Каталог :: Культурология

Реферат: Романтизм XIX века

Романтизм
,в XIX веке

This book printed by Kovchegine Igor. Igor Print Co ®. All rights reserved.

РОМАНТИЗМ.

Содержание:

РОМАНТИЗМ. 2 Содержание: 3 Введение. 3 Литература. 6 Германия. 7 Англия. 7 Франция. 8 Италия. 8 Венгрия. 8 Польша. 9 Чехия. 9 США. 9 Россия. 9 Изобразительные искусства. 10 Германия. 11 Англия. 12 Бельгия, Италия и Восточная Европа. 12 Россия. 13 Музыка. 13 Театр. 16

Введение

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обо­значается обычно идейное и художественное движе­ние, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской бур­жуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочаро­ванием широких общественных слоев в результа­тах этой революции и всего капиталистического прогрес­са в целом. В идейной программе Романтизма нашли выра­жение понимание ограниченности буржуазных про­светительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость обще­ственными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование ка­рикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивили­зации с её господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных масс, обличение мещански косных и ограниченных сто­рон буржуазной духовной культуры и быта состав­ляют характерную черту Романтизма в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безуслов­ность исторического прогресса, романтики столь же односторонне видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистического развития. Разоб­лачение уродства и прозы буржуазной действи­тельности, стремление к цельности развития чело­веческой личности и гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в усло­виях того времени иллюзорный, утопический характер. В различной направленности этих исканий раскры­вается глубокая неоднородность романтического движе­ния. Если прогрессивная часть романтиков обраща­лась в своих утопиях к будущему, возлагая надежды на переустройство общественного порядка, то пред­ставители консервативных групп в Романтизме идеализиро­вали добуржуазное, средневековое прошлое, которому придавалась видимость патриархальной идиллии. Идеализация средневековья характерна для Романтизма в экономической науке (виднейший представитель – швей­царский экономист Ж. Сисмонди,), для ряда течений исторической. и эстетической мысли (напр., для англ. историка Т. Карлейля и его последователей – Дж. Рескина и пре­рафаэлитов, пытавшихся даже практически возро­дить «свободное и творческое» средневековое руч­ное ремесло). Смутность, иллюзорность романтических идеалов обусловливали сентиментальный характер романтической критики капитализма. Романтика, – писал В. И. Ленин, противопоставляя научную кри­тику капитализма романтической, – вовсе не интере­сует изучение действительного процесса и выясне­ние его; ему нужна лишь мораль против этого процесса». Противоречия Романтизма. находились в историч. соответствии с идеологией широких обще­ственных движений 1-й половины 19 в. Огромное влияние на формирование Романтизма оказали национально-освободительные войны против наполеоновской Франции, которые «носили двойственный характер: возрождения и реакции в одно и то же время» (Маркс К.). Эта двойственность наклады­вала печать и на романтическую идеологию этого перио­да, в которой подлинный пафос освободительной борьбы сочетался во многих случаях с поэтизацией «иллюзий прошлого». Дальнейшее углубление про­тиворечий внутри Романтизма в значительной мере находит объяснение в исторической незрелости революцион­но-освободительной борьбы до 1848 и её идейной программы, в частности идей утопического социа­лизма, программы декабристов в России и др. Но именно в силу своей глубокой связи с освободитель­ными движениями романтическое искусство в его выс­ших достижениях было проникнуто воодушевлением борьбы за свободу и независимость народов, за на­родные интересы. Широкая постановка вопросов народности – одна из основных исторических заслуг Романтизма. В борьбе против рационалистической отвлечённости эстетики дворян­ских академий, против канонизированной полити­ческой, этической и эстетической теории идеологов фео­дальной монархии передовые романтики опирались на опыт таких представителей просветительства, как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гердер, А. Н. Радищев, на творчество молодых И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Ро­мантики не только теоретически ставили вопросы народности, провели большую работу по изучению народного языка, собиранию и публикации образ­цов народного творчества, но и использовали широ­ко национальные народные традиции в своём искус­стве. Они критиковали капитализм за его антина­родность, в частности за уничтожение своеобраз­ных народных форм культуры и быта. Вместе с тем они уделяли большое внимание критике подавления личности, попирания её прав при капитализме. Утверждение самостоятельной ценности человека и его духовного мира, борьба за свободу лично­сти занимали важное место в программе романтиков. С этой программой, имевшей как положи­тельные, так и негативные стороны (индивидуалистические тенденции, противопоставление личности обществу у ряда романтиков) связана и борьба Романтизма за свободу творчества. В области литературы и искусства Романтизм дал наи­более значительные результаты, хотя и в этой об­ласти противоречия Романтизма сказались со всей остротой. Романтики объявили беспощадную борьбу омерт­вевшим рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества, ро­мантики стремились к яркому национальному и инди­видуальному своеобразию, к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих чувств. Вместе с тем в искусстве романтиков часто сказывалось одностороннее отрицание современного общества, противопоставление прозаической бур­жуазной действительности субъективной поэтической сво­боды человеческого духа. Изображение общественных противоречий в романтическом искусстве обычно приобре­тало характер контрастного противопоставления лич­ности героя с его миром сильных чувств и идеальных порывов убогой и враждебной окружающей действи­тельности. Отсюда вытекали характерные для Романтизма мотивы трагического разлада с жизнью, иронии и горь­кой насмешки над несоответствием мечты и реаль­ности, восхищение стихийной жизнью природы, в которой находят отзвук переживания героя, тяга к отдалённым странам и эпохам, к далёкому от со­временной цивилизации укладу жизни. Творческий метод романтиков характеризуется тяготением к изображению исключительных характеров и обстоя­тельств, к выражению субъективного мира человече­ских чувств и фантазии, к идеалам, зачастую смут­ным и неясным. По определению В. Г. Белинского, сфера Романтизма – вся та «почва души и сердца, откуда поды­маются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворе­ние в идеалах, творимых фантазиею». Романтизм в литературе и искусстве не был единым. В нём явственно различаются две тенденции, в своей основе противоположные друг другу: прогрессивный и ре­акционный Романтизм Соотношение этих тенденций было, как правило, очень сложным. Борьба между про­грессивными и реакционными романтиками часто приобретала открытые формы, но вначале они не­редко выступали совместно; переплетение прогрес­сивных и реакционных элементов наблюдается в творчестве многих романтиков (напр., Э. Т. А. Гофма­на). Прогрессивный Романтизм явился выражением протеста широких общественных кругов против капиталистического и феодального порядка, господ­ства политической реакции. В лучших своих проявле­ниях он поднимался до подлинной революционности (революционный Романтизм). Искусство прогрессивного Романтизма., выдвинувшее таких писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер, молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов; таких композиторов, как Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз и Ф. Лист; живописцев, как Т. Жерико и Э. Делакруа; актёров, как Г. Модена, Э. Кин, П. С. Мочалов, б. ч. прямо или косвенно связано с национальными и социальными освободительными идеями. Художники прогрессивного Романтизма отразили в своём творчестве борьбу народных масс за свободу, их стремление к справедливости и счастливому бу­дущему, героизм и душевное благородство челове­ка. Прочно связанные с лучшими национальными традициями, с народным творчеством (в музыке и поэзии), прогрессивные романтики стремились цель­но и ярко воплотить в своём творчестве дух народа. Возникнув в резкой и непримиримой борьбе с дог­мами позднего классицизма и академизма, прогрес­сивный Романтизм явился во многих случаях исходным пунк­том для развития реалистического искусства 19 в. В этом отношении характерна творческая эволюция Дж. Бай­рона, Стендаля, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, Г. Гейне, Ш. Петефи, А. Леметра. Твор­чество прогрессивных художников-романтиков – Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, И. Манеса, П. Михаловского, К. П. Брюллова – можно рас­сматривать как особый своеобразный этап в разви­тии реализма в изобразительном искусстве. Идейную основу реакционного Романтизма состав­ляют реакция на победу буржуазного строя и на идеологию буржуазного просветительства, страх перед революционными народными движениями. Выступая нередко с резкой, хотя и односторонней критикой капиталистического общества, реакционные ро­мантики искали выход из социально-исторических. противоречий в апологии средневекового прошло­го, монархии и религии. Они пропагандировали «возвышение» искусства над жизнью, выдвигали на место разума и логики религиозную мистику. Ре­акционный Романтизм также обращался к жизни народа и народному творчеству, но при этом обычно фальси­фицировал их, идеализируя «органический» патри­архальный уклад жизни, рисуя народную жизнь неподвижной и косной, а народ – благочестивым и покорным. Эстетика реакционного Романтизма была разрабо­тана главным образом немецкими философами, писателями и кри­тиками: В. Г. Ваккенродером, Л. Тиком, Ф. Нова-лисом, братьями Августом Вильгельмом и Фридри­хом Шлегель, Ф.В. Шеллингом. Особенно характерен реакционный Романтизм для явлений литературы и искусства, порождённых феодальной реакцией как в Германии (художники-назарейцы), так и во Франции (Ф.Р. Шатобриан), Англии (поэты «озёрной школы») и др. Реакционный Романтизм явился предшественником многих буржуазно-дворянских эстетских художественных направлений 19 – начала 20 вв. Декадентские тече­ния – символизм, «модерн» и т. д., поднимали на щит теорию и практику реакционного Романтизма и культиви­ровали своеобразный «неоромантизм», имевший в ос­новном крайне упадочный антиреалистичный характер. Романтические черты или влияния сказались в твор­честве почти всех крупных художников 1-й поло­вины 19 в. Но развитие реализма сковывалось в известной мере рамками Романтизма; художники-реалисты не могли удовлетворяться отрицанием современ­ной действительности, но должны были в ней са­мой черпать содержание своих произведений. На­ряду с борьбой против реакционного Романтизма передо­вые художники преодолевают ограниченность Романтизма в целом. Размежевание и полемика с Романтизмом отчётливо вы­ступают в творчестве И. В. Гёте, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне, О. Бальзака, Стенда­ля, П. Мериме. Историко-художественное значение Романтизма исключи­тельно велико. В лучших произведениях романти­ков воплотились подлинно народные стремления и идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно более вы­сокой, чем раньше, ступени познания народной жиз­ни, таящихся в ней источников фантазии и творче­ства; они воскресили из забвения Данте, Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей огра­ниченности Романтизм явился важной ступенью в общем хо­де развития исторических взглядов. В этом отношении важную роль сыграли романы В. Скотта, произведе­ния франц. историков Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, история языка и поэзии, созданная братьями Я. и В. Гримм. Романтики обратили внимание на роль народа в истории, на борьбу классов. Но историзм романтиков носил односторонний ха­рактер и был обращён главным образом к ранним этапам национальной жизни. «Первая реакция против фран­цузской революции и связанного с нею просветитель­ства была естественна: все получало средневековую окраску, все представлялось в романтическом виде» (Маркс К.). Как «первая реакция» против утверждения новой буржуазной действительности Романтизм заключал в себе положительное, исторически прогрессивное содержание. Он обогатил культуру многих народов всеобъемлющим, хотя и смутным еще сознанием противоречий наступившей буржуаз­ной эпохи. Романтизм открыл в искусстве новый мир чувств и страстей, порыва к идеалу, творческого вообра­жения. Художественный метод Романтизм оказал своими мно­гими сторонами огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства. Луч­шие традиции прогрессивного Романтизм питало творчество ряда передовых художников 2-й половины 19 и 20 вв. В тесной связи с этими прогрессивными традиция­ми, но уже на совершенно новой исторической поч­ве вырастает революционная романтика произве­дений М. Горького, отражающая могучее стремле­ние народных масс к свободе и лучшему будуще­му. Революционная романтика, связанная с вопло­щением народных коммунистических идеалов, со­ставляет органическую часть искусства социалисти­ческого реализма.

Литература.

Романтизм. в литературе сложился на рубеже 18 – 19 вв. Он сохранял преемственную связь с сентиментализ­мом, с течением «Бури и натиска» в нем. поэзии, а также с традициями английского «готического ро­мана». Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее разви­тие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошло­го и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от догматической теории классициз­ма, романтики считали нормы античного искусства неприменимыми к изображению современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представ­ления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудли­вой композицией, резким подчёркиванием субъек­тивного отношения к вещам, национальным коло­ритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за которыми стояли непонятые романти­ками реальные противоречия жизни; наконец, бо­гатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народ­ную песню, раскрывая настроения, душевный мир человека.

Германия.

Первые немецкие романтики [критики Август (1767 – 1845) и Фридрих (1772 – 1829) Шлегель, писатели В. Г. Ваккенродер (1773 – 98), Л. Тик (1773 – 1853), Ф. Новалис (1772 – 1801)] понимали свободу творчества как субъективный произвол; отказы­ваясь от конкретного жизненного содержания в искусстве, они заменили его фантастикой и мис­тикой. Романтики стремились возродить сословно-теократический строй средневековья и сохранить фео­дальные отношения. Сложность исторического положе­ния Германии 18 – начала 19 вв. была причиной противоречивого характера всего немецкого Романтизма. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности, изучали, собирали фольклор (анто­логия народной поэзии «Чудесный рог мальчика» (1806 – 08) А. Арнима (1781 – 1831) и К. Брентано (1778 – 1842)]. И. Эйхендорф (1788 – 1857) прояв­лял интерес к народной песне и требовал в то же вре­мя возрождения католицизма. Филологи братья В. и Я. Гримм создали собрание немецких сказок на осно­ве фольклора. В творчестве ряда немецких романтиков имеются ярко выраженные черты демократизма [поэмы и дра­мы И. X. Гсльдерлина (1770 – 1843), стихи и новел­лы А. Шамиссо (1781 – 1838), лирика В. Мюллера (1794 – 1827)]. Большое влияние на развитие про­грессивных тенденций немецкого Романтизма. оказал Н. Ленау (1802 – 50), австрийский поэт, выступивший со стихами антифеодального и антикатолического характера и отклик­нувшийся на революционные события в Польше. С другой стороны, немецкие романтики в своём боль­шинстве являлись первыми апологетами «прусского пути» развития капитализма в Германии, проповед­никами компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности. Иногда противоположные тен­денции сочетались в творчестве одного и того же писателя. Так, у Г. Клейста (1777 – 1811) реалистические элементы уживаются с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма. Так, выразитель позднего немецкого Романтизма – Э. Т. А. Гофман (1776 – 1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791 – 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Раз­витие немецкого Романтизма завершила так называемая «швабская шко­ла» [Л. Уланд (1787 – 1862), Ю. Кернер (1786 – 1862), Г. Шваб (1792 – 1850) и др.], существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограничен­ное движение т.н. «областничества»в нем, литературе. Стоявший у заката нем. романтизма Г. Гейне (1797 – 1856) показал, что Романтизм в его немецкой разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на позиции реализма и революционного демокра­тизма («Германия. Зимняя сказка» и др.).

Англия

В Англии романтики-поэты «озёрной школы» У. Вордсворт(1770 – 1850), С. Кольридж (1772 – 1834), Р. Саути (1774 – 1843), в середине 90-х гг. 18 в. про­славлявшие французскую буржуазную революцию, вскоре объявили себя её противниками. Лирические баллады Вордсворта и Кольриджа, романтические поэ­мы Кольриджа и Саути проникнуты фантастикой кошмаров и ужасов, проповедью смирения и возвра­та к средневековью. Как выдающийся представитель Романтизма выступил Вальтер Скотт (1771 – 1832), в ряде поэм изображавший средневековье в идеализиро­ванном виде; но начиная с 1812 он написал цикл ро­манов, историзм которых во многом выходит за преде­лы романтического направления. В Англии ещё резче, чем в Германии, обособились внутри Романтизма прогрессивное и реакционное течения. Источником поэтического твор­чества Дж. Байрона (1788 – 1824) и П. Б. Шелли (1792 – 1822) стал опыт французской буржуазной революции конца 18 в., национально-освободительная борьба европейских народов начала 19 в. и преж­де всего, борьба англ. народа против капитализма и консерватизма высших классов. Байрон создал ряд поэм, выражавших идеи титанического бунта лич­ности против всего общественного уклада, против тирании, а творчество Шелли содержит идеи утопического социализма и отличается оптимистической верой в гря­дущую победу народа. Глубокий гуманизм, презре­ние к буржуазно-аристократическому обществу, тонкость и народность пейзажной лирики роднят поэта Дж. Китса (1795 – 1821) с революционными романтиками. Представителем прогрессивной критики в романтическом лагере был У. Хазлитт (1778 – 1830).

Франция.

Во Франции Романтизм ярко отразил классовую борьбу в стране в период между революциями конца 18 в. и 1848. Ранний Романтизм во Франции был связан с режи­мом Реставрации (Ф. Р. Шатобриан, 1768 – 1848). Однако реакционный Романтизм. не имел здесь распростра­нения. К буржуазно-либеральному крылу Романтизма при­надлежали Б. Констан (1767 – 1830) и г-жа де Сталь (1766 – 1817), автор теоретических работ по литературе, а также ряда романов. В творчестве Э. П. Сенанкура, А. де Виньи (1797 – 1863), А. де Мюссе (1810 – 57) звучат настроения мировой скорби. Крупнейшие представители консервативного Романтизма – А. Ламартин (1791 – 1869), критик и писатель Ш. О. Сент-Бёв (1804 – 69) – пришли к примирению с буржуазным обществом. Уже в середине 20-х гг., в связи с ро­стом демократической оппозиции режиму Бурбо- нов, началось быстрое размежевание среди романти­ков. Программа Романтизма, изложенная В. Гюго (1802 – 1885) в предисловии к драме «Кромвель» (1827), озна­чала не только разрыв с эстетикой реакционного Романтизма, но и требование политической свободы, борьбу с догма­тами классицизма в искусстве, обращение к жизни народных масс. Центральными фигурами прогрес­сивного Романтизма становятся во Франции создатели соци­ального романа В. Гюго и Жорж Санд (1804 – 76), творчество которых воодушевлено любовью к трудово­му народу, искренним желанием содействовать его освобождению. Их развитие в сторону социальных идей, близость к утопическому социализму являются важ­ными проявлениями прогрессивной французской литера­туры. Соотношение Романтизма и реализма в ней было не ме­нее сложным, чем в английской и русской литера­турах.

Италия.

В Италии Романтизм сложился как литературное направ­ление ок. 1815 (Дж. Берше, 1783 – 1851, Г. Россетти) и был связан с национально-освободительной борь­бой, с характерными для неё иллюзиями о возрож­дении «величия прошлого». Эти мотивы усиливаются в творчестве группы романтиков (С. Пеллико, 1789 – 1854, К. Порта, 1776 – 1821, Т. Гросси) во главе с А. Мандзони (1785 – 1873); Дж. Леопарди (1798 – 1837) был выразителем скорби и отчаяния, порож­дённых мучительным сознанием слабости освободи­тельной борьбы итальянского народа. В эпоху националь­ного возрождения («Рисорджименто») и револю­ционно- демократической борьбы «Молодой Италии» выступили исторические романисты М. д'Адзельо (1798 – 1866) и Ф. Д. Гверрацци (1804 – 73), драматург Дж. Никколини (1782 – 1861) и др. В дальнейшем явления революционного Романтизма связаны с гарибальдийским движением 50 – 60-х гг.

Венгрия

Романтизм в Венгрии возник в 10-х гг. 19 в. как выражение роста национального самосознания и протеста про­тив австрийского гнёта в передовых кругах венг. общества. Поэты-романтики (М. Вёрёшмарти,1800 – 55, И. Бай-за, Г. Цуцор и др.) объединились вокруг альмана­ха «Аврора» («Aurora») и его редактора, драматурга К. Кишфалуди (1788 – 1830). Стремление к созданию венгерской национальной поэзии, свободной от чуже­земных влияний, от абстрактности и ложного пафо­са классицизма, вылилось в обращении к традициям народной песни, в воспевании героического прошлого страны. Активизация борьбы против Габсбургов в «эпоху реформ» (1825 – 48) придала революцион­ную окраску Романтизму этих поэтов. Вершиной венгерской поэ­зии 19 в. явилось творчество великого революцион­ного поэта Ш. Петефи (1823 – 49), воспринявшего лучшие традиции Р.

Польша.

В Польше Романтизм возник в 20-е гг. 19 в. и отразил борь­бу народа за социальное и национальное освобож­дение. Представителями польского революционного Романтизма. были великие поэты А. Мицкевич (1798 – 1855) и Ю. Словацкий (1809 – 49). Вместе с эволюцией к революционному демократизму в их творчестве по­беждают реалистические тенденции. Отразившие в своих произведениях настроения широких народных масс, Мицкевич и Словацкий выступали против крепостни­чества как борцы за независимость своей родины. Как революционный романтик выступил также поэт С. Гощинский (1801 – 76). Настроения реакционной шляхты выражали З. Красинский (1812 – 59) и др.

Чехия.

Прогрессивный Романтизм в чешской литературе разви­вался в 20 – 40-х гг. 19 в. и в основе своей был свя­зан с национально-освободительным движением чеш­ского народа, с приближением буржуазной револю­ции. Чешские романтики Я. Коллар (1793 – 1852) и Ф. Л. Челаковский (1799 – 1852) открыли чешской литературе богатства народной поэзии; поэмы и стихотворения К. Г. Махи (1810 – 36) отражают настроения неудовлетворённости действительно­стью; поэзия И. Фрича (1829 – 90) овеяна пламе­нем революционных боёв 1848.

США.

Романтизм в Соединённых Штатах Америки нашёл своё воплощение в творчестве Ф. Купера, У. Ирвинга, Э. По. В творчестве Ф. Купера (1789 – 1851) и У. Ир­винга (1783 – 1859) выражено недовольство этих пи­сателей капиталистической цивилизацией, буржуазны­ми отношениями. В своих романах Купер показывает борьбу индейских племён против американских колониза­торов, рисуя драматическую историю гибели родового строя индейцев. Ирвинг сочетал изображение быта американцев с фантастикой, идеализировал докапиталистическую старину, выступал против духа наживы, осуждал власть золота. В творчестве Э. По (1809 – 1849) пессимистическое восприятие буржуазной действи­тельности было выражением кризиса американского Романтизма.

Россия.

Романтизм в России, развивавшийся как литера­турное направление в начале 19 в., был связан с подъёмом национального самосознания и началом революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо проявились два направления. В твор­честве В. А. Жуковского (1783 – 1852) обнаружи­лось мастерство передачи внутреннего мира чело­века, его непосредственных чувств, поэтизация на­родной старины и фольклора; ему присуща музы­кальность стиха. Однако консервативный характер романтизма Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных пережива­ний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-меланхолических настроениях. Революционное направление проявилось в творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского (1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А. С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные» поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста про­тив существующего общественного строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы под­готовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и политическую свободу. Пред­ставителем революционно-романтической поэзии в 30-х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение романтической темы было связано с утверж­дением свободолюбивой мятежной личности, проти­востоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в творчестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход к реализму. Черты Романтизма проявились у писателей, входивших в кружок московских «любомудров» и находившихся под влия­нием философии субъективного идеализма (повести В. Ф. Одоевского, 1804 – 69), лирика Д. В. Вене­витинова (1805 – 27). В 30 – 50-е гг. в русской ли­тературе утверждается реализм; Романтизм же продолжал существовать лишь в его эпигонской форме: по­вести А. А. Бестужева- Марлинского (1797 – 1837), стихи В. Г. Бенедиктова (1807 – 73), исторические дра­мы Н. В. Кукольника (1809 – 88). В 40 – 50-х гг. романтическое отрицание капиталистического прогресса на­шло своё выражение в реакционной по своей сущ­ности поэзии идеологов славянофильства (А. С. Хо­мяков, И. С. Аксаков и др.).

Изобразительные искусства.

В изобразительных искусствах Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо – в скульптуре. В архитектуре Романтизм получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так называемой ложной готики. < ЛОЖНАЯ ГОТИКА (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. Предромантический декоративный характер носила в 18 — нач. 19 вв. (постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические, так и русские средневековые мотивы). Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве испанско­го художника Ф. Гойя (1746 – 1828), исполненном страстного протеста против феодального и нацио­нального гнёта и насилия, а во Франции – в некоторых романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом (1748 – 1825) в период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных напря­жённого драматизма батальных картинах и портре­тах А. Ж. Гро (1771 – 1835), в проникнутых мечта­тельным лиризмом произведениях П. П. Прюдона (1758 – 1823). Наиболее последовательная и про­грессивная романтическая школа сложилась во Фран­ции в период Реставрации и Июльской монар­хии в упорной борьбе с догматизмом и рационалистической отвлечённостью официального искусства академического классицизма. Основателем школы явился Т. Жерико (1791 – 1824), смелый новатор в живопи­си, в творчестве которого всё более нарастали тенден­ции демократизма и критического реализма, а признанным главой её стал с 20-х гг. 19 в. Э. Делакруа (1798 – 1863), создавший ряд картин, проникнутых револю­ционным пафосом («Свобода на баррикадах», 1830), наиболее полно и ярко воплотивший прогрессивные тенденции Романтизма. К ним примыкали А. Г. Декан(1803 – 60), пейзажисты Ж. Мишель (1763 – 1843) и П. Гюэ (1803 – 69), скульпторы П. Ж. Давид д'Анже (1788 – 1856), А. Л. Бари (1796 – 1875), Ф. Рюд (1784 – 1855) – автор шедевра революционно- патриотического искусства – рельефа «Марсельеза» (1833 – 36), и др. Враждебные будничной буржуазной действительности, французские романтики обращались преимущественно к исклю­чительным событиям современности и особенно исторического прошлого, к экзотике востока, к литера­турным образам Шекспира, Байрона, Гёте и т. д. В портрете их привлекали яркие индивидуальности, напряжённая духовная жизнь человека, в пейзаже – стихийная мощь природы. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к мятеж­ной страстности и героической приподнятости образов, к напряжённо-выразительной, взволнованной пе­редаче натуры в её неповторимых проявлениях. В противовес классицизму, они культивировали сво­бодную, динамичную и живописную композицию, изображение бурного движения и безграничного про­странства, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и цвета, быструю лёгкую манеру письма. Романтики сделали более массовым и демо­кратичным искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве (Н. Т. Шарле, 1792 – 1845, А. Девериа, 1800 – 57, Ж. Жигу, 1806 – 94, и др.). С романтической школой свя­зано и творчество крупнейшего демократического графика-карикатуриста О. Домье (1808 – 79), на жи­вопись которого Романтизм повлиял особенно сильно. Слабыми сторонами романтической школы были разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, приводив­ший нередко к трагическому пессимизму, идеализация да­лёких от повседневности явлений, склонность к субъективной трактовке образов, к необычным, подчас театральным эффектам. Реакционный Романтизм с его культом средневековья, монархии и религии нашёл проявление в творчестве многих французских ху­дожников (Э. Девериа, 1805 – 65, А. Шеффер, 1795 – 1858) и повлиял даже на лидера враждебного романтического классицизма Д. Энгра (1780 – 1867) и его учеников. Особенно многочисленны были художники, эклек­тически соединявшие романтические принципы с акаде­мизмом, трактовавшие романтические темы в салонном мелодраматическом и натуралистическом духе (П. Деларош, 1797 – 1856, О. Берне, 1789 – 1863, и др.).

Германия.

В Германии реакционный Романтизм. пустил более глубо­кие корни. Уже у ранних романтиков яркие реалистические искания в области пейзажа (И. А. Кох, 1768 – 1839, К. Д. Фридрих, 1774 – 1840) и портрета (Ф. О. Рунге, 1777 – 1810) сочетались с мистико-пан-теистическими субъективистскими тенденциями. От­кровенная апология средних веков, католич. рели­гии и монархии, отрыв от современности, стилизаторство характерны для группировки «назарейцев» (П. Корнелиус, 1783 – 1867, Ф. Овербек, 1789 – 1869, и др.). Упадочными мистическими тенденциями про­никнуто творчество А. Ретеля (1816 – 59). Для немец­кого Романтизма характерно также сентиментально-идиллическое изображение средневековья и патриархального быта. Прогрессивные элементы в развитие немецкого Романтизма внесли жанровая живопись (Г. Ф. Керстинг, 1785 – 1847, К. Шиицвег, 1808 – 85), пейзаж (К. Блехен, 1798 – 1840), рисунки на темы народной поэзии и ска­зок (Л. Рихтер, 1803 – 84), а также ряд исторических кар­тин К. Ф. Лессинга (1808 – 80).

Англия

В Англии реакцион­ный Романтизм воплотился в мистическом визионерском ис­кусстве У. Блейка (1757 – 1827), в фантастических пейза­жах Дж. М. У. Тёрнера (1775 – 1851), позднее – в тео­рии и практике прерафаэлитов Д. Г. Россетти (1828 – 82), У. X. Гента (1827 – 1910) и др., сочетав­ших критику капитализма с идеализацией средне­векового уклада жизни и ручного ремесла и с религиозно-мистическими настроениями. Прогрессивные ро­мантические тенденции сказались в ряде произведений Дж. Констебля (1776 – 1837) и Р. П. Бонингтона (1802 – 28), разрабатывавших в основном чисто реалистические принципы пейзажа.

Бельгия, Италия и Восточная Европа.

Идеи национального освобождения, интерес к героической истории своей стра­ны составляли основное содержание Романтизма в Бельгии (Г. Вапперс, 1803 – 74, Л. Галле, 1810 – 87), Италии (Ф. Гайец, 1791 – 1882, Д. Морелли, 1826 – 1901), и особенно в странах Восточной Европы – в Чехии (И. Манес, 1820 – 71, И. Навратиль, 1798 – 1865), Венгрии (М. Барабаш, 1810 – 98, В. Мадарас, 1830 – 1917) и Польше (А. Орловский, 1777 – 1832, П. Михаловский, 1800 – 55), где важное место в искусстве заняли вопросы народности, темы народ­ного быта и освободительной борьбы.

Россия.

В России романтические черты и тенденции проявились у многих мастеров. Романтическая приподнятость и взвол­нованная страстность образа характерны для твор­чества переселившегося в Россию Орловского, для многих портретов О. А. Кипренского (1782 – 1836), увлечение романтическими мотивами – для некоторых произ­ведений Ф. П. Толстого (1783 – 1873). Существенное влияние оказал Романтизм на формирование русского реалистического пейзажа, что сказалось в работах С. Ф. Щед­рина (1791 – 1830), М. И. Лебедева (1811 – 37) и осо­бенно М. Н. Воробьёва (1787 – 1855) и И. К. Айва­зовского (1817 – 1900). Наиболее яркое выражение романтической идеи и приёмы нашли в творчестве К. П. Брюллова (1799 – 1852), пришедшем в столкновение с господствовавшей системой академического классицизма и сыгравшем важную роль в развитии русского искус­ства на пути к реализму. Романтические тенденции кон­сервативного характера сказались в творчестве некоторых представителей академизма (Ф. А. Бруни, 1799 – 1875) и так называемой брюлловской школы.

Музыка.

Романтизм – одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории музыкального искусства. Еще в 18 в. воз­никают течения, в той или иной мере предвещающие музыкальный Романтизм [напр., сентиментализм, представ­ленный в оперном творчестве П. А. Монсиньи и А. М. Гретри (Франция), в клавирной музыке Ф. Э. Баха (Германия)]. Романтические черты прояви­лись в творчестве В. А. Моцарта (Австрия), напр. в опере «Дон Жуан» (1787); в операх композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 в. (Л. Керубини и др.); в некоторых произведениях Л. Бетховена 1800 – 10-х гг. (6-я симфония – «Пас­торальная», 1808, ряд фортепьянных сонат, песен и др.). Как самостоятельное направление Романтизм сложился в музыке к середине 10-х гг. 19 в. почти одновременно в Австрии (Ф. Шуберт, 1797 – 1828), Германии (Э.Т.А. Гофман, 1776 – 1822, К. М. Вебер, 1786 – 1826, Л. Шпор, 1784 – 1859, и др.), Италии (Н. Паганини, 1782 – 1840, Дж. Россини, 1792 – 1868), а также в творчестве жившего в России ирландского компози­тора Дж. Фильда (1782 – 1837) , позднее во Франции (Ф. Буальдьё, 1775 – 1834). Дальнейшее развитие музыкального Романтизма (2-я четверть 19 в.) связано с име­нами: в Польше – Ф. Шопена (1810 – 49), в Гер­мании – Ф. Мендельсона-Бартольди (1809 – 47), Р. Шумана (1810 – 56), Р. Вагнера (1813 – 83), в Венг­рии (и Германии) – Ф. Листа (1811 – 86), во Фран­ции – Г. Берлиоза (1803 – 69), Д. Ф. Обера (1782 – 1871), Дж. Мейербера (1791 – 1864), Л. Герольда (1791 – 1833), в Италии – В. Беллини (1801 – 35), раннего Дж. Верди (1813 – 1901) и др. В России Романтизм нашёл отражение в творчестве А. А.Алябьева (1787 – 1851) и А. Н. Верстовского (1799 – 1862), отчасти в ранних произведениях М. И. Глинки (1804 – 57). В музыкальном Романтизме преобладало прогрессивное направление. В творчестве передовых композиторов-романтиков получили выражение национально-пат­риотические и демократические идеи, связанные с освободительными движениями против националь­ного и социального гнёта, с протестом против по­давления человеческой личности в условиях фео­дально-буржуазного строя. Такие произведения, как цикл песен «Лира и меч» Вебера (1814), кантата («ге­роическая сцена») «Греческая революция» Берлиоза (1826), увертюра «Polonia» («Польша») Вагнера (1832 – 36) и др., явились непосредственными от­кликами на события большого общественного значе­ния. Революционным пафосом, глубокой патриотической идеей проникнут ряд фортепьянных произведений Ф. Шопена, в том числе этюд до минор опус 10, № 12 (1831). Интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной культуре, историческому прош­лому, любовь к природе – отличительные черты творчества выдающихся представителей националь­ных романтической школ. Отсюда – расцвет народно-бытовой и фантастической оперы («Вольный стрелок» Вебера, 1820, пост. 1821, «Аскольдова могила» Вер­стовского, 1835), романтико-героической оперы («Виль­гельм Телль» Россини, пост. 1829, «Гугеноты» Мейер­бера, 1835, пост. 1836, «Тангейзер» Вагнера, 1845, и др.), развитие жанров баллады, песни, танца (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист и др.), программной симфонии («Фантастическая симфония» Берлиоза, 1830, «Шот­ландская симфония» Мендельсона, 1830 – 42,) про­граммной концертной увертюры («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 1826), симфонической поэмы («Прелюды» Листа, 1848 – 54), концертных музыкально-драматических произведений («Осуждение Фауста» Берлиоза, 1846), характеристических фортепьянных пьес («Карнавал» Шумана, 1835) и т. д. Особое внимание романтиков к душевному миру человека влекло за собой повы­шение роли лирики, поиски новых средств эмоцио­нальной выразительности. Этим обусловлены зна­чение в романтической музыке жанров романса-песни (Шуберт, Шуман, Алябьев), лирической фортепьян­ной миниатюры (Шуберт, Шуман, Шопен, Мендель­сон), «лиризация» симфонии («Неоконченная симфо­ния» Шуберта, 1823) и камерной музыки, а также использование песенных тем в инструментальных произведениях. Неудовлетворённость действитель­ностью, подчас трагическое восприятие жизни, её противоречий приводят к углублённому психоло­гизму, расширяют сферу лирики в сторону драматических и трагических эмоций. Острым драматизмом, революцион­ной страстностью наполнены многие произведения Шопена, героика и яркая патетика присущи ряду сочинений Листа, страстным протестом дышат про­изведения Шумана, бунтарством – Берлиоза. Темы изгнанничества, тоски отчётливо звучат в лирики Алябьева, раннего Глинки. Благодаря особой способности музыки глубоко и проникновенно раскрывать богатый мир человече­ских переживаний, она была поставлена романтической эстетикой на первое место среди других искусств. Культ чувства приводил к утверждению в музыкаль­ной эстетике Романтизма примта чувства над разумом («ра­зум заблуждается, чувство – никогда», говорил Шуман). Многие романтики подчёркивали в музыке интуитивное начало, подчас приписывали ей свой­ство выражать иррациональное, «непознаваемое». Однако, вопреки идеалистическим заблуждениям теоре­тиков Романтизма, творчество выдающихся композиторов- романтиков имело крепкую реалистическую основу. Связь с передовыми общественными устремлениями, инте­рес к жизни простых людей, жизненная полнота и правда чувств, опора на народное искусство, на му­зыку быта определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального Романтизма. Реакцион­ные тенденции (мистика, бегство от действительно­сти, крайний индивидуализм) присущи лишь отно­сительно небольшому числу произведений романти­ков. Они проявились отчасти в опере «Варианта» Вебера (1823), в некоторых музыкальных драмах Ваг­нера, оратории «Христос» Листа (1862) и др. Стремление передовых романтиков к конкретно­сти образного выражения приводит к утвержде­нию программности , как одной из ярчайших особенностей музыкального Романтизма. < Программная музыка – музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений Для искусства романтиков характерны поиски кар­тинности, красочной изобразительности в передаче пейзажей и фантастических образов, решение новых за­дач в области психологической выразительности и воп­лощения многообразных оттенков эмоциональных состояний. С этим в значительной мере связано обо­гащение гармоничного языка (более широкое использо­вание тональных сопоставлений, аккордов побочных ступеней, альтерированных гармоний), инструмен­товки (колористическая трактовка оркестра и отдельных инструментов, увеличение самостоятельной роли оркестровых групп, в частности духовых инстру­ментов), музыкальной формы (более свободное при­менение сонатно- симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма), вокальной декламации и так называемые Насыщение элементами красочности, колористичности, ослаб­ление конструктивных связей нередко приводило, однако, к снижению интенсивности развития, осо­бенно в крупных инструментальных формах. Многие композиторы-романтики выступали также как музыкальные писатели и критики (Гофман, Вебер, Шуман, Вагнер, Берлиоз, Лист, Верстовский и др.). Несмотря на противоречивость романтической эстетики в целом, теоретической работы представителей прогрессивного Романтизма внесли весьма значительный вклад в разработку важнейших вопросов музыкального искусства (содержание и форма в музыке, народ­ность, программность, связь с другими искусствами, обновление средств музыкальной выразительности и т. п.). Романтизм нашёл выражение и в исполнительском искус­стве [скрипач Паганини, пианисты Фильд, Шопен, Лист, дирижёр Берлиоз, певец А. Нурри (1802 – 1839, Франция) и др.]. Романтический стиль исполнения отличается подчёркнутой эмоциональностью, стрем­лением к героическому пафосу и тончайшему психологизму, яркой контрастностью и красочностью звучания, широким виртуозным размахом, а с другой стороны – стремлением к лирической камерности, интимности. После 1848 значение музыкального Романтизма резко умень­шается. Для позднего Романтизма (т. н. неоромантизма) ха­рактерно философское усложнение романтической проб­лематики, тяготение к крупным формам (опера, программная симфония и симфоническая поэма). Про­грессивный смысл Романтизма в этот период заключён главным образом в деятельности Листа (при всех противоречиях, свойственных его позднему творчеству), отчасти Вагнера. Ценные элементы Романтизма, связанные преимуще­ственно с народной поэтической фантастикой и эпосом, содержатся в творчестве ряда крупнейших русских композиторов 2-й половины 19 в. (особенно Н. А. Римского-Корсакова) и классиков новых националь­ных музыкальных школ – чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, 3. Фибих), норвежской (Э. Григ) и др. В то же время в искусстве ряда композиторов-роман­тиков (особенно Вагнера) и эпигонов Романтизма резко обо­значаются черты кризиса – всё больше проникают реакционно-мистической идеи, выявляется тенденция к распаду музыкальной формы, к умалению роли мелодического начала (за счёт гипертрофии гармонии); этот процесс находит завершение в музыке периода модернизма.

Театр.

Под воздействием освободительного движения 10 – 30-х гг. 19 в. в театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление Романтизма, главным содержанием которого является протест про­тив несправедливости существующего строя. При всём различии национально-исторического содержания творчества крупнейших актеров романтического театра – П. С. Мочалова (1800 – 48) в России, Э. Кина (1787 – 1833) в Англии, Л. Девриента (1784 – 1832) в Герма­нии, Г. Модена (1803 – 61) и А. Ристори (1822 – 1906) в Италии, П. Бокажа (1799 – 1862), М. Дорваль (1798 – 1849), А. Леметра (1800 – 76) во Франции, Г. Эгрешши (1810 – 66) в Венгрии и др. – их роднил гума­низм, страстная ненависть к мещанскому филистер­ству, к клерикальной и феодальной реакции. Твор­чество этих актёров, проникнутое революционно-демократическими и национально-освободительными идеями, утверждало новый тип героя – человека, живущего мечтой о свободе и справедливости. Обще­ственный пафос прогрессивного Романтизма порождал в искус­стве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для романтических актёров характе­рен культ сильной, свободной личности, высокого морального подвига и одновременно – трагическое обо­стрение сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда – односторонняя ги­перболизация чувств, осложнение характера героя мотивами «мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным мечтам и поры­вам. Характерные особенности мировоззрения роман­тиков обусловили их разрыв с рационалистической эсте­тикой классицизма. Основой театральной эстетики Романтизма стало воображение и чувство. Восстав против классицистического принципа «облагороженной природы», актёры Романтизма сосредоточивали своё внимание на изобра­жении противоречивых и контрастных сторон дей­ствительности. Стремясь достигнуть исторической харак­терности, яркой многокрасочности, они вносили в своё исполнение жизненные бытовые черты. Демо­кратическое сочувствие к простому человеку по­рождало желание правдиво показать его на сцепе, конкретизируя не только внутренний, но и внешний облик. Напевная, стилизованная декламация, харак­терная для предыдущего периода развития сценического искусства, сменилась в игре актёров живой разго­ворной речью, способной благодаря своему интона­ционному разнообразию и богатству контрастных оттенков передать напряжённость душевной жизни персонажа, быструю смену психологического состояний. В театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый нарочитой балетной округлости и благородного величия, типичных для классицизма. Реакционные тенденции Романтизма выразились в стремле­нии ряда актёров и режиссёров идеализированно воспроизвести на сцене «романтику» феодального средневековья, пробудить в зрителях монархические и националистические чувства, насытить спектакль религиозно-мистическим настроением, окутать события атмо­сферой тайны и рока. Эти черты были присущи по­становкам французской трагедий Л. Ж. Лемерсье и Ф. Ренуара в период империи Наполеона I, немец­ких так называемых трагедий рока в конце 18 – начале 19 вв., пьес Н. В. Кукольника и др. в русском театре 30 – 40-х гг. 19 в. В то время как реакционный Романтизм уводил театр от раскрытия внутренней жизни человека, подменяя в актёрской игре подлинную эмоциональность риторическими эффектами, мелодраматизмом, выдвигая на первый план декоративную роскошь постановки, прогрессивный демократический Романтизм главным пред­метом сценического искусства делал человека, его душев­ный мир. Романтический театр впервые утверждал сце­нические переживание в качестве основы актёрского творчества. Непосредственность и искренность игры крупнейших актёров-романтиков (Мочалова, Кина, Леметра, Дорваль и др.) определяли огромную силу воздействия их искусства на зрителей. Мироощуще­ние Романтизма несло в себе опасность творческого субъек­тивизма, что приводило некоторых актёров к подчёр­киванию в образе неповторимо-индивидуального, исключительного, причудливого, драматический кон­фликт переключался из социального плана в чисто психологический. Но наиболее прогрессивные и ценные тенденции сценического Романтизма способствовали глу­бокому раскрытию общественного конфликта, созда­нию социально-типичных образов. Тем самым опреде­лялась тенденция сближения прогрессивного Романтизма с критическим реализмом. Гениальным представителем рево­люционного Романтизма был великий русский актёр П. С. Мочалов. Его искусство, насыщенное пафосом антикрепостнического протеста, призывало к защите досто­инства и прав человека. Способность достигать в критике существующего порядка больших типичных обобщений определила эволюцию творчества великого французского актёра-романтика А. Леметра, ставшего основоположником критического реализма во французском театре. Мотивы острого социального проте­ста несло в себе искусство великого английского актёра Э. Кина. Романтизм обогатил выразительные средства театра в це­лом. Огромную роль сыграло при этом требование воссоздания «местного колорита», исторической верности декораций и костюмов, жанровой правдивости мас­совых сцен и постановочных деталей. Искусство ху­дожника, композитора, машиниста сцены было под­чинено единой задаче эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики, неповторимой ори­гинальности пьесы. С Романтизмом связан новый период в развитии режиссёрского искусства. Прогрессив­ные тенденции театрального Романтизма органически вошли в театральное искусство различных стран, внеся важ­ный вклад в развитие демократического направления в театре 19 в. Так, например, с традициями высокого героического Романтизма связано в России искусство великой актрисы М. Н. Ермоловой, выдающихся актёров Ф. П. Горева, А. И. Южина, позднее Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева и др.