Каталог :: Культурология

Контрольная: Ислам

                             Введение.                             
Третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией является
ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий:
приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной
Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти
поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем
большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население
Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась причиной того,
что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам
приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую
рождение ислама одним из важнейших событий всемирной истории.
                                     [1]                                     
Главная особенность исламской духовной традиции заключается в принципиальной
нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее
абсолютной, «чистой» религиозности.
Исходным и главным положением арабо-мусульманской космологии и космогонии
является положение о том, что Аллах есть создатель мира и человека и все сущее
есть результат проявления Промысла Божьего. От других мировых религий ислам
отличает в этом отношении лишь более жестокое и однозначное постулирование этой
идеи, что нашло отражение в популярной на Востоке поговорке: «Не размышляй: у
него (у мира) есть промыслитель».[2]
В современном понимании ислам – это и религия, и государство по причине
активного вмешательства религии в государственные дела. В переводе с
арабского «ислам» означает покорность, а "мусульманство" (от арабского
"муслим") – предавший себя Аллаху.
                     1. Картина мира в исламе.                     
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем
происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала
освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.
Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было
преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали
в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых
центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог
курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном
камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной
значимости превосходил остальных племенных богов.
По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед,
араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в
священной книге Коране, и передал их людям. Прежде чем прославиться, Мухаммед
поработал пастухом и посредников в торговых делах Богатов вдовы Хадиджы. От
брака с вдовой  у него родилась дочь Фатима, которая стала женой Али, кузена
Мухаммеда.
Путь Мухаммеда к пророчеству был довольно извилист. Бросив торговые дела, он
стал халифом, то есть пророком-проповедником. Постепенно к нему пришел успех.
Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его
воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес
борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и
справедливости в отношении бедных.
Но вместе с успехом он познал и злобу богатых соплеменников, и ему в 622 году
с группой близких последователей пришлось бежать в Медину. Год переселения
стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся
в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров,
совершивших хиджру. Так были завязаны первые узлы исламской культуры.
В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Его смерть обнажила
проблему религии и власти. На пост халифа, заместителя пророка, был выбран
Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал
главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а
затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной
особенностью мусульманской культуры.
Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает
право на власть, а эта святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда.
Вокруг Али сплотилась партия шиитов, который, убив Османа, он стал четвертым
халифом.
Али положил начало имамату. Во главе государственной власти должен стоять
представитель пророка. Только родство с пророком дает духовную власть, а
вместе с ней и право на высший светский пост.
Курейшитский род Омейядов не смирился с поражением. В 661 году Али был убит в
мечети в Куфе. Халифом стал Муавия, основавший династию Омейядов.
Между тем торжество халифата над имаматом принесло свои плоды. Началась
довольно быстрая исламизация покоренных народов. К тому же халифы
экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. При
переходе в ислам христиане Византийской империи и зороастрийцы Ирана платили
в казну халифата только десятину – ушр. А немусульмане были обязаны
выплачивать более тяжелый поземельный налог – хардж и подушную подать –
джизию.
Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была
арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на
захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в
гарем представительниц местного населения.
Исламизация предполагала знакомство с Кораном. Но эта мудрая книга написана
по-арабски и переводить ее запрещалось. Верующим приходилось изучать арабский
и читать Коран в подлиннике. Приобщение к арабскому языку служило
распространению арабо-исламской культуры.
Тем не менее, ее распространение везде протекало по-разному. В Иране арабы
вызывали постоянное раздражение местного населения. На почве этой оппозиции и
получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавляли потомки
дяди пророка Аббаса. Опираясь на народное недовольство, Аббасиды в конце 749
года захватили власть и учредили халифат Аббасидов. Омейяды сохранили власть
только в Испании, где учредили Кордовский эмират.
В центре арабо-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено
мировоззренческое ядро исламского мира.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались
разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Около
650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был
сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена
священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в
нее записи были уничтожены.
Коран разделен на 114 глав - сур. Они расположены без всякого порядка, просто
по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры
мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то
же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия
и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами
"геенной" в будущей жизни всем непослушным.
Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного,
милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ.
Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо
было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед -
посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в
силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждение всесилия Аллаха
вероотступников карали смертью.
В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле
Аллаха. Он же обуславливает саму возможность получения урожая, размножения
скота и так далее. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь
домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть
верны своему Богу, которому нет равных в мире.
[3] Он изображается как существо с чисто человеческими моральными
качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их;
одних любит, других ненавидит. Аллах заранее предназначил одних людей к
праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным
мучениям.
Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В
Коране говорится, что Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с
небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану
заступником помимо Аллаха, тот потерпит явный убыток! Он обещает им и
возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище
– геенна, и не найдут они от нее спасения!»[4]
Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль, Михаиль, Исрафиль и Азраиль,
которые добросовестно выполняют приказания своего хозяина. Говорится в Коране
и о Даджжале. Он согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на
необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед
концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь
спустившийся в это время с четвертого неба Иса ибн Мариам сможет восстановить
чистоту и силу ислама.
Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков.
Он все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного;
знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его
ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в
книге ясной. И он – тот, который успокаивает вас ночью  знает, что вы
добиваетесь днем.. Потом к нему возвращение, потом он сообщит вам, что вы
делали. Он – властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей.
А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы.возвращены будут к
Аллаху».[5]
Еще Адаму, первому человеку, сотворенному Аллахом, «он сказал: «Разве я вам не
говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы
обнаруживаете, и то, что скрываете?»[6] 
Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого.
Верным Аллаху предопределен рай. Коран говорит о верующих, которые «выполняют
завет Аллаха и не нарушают обещания., которые терпели, стремясь к лику своего
господина, и простаивали молитву, и давали из того, чем мы их наделили, и тайно
и явно, и отгоняют добром зло. Для этих – воздаяние жилища – сады вечности.
Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И
ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И
прекрасно воздаяние жилища!»[7]
Но Коран создавался не на пустом месте. Христианская Библия получила
распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть
дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами»
[8], устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели»
[9]. Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для
отражения шайтана. Бог отпустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по
которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение
пятьдесят тысяч лет»[10]. Понятно, что
это даже для культуры VII века выглядит наивно.
Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из
священных преданий - хадисов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники
хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом
и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются
суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
                2. Система мусульманских ценностей.                
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть
только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до
него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам,
Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их.
До человека Аллах сотворил ангелов и джиннов. И только потом вылепил
человеческую модель, которую взялся обсуждать с ангелами. Один из них, как
рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал
своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в
него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» И пали ниц все ангелы, кроме
Иблиса, который возгордился, потому что был создан из огня, а человек – из
глины. Но Аллах проклял падшего ангела.
После Адама Бог создал Хаву, которая стала его женой. Только Иблис совратил
их, сделав путь к радостной жизни невыносимо трудным.
«Знайте, - обращается Коран к мусульманам, - что жизнь в здешнем мире есть
обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание
отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при
дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают. Жизнь в здешнем мире
есть только обманчивое наслаждение»[11].
Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом.
Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в
исламе нет места для личности. Ради спасения людей Аллах не приносил в жертву
своего сына.
Аллах – абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он
постоянно остается чем-то внешним для людей, к которым обращается лишь его
посланник – мессия. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется
учением о конце света.
В сознании мусульманина существует некая «духовная вертикаль», носящая
абсолютный характер. «На этой шкале нет ничего относительного: здесь есть Бог,
и есть сатана, который никогда не сможет обрести привлекательность
лермонтовского Демона или булгаковского Воланда, есть абсолютное добро и
абсолютное зло, есть энергии жизни и есть энергии смерти»
[12]. Однако Бог наделил человека волей и разумом, предоставив возможность
выбора и тем самым испытывая людей.
На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме, которая
символизирует собой общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина,
его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролируются уммой, вне
которой индивид становится изгоем и не может рассчитывать на благочестие и
религиозное спасение.
Отношения мусульман внутри уммы регламентируются Кораном, Сунной и шариатом –
сводом религиозно-этнических предписаний, который был разработан в VII – XII
веках в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и
выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское равенство
предполагает, что все не более чем песчинка по сравнению со всемогущем
Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама –
федаином.
Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем
деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура
практически е признает социальную замкнутость сословий, наследственной
социальное неравенство. «Напротив, религиозно освящен и практически всегда
реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай
открывают двери наверх перед каждым, достойным того»
[13].
Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство
превосходства над неверным. Исламское государство облагало неверных более
высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в
мусульманском государстве как неравный правоверному.
Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв.
Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в
полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая
молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении
воле Аллаха.
Ислам нашел и особую форму оповещения верующих о начале намаза. В час молитвы
раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко,
нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед –
посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней
сна». Стихи повторяются несколько раз, заканчиваясь словами: «Аллах велик!
Нет Бога, кроме Аллаха».
При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий:
молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на
молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека
порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.
Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки
следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками
благословение Аллаху – провести ладонями по лицу, и это считается необходимым
и непреложным ритуалом.
Намаз совершает не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал
верующего азан. Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с
Аллахом: дуа – молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу, маулид –
благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная
молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь –
хутьба.
Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он
соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному
Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни
прикасаться к женщине. Все запреты снимаются на время ночи. Пост предписывает
и нравственную воздержанность. В этом месяце нельзя браниться, врать,
клеветать, оскорблять лиц духовного звания.
Пост прежде всего нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до
наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу – нийа, в
которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и
укрепить его в этом богоугодном деле. Без нее пост недействителен.
Общей молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана – «ночь предопределения»,
когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран.
Также, каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни
хадж, то есть посетить Мекку, священный город ислама. После этого он получает
право на почетный титул «хаджи». В Мекке находится храм Кааба, в котором
хранится Черный камень, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман он
является символом Аллаха.
Совершив ряд ритуальных действий, паломники имеют право вернуться домой в
зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда
символизирует свершение хаджа.
В основу мусульманского образа жизни и мышления входит также пятый элемент –
налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» - очищение. Он не
только символизирует единство уммы и заботу богатых о бедных, но и содержит
оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на
имущество любого состоятельного мусульманина. Ни один мусульманин не обладает
правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную
войну против неверных – джихад, содействовать умме своим имуществом.
            3. Художественные традиции исламского мира.            
Исламская культура богата философскими и художественными традициями.
Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими
внесла весомый вклад в мировую мысль.
Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также он разрабатывал учение об
идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и
человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.
Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор фундаментальных трудов, в которых
систематизировались все современные ему научные знания.
Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Большинство его
трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина
постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но
отнюдь не теологами.
В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные
модели. Основное содержание фалсафы  составляли идеи единства бытия,
безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных
законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана
с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и
утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве
мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.
В философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с
возникновением в IX веке в Аббасидском халифате суфизма – мистико-
аскетического течения внутри ислама.
Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что
божество порождает мироздание путем излияния и что цель человеческой жизни –
в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на
исламскую поэзию и художественную культуру Востока.
Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так
как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое
широкое распространение поэзия. В стихотворной форме автору было гораздо
легче выразить себя через поэтические вольности, полунамеки, нарочито сложные
и туманные образы. Кроме того, стихи, особенно короткие и легкозапоминающиеся
были прекрасным средством распространения вольнодумных идей.
Основная композиционная форма арабской поэзии – знаменитая «касыда» -
сложилась во второй половине VIII века. Это небольшая поэма из 80-10
стихотворных строк – «бейтов». Касыда состоит из нескольких поэтических
частей, различных по жанру и не связанных между собой, но образующих в
сознании слушателя целостную картину. Другая стихотворная форма – «кыта» -
короткое стихотворение из 8-12 строк с единым содержанием. В форме кыт
слагались погребальные плачи, «самовосхваления» и «поношения» во время
поэтических перебранок. В это же время происходит становление и других
жанровых форм – героического эпоса, философских рубаи, возвышенных од,
лирических газелей.
Поэтическое творчество было строжайше канонизировано. Арабо-мусульманский
поэтический канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму –
«кафийю», поэтические тропы и фигуры – «бади». Канонизация дала мощный толчок
развитию искусства мусульманского Востока, сделала его художественно активным
на протяжении многих столетий.
Ограниченная строгими рамками традиционной композиции и жанров, арабская
поэзия развивалась «вглубь», за счет усложнения поэтической техники,
становясь, все более изощренной и утонченной. Поэты увлекаются чисто
формальными задачами: уснащают свои стихи сложными поэтическими фигурами,
многостепенными метаморфозами, изысканной игрой слов, заботясь не только о
звуковом, но и о зрительном эффекте.
Показательно в этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030),
великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шахнаме». В ней он
воспевал иранских царей, но в центре находится эпический герой Рустам, сын
своего народа. Славя человека, Фирдоуси писал:
                  В цепи человек стал последним звеном,                  
                     И лучшее все воплощается в нем.                     
                  Как тополь вознесся он гордой главой,                  
                      Умом одаренный и речью благой.                      
                       Вместилище духа и разума он,                       
     И мир бессловесных ему подчинен.[14]
Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040-1123), ученого, философа и
бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие
Хайяма – это маленькая поэма с философским подтекстом:
                 Много лет размышлял я над жизнью земной.                 
                   Непонятного нет для меня под лунной.                   
                Мне известно, что мне ничего неизвестно! –                
     Вот последняя правда, открытая мной.[15]
Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением
замечательного поэтического движения. Поэзию он сочетал с философией,
суфизмом, музыкой. В его лирике преобладают темы любви и жизни, смерти и
страданий.
Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных
настроений и тоски ожидания встреч с любимой, социальное значений этой поэзии
нельзя переоценивать.
В жизни женщина в мусульманском мире – униженное существо. Мусульманин должен
быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он останется шахидом и идет
прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли
она душой.
Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты
свободна» или «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и
очутиться на улице.
Женщина должна жить только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец,
свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие
женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная
бездетность, как и безбрачие – тяжкий грех.
Тем не менее исламская культура – одно из достижений человечества и
заслуживает уважения и понимания, а исламская поэзия стала достоянием
различных немусульманских народов.
                            Заключение.                            
Подводя итоги, хочется отметить, что ислам никогда не был религией
угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации
арабских племен. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое
представление о власти и политической организации уммы. В силу своей
специфики ислам буквально с момента своего возникновения оказался втянутым в
постоянные политические распри и разногласия.
В предании о ночной поездке пророка Мухаммеда в Иерусалим рассказывается
между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены
три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, - и он выбрал из
них последнюю.
Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам
в самом деле есть здоровье и трезвое молоко: своими общедоступными догматами
и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому
действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества.
     
[1] Галаганова С. Г. Запад и восток. Традиции и современность. М., 1993. С. 158 [2] Там же. С. 163. [3] Горшколепов П. А., Кузьмина А. А. Введение в культурологию. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 198. [4] Коран. М., 1963. 4:120 (Первая цифра указывает суру, а вторая – аят Корана). [5] Коран. 6:58-62. [6] Коран. 2:31 [7] Там же. 13:20-24 [8] Там же. 67:3 [9] Там же. 50:6 [10] Там же. 79:29 [11] Коран. 57:19-20 [12] Галаганова С. Г. Запад и восток. Традиции и современность. М., 1993. С. 163 [13] Васильев Л. С. История Востока. Т. . М., 1993. С. 184 [14] Родник жемчужин. М., 1982. С. 29 [15] Омар Хайям. Душанбе. 1970. С. 3