Каталог :: Культурология

Реферат: Культура Китая

ПЛАН
I.                   ВВЕДЕНИЕ..................................................3
II.                 ПИСЬМЕННООСТЬ..............................................3
III.               ВЫДАЮЩИЕСЯ  ПИСАТЕЛИ  ДРЕВНЕГО  КИТАЯ....................  4
IV.              РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ:
1.      КУЛЬТЫ.................................................................4
2.      КОНФУЦИАНСТВО..........................................................5
3.      ЛЕГИЗМ.................................................................6
4.      КОНФУЦИАНСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  И
ОБРАЗОВАНИЕ................................................................ 7
5.      КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ   КИТАЯ..............................................................  7
6.   ДАОСИЗМ   И  БУДДИЗМ................................................ 8
7.       НЕОКОНФУЦИАНСТВО..................................................9
8.      СЕКСТАНСТВО............................................................9
V.       МАТЕРИАЛЬНАЯ   КУЛЬТУРА:
1.         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ШАН (ИНЬ)...............................10
2.         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЧЖОУ........................................11
3.         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИНЬ  И  ХАНЬ........................11
4.         ПЕРИОД  ЮЖНОЙ  И  СЕВЕРНОЙ  ДИНАСТИИ.........12
5.         ПЕРИОД  ГОСПОДСТВА  ТАН.......................................12
6.         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  СУН............................................13
7.         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  МИН...........................................14
8.         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИН............................................15
V.                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................16
VI.       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА...........................................17
Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и  отличается  не
только  богатством  своих  материальных  и  духовных  ценностей, но  и
огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные  войны, мятежи,
разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура  Китая  не  только
не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру  завоевателей.
В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей
активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла
для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию
ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел
представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая.
Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими,
экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода
и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры. Таких
культурных  эпох  в  истории  Китая  несколько. История  и  культура
древнего  Китая  охватывает  период  от  II  в. до  н.э. – до III в. н.э. В
эту  эпоху  входит  культура  Китая  периода  династии  Шан (Инь)  и
династии  Чжоу, а  также  культура  империи  Цинь  и  Хань. Культура  Китая
III –IX вв.  охватывает  два  исторических  периода: период  Южных  и
Северных  династий  и  период  объединения  Китая  и  создания  танского
государства. Культура  Китая  X –XIV вв. включает  в  себя  период  пяти
династий  и  образования  империи  Сун, а  также  период  монгольских
завоеваний  и  привление  династии  Юань. Культура  Китая  XV – XIX вв. – это
культура  периода  династии  Мин, а  также  период  завоевания  Китая
маньчжурами  и  правления  маньчжурской  династии  Цин.
Обилие  и  разнообразие  керамических  изделий – от  бытовой  посуды  до
жертвенных  сосудов – и  их  техническое  совершенство  свидетельствуют, что
культура  этого  периода  стояла, несомненно, выше  яншанской. К  этому
времени  относятся  и  первые  гадальные   кости, на  которых  имеются
знаки, нанесённые  с  помощью  сверления.
Изобретение  письменности  является  важнейшим  признаком  того, что
общество  вышло  из  периода  варварства  и  вступило  в  эпоху  цивилизации.
Древнейшие  китайские  надписи  дают  возможность  проследить  процесс
возникновения  и  первоначальное  развитие  гиероглифической   письменности.
Развитию  письменности  содействовал  переход  от  письма  на  узких
бамбуковых  дощечках  к  письму  на  шелке, а  затем  и  на  бумаге, впервые
в  мире  изобретённой  китайцами  на  рубеже  нашей  эры, - с  этого  момента
писчий  материал  перестал  лимитировать  объём  письменных  текстов. В
конце  I  века  до  н.э.  была  изобретена  тушь.
Для  передачи  всего  богатства  китайского  языка  применялись  знаки
(иероглифы), фиксирующие  те  или  иные  единицы  языка. Подавляющее
большинство  знаков  представляло  собой  идеограммы – изображения  предметов
или  сочетания  изображений, передающих  более  сложные  понятия. Но  число
применявшихся  иероглифов  было  недостаточно. В китайском  письме  каждое
односложное  слово  должно  было  выражаться  отдельным  иероглифом  и  даже
многочисленные  омофоны - сходно  звучащие  слова-однослоги - в  зависимости
от  их  смысла  изображаются  разными  иероглифами. Теперь  число  знаков
было  пополнено, с  тем  чтобы  учесть  и  более  редкие  понятия, и
доведено  до  18 тыс., знаки  были  строго  классифицированы. Начали
составляться  словари.
Так  были  заложены  предпосылки  для  создания  обширной  письменной
литературы, включающей  не  только  поэзию  и  афоризмы, рассчитанные  и  на
устное  запоминание, но  и  художественную  прозу, прежде  всего
историческую.
Самым  выдающимся  историком-писателем  был  Сыма  Цянь ( около  145 - 86 гг.
до  н.э.) Его  личные  взгляды, сочувствовавшие даосским  настроениям,
расходились  с  ортодоксальными  конфуцианскими, что  не  могло  не
отразиться  на  его  труде. По-видимому, за  это  инакомыслие  историк  попал
в  опалу. В  98  г.  до  н.э.  по  обвинению  в  сочувствии  к  полководцу,
оклеветанному  перед  императором  У -ди, Сыма  Цянь  был  приговорён  к
позорной  каре -  кастрированию; реабилитированный  позднее, он  нашёл  силы
возвратиться  на  служебное  поприще  с  одной  целью -  завершить  труд
своей  жизни. В  91 г. до  н.э. он  закончил  своё  замечательное
произведение   “Исторические  записки” (“Ши  цзи” ) - сводную  историю
Китая, включавшую  также  описание  соседних  народов  от  древнейших
времён. Труд  его  повлиял  не  только  на  всю  последующую  китайскую
историографию,  но  и  на  общее  развитие  литературы
В  Китае  творило  много  поэтов  и  писателей  в  разных  жанрах. В
элегическом  жанре - поэт  Сун  Юй ( 290 - 223 гг. до  н.э. ). Лирика  поэта
Цюй  Юаня ( 340 -278 гг. до  н.э. )  славится  своей  изысканностью  и
глубиной. Ханьским  историком  Бань  Гу ( 32 -92 гг. ) в  этом  жанре  создан
труд  “ История  династии  Хань” и  многие  другие.
Сохранившиеся  литературные  источники, по  большей  части  произведения  так
называемой  классической  литературы  древнего  Китая, позволяют  проследить
процесс  возникновения  и  развития  китайской  религии,  философии,  права
и  возникновение  очень  древних  социально-политических  систем. Этот
процесс  мы  можем  наблюдать  на  протяжении  целого  тысячелетия.
Китайская  религия,  так  же  как  и  религиозные  воззрения  всех  народов
древности, восходит  к  фетишизму, к  другим  формам  культа  природы, культа
предков  и  тотемизма,  тесно  связанного  с  магией.
Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей  мышления
всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.
В  Китае  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское
Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не  Будда. Это
высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и
безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей
невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться. Но  в  системе
китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда
(представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с  буддизмом  из  Индии
в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и
философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке (существует
и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая  Дао  в  виде  Великого
Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому  Брахману.  Однако
именно  Небо,  всегда  было  центральной  категорией  верховной  всеобщности
в  Китае.
Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойствен  и  ещё  один
существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент -
незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.
Все  эти  и  многие  другие  важнейшие  особенности  религиозной  структуры
Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи  Шан-Инь. У
иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они  почитали  и
которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том  числе
человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди  этих
богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное  божество
и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - -тотем. Шанди
воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего
народа.
Смещение  в  культе  Шанди  акцента  в  сторону  его  функций  первопредка
сыграло  в  истории  Китайской  цивилизации  огромную  роль: именно  оно
логически  привело  к  ослаблению  религиозного  начала  и  к  усилению
начала  рационального, проявившегося  в  гипертрофировании  культа  предков,
ставшего  затем  основой  основ  религиозной  системы  Китая.
У  Чжоусцев  было такое  религиозное  представление, как  почитание  Неба.  С
течением  времени  культ  Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил  Шанди  в
главной  функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо  перешло
представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил  с
правителем: чжоуский  ван  стал  считаться  сыном  Неба, и  этот  титул
сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Начиная  с  эпохи  Чжоу
Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего  и
регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём
культу  этого  божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический,
сколько  морально-этический  акцент. Считалось, что  великое  Небо  карает
недостойных  и  вознаграждает  добродетельных.
Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  -
прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого  культа
не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми  человеческими
жертвами.
Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли, тесно
связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и
шаманством.
Все  отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае  сыграли
огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской
цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий
рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал
страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и
умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не
духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога
и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои
административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные
отправления. Все  эти  специфические  особенности, складывавшиеся  в  иньско-
чжоуской  китайской  системе  ценностей  за  тысячелетие, предшествовавшие
эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к  восприятию  тех  принципов  и  норм
жизни, кото-
рые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479  до  н.э.) родился  и  жил  в  эпоху  больших
социалистических  и  политических  потрясений,  когда  чжоуский  Китай
находился  в состоянии  тяжёлого  внутреннего  кризиса. Высокоморальный
Цзюнь-цзы, сконструированный  философом  в  качестве  модели, эталона  для
подражания,  должно  было  обладать  двумя  важнейшими  в  его  представлении
достоинствами: гуманностью  и  чувством  долга. Конфуций  разработал  и  ряд
других  понятий, включая  верность  и  искренность (чжен), благопристойность
и  соблюдение  церемоний  и  обрядов (ли). Следование  всем  этим  принципам
будет  обязанностью  благородного  Цзюнь-цзы. “Благородный  человек”
Конфуция - это  умозрительный  социальный  идеал, назидательный  комплекс
добродетелей. Конфуций  сформулировал  основы  того  социального  идеала,
который  хотел  бы  видеть  в  Поднебесной: «Пусть  отец  будет  отцом, сын -
сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то  есть  пусть  всё  в
этом  мире  хаоса  и  сумятиц  станет  на  свои  места, все  будут  знать
свои  права  и  обязанности  и  делать  то, что  им  положено. И  общество
должно  состоять  из  тех, кто  думает  и  управляет - верхов, и  тех, кто
трудится  и  повинуется - низов.  Такой  социальный  порядок  Конфуций  и
второй  основоположник  конфуцианства  Мэн-цзы (372 - 289  до  н.э. ) считали
вечным  и  неизменным, идущим  от  мудрецов  легендарной  древности.
Одной  из  важных  основ  социального  порядка, по  Конфуцию, было  строгое
повиновение  старшим.  Любой  старший, будь  то  отец, чиновник, наконец,
государь, - это  беспрекословный  авторитет  для  младшего, подчинённого,
подданного. Слепое  повиновение  его  воле, слову,  желанию - это
элементарная  норма  для  младших  и  подчинённых, как  в  рамках
государства  в  целом,  так  и  в  рядах  клана, корпорации  или  семьи.
Успехам  конфуцианства  в  немалой  степени  способствовало  и  то,  что  это
учение  базировалось  на  слегка  изменённых  древних  традициях, на
привычных  нормах  этики  и  культа.  Апеллируя  к  самым  тонким  и
отзывчивым  струнам  души  китайца, конфуцианцы  завоёвывали  его  доверие
тем,  что  выступали  за  милый  его  сердцу  консервативный  традиционализм,
за  возврат  к  «доброму  старому  времени», когда  и  налогов  было  меньше,
и  люди  жили  лучше, и  чиновники  были  справедливее, и  правители
мудрее...
В  условиях  эпохи  Чжаньго  (V – III  вв. до  н.э.), когда  в  Китае
ожесточённо  соперничали  различные  философские  школы, конфуцианство  по
своему  значению  и  влиянию  стояло  на  первом  месте. Но,  несмотря  на
это,  предлагавшиеся  конфуцианцами  методы  управления  страной  тогда  не
получил  признания. Этому  помешали  соперники  конфуцианцев – легисты.
Учение  законников - легистов  резко  отличалось  от  конфуцианского. В
основе  легистской  доктрины  лежал  безусловный  примат  писаного  закона.
Сила  и  авторитет  которого  должен  держаться  на  палочной  дисциплине  и
жестоких  наказаниях. По  легистским  канонам, законы  разрабатывают  мудрецы
– реформаторы, издаёт  их  государь, а  осуществляют  на  практике
специально  отобранные  чиновники  и  министры,  опирающиеся  на  мощный
административно-бюрократический  аппарат. В  учении  легистов, почти  не
апеллировавших  даже  к  Небу, рационализм  был  доведён  до  своей  крайней
формы, порой  переходившей  в  откровенный  цинизм, что  можно  легко
проследить  на  примере  деятельности  ряда  легистов – реформаторов  в
различных  царствах  чжоуского  Китая  в  VII –IV  вв. до  н.э.  Но  не
рационализм  или  отношение  к  Небу  было  основным  в  противостоянии
легизма  конфуцианству.  Важнее  было  то, что  конфуцианство  делало  ставку
на  высокую  мораль  и  другие  традиции,  тогда  как  легизм  выше  всего
ставил  закон,  державшийся  на  строгих  наказаниях  и  требовавший
абсолютного  повиновения  сознательно  оглуплённого  народа. Конфуцианство
ориентировалось  на  прошлое, а  легизм  бросал  этому  прошлому  открытый
вызов, предлагая  в  качестве  альтернативы  крайние  формы  авторитарной
деспотии.
Грубые  методы  легизма  для  правителей  были  более  приемлемыми  и
эффективными, ибо  они  позволяли  твёрже  держать  в  руках
централизованный  контроль  над  частным  собственником, что  имело  огромное
значение  для  усиления  царств  и  успехов  в  их  ожесточённой  борьбе  за
объединение  Китая.
Синтез  конфуцианства  и  легизма  оказался  не  столь уж  сложным  делом.
Во-первых, несмотря  на  многие  различия, легизм  и  конфуцианство  имели
немало  общего: сторонники  обеих  доктрин  мыслили  рационалистически,  для
тех  и  других  государь  был  высшей  инстанцией, министры  и  чиновники –
его  основными  помощниками  в  управлении, а  народ – невежественной
массой, которой  следовало  руководить  должным  образом  для  её  же  блага.
Во-вторых, синтез  этот  был  необходим: введённые  легизмом  методы  и
инструкции ( централизация  администрации  и  фиска, суда, аппарата  власти
и  т.п. ), без  которого  нельзя  было  управлять  империей,  в  интересах
той  же  империи  следовало  сочетать  с  уважением  к  традициям  и
патриархально-клановым  связям. Это  и  было  сделано.
Превращение  конфуцианства  в  официальную  идеологию  явилось  поворотным
пунктом  как  в  истории  этого  учения, так  и  в  истории  Китая.  Если
ранее  конфуцианство, призывая  учиться  у  других,  предполагало  за  каждым
право  самому  размышлять, то  теперь  входила  в  силу  доктрина  абсолютной
святости  и  непреложности  других  канонов  и  мудрецов, каждого  их  слова.
Конфуцианство  сумело  занять  ведущие  позиции  в  китайском  обществе,
приобрести  структурную  прочность  и  идеологически  обосновать  свой
крайний  консерватизм, нашедший  наивысшее  выражение  в  культе  неизменной
формы.
Конфуцианство  воспитывало  и  образовывало.  Начиная  с  эпохи  Хань,
конфуцианцы не  только  держали  в  своих  руках  управление  государством,
но  и  заботи -лись  о  том, чтобы  конфуцианские  нормы  и  ценностные
ориентиры  стали  общепризнанными, превратились  в  символ «истинно
китайского». Это  и  привело  к  тому,  что  каждый  китаец  по  рождению  и
воспитанию  должен  был  прежде  всего  быть  конфуцианцем, то  есть  с
первых  шагов  жизни  китаец  в  быту, обращении  с  людьми, в  исполнении
важнейших  семейных  и  общественных  обрядов  и  ритуалов  действовал  так,
как  это  было  санкционировано  конфуцианскими  традициями. Даже  если  он
со  временем  становится  даосом  или  буддистом, или  даже  христианином,-
всё  равно, пусть  не  в  убеждениях, но  в  поведении, обычаях, манере
мышления, речи  и  во  многом  другом,  часто  подсознательно, он  оставался
конфуцианцем.
Воспитание  начиналось  с  малолетства, с  семьи, с  приученных  к  культу
предков, к  соблюдению  церемониала  и  т.д.. Система  образования  в
средневековом  Китае  была  ориентирована  на  подготовку  знатоков
конфуцианства.
Конфуцианство – регулятор  жизни  Китая. Центализованное  государство,
существовавшее  за  счёт  ренты – налога  с  крестьян, не  поощряло
чрезмерного  развития  частного  землевладения. Коль  скоро  усиление
частного  сектора  переходило  допустимые  границы, это  вело  к
значительному  снижению  доходов  казны  и  расстройству  всей
административной  системы. Возникал  кризис, и  в  этот  момент  начинал
действовать  конфуцианский  тезис  об  ответственности  императоров  и  их
чиновников  за  дурное  управление. Кризис  преодолевался, но  восстание,
которое  его  сопровождало, уничтожало  всё, что  было  достигнуто  частным
сектором. После  кризиса  центральная  власть  в  лице  нового  императора  и
его  окружения  становилась  сильней, а  часть  частного  сектора  начинала
всё  сначала. Конфуцианство  выступало  и  как  регулятор  во
взаимоотношениях  страны  с  Небом, и - от  имени  Неба – с  различными
племенами  и  народами, населявшими  мир. Конфуцианство  поддержало  и
вознесло  созданный  ещё  в  иньско - чжоуское  время  культ  правителя,
императора, «сына  Неба», управляющего  Поднебесной  от  имени  великого
Неба.
Конфуцианство  стало  не  просто  религией, а  также  и  политикой, и
административной  системой, и  верховным  регулятором  экономических  и
социальных  процессов – словом, основой  всего  китайского  образа  жизни,
принципом  организации  китайского  общества, квинтэссенцией  китайской
цивилизации.
В  течение  двух  с  лишним  тысяч  лет  конфуцианство  формировало  умы  и
чувства  китайцев, влияло  на  их  убеждения, психологию, поведение,
мышление, речь, восприятие, на  их  быт  и  уклад  жизни. В  этом  смысле
конфуцианство  не  уступает  ни  одной  из  великих  решений  мира, а  кое  в
чём  и  превосходит  их. Конфуцианство  заметно  окрасило  в  свои  тона  всю
национальную  культуру  Китая,  национальный  характер  населения. Оно
сумело  стать – во  всяком  случае  для  старого Китая – незаменимым.
Большое  распространение  имела  в  древнем  Китае  и  другая  философская
система, принадлежавшая  Лао-цзы, резко  отличавшаяся  от  конфуцианства
своим  ярко  выраженным  умозрительным  характером. Впоследствии  из  этой
философской  системы  выросла  целая  сложная  религия, так  называемый
даосизм, который  просуществовал  в  Китае  свыше  2000 лет.
Даосизм  в  Китае  занимал  скромное  место  в  системе  официальных
религиозно-идеологических  ценностей. Лидерство  конфуцианцев  никогда  им
всерьёз  не  оспаривалось. Однако  в  периоды  кризисных  ситуаций  и
больших  потрясений, когда  централизованная  государственная  администрация
приходила  в  упадок  и  конфуцианство  перестало  быть  эффективным, картина
нередко  менялась.  В  эти  периоды  даосизм  и  буддизм  подчас  выходил  на
передний  план, проявляясь  в  эмоциональных  народных  взрывах, в
эгалитарных  утопических  идеалах  восставших.  И  хотя  даже  в  этих
случаях  даосско - буддийские  идеи  никогда  не  становились  абсолютной
силой, но, напротив, по  мере  разрешения  кризиса  постепенно  уступали
лидирующие  позиции  конфуцианству, значение  бунтарско – эгалитаристских
традиций  в  истории  Китая  не  должно  преуменьшаться. Особенно  если,
принимать  во  внимание, что  в  рамках  даосских  сект  и  тайных  обществ,
эти  идеи  и  настроения  были  живучи, сохранялись  веками, переходя  из
поколения  в  поколение, и  тем  накладывали  свой  отпечаток  на  всю
историю  Китая. Как  известно, они  сыграли  определённую  роль  и  в
революционных  взрывах   XX  века.
Немалое  влияние  оказали  на  китайский  народ  и  его  культуру  буддийская
и  индо – буддийская  философия  и  мифология. Многое  из  этой  философии  и
мифологии, начиная  от  практики  гимнастики  йогов  и  кончая
представлениями  об  аде  и  рае, было  воспринято  в  Китае, причём
рассказы  и  легенды  из  жизни  будд и  святых  причудливо  переплетались  в
рационалистическом  китайском  сознании  с  реальными  историческими
событиями, героями  и  деятелями  прошлого. Буддистская  метафизическая
философия  сыграла  свою  роль  в  становлении  средневековой  китайской
натурфилософии.
С  буддизмом  связано  в  истории Китая  очень  многое, в  том  числе  и,
казалось  бы, специфически  китайское. Буддизм  был  единственной  мирной
религией, получившей  широкое  распространение  в  Китае. Но  специфические
условия  Китая  и  характерные  черты  самого  буддизма  с  его  структурной
рыхлостью  не  позволили  этой  религии, как  и  религиозному  даосизму,
приобрести  преобладающее  идейное  влияние  в  стране. Как  и  религиозный
даосизм, китайский  буддизм  занял  своё  место  в  гигантской  системе
религиозного  синкретизма, которая  сложилась  в  средневековом  Китае  во
главе  с  конфуцианством.
В  истории  и  культуре  средневекового  Китая  огромную  роль  играла
обновлённая  и  модифицированная  форма  древнего  конфуцианства, получившая
название  неоконфуцианство.  В  новых  условиях  централизованной  империи
Сун, для  решения  задач  усиления  административно - бюрократического
начала  необходимо  было  «обновить»  конфуцианство  в  соответствии  с
новыми  социальными  условиями, создать  прочное  теоретическое  обоснование
существующего  строя, выработать  принципы  конфуцианской  «ортодоксии»,
которые  можно  было  бы  противопоставить  буддизму  и  даосизму.
Заслуга  создания  неоконфуцианства  принадлежит  целой  когорте  крупных
китайских  мыслителей. В  первую  очередь  это  Чжоу  Дунь-и  (1017 – 1073
гг.), взгляды  и  теоретические  разработки  которого  заложили  основы
философии  неоконфуцианства. Положив  в  основание  мира  беспредельное  и
обозначив  его  «Великий  Предел»  как  основу, как  путь  космоса, в
движении  которого  рождается  сила  Света (Ян), а  в  покое – космическая
сила  Тьмы (Инь), он  утверждал,  что  от  взаимо – действия  этих  сил
проистекает  рождение  из  первобытного  хаоса  пяти  стихий, пяти  родов
вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а  из  них – множества
вечноизменяющихся  вещей  и  явлений. Основные  принципы  учения  Чжоу  Дунь-
и  были  восприняты  Чжан  Цзаем  и  братьями  Чэн, но  самым  ярким
представителем  философов  сунского  периода  был  Чжу  Си (1130 – 1200 гг.)
именно  он  выступил  как  систематизатор  основных  принципов
неоконфуцианства,  на  долгие  годы  определивший  основные  идеи, характер
и  формы  обновлённого  и  приспособленного  к  условиям  средневековья,
конфуцианского  учения.
Как  отмечают  современные  учёные, неоконфуцианство  было  более
религиозным  и  склонным  к  метафизике,  чем  раннее  конфуцианство,  и
вообще,  средневековая  китайская  философия  характеризовалась  религиозным
уклоном. В  ходе  заимствований  у  буддистов  и  даосистов  различных
сторон  их  учений  была  создана  основа  для  разработки  логического
метода  неоконфуцианства, который  был  возведён  в  ранг  одной  из
важнейших  частей  конфуцианского  канона, смысл  которого  заключался  в
том, что  сущность  знания – в  постижении  вещей.
С  приходом  к  власти  китайской  династии  Мин  императоры  не  выражали
особой  готовности  принять  конфуцианскую  доктрину  в  качестве
единственной  опоры  в  государственном  строительстве. Конфуцианство  было
сведено  на  положение  лишь  одного  из  трёх  учений  о  постижении  Пути
Неба.
Развитие  общественного  сознания  китайцев  в  минский  период  привело  к
возникновению  индивидуалистических  тенденций. Первые  признаки  такого
рода  персоналистических  тенденций  появились  в  самом  начале  минского
времени. У  минских  мыслителей, и  в  первую  очередь, у  Ван  Ян-мина
(1472 – 1529  гг.), мерилом  человеческих  ценностей  стала  не  столько
конфуцианская  социализированная  личность, сколько  личность
персонализированная. Центральным  понятием  философии  Ван  Ян-мина  является
лянчжи (врождённое  знание), наличие  которого  у  каждого  человека  даёт
право  на  достижение  мудрости.
Ярким  своеобразным  последователем  Ван  Ян-мина  был  философ  и  писатель
Ли  Чжи  (1527 – 1602  гг.). Ли  Чжи  акцентировал  внимание  на
индивидуальном  предназначении  человека  и  поиске  им  своего  Пути.
Центральным  понятием  философии  Ли  Чжи  было  тун  синь (детское  сердце),
некоторый  аналог  лянчжи  Ван  Ян-мина. Ли  чжи  резко  расходился  с  Ван
Ян-мином  в  оценке  конфуцианской  концепции  человеческих  отношений,
полагая, что  в  их  основе  лежат  насущные  человеческие  потребности, без
удовлетворения  которых  никакой  морализм  не  имеет  смысла.
Так,  в  результате  сложного  процесса  синтеза  религий, норм  этики  в
позднесредневековом   Китае  возникла  новая  комплексная  система
религиозных  представлений, был  сформирован  гигантский  и  постоянно
обновлявшийся  сводный  пантеон  божеств, духов, бессмертных, патронов –
покровителей  и  т.п.
Всякое  религиозное  движение, представляющее  собой  проявление
человеческих  чаяний, социальных  перемен  и  надежд  на  благой  результат
с  верой  в  высшую  предопределённость  такого  развития  событий,  всегда
тесно  взаимосвязаны  с  конкретными  социально-политическими, культурными  и
прочими  особенностями  региона  или  страны  в  целом. Особую  роль  в
религиозном  движении  в  Китае  играли  народные  секстанские  верования,
доктринальные  принципы, ритуальные  и  организационно-практические  формы
которых  наиболее  полно  сформировались  к  XVII веку. Религиозная
активность  сект  всегда  была  достаточно  широкой  и  многообразной,
сохраняя  при  этом  подчинённость  основным  целям  и  ценностям
вероучения.
В  течение  всей  истории  китайской  культуры  каждая  из  существующих
эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и
разнообразию  ценности.
Многие  черты  материальной  культуры  шан-иньского  периода  указывают  на
её  генетические  связи  с  неолитическими  племенами, населявшими  бассейн
Хуанхэ  в  III в. до  н.э. Немалое  сходство  мы  набдюдаем  в  керамике,
характере  земледелия  и  применения  сельскохозяйственных  орудий. Однако
по  крайней  мере  три  важнейших  достижения  присущи  периоду  Шан-Инь:
употребление  бронзы, возникновение  городов  и  появление  письменности.
Шанское  общество  находилось  на  грани  медно-каменного  и  бронзового
веков. В  так  называемом  Иньском  Китае  происходит  общественное
разделение  труда  на  земледельцев  и  специализированных  ремесленников.
Шанцы  возделывали  зерновые  культуры, выращивали  садово-огороднические
культуры, тутовые  деревья  для  разведения  шелкопряда. Скотоводство  также
играло  значительную  роль  в  жизни  иньцев. Самым  главным  ремесленным
производством  было  бронзолитейное. Существовали  довольно  крупные
ремесленные  мастерские, где  из  бронзы  изготовляли  всю  ритуальную
утварь, предметы  вооружения, детали  колесниц  и  т.д.
В  период  династии  Шан (Инь) получило  развитие  монументальное
строительство  и, в  частности, градостроительство. Города (размером
примерно  в  6  кв.км)  строились  по  определённому  плану, с
монументальными  зданиями  дворцово-храмового  типа, с  ремесленными
кварталами, бронзолитейными  мастерскими.
Эпоха  Шан-Инь  была  сравнительно  недолгой. На  место  иньской
конфедерации  городов-общин  встало  раннегосударственное  объединение  в
пределах  нижнего  и  среднего  течения  Хуанхэ – Западное  Чжоу и  культура
пополняется  новыми  отраслями.
Образцы  древнейших  стихотворных  произведений  дошли  до  нас  в  надписях
на  бронзовых  сосудах  XI – VI вв.до  н.э. Рифмованные  тексты  этого
времени  имеют  определённое  сходство  с  песнями. В  них  был  закреплён
исторический, нравственный, эстетический, религиозный  и  художественный
опыт, приобретённый  за  тысячелетия  предшествующего  развития.
Историческая  проза  этого  периода  представляет  собой  надписи  на
ритуальных  сосудах, которые  рассказывают  о  передаче  земель, военных
походах, наградах  за  победу  и  верную  службу  и  т.д. приблизительно  с
VIII в. до  н.э. при  дворах  ванов  ведётся  регистрация  событий, посланий
и  создаётся  архив. К  V в. до  н.э.  из  кратких  записей  о  событиях  в
разных  царствах  составляются  своды, один  из  которых – летопись  Лу,
дошёл  до  нас  в  составе  конфуцианского  канона.
Кроме  повествований, описывающих  те  или  иные  события,  конфуцианцы
зафиксировали  в  своих  трудах  и  знания  в  области  общественной  жизни,
однако  потребности  повседневной  жизни  вызвали  появление  зачатков
целого  ряда  наук  и  их  дальнейшее  развитие.
Необходимость  счёта  времени  и  составление  календаря  явились  причиной
развития  астрономических  знаний. В  этот  период  вводится  должность
летописцев-историографов, в  обязанности  которых  входило  занятие
астрономией  и  календарным  вычислением.
С  расширением  территории  Китая  росли  познания  и  в  области  географии.
В  результате  экономических  и  культурных  контактов  с  иными
народностями  и  племенами, было  накоплено  много  сведений  и  преданий,
относительно  их  географического  месторасположения, быта, специфических
продуктов, производимых  там, местных  мифов  и  т.д.
В  период  династии  Чжоу  медицина  отделяется  от  шаманства  и
знахарства. Знаменитый  китайский  врач  Бянь Цяо  описал  анатомию,
физиологию, патологию  и  терапию. Он - один  из  первых  врачей,  кто
производил  операции  под  наркозом, используя  для  этого  специальный
напиток.
В  области  военной  науки  значительный  вклад  был  внесён  китайским
теоретиком  и  полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему  приписывают
авторство  трактата  о  военном  искусстве, где  показана  взаимосвязь  войны
и  политики, указаны  факторы, влияющие  на  победу  в  войне,
рассматриваются  стратегия  и  тактика  ведения  боевых  действий.
Среди  многочисленных  научных  направлений  существовала
сельскохозяйственная  школа (нунцзя). В  книгах, посвященных  теории  и
практике  ведения  сельского  зозяйства, собраны  сочинения, где  описываются
методы  и  способы  обработки  почв  и  посевов, хранения  продуктов,
разведения  шелковичного  червя, рыбы  и  съедобных  черепах, ухода  за
деревьями  и  почвами, выращивания  скота  и  т.д.
Период  династии  Чжоу  ознаменован  появлением  многих  памятников
искусства  древнего  Китая. Вслед  за  переходом  к  железным  орудиям,
изменилась  техника  земледелия, вошли  в  обращение  монеты, улучшилась
техника  ирригационных  сооружений  и  градостроительства.
Следом  за  крупными  сдвигами  в  хозяйственной  жизни, развитием  ремёсел,
произошли  заметные  перемены  в  художественном  сознании, возникли  новые
виды  искусства. На  протяжении  всего  периода  Чжоу  активно  развивались
принципы  градостроительства  с  чёткой  планировкой  городов, обнесённых
высокой  глинобитной  стеной  и  разделённых  прямыми, пересекающимися  с
севера  на  юг  и  с  запада  на  восток  улицами, разграничивающими
торговые, жилые  и  дворцовые  кварталы.
Значительное  место  в  этот  период  занимает  прикладное  искусство.
Широкое  распространение  получают  бронзовые  зеркала, инкрустированные
серебром  и  золотом. Бронзовые  сосуды отличаются  нарядностью  и
богатством  орнамента. Они  стали  более  тонкостенными, а  украшались
инкрустацией  драгоценными  камнями  и  цветными  металлами. Появились
художественные  изделия  бытового  назначения: изысканные  подносы  и
посуда, мебель  и  музыкальные  инструменты.
К  периоду  Чжаньго  принадлежит  первая  картина  на  шёлке. В  родовых
храмах  наличествовали  настенные  фрески, изображавшие  небо, землю, горы,
реки, божеств  и  чудовищ.
Одной  из  примечательных  черт  традиционной  цивилизации  древнекитайской
империи   становится  культ  образования  и  грамотности. Было  положено
начало  официальной  системе  образования.
В  начале  II века  появляется  первый  толковый  словарь, а  позднее
специальный  этимологический  словарь.
Значительными  были  и  научные  достижения  в  Китае  этой  эпохи.
Составленный  во  II в.  до  н.э.  трактат  содержит  сжатое  изложение
основных  положений  математических  знаний. В  этом  трактате  зафиксированы
правила  действий  с  дробями, пропорции  и  прогрессии, применение  подобия
прямоугольных  треугольников, решение  системы  линейных  уравнений  и
многое  другое. Особых  успехов  добилась  астрономическая  наука. Так,
например, текст, датируемый  168 г. до н.э., указывает  движение  пяти
планет. В  I в. н.э. был  создан  глобус, воспроизводивший  движения
небесных  тел, а  так  же  прототип  сейсмографа. Важным  достижением  этого
периода  является  изобретение  прибора, названного  «указателем  юга»,
который  применялся  как  мореходный  компас.
Ярким  примером  соединения  теории  и  практики  является  история
китайской  медицины. Лекари  применяли  большое  число  препаратов  из  трав
и  минералов. Лекарства  нередко  включали  в  себя  до  десяти  и  более
ингредиентов, а  их  применение  очень  строго  дозировалось.
Имперский  период  истории  древнего  Китая  характеризуется  появлением
нового  жанра  исторических  сочинений,  развитием  жанра  прозо-поэтических
произведений  «фу», которые  получили  название  «ханьские  оды». Литература
отдаёт  дань  чувственной  и  сказочной  тематике, получают  распространение
книги  легенд  с  фантастическими  описаниями.
Во  время  правления  У-ди  при  дворе  была  учреждена  Музыкальная  палата
(Юэ  фу), где  собирались  и  обрабатывались  народные  мелодии  и  песни.
Значительное  место  в  культуре  древнекитайской  империи  занимает
архитектура, скульптура  и  живопись. В  столицах   возводились  дворцовые
комплексы. Создаются  многочисленные  комплексы  гробниц  знати. Получает
развитие  портретная  живопись. Портретными  фресками  украшались  дворцовые
помещения.
В  период  Южных  и  Северных  династий  ведётся  активное  строительство
новых  городов. С  III  по  VI вв.  в  Китае  построено  более  400  новых
городов. Впервые  стала  применяться  симметричная  планировка  городской
застройки. Создаются  грандиозные  храмовые  ансамбли, скальные  монастыри,
башни – пагоды. Используются  как  дерево, так  и  кирпич.
К  V  веку  появились  статуи  в  виде  огромных  фигур. В  грандиозных
статуях  мы  видим  динамику  тел  и  мимику  лиц.
В  V – VI вв.  среди  разнообразных  художественных  изделий  значительное
место  занимает  керамика, которые  по  своему  составу  становятся  очень
близки  к  фарфору. В  этот  период  получает  широкое  распространение
покрытие  керамических  сосудов  глазурью  бледно-зелёного  и  оливкового
цвета.
Картины  IV –VI  вв.  приобретают  форму  вертикальных  и  горизонтальных
свитков. Они  писались  тушью  и  минеральными  красками  на  шелковых
полотнищах  и  сопровождались  каллиграфическими  надписями.
Литературное  творчество  III – IV вв. переживало  бурный  подъём. Можно
встретить  придворную  литературу, насыщенную  фольклором; устную
поэтическую, которая  в  своей  основе  почти  всегда  имела  реальные
события. К  этому  периоду  относится  развитие  нового  поэтического  жанра
«ши» -  стихов  песенного  типа, в  основе  которых  лежат  народные
мелодии. Распространение  имеют  клериканская, конфуцианская  житийная  и
буддийская  литература.
Период  объединения  Китая  и  создания  Танского  государства
характеризуется  мощным  пафосом  созидания. Небывалый  размах  строительных
работ  был  присущ  градоустройству.
Столицы  превращаются в  крупнейшие  ремесленные, торговые  и  культурные
центры, где  основное  ядро  составляли  кварталы  грандиозного  дворцового
комплекса, состоявшего  из  Императорского  города  и  Запретного  города. Из
сохранившихся  до  наших  дней  остатков  дворцов  видно, что  в  архитектуре
того  времени  наблюдалась  тяга  к  монументальным  формам  и  дворцы  стали
многоэтажными. Появились  террасы, галереи  и  мосты, которые  связывали
здание  с  парками. Черепичные  крыши  всё  чаще  становятся  двухярусными.
Прекрасным  дополнением  являются  монастырские  сооружения, которые
приобретают  особую  парадность.
Объединение  страны, её  подъём, а  также  могущество  буддийской  церкви
способствовали  расцвету  китайской  пластики. В  скульптурных  изображениях
появляется  большая  плавность  форм  и  одухотворённость  образов,
трёхмерность  изображения.
Расцвет  творческих  сил  народа  особенно  ярко  проявился  в  живописи
танского  периода.  В  её  произведениях  ярко  проявилась  любовь  к  своей
стране  и  её  богатой  природе. Работы  выполнялись  на  шёлке  или  бумаге
в  виде  свитков. Прозрачные  и  плотные  краски, напоминающие  акварель  и
гуашь, были  минерального  или  растительного  происхождения.
Танский  период, ставший  временем  расцвета  страны  и  золотым  веком
китайской  поэзии, подарил  Китаю  подлинных  гениев, среди  которых  Ван
Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они  являлись  не  только  поэтами  своего  времени, но  и
провозвестниками  новой  эпохи, ибо  в  их  произведениях  уже  заложены  те
новые  явления, которые  в  дальнейшем  станут  характерными  для  целого
ряда  писателей  и  обусловят  взлёт  духовной  жизни  страны. Проза  VII –
IX вв. продолжала  традиции  предшествующего  периода, представляющего  собой
сборники  побасенок, анекдотов. Эти  произведения  получают  своё  развитие
в  виде  авторских  новелл и  имеют  форму  писем, докладных  записок, притч
и  предисловий. Отдельные  сюжеты  новелл  впоследствии  легли  в  основу
популярных  драм.
В  сунский  период  Китай  вновь  становится  одним  из  передовых
государств  своего  времени. Наблюдается  значительный  подъём  в  развитии
ремесла  и  торговли, что  сопровождается  ростом  городов, зодчество
занимает  ведущие  позиции  в  строительстве. Китайские  мастера  возводят
дворцы  как  в  своей  стране, так  и  зарубежом. Разнообразнее  стали  типы
сооружений  городов, используются  новые  материалы  и  приёмы  возведения
строений, становятся  всё  более  изящными, с  высокохудожественной
декоративной  отделкой  деревянных  конструкций, фасадов  и  интерьеров.
В  X  веке  на  юге  страны  появляются  пагоды, украшенные  скульптурными
мотивами  в  виде  группы  фигур  божеств.
В  период  XII – XIII вв. зодчество  становится  пейзажным, что  выразилось
в  развитии  особого  вида  искусства – ландшафтных  садов, воплощавших  в
себе  всё  наиболее  типическое  и  ценное, что  можно  было  увидеть  в
самой  живой  природе.
Пластика  сунского  периода  намного  бледнее  и  менее  возвышенная.
Скульптуры  X – XIII вв. теряют  свою  монументальность, в  них  всё  чаще
просматриваются  черты  декоративности, манерности  и  даже  лиризма.
С  началом  книгопечатания  в  Китае  (X в.) происходит  значительный  скачок
в  развитии  литературы  и  научных  знаний. Публикуется  множество  работ
по  различным  областям  истории, археологии, отражающих  большой  интерес
китайцев  к  своему  прошлому. Широкое  распространение  книгопечатания
способствует  письменному  закреплению  произведений  народного  творчества.
Особого  развития  в  сунский  период  достигает  литературный  жанр
«Цы»,стихи  которого  стоят  в  одном  ряду  с  лучшими  произведениями
танского  периода. Литераторы  этого  периода  писали  классические  стихи
«ши»  и  «цы»,идущие  от  народной  песни,  оды – философскую  ритмическую
прозу, традиционные  стихи, ри сующие  картины  природы, патриотические
мотивы. В  этот  период  формируются  сборники  типа  эссе, содержащие
рассказы, новеллы, автобиографические  эпизоды, анекдоты. В  средневековой
прозе  Китая, начиная  с  IX века  и  вплоть  до  XIX века  пользовались
огромной  популярностью  лаконичные  изречения – цзацзуань, отличающиеся
оригинальной  литературной  формой.
Отличительной  чертой  культуры  является  усиление  демократических
тенденций, расцвет  художественного  творчества, рассчитанного  на  массовую
аудиторию  и  представляющего  собой  городскую  повесть, бытовую  музыку,
театрализованные, песенно-танцевальные  и  фарсовые  представления.
Приобретает  широчайшее  распространение  драматургический  жанр, где
прозаический  монолог  или  диалог  чередуются  со  стихотворными  ариями.
Период  Сун  является  яркой  страницей  в  истории  китайской  живописи. В
ней  на  протяжении  X – XI вв. происходят  значительные  перемены. Природа
в  произведениях  художников  всё  более  героизируется, в  ней  воплощается
образ  всего  мироздания. Живописцы  этого  периода  вырабатывают  новые
взгляды  на  пространственное  построение  пейзажных  картин-свитков, их
композицию  и  тональность. В  картинах  исчезает  многолюдность, появляется
монохромная  гамма  чёрной  туши.
В  тесном  соприкосновении  с  живописью  развивалось  и  прикладное
искусство.  В  период  Сун  создаются  великолепные  шелковые  ткани «кэсы»,
на  которых  воспроизводились  рисунки  известнейших  мастеров  живописи.
Расцвет  керамики  стал  результатом  творческого  поиска  многих  керамистов
Китая. При  определённых  успехах  в  области  производства  фарфора, главным
достижением  являются  изделия  из пластической  глины. Особой  красотой  и
изысканностью  отличаются  изделия  из  камня  и  лака, а  также  бронзовые
сосуды, украшенные  инкрустацией  из  золота  и  серебра  с  рельефными
изображениями  цветов, рыб  и  птиц.
Художественные  изделия  Китая  в  юаньский  период  отличаются  высоким
мастерством  и  качеством  исполнения. Керамические  изделия, изделия  из
ткани,  эмали, лака  в  XIII – XIV  вв. в  большом  количестве  вывозились
за  пределы  Китая  в  страны  Ближнего  Востока  и  Европу, где  их  очень
высоко  ценили.
Победа  над  иноземными  захватчиками  и  установление  власти  династии  Мин
способствовали  общему  подъёму  творческих  сил  народа, что  нашло
отражение  в  развёрнутом  городском  строительстве, а  также  в  развитии
торговли  и  ремёсел. Непрекращающиеся  набеги  кочевников  на  севере
страны  вынуждают  правителей  заботиться  об  укреплении  Великой  Китайской
стены.  Её  достраивают  и  облицовывают  камнем  и  кирпичом.  Сооружается
ряд  дворцовых  и  храмовых  ансамблей, усадеб, а  также  садово-парковых
комплексов. И, хотя  в  строительстве  по-прежнему  основным  материалом
является  дерево, в  дворцовом, храмовом, крепостном  зодчестве  всё  шире
стали  применяться  кирпич  и  камень  с  активным  использованием  в
красочном  оформлении  сооружений  их  фактуры  и  цвета.
Китайская  монументальная  скульптура  в  минский  период, несмотря  на
общий  упадок, сохраняет  своё  реалистическое  начало. Даже  в  буддийских
деревянных  статуях  этого  времени  просматриваются  жизненность  трактовки
фигур  и  огромное  богатство  художественных  приёмов. В  мастерских
изготовлялись  прекрасные  статуэтки  и  фигуры  животных  из  дерева,
бамбука, камня. Мелкая  пластика  поражает  высоким  мастерством  и  глубиной
проникновения  в  образы.
Литература  периода  Мин – это, прежде  всего, романы, повести. Одной  из
наиболее  стойких  литературных  китайских  традиций  была  афористическая
словесность, корни  которой  уходят  к  изречениям  Конфуция.
В  период  династии Мин, особенно, начиная  с  XVI  столетия, китайский
театр  привлекал  к  себе  всё  большее  внимание  литераторов  и  знатоков
искусства. Театр  знаменовал  собой  появление  новой  театральной  формы,
сочетающей  в  себе  высокую  драматургию  с  совершенным  музыкальным,
сценическим  и  актёрским  искусством.
Искусство  минского  периода  стремилось  прежде  всего  к  сохранению
традиций  танского  и  сунского  времён. Именно  в  этот  период  зарождается
повествовательный  жанр. По-прежнему  значительное  место  в  живописи  этого
периода  занимают  произведения  пейзажной  живописи  и  живописи  «Цветов  и
птиц».
Значительное  место  в  художественной  культуре  Китая  занимали  различные
виды  декоративно-прикладного  искусства. Одним  из  главных  его  видов
становятся  изделия  из  фарфора,  которые  выдвинуты  на  первое  место  в
мире.
Начиная  с  периода  Мин  широкое  распространение  получает  техника
перего- родчатых  и  расписных  эмалей. Изготовлялись  многофигурные
рельефные  компо- зиции  из  красного  резного  лака. Можно  было  увидеть
вышитые  картины,  выполненные  цветной  гладью.
Архитектура  цинского  периода  приобретает  свои  характерные  черты,
выраженные  в  стремлении  к  пышности  форм, обилию  декоративного
убранства. Двор- цовые  здания  приобретают  новые  черты  в  связи  с
дробностью  орнаментальных  деталей  и  яркой  полихромностью  своей
отделки. Для  орнаментации  зданий  применялись  различные  материалы, это  и
камень, и  дерево, и  глазурованные  многоцветные  керамические  плиты.
Значительное  внимание  уделяется  сооружению  парковых  ансамблей. XVIII –
XIX  вв.  характеризуются  интенсивным  строительством  загородных
резиденций, пышность,  нарядность  и  богатство  архитектурных  форм  которых
говорят  о  вкусах  того  времени  и  богатстве  их  обитателей. В
оформлении  их  применялись  не  только  яркие  краски  и  позолота, но  и
фарфор  и  металл.
Традиции  народного  творчества  с  его  оптимизмом  и  стремлением  к
передаче  реальных  образов  нашли  своё  наибольшее  выражение  в
скульптуре. В  работах  безызвестных  мастеров-резчиков  из  слоновой  кости,
дерева, корня  и  бамбука  можно  встретить  образы  простых  людей –
пастухов, охотников, стариков, скрытые  под  обликом  божеств.
В  цинский  период  в  классической  прозе  и  поэзии  появляются  довольно
видные  мастера. В  области  повествовательной  литературы  выделяется  жанр
новеллы.   В  1701 –1754 гг.  закладываются  основы  сатирического  эпоса. В
XVIII – XIX  вв.  по-прежнему  пользовались  большой  популярностью
изречения  китайских  писате- лей  цзацзуань.
Театральное  искусство  в  цинский  период  претерпевает  значительные
измене –ния. Во  второй  половине  XVII веке  новая  маньчжурская  династия
сделала  куньцюй  придворным  театром. Развитие  театрального  жанра  куньцюй
внесло  немало  изменений  в  вокальную  технику. Арии  стали  исполняться  в
более  живом  темпе, позволяя  координировать  пение, слово  и  сценическое
движение. Около  середины  XIX века  музыкально-драматический  театр  всё
более  приобретает  черты  национального  театра  классической  драмы.
В  живописи  XVII – XIX  вв. значительное  место  занимает  копирование
лучших  произведений  прошлого. Создаются  декоративные  панно, написанные
краска - ми  на  шёлковой  ткани. Другое  направление  в  живописи  конца
XVII –начала   XVIII века  представляют  работы  авторов, знакомых  с
европейской  гравюрой  и     линейной  перспективой. Продолжает  своё
существование  и  жанр  повествователь –      ной живописи.
Особое  место  в  культуре  Китая  цинского  периода  занимает  декоративно-
прикладное  искусство.  Китайские  керамисты  достигают  новых  успехов  в
произ-  водстве  художественного  фарфора, который  украшается  росписью
блестящими  прозрачными  эмалевыми  красками. Для  украшения  дворцовых
ансамблей, особенно  их  интерьера,  европейские  архитекторы  и  художники
используют  китайские  вышивки, фарфор, изделия  из  лака  и  эмали.
Китайские  народные  мастера  создавали  самые  разнообразные  изделия  при -
кладного  искусства. Мастера-резчики, несмотря  на  трудности  работы  с
твёрдыми  породами  камня, вырезают  из  нефрита, розового  кварца, горного
хрусталя, слоновой  кости   различные  принадлежности.
Близкой  к  живописи  по  своему  характеру  и  своеобразной  по  форме  была
в   XVII – XIX  вв. китайская  вышивка. Прекрасны  созданные  китайскими
мастерами  декоративные  панно, а  украшение  одежды  вышивкой  всегда
являлась  непремен -ным  элементом.  Помимо  вышивок  и  тканей  широкое
применение  в  этот  период  получили  ковры.
Китайская  культура  всех  времён  развивалась  в  условиях  различных
противоречий  внутри  страны, установления  господства  и  закабаления  Китая
капиталистическими  государствами. Но  даже  в  таких  условиях  развитие
культуры  получает  дальнейшее  развитие.
Сохранившиеся  материальные  и  литературные  источники  позволяют
проследить  процесс  развития  китайских  религиозно-философских  взглядов,
возникновение  социально-политических  систем. Мы  видим,  как  развиваются
градостроительство, архитектура, пластическое  искусство; создаются
сокровищницы  поэзии  и  прозы; возникают  значительные  произведения
изобразительного  искусства, в  том  числе  и  портретная  живопись;
образуется  общенациональная  форма  театра, а  позднее  и  музыкальная
драма. А  красота  китайского  фарфора, вышивок, расписных  эмалей, резных
изделий  из  камня, дерева, слоновой  кости  по  своему  изяществу  и
художественной  ценности  претендуют  на  одно  из  ведущих  мест  среди
подобных  изделий  в  мире. Значительными  были  и  естественно - научные
достижения  в  области  образования, астрономии, магнетизма, медицины,
книгопечатания  и  т.д. Достигнуты  успехи  в  экономическом  развитии,
расширении  внешних  сношений.
Культура  Китая  оказала  большое  влияние  сначала  на  развитие  культуры
многочисленных  соседних  народов, населявших  обширные  территории
позднейших  Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи  и  Японии. Позднее  на
большое  число  ведущих  держав  средневекового  мира. Значительную  лепту
китайская  культура  внесла  и  в  развитие  мировой  культуры. Её
самобытность, высокая  художественная  и  нравственная  ценность  говорят  о
творческой  одарённсти  и  глубоких  корнях  китайского  народа.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ    ЛИТЕРАТУРА:
АВДИЕВ  В. И.
«ИСТОРИЯ   ДРЕВНЕГО   ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1953 г.
ВАСИЛЬЕВ  Л. С.
«ИСТОРИЯ   РЕЛИГИИ    ВОСТОКА» -
МОСКВА,  1983 г.
ГОГОЛЕВ  К. Н..
«МИРОВАЯ   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ   ЛИТЕРАТУРА»-
МОСКВА,1997 г.
ПОД   РЕД.   ДЬЯКОНОВА   И  ДР.
«ИСТОРИЯ  ДРЕВНЕГО  МИРА» -
КН. II  «РАСЦВЕТ  ДРЕВНЕГО  ОБЩЕСТВА» -
СТАТЬЯ   СТЕПУГИНА  Т.  В.
«ИДЕОЛОГИЯ  И  КУЛЬТУРА  КИТАЯ  ПЕРИОДА  РАСЦВЕ-
ТА    РАБОВЛАДЕНИЯ»
МОСКВА, 1982 г.