Каталог :: Культурология

Реферат: Томас Мор

     РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ
     РЕФЕРАТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА
    СОДЕРЖАНИЕ    
     1.         Введение ...............................3
2.         Биография Т. Мора ..................... 4
3.         Основные идеи книги "Утопия" .......... 5
4.         Критика "Утопии" ...................... 8
5.         Заключение ............................ 9
                 1. ВВЕДЕНИЕ                 
Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем -
эпоха Возрождения - обогатила политическую мыс­ль
блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социаль­ной гармонии и
справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был
совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г.
знаменитую "Утопию" ("Золотая книга, столь же
полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия"), восемь
изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой
раскуплены.
Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место, которого
нет", стало нарицательным и дало имя целому нап­равлению общественной мысли -
утопическому социализму.
То. что "Утопия" появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга
Мора - не просто игра воображения, это своеоб­разное, хотя и сугубо
умозрительное решение проблем, волновавших его современников.
Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, вар­варского сгона
крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложив­шихся веками социальных
связей. Эти обстоятельства породили обни­щание многочисленных масс населения,
подвергаемых безжалостной эк­сплуатации. И именно в это время вопреки растущей
власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет
, что только отказ от час­тной собственности может обеспечить социальную
гармонию.
                            Биография Т. МОРА                            
Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в се
мье бога­того горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля
того времени кардинала Нортона.
Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском уни­верситете, где в
течение двух лет он с увлечением занимался изуче­нием греческой философии и
литературы, был членом кружка оксфорд­ских
гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), 
а затем, по настоянию отца - видного королевского судьи, прошел семилетний курс
юридических наук в специальных школах английских 
легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.
В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя не­милость Генриха 
УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его
назначают помощником шерифа. В этой должности, по
словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех
нуждающихся".
В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов
поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его рас­положением, в 1529
г. принимает высшую должность - лорда-канцлера.
Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить
папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор,
сох­раняя верность своим убеждениям, в 1532 г.
сложил с себя полномо­чия лорда-канцлера.
6 июля 1535 г.  был казнен по обвинению в
государственной измене (отказ от присяги королю как "верховному главе"
английской церкви). Спустя несколько веков, католическая церковь, нужда
ющаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга,
канони­зировала Т. Мора.
     3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"
3.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества
"Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ве­дется от имени 
вымышленного лица 
Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем:
критика современного Мору обцества; описание
государственного строя на острове Утопия, зате­рянного в просторах 
Индийского океана.
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного
войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном
отсутствии забот о тружениках.
"Существует большое число знатных, - пишет он, -
которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей
своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".
Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве -
"огораживанию", приводящему к тому, что "овцы
пожирают людей".
Критика феодального и раннекапиталистического общ
ества фоку­сируется на политике государства. По Мору, европейское об
щество са­мо создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их
повеше­ния. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социаль­ных
контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении
работой безземельных и т. п.
Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно
перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о 
замене смертной казни принудительными работами.
Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в
завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной
несправедливости Мор видит в частной собственности. "Я полность
ю убежден, - говорит Гитлодей, - что
распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять
делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе 
унич-тожив собственность..."
3.2. Идеальный общественный и государственный строй
На острове Утопия нет частной собственности, денежного обра­щения, царит полное
равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд
обязателен для всех. Все граждане осва­ивают какое-нибудь ремесло и поочередно
занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность
на два года. Чтобы не способствовать развитий 
собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обменива
ются домами. Коллективизм воспитывают так­же
совместные трапезы граждан. ^ - Мор Т. Утопия. М.. 
1978, с. 129
Все необходимое для жизни главы се­мей получают с общественных складов..
Однако осталость технической базы вынуждает Мора по
йти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения
неприят­ных работ утопийцы прибега
ют к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими
становятся военнопленные', граждане Уто­пии,
осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь)
.
Политический строй Утопии проникнут принципами демократи
зма и основан на выборности всех должностных лиц - от 
филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30
семействами, до принцепса, который выбирается
всеми филархами из четырех кандидатов, на
званных наро­дом. Принцепс избирается 
пожизненно. Однако он может быть смещен, если
будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные долж
ност­ные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираю
т­ся ежегодно. Ни одно важное дело не 
решается без сената и народного собра­ния. По
всем важным вопросам филархи советуются с главами
семейств. 
Таким образом, представительная система сочетается с элемен­тами
непосредственной демократии.
Главная забота государства - организация произ
водства и рас­пределения. Наряду с этим оно борется с преступностью,
обеспечи­вает охрану страны от агрессии и проводит внешню
ю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает 
утопийцам оказывать вооруженную помощь своим
друзьям во имя защиты справед­ливости. Интернациональная солидарность 
утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта
неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
^-Там же, с. 164.
             4. КРИТИКА "УТОПИИ"             
По мере того как социалистические идеи завоевывали обществен­ное признание,
вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить
два главных направления: одно заклю­чалось в том,
чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том,
чтобы доказать, что этот идеал плох.
Видное место в интерпретации "Утопии" принадлежит
католичес­кой литературе. Причислив Мора к лику
святых из пропагандистских соображений, католическая церковь дол
жна была отмежеваться от со­циализма. Поэтому
идеологи церкви пытаются разными способами вну­шить мысль, что коммунизм не
является убеждением Мора, что смысл "Утопии" всего лиш
ь в абстрактной проповеди братской любви, духа
коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление
критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с
утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков -
опасность утопий, их способность становиться явью и
угроза, которую они несут свободно­му развитию человека. "Утопии могут
осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. 
Бердяев - ...и ныне мы стоим перед лицом проб­лемы. мучительной в совершенно
новом отношении: как мы можем избе­жать их действительной реализации 
?"
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Mop был не только основателе
м школы утопического социализма, но и
родоначальником ее демократического направления, понимаю
щего социализм не просто как рациональную
организацию общества
, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения
общест­венного неравенства и эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле,
что он построил политическую систему 
утопийцев на принципах свобо
ды, равенства и уважения человеческой личности.
Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю 
социализма. Утопические произведения Томаса Нора и другого крупнейшего
филосо­фа-гуманиста - Томмазо 
Кампанеллы (1568-1&39) - послужили
источни­ком для социально-политических учений
социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Ф
урье, Р. Оуэна и
других представителей социа­листической мысли.
     ЛИТЕРАТУРА
1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основы
философии: этапы развития и современные проблемы. История западной
философской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993, 3г8 с.
2. История политических и правовых учений. Средние века и Воз­рождение. М.,
Наука, 1986. 50 с.
3. Hop Т. Утопия. Н.. 1978.