Каталог :: Культурология

Статья: Рецензия на балет-феерию Спящая красавица

                                                                    Мульцын К.А.
                                                                     ПМ-92, НГТУ
Рецензия на балет-феерию по сказке Ш. Перро «Спящая красавица»
Премьера этого балета состоялась больше века назад в Петербурге. Под
руководством И.А. Всеволожского знаменитый балетмейстер Мариус Петипа и
знаменитый русский композитор П.И. Чайковский создали уникальную постановку.
Ни в одном из произведений Чайковского нет такой силы света, вся сказка
склоняет к гармонии – хотя в ней и присутствует злая сила – но мрачные
моменты тонут в потоке светлых мелодий. Хореография балета в постановке
Петипа настолько впечатляюща по своей сложности и классической точности,
насколько потрясающе ее великолепное исполнение лучшими танцорами
Новосибирского театра Оперы и Балета. «В танце торжествует вертикаль, как
тяготение ввысь, прямой корпус, вытянутая как стрела нога балерины» – гласит
афиша. И вот, спустя более чем сто лет, нынешняя постановка с хореографией
Петипа в редакции К. Сергеева.
. Итак, во дворце короля Флорестана торжество по случаю рождения его дочери.
Звучит спокойная тихая музыка. Добрые феи благословляют дитя изумительными по
красоте и точности танцами, совершенно разными по характеру. Нежный,
убаюкивающий танец феи Кандид сменяется бурным, страстным танцем Флер-де-
Фарин, которая уступает мягкой фее Крошке. Затем весеннее щебетание Канарейки
и – как апогей – энергичная вариация Виолант.
Неожиданно в этот мир врывается злая сила. Тяжелая и зловещая музыка
наполняет зал. Появляется злая фея Карабосс (в великолепном исполнении Игоря
Ядыкина). Выясняется, что ее забыли пригласить на торжество, виноватым тут же
признается главный церемониймейстер. Впрочем, это не успокаивает злую фею, и
она начинает творить свое предсказание: в день своего двадцатилетия принцесса
уколет палец о веретено и умрет. Испуганные родители умоляют ее изменить свое
предсказание, но фея, раззадоренная только смеется. Другие феи просят ее
образумиться – напрасно. В это время зловещая музыка мало-помалу сменяется
спокойной, ровной и уверенной мелодией. В праздничный зал проникают один за
одним лучи света и появляется фея Сирени. Она еще не принесла свой дар
маленькой Авроре. И она успокаивает царственную чету: принцесса не умрет, а
всего лишь заснет. Карабосс пытается помешать, но не может: легкими и
уверенными движениями Сирени дает отпор наступающей фее, и она вынуждена
уйти. В зал возвращается спокойная и мягкая атмосфера. Король прощает
церемониймейстера и, символически бросив на пол прялки, запрещает прясть в
окрестностях дворца.
И вот наступил двадцатый день рождения принцессы. Вовсю идут приготовления к
празднику. Появляются четыре принца – претенденты на руку и сердце принцессы.
Но сердце принцессы пока молчит. Она из вежливости танцует с принцами, но
часто убегает от них к родителям, как бы давая понять, что они ее не
интересуют. Принцы даже соперничают между собой, но тщетно – принцесса
танцует танец молодости и уделяет каждому ровно одинаковое количество
внимания. В этот момент в толпе появляется Карабосс и преподносит принцессе
букет цветов. Из букета зловеще выглядывает острый кончик веретена. Принцесса
радостно принимает подарок, кружится по залу, изящно поводя цветами. Родители
замечают опасность, но уже поздно – принцесса заинтересовалась незнакомым
предметом в букете, и вот – роковой укол. Музыка набирает темп, становится
все тревожнее и, достигнув апогея, обрывается – принцесса медленно опускается
на пол. Карабосс торжествует, родители плачут, придворные в ужасе, но
появляется фея Сирени, успокаивает присутствующих и погружает все царство в
сон на целых сто лет, до появления героя.
Через сто лет в некоем лесу идет охота. Принц Дезире демонстрирует силу и
мужество. Но вот он пожелал остаться один, свита удалилась, и неожиданно его
окружают лесные феи во главе с Сирени. Та вызывает призрак Авроры и она в
своем изяществе производит на принца неизгладимое впечатление. Завороженный,
он нежно касается ее, следит за каждым ее движением. Дезире пытается
следовать за ней, но лесные феи мешают ему, и, в конце концов, Аврора
исчезает. Сирени спрашивает, готов ли он следовать за ней. Они садятся в
лодку, их обволакивает туман, и они плывут в спящий город. Там их встречает
Карабосс. Принц бьется с ней и ее слугами, и победив их, целует спящую
красавицу. Она просыпается, а вместе с ней и все царство. Возникает
впечатление, что на лесной поляне принц видел не просто призрак – принцесса
узнает его, и они уже неразлучны. Король благословляет влюбленных и объявляет
о скорой свадьбе. Далее следует пир, на котором присутствуют персонажи
всеразличных сказок.
Представление завораживающе красиво. Великолепные костюмы, платья, декорации
– все это создает неповторимое ощущение праздника. Кроме того, игра актеров
настолько тонка, что уже без труда вспоминаешь все, что было написано в
программке, без труда узнаешь того или иного персонажа. А ведь это так трудно
– выразить все одними движениями – без слов. Здесь необходим и незаурядный
актерский талант, и великолепное владение своим телом. Такое представление
способно доставить массу удовольствия благодарной публике (которая долго и
упорно не желала отпускать со сцены главных героев, удерживая их
аплодисментами).