Каталог :: Культурология

Реферат: Римский театр

РИМСКИЙ ТЕАТР
Истоки римского театра.
Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к  обрядовым
играм,богатым карнавальными элементами .Таков, например, праздник Сатурналий-
в честь италийского  божества  Сатурна .Особенностью этого праздника было
"переворачивание"  привычных  общественных отношений : господа на время
становились "рабами", а  рабы "господами".
Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора
урожая. Еще в отдаленные времена , когда Рим представлял собой небольшую
общину Лациума ,по деревням справлялись праздники  в связи с окончанием жатвы
. На этих праздниках  распевались  веселые грубоватые песни-фесценнины . Как
и в Греции ,обычно выступали при этом два полухория ,которые обменивались
шутками подчас язвительного содержания .Зародившись еще при родовом строе ,
фесценнины существали и в последующие века ,и в них ,по свидетельству
Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями.
Существовала и другая форма  примитивных  зрелищ сатура. Основой
для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364  г.
до н.э. Рим  постигло  моровое  поветрие.Чтобы  умилостивить  бо-
гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии  были  приглашены
актеры-плясуны,которыет исполняли свои  танцы  под  аккомпанемент
флейты.Этрусским актерам стала подражать  римская  молодежь,кото-
рая прибавила к  пляске  шуточный  диалог,написанный  нескладными
стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-
чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-
ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.
Еще одним видом драматических представлений комического  харак-
тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других  пле-
мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-
рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и  стала  устраивать
их в дни праздников.
В ателлане действовали четыре постоянных комических  персонажа:
Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не  имели,поэ-
тому при их исполнении открывался широкий простор для  импровиза-
ции.
К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим  воспроизво-
дил сценки из народного быта,а иногда пародировал  мифы,выводя  в
шутовском виде богов и героев.
Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые  иг-
ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы  разви-
тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным  ук-
ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-
ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-
жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.
Римский театр эпохи республики.
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и  пе-
ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победононого окнчания первой  Пунической  войны,на  праз-
дничных играх 240 г.до н.э.,было  решено  устроить  драматическое
представление.Постановку поручили греку Ливию  Андронику,находив-
шемуся в рабстве у римского сенатора, который и  дал  ему  латин-
ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме  и  стал
обучать греческому и латинскому языку сыновей римской  знати.Этот
учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-
реработанные им с греческого образца или,быть может,просто  пере-
веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-
вый толчок развитию римского театра.
С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене  свои  пьесы  драма-
тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был  уроженцем  латин-
ского городка в Кампании и пренадлежал к  плебейскому  роду.После
окончания  первой  Пунической  войны,в  которой    он    принимал
участие,Невий поселился в Риме и  начал  заниматься  литературной
деятельностью.
Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым  самобытным
римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-
кая война" отличались самостоятельностью  в  художественном  и  в
идейном отношении.
Вначале своей драматургической деятельности Невий писал  траге-
дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-
ре он выступил с трагедиями на сюжеты  из  римской  истории.Такая
трагедия называлась  у  римлян  претекста.Позднее  претексты  ис-
пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но  и  совре-
менные события.
Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-
чие  от  греческих  драматургов  он  писал  произведения  в  двух
жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной  комедии,кото-
рая представляла собой  переработку  новоаттической,т.е.  бытовой
греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II  вв.
до н.э.Свое название она получила от греческого  широкого  плаща-
паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь  в
Греции и герои ее носили греческую одежду.
Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но  обрабатывал
он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий  первый  применил
так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-
жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал  ос-
новоположником и римской национальной комедии-тогаты.
Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как  ко-
медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-
чество относится к тому периоду,когда Рим  из  сельскохозяйствен-
ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-
ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних,Плавт был самым  блестящим  пред-
ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж  Плавта-хитрый,пронырли-
вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные  дела.Сек-
рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия  яв-
ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко  запечат-
лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится  к  плебей-
ским низам рабовладельческого общества и  осуждает  людей,стремя-
щихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-
тами  народной  римской  ателланы,с  ее буффонадой,живостью  дей-
ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В  но-
вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-
трактах. У Плавта же музыкальный  элемент  в  некоторых  комедиях
преобладает.Это кантики  (от  лат.canto-"пою").Одни  из  кантиков
представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под  музы-
кальный аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-
тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его
героев статичны,лишены сложности и  психологической  глубины.Поэт
обращает основное внимание на событийную  сторону,а  все,что  ка-
сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает  на  вто-
рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием  гротеска  делает
его персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью  и  одна  в  отрыв-
ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо  длин-
нее,чем в новой аттической комедии,но служат той  же  цели.В  них
рассказывается о событиях,предшествовавших  началу  действия,и  о
том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий  был  нас-
только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом  дей-
ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или
разработку откровенно комической ситуации с бесконечными  обмана-
ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными  проделками,душой  кото-
рых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в  сред-
ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его
пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-
ва воскрес для европейского  театра.Его  пьесы  переводят,создают
различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта  обрабаты-
вались   многочисленными    драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-
ром,Мольером и другими.
Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий  Теренций  Афр,работав-
ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-
колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был
привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-
ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а  затем
отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со
многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-
риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и  гречес-
кого образования.
Теренций написал шесть  комедий,и  все  они  сохранились.Сюжеты
этих комедий он,как правило,заимствует у  Менандра,причем  созна-
тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-
ренция носят семейный характер,и основной  целью  драматурга  яв-
ляется гуманизация нравов.
У Теренция обычно нет такой динамики в развитии  событий,как  у
Плавта;он отказывается также от  театральных  средств  и  приемов
ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от  буф-
фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-
лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более  уг-
лубленную психологическую характеристику своих  персонажей,созда-
вая интересные,жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до  н.э.)-ста-
вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-
ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным  к
проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и  наказания-
ми,а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-
ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя  и  ограничен-
ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе  к
их общему первоисточнику-Менандру.
Теренций может быть назван предшественником  новой  европейской
драмы.Европейский театр неоднократно  обращался  к  его  творчес-
тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в  твор-
честве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник  в
XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской"  драмы.Дид-
ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в  "Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ  "Братьев",считая  эту  комедию
образцовой.
Римский театр императорской эпохи.
В I в.до н.э. республика в Риме пала.После  убийства  Цезаря  и
победы над Антонием в 31 г.  до  н.э.  императором  в  Риме  стал
Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август  ("Свя-
щенный").Август хорошо понимал  общественное  значение  театра  и
всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-
родить на римской сцене трагедию греческого  типа,видя  именно  в
ней средство улучшения  и  воспитания  нравов  своих  граждан.Эти
стремления Августа были поддержаны одним  из  выдающихся  римских
поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии".
Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа-
тельное искусство,основой которого являются  мудрость.Поэт,с  од-
ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,так  как  он
выступает как воспитатель и наставник  граждан.С  другой-его  ис-
кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно  шлифо-
вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.
Однако все усилия Августа возродить на римской сцене  серьезный
жанр не увенчались успехом.Хотя представления  устраивались  час-
то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-
ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-
лась при преемниках Августа.
Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его  ре-
пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в
упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то  только  в
виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам  пока-
зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами)  надевали
костюмы и маски,как для выступления  в  трагедии,однако  их  роль
сводилась в основном к пению,так  как  актерские  арии составляли
главную часть представления.Исполнение арий из трагедий  как  са-
мостоятельное представление сохранилось в Римской империи  вплоть
до последних дней ее существования.
Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас
не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.
Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-
мя занимал при нем высшие должности в  государстве,но  затем  был
обвинен в заговоре против императора и по приказанию  Нерона  по-
кончил с собой,вскрыв себе вены.
Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-
шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более  осторожно
высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего  он  напи-
сал 9 трагедий,заимствуя  их  сюжеты  из  греческой  мифологии.По
своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются  от  гречес-
ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-
ходятся не более трех актеров одновременно.Но  под  влиянием  со-
циальных и политических условий трагедии  Сенеки  получили  новую
направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и  угрозами
кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над  каждым,определи-
ла разработку тем.
Герои  Сенеки-люди,наделенные  сильными,испепеляющими  страстя-
ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих  героя  к  гибе-
ли,изображение  сильных    аффектов,чудовищных    пороков,состоя-
ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.
Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все  зако-
ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-
ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже  не  оста-
навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.
Персонажи трагедий Сенеки  однолинейны:драматург  выделяет  ка-
кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В  драмах
Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых  прес-
туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-
ферой жестоких репрессий.
До сих пор остается спорным вопрос о сценической  жизни  траге-
дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для  чтения,но  не  для
постановки:трагедии лишены  динамики,некоторые  сцены  технически
невозможно исполнить.
Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-
гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи  Возрожде-
ния начали свое знакомство с античной  трагедией.В  XIV-XVII  вв.
драматурги всех западноевропейских стран  учились  у  Сенеки  ис-
кусству трагичного-мастерскому изображению  страсти,напряженности
диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон  в  Англии,Кор-
нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча-
ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.
Организация театральных представлений.
Представления устраивались в Риме во время  различных  государ-
ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских  иг-
рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны  и  Минервы;на
празднике  плебеев-Плебейских  играх,происходивших  в   ноябре;на
Аполлоновых играх-в июле.
Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до  сере-
дины  I  в. до  н.э.;сооружению  его  противился   консервативный
сенат.Для представления обычно на форуме  воздвигался  деревянный
помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-
щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актеры  подни-
мались на сцену.В трагедии действие происходило  перед  дворцом.В
комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с  вы-
ходящими на нее фасадами двух-трех домов,и  действие  развертыва-
лось перед домом.Зрители  сидели  на  скамейках  перед  сценой.Но
иногда сенат запрещал устраивать места  в  этих  временных  теат-
рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признаком  из-
неженности.Все построенное для театральных игр  сооружение  лома-
лось сразу же после их окончания.
Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис-
ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-
теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-
нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-
ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с  хозяином-антреп-
ренером,который по договоренности с властями организовывал  теат-
ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Все  жен-
ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали.
Актеры-профессионалы,выступавшие  в  трагедиях  и  комедиях   в
III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этих  жанрах
довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие от  греков,рим-
ляне могли следить  за  мимикой  актеров.Маски  использовались  и
раньше,но лишь в особых  случаях-когда  надо  было,например,обыг-
рать мотив двойника в комедии.В масках также играли  актеры-люби-
тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление  перво-
го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору-
жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-
ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще  два  камен-
ных театра:театр Бальба и театр  Марцелла.От  последнего  до  сих
сохранились остатки наружной стены,разделенной на  три  этажа,что
соответствует трем внутренним ярусам.