренессанс. Русские мыслители возвратили человека и его духовный мир в разряд космических категорий, а нравственные заповеди и совесть положили в основу мироздания. Призыв к возрождению идеалистической философии в противовес материалистическим концепциям npoзвучал в программном сборнике статей «Проблемы идеализ­ма» (1902), в составлении которого приняли участие Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, отошедшие от «легального» марксизма. В 1909 г. увидел свет знаменитый сборник статей представителей русской интеллигенции «Вехи». Его ав­торы подвергли критике воззрения вождей русского ре­волюционного движения. По мысли «веховцев», социальные революции неизбежно несут кровавые потрясения и гибель общества. Позитивная программа автора сборника ориентирована на социальный реформизм, 1 есть самосовершенствование личности на основе религиозно-культурных традиций, и, как следствие, постепенное преображение жизни русского общества под влиянием духовных факторов. Русское образованное общество в массе своей не восприняло религиозно-социальных идей «Вех». Как писал впоследствии Бердяев, «для ре­лигиозного ренессанса не хватало сильной и сосредото­ченной воли, была слишком большая культурная утон­ченность... и этот высший культурный слой был слиш­ком замкнут в себе». Серебряный век русской культуры. На грани веков, в столкновении противоположных течений и направле­ний — реализма и модернизма возникло то уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием «Серебряный век» русской литературы и ис­кусства. Творцы культуры, теснейшим образом связан­ные с глубокими исканиями русской философской мыс­ли, делали удивительные открытия в духовной сфере, развивали уже существовавшие и создавали совершенно новые направления в искусстве. Отказавшись от продол­жения традиций и пройдя в последней трети XIX в. че­рез увлечение натурализмом, многие художники обрати­лись к индивидуализму, «чистому искусству», стремясь постичь идеальную сущность мира. Их интересовали «скрытые реальности», невидимые, внутренние механизмы бытия, они уходили от нагляд­ности, от похожести, отдаваясь поискам новых вырази­тельных форм и средств, создавая «искусство для искус­ства». Искания эти обернулись глубокой трагедией луч­ших представителей интеллигенции, которая в этот переломный исторический момент перестала определять направление духовного развития русского общества, ото­рвавшись от уровня понимания подавляющего большин­ства полуобразованных масс. Вместе с тем парадоксальным явлением, характерным для кризисного периода истории, стало то, что даже те направления, течения и группы в искусстве, которые де­монстративно избегали какой-либо социальной и поли­тической ориентации, непременно оказывались в центре кипящих политических страстей и причислялись к вы­разителям оппозиционных настроений в обществе. Литература. Живым символом единства русской классической ли­тературы XIX в. и русской литературы начала XX в. стал Л. Н. Толстой. В последнюю пору своей жизни он высту­пает как проповедник и моралист, а его мучительные нравственные и социально-философские искания обре­тают форму собственного этического учения — «толсто­вства». Стержнем этого учения стало самосовершенствование человека и непротивление злу насилием — своеобразная утонченная религия, завоевавшая множество сторонников и последователей как в России, так и за ее пределами. Этические воззрения Толстого находят свое выражение не только в литературных произведениях этого периода («Живой труп», «После бала», «Хаджи-Мурат»), но и в его публицистике. Огромный общественный резонанс имела статья «Не могу молчать!» (1908), в которой Лев Николаевич гневно протестовал против жестокости правительства, широко применявшего смертную казнь для подавления революционных выступлений. Рядом с Толстым в литературе этого периода стоят А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин, продолжавшие классические традиции русского искусства. Современники склонны были видеть в их творчестве выражение общедемократических идеалов независимо от желания и намерений самих авторов. А. П. Чехов в 1901-1904 гг. создал пьесы, ставшие мировой классикой, - «Три сестры» и «Вишневый сад». В них ему удалось передать особую тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия неизбежных перемен охватившего все русское общество. Чеховский театр это достояние мировой культуры, неиссякаемый источ­ник вдохновения актеров и режиссеров. В начале века в полной мере раскрывается большой и самобытный талант А. И. Куприна. Широкий успех принесла ему повесть «Поединок» (1905). Исключительная наблюдательность, «жадность к жизни», мастерское умение Куприна воспроизводить жизнь во всей конкрет­ности и многообразии, поэтичность и богатство его литературного языка - все это сразу завоевало признание современников. Сверстник и друг Куприна И.А. Бунин вошел в лите­ратуру как выдающийся прозаик и замечательный поэт. Блестящий стилист, в котором видели наследника Тур­генева, тонкий и одухотворенный певец природы, Бунин главной своей темой сделал сельскую Русь, крестьян­скую и дворянскую. Как продолжатель традиций демократической лите­ратуры дебютировал еще один крупный писатель эпо­хи — беллетрист и драматург Леонид Андреев. Страст­ным осуждением безумия войны пропитан его рассказ «Красный смех» (1904), получивший широкую известность среди современников. После первой россий­ской революции обозначился заметный поворот писа­теля к родственным декадентству тенденциям. Мисти­чески-философский характер созданных им в это время многочисленных аллегорических трагедий — «Жизнь че­ловека», «Царь Голод», «Анатэма» — стал проявлени­ем и пессимистического миросозерцания художника. Популярным писателем был в эти годы Федор Солло­губ (Ф. К. Тетерников), в творчестве которого причуд­ливо сочетались черты модернизма и реализма. Совершенно особое место в русской литературной жиз­ни начала века занимает Максим Горький (Алексей Мак­симович Пешков). В 1900 г. он так формулирует для себя задачу литературы и искусства: «Запечатлевать в крас­ках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного... про­буждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значитель­ное, самое дорогое, святое и что кроме его — нет ничего достойного внимания». Вскоре М. Горький сближается с российскими социал-демократами; яркость, романтизм и художественная неповторимость его первых, «босяц­ких», рассказов уступает место громким призывам к буре, преклонению перед революцией. В печати появ­ляются произведения, которые обозначают зарождение литературы так называемого социалистического реализ­ма. Сам Горький это направление определял как «реа­лизм людей, которые изменяют, перестраивают мир, ре­алистическое образное мышление, основанное на соци­алистическом опыте». Радикально настроенная часть общества с восторгом восприняла знаменитую «Песню о Буревестнике» и провозгласила Горького глашатаем революции. Большое влияние на Горького оказало его знакомство с Чеховым, который посоветовал ему попробовать свои силы в драматургии. В 1901 г. появляется пьеса «Ме­щане», в 1902 — «На дне», в 1904—1905 гг. — «Дач­ники», «Варвары», «Дети солнца». Поставленные Ма­лым художественным театром, они шли с неизменным успехом, чему способствовали и талант автора, и явно прослеживаемая чеховская традиция. В годы, предше­ствовавшие первой российской революции, Максим Горький возглавил издательское товарищество «Зна­ние». С 1904 г. оно начало выпускать сборники, в которых, помимо произведений Горького, увидели свет сочи­нения Л. Андреева, А. Куприна, И. Бунина, В. Вересае­ва, Н. Телешова и др. Наиболее ярким модернистским течением в искусст­ве первого десятилетия нового века был символизм. Возникший в 80-е гг. XIX в. как направление француз­ской литературы (Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и др.), символизм нашел приверженцев во мно­гих странах Европы, постепенно превратившись в мно­гогранное художественное и философское движение, оп­ределявшее не только творческие принципы своих сто­ронников, но и их стиль жизни. Он оказал влияние как на литературу, так и на живопись, музыку, театраль­ное искусство. В 90-е гг. в это общеевропейское течение свежим по­током вливается русский символизм. В России публику­ются литературные манифесты Н. Минского «При свете совести» и Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», вы­ходят в свет три небольших сборника стихотворений «Русские символисты», представившие публике поэти­ческое творчество В. Я. Брюсова, издаются произведе­ния К. Д. Бальмонта, Ф. Соллогуба, 3. Н. Гиппиус. Русский символизм возник как реакция на позити­визм, гражданственность в искусстве, натуралистич­ность и описательность изображения, которым он про­тивопоставил «мистическое содержание, символы и рас­ширение художественной впечатлительности». Наивысший творческий взлет русскому символизму суждено было пережить в начале века, когда в литера­туру вступила новая плеяда поэтов - «младосимволис-тов»: А. Белый, А. А. Блок, В. И. Иванов, Иннокентий Анненский, М. Волошин. Они не приняли самодовле­ющего эстетизма, крайнего субъективизма и пессимиз­ма символистов старшего поколения, отстаивали идею творчества как служения высшему началу. Заверше­ние исторического цикла, рождение нового столетия они воспринимали не как предвестие торжества хаоса, а как символ грядущего преобразования мира, пред­дверие новой жизни в вечности, духовного преображе­ния. Вера в непреходящую ценность человеческого духа стала стержнем философских и художественных иска­ний символистов «второй волны». Самым последовательным и убежденным сторонни­ком символизма и его теоретиком был Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Символизм с самого начала являлся для него не просто художественным направлением, литера­турной школой — он воспринимался как образ мышле­ния и образ жизни. В1904 г. первый крупный успех был достигнут вели­чайшим поэтом начала века А. А. Блоком, когда вышел в свет сборник его лирики «Стихи о Прекрасной Даме». Блок вступил в литературу как поэт-символист. Ог­ромный след в судьбе и творчестве А. Блока оставила первая российская революция, в которой он увидел «лицо проснувшейся жизни». Поэт приходит к убеждению, что художник может жить только « ритмами действительной жизни — страстью и трудом». Это означало фактичес­кий разрыв с символизмом, не только идейный, но и в личном плане (с давним другом и единомышленником A. Белым). Относящиеся к этому периоду стихи Блока несут печать трагических противоречий эпохи, в них — дыхание грядущих исторических, социальных и житейских бурь. Изобразительное искусство. Русское изобразительное искусство на рубеже сто­летий и в первые десятилетия XX в. переживало пери­од бурного расцвета. Эти годы отмечены сосуществова­нием противоположных художественных направлений: с одной стороны, реалистического, продолжавшего тра­диции академической живописи XIX в. и художников-передвижников, с другой — авангардного, обращенно­го к духовным исканиям и развивавшего новаторские формы. Среди художников-реалистов первое место в это вре­мя занимает Илья Ефимович Репин. Проживая с 1899 г. В перестроенной по его эскизам усадьбе « Пенаты» на Ка­рельском перешейке, Репин до 1907 г. преподает в Ака­демии художеств. Находясь в зените своей славы, он получает официальный заказ на создание монументаль­ной картины «Торжественное заседание Государствен­ного совета» (1901—1903). Написанная при участии B. М. Кустодиева и И. С. Куликова, картина стала крупным явлением в искусстве. Интереснейшей фигурой среди художников, творив­ших на рубеже столетий, был ученик Репина Валентин Александрович Серов. Начав как член Товарищества пе­редвижных художественных выставок, он затем примкнул к «Миру искусства». Но, как признавал А. Бенуа Серов «был одним и особенным художником». Впитав лучшее, что было в русском и мировом изобразительном искусстве, он стал великим портретистом, замечательным мастером пейзажа, историческим живописцем. Серов получает официальные заказы и пишет в 1901 - 1903 гг. портреты Александра III, Николая II, великих князей, деятелей русской культуры, в том числе актрисы М. И. Ермоловой (1905) и танцовщицы Иды Рубинштейн (1910). Увлечение эпохой Петра I выявило грани его таланта как исторического живописца. Крупнейшим произведением Серова в этом жанре стала картина «Петр I» (1907). Работам зрелого периода творчества Серова присущи отточенный лаконизм, острота психоло­гических характеристик, удивительная выразительность. Плодотворным было в эти годы и творчество другого замечательного художника — Михаила Врубеля, работы которого очень близки символистской поэзии. При­чудливый сплав реального и фантастического в его полотнах, совершенство необычных красочных гармоний производили огромное впечатление на современников, хотя появление каждой новой его картины вызывало шумные споры. В 1900 г. Врубель завершил работу над удивительно поэтичной «Царевной Лебедыо», навеянной оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». А в 1902 г. появляется один из наиболее известных вариантов на тему, которая неотступно владела худож­ником на протяжении почти двадцати лет, — «Демон по­верженный». Заметную роль в развитии русского изобразительного искусства начала века играло объединение «Мир искус­ства». Оно оформилось в самом конце XIX в. вокруг груп­пы, занимавшейся изданием одноименного журнала и организацией выставок под тем же названием. Его осно­вателями и руководителями были художники А. Н. Бе­нуа и С. П. Дягилев. Полного идейного единства среди членов «Мира искусства» не существовало, но в целом их сплачивало отрицание эстетики русских демократов второй половины XIX в. и передвижников, которые об­винялись в «направленстве», «подчинении живописных задач идейно- общественным». «Мирискусники» провоз­гласили отказ от иллюстративности и повествовательности, защищая «искусство для искусства». «Художник должен быть поглощен цветовым эффектом», говорилось в одной из программных статей объединения. Художни­ки «Мира искусства» свободно обращались с формой и цветом, заметно увлекались символикой и прошлым, особенно XVIII и началом XIX в. При этом современни­ки отмечали присущие именно им «ретроспективную меч­тательность» и утонченный эстетизм. К наиболее ярким художникам «Мира искусства» от­носится Константин Андреевич Сомов. Талантливый, изысканный мастер, он был увлечен, как заметил Бену а, «эпохой бисера и альбомов», пленен «мечтой о трога­тельном быте забытых мертвецов». Сомов оставил мно­го картин любимого им «ретроспективно- галантного жанра», пронизанных мягкой иронией («Вечер», 1902), немало пейзажей и выразительных портретов («Блок», 1907), близость которых символистской литературе того времени отмечали современники. Музыка. Музыкальное и исполнительское искусство в первые годы нового столетия находилось на подъеме во многом благодаря творчеству тех деятелей культуры, которые прославились еще во второй половине XIX в. Лидерство среди них по праву принадлежит Н. А. Римскому-Кор­сакову. В этот период он много работает с коллектива­ми Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Мариинского театра и создает такие оперные шедевры, как «Сказка о царе Салтане» (1899—1900), «Кощей Бес­смертный» (1901—1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902—1904), «Золотой пе­тушок» (1907—1908). В мае 1907 г. Римский-Корсаков дирижировал первыми Русскими историческими концер­тами, организованными С.П. Дягилевым в Париже. Важное место в плеяде композиторов занимает люби­мый ученик П. И. Чайковского Сергей Иванович Тане­ев. В этот период он находился в центре музыкально- общественной жизни страны. Танеев создал композитор­скую школу, воспитал много музыковедов, дирижеров, педагогов. Один из его учеников — С. В. Рахманинов писал о нем: «Сергей Иванович Танеев — композитор-мастер, образованнейший музыкант своего времени, че­ловек редкой самобытности, оригинальности, душевных качеств, вершина музыкальной Москвы». В следующем поколении русских композиторов и музыкантов именно ученики Танеева стали кумирами ценителей музыкаль­ного искусства. Необычайно многогранно проявились в эти годы да­рования Сергея Васильевича Рахманинова. Виртуозный пианист, оперный и симфонический дирижер, компози­тор, он обретает мировую известность и славу. Настрое­нием радостного ожидания грядущих перемен пронизаны многие из наиболее значительных и ярких его произве­дений этих лет: кантата «Весна» на слова Н. А. Некра­сова (« Идет-гудет зеленый шум...»), оперы «Скупой ры­царь» и «Франческа да Римини» (1904), великолепная Вторая симфония (1906—1907). С. В. Рахманинов часто выступает с концертами в го­родах России и за рубежом. Зимой 1909—1910 гг. он со­вершает большое концертное турне по США и Канаде и завоевывает мировое признание как величайший пианист современности. Его имя ставится в один ряд с именами таких известнейших в истории фортепьянного исполни­тельского мастерства художников, как Ференц Лист и Артур Рубинштейн. В полной мере проявляется в эти годы удивительная самобытность другого великого ученика Танеева — композитора и пианиста Александра Николаевича Скря­бина. В 1905 г. в Париже была исполнена его Третья симфония — «Божественная поэма», ставшая для мно­гих подлинным открытием Скрябина. Сочинявшаяся в 1903—1904 гг., она вобрала все предшествующие мучи­тельные искания художника и явилась наиболее полным и последовательным выражением его философской про­граммы. В «Божественной поэме» нашел воплощение неповторимый индивидуальный стиль Скрябина. На 1904—1910 гг. приходится новый этап творчес­кой жизни композитора, когда окончательно выкрис­таллизовывается его оригинальная романтико-идеали- стическая концепция. Всю свою деятельность Скрябин подчиняет созданию воображаемой «Мистерии», цели которой далеко выходят за рамки музыкального ис­кусства. Новые художественные задачи приводят ком­позитора к радикальной реформе стиля. Главным про­изведением данного периода творчества и подлинным событием в мире музыки стала «Поэма экстаза» (1905— 1907). Детально разработанная и изложенная в стихах про­грамма этого произведения была опубликована в виде от­дельной брошюры в Женеве в 1906 г. Лично знавший Скрябина Г. В. Плеханов в том же году отмечал: «Музыка его — грандиозного размаха. Эта музыка представля­ет собой отражение нашей революционной эпохи в тем­пераменте и миросозерцании идеалиста-мистика». В 1909—1910 гг. А. Н. Скрябин создает свою «Поэму огня» («Прометей»). Имя античного героя символизи­рует, по мысли автора, «активную энергию Вселенной», это — творческий принцип, огонь, свет, жизнь, борь­ба, усилие, мысль. В партитуру поэмы Скрябин впервые в мировой му­зыкальной практике ввел световую строку, предназна­чавшуюся для «светового клавира». Записанные в этой строке обычными нотными знаками эффекты меняющих­ся красок основаны на разработанной самим компози­тором шкале звуко-цветовых соответствий, но каких-либо указаний о том, какая нота какой цвет обозначает, в самой партитуре нет. «Прометей» стал последним сим­фоническим произведением Скрябина. В 1910 г. он пол­ностью посвящает себя работе над «Мистерией». Одно­временно он много концертирует, и каждая его новая премьера становится значительным художественным событием. Скрябин-пианист был неповторимо вдох­новенным интерпретатором собственных произведений. «Весь — нерв и священное пламя» — так писала о нем критика. 1909 г. стал поворотным в творчестве тогда еще на­чинающего композитора Игоря Федоровича Стравинско­го. После петербургской премьеры его «Фантастическо­го скерцо» присутствовавший на концерте С. П. Дяги­лев предложил ему написать балет «Жар-птица» для «Русских сезонов» в Париже. Впервые балет, поставлен­ный М. М. Фокиным, был с огромным успехом исполнен в 1910 г. в Театре Елисейских полей. «Очаровательно оригинальным» назвал это произведение Клод Дебюсси. В том же году Стравинский начинает вместе с Н. К. Ре­рихом писать либретто «Весны священной», а осенью приступает к работе над балетом «Петрушка». Театр. В октябре 1898г. артист-любитель К.С.Станиславский и драматург В.И. Немирович-Данченко открыли Художественно-общедоступный театр (МХТ), ныне МХАТ им. Чехова. Театр открыл новую эпоху в отечественном театральном искусстве, оказавший огромное воздействие на мировой театр. Его создатели считали его «первым разумным, нравственным общедоступным», который стал бы художественным противовесом театральной практике императорских и провинциальных театров, с учетом опыта общеевропейского движения «свободных театров». Первый спектакль (по пьесе А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович») имел громкий успех, исполнитель главной роли И.М. Москвин проснулся знаменитым. Новые творческие принципы молодого театра закреплены в спектакле «Чайка» по пьесе А.П.Чехова. Станиславский требовал от актеров не изображения персонажа, а полного перевоплощения в образ. Театр выдвинул плеяду выдающихся исполнителей: И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова, В.И.Качалов, М.П.Лилина, Л.М. Леонидов, Вс.Мейерхольд, М.А.Чехов. Для работы в МХТ привлекались лучшие художники того времени: М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев. В 1904 г. в С.-Петербурге свой театр открыла актриса Александринского театра В.Ф.Комиссаржевская, на сцене звучали пьесы Горького, Островского, Чехова, Ибсена и других современных зарубежных драматургов. Комиссаржевская прославилась исполнением роли Ларисы в «Бесприданнице», Нины в «Чайке». Характерным явлением русской театральной жизни были многочисленные студии. Архитектура. В начале XX в. русская архитектура переживает яр­кий период расцвета, связанный с появлением нового стиля — модерна. В целом для этого стиля характерны асимметрия и закругленность линий, свободная плани­ровка и пластичность форм, активное применение но­вейших достижений строительной техники и новых ма­териалов — железобетона, стали, стекла. Модерн раз­вивался в тесном взаимодействии с изобразительным искусством. Для украшения фасадов и интерьеров архи­текторы широко использовали фрески, мозаику, витра­жи, керамику, скульптуру. Модерн стал господствующим стилем в первые годы нового века и преобразил облик многих городов России. В Петербурге в этом стиле застроены Каменноостровский проспект и часть Большого проспекта на Петро­градской стороне. Но наиболее последовательное разви­тие архитектурный модерн получил в Москве, хотя от­носящиеся к нему постройки не составляют единого массива — они разбросаны по всему историческому цен­тру города. К самым значительным московским архи­тектурным памятникам в стиле модерн относится по­строенная в 1899—1903 гг. Л. Н. Кекушевым по проек­ту В. Ф. Валькотта гостиница «Метрополь». Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по велико­лепной работе М. А. Врубеля «Принцесса Греза». В сти­ле модерн творил знаменитый русский архитектор Фе­дор Осипович Шехтель. По его проектам выполнены рос­кошный особняк С. П. Рябушинского у Никитских ворот (1900) и здание Ярославского вокзала (1902). В мае 1896 г. в Петербурге в саду «Аквариум» состо­ялся первый киносеанс. С этого времени число кинема­тографических представлений в стране стремительно ра­стет. Кинематограф как новый вид зрелищ ознаменовал собой возникновение и распространение феномена город­ской массовой культуры. К 1903 г. относится появле­ние в России стационарных кинотеатров — «иллюзио­нов», «электротеатров». В 1907 г. петербургский фотограф А. О. Дранков объя­вил об открытии киноателье. На следующий год этим киноателье была выпущена первая русская игровая ки­нокартина «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна»), созданная режиссером В. Ф. Ромашковым на тему популярной песни о Стеньке Разине. Это событие положило начало становлению отечественной художе­ственной кинематографии. Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А. А. Ханжонкова, основавшего первую в России кинофабрику. Большую часть русского кинорепертуара поначалу со­ставляли примитивные иллюстрации к учебникам по отечественной истории, а также экранизации романов» легенд и песен. Наиболее известным является полнометражный игровой фильм «Оборона Севастополя» (1911) режиссеров В. М. Гончарова и А. А. Ханжонкова. Второе десятилетие XX в. отмечено в России бур­ным ростом кинопроизводства. Если в 1910 г. отече­ственная кинопромышленность выпустила 30 фильмов, то в 1914 г. их количество достигло 330. «Звездами» отечественного кинематографа были Вера Холодная, Ви­тольд Полонский, Владимир Максимов, Иван Мозжухин и др. Более ста фильмов отснял в этот период режиссер П. И. Чердынин, и все они пользовались большим ком­мерческим успехом. В дальнейшем кинематограф в Рос­сии воистину стал важнейшим из всех искусств.

Заключение

Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов. В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира. «Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии... Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»[2].

Список использованной литературы

1. Зуев М.Н. «История России» 2т., М.: Новая волна, 2002. 2. Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990. 3. «Новая Российская Энциклопедия» в 12-ти т. Т.1. Россия – М.: Энциклопедия, 2003.
[1] Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, с. 129, 153. [2] Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990.