Каталог :: Культурология

Реферат: Японская культура

Японская культура  ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем
фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и
непостижимой.  И сами японцы полагают , что их культуру и философию
невозможно понять не японцу ,для  этого  надо родиться японцем.
Но все же чтобы попытаться понять суть и особенности японских национальных
культурных традиций необходимо погрузиться в безбрежный океан Восточной
философии -Восточной мудрости, с которой японская культура неразрывно
связана. Я бы хотел на примере трех китов японской культуры (искусство
каллиграфии , искусство «икэбана» и таинство чайной церемонии ), с моей точки
зрения, попытаться  показать  эту незримую связь.
                         «Искусство каллиграфии»                         
Каллиграфическая живопись  в значительной мере связана с философскими и
поэтическими изречениями, крылатыми словами , пословицами, как пример я могу
назвать  виденный  мною в музее этнографии Японии старинный иероглифический
свиток на котором уверенной рукой мастера изображены шесть знаков ,
выполненных в полускорописной манере под «травянистый стиль». Смысл
написанного предельно ясен « День без труда - День  без еды»
Понимание  искусства каллиграфии невозможно без возвращения к истокам этого
шедевра мировой культуры. И  истоки этого явления нужно искать в великой
китайской культуре , из которой кстати  и вышла сама японская культура.
Обращаясь к литературно-историческому памятнику  китайской философской мысли
«Даодэ-цзин» - « Канону о пути и добродетели», который традицией связывается
с именем легендарного  мудреца древности Лао-цзы можно понять некоторые
особенности  японской точки зрения на окружающий мир  и умения  японцев жить
в нашем таком  беспокойном мире. И искать это надо , я считаю,  в весьма
существенной стороне философии Лао-цзы ,даосизме, которым является
проповедуемый им принцип пассивности: « Тот, кто не борется,- говорится о
мудром человеке в «Каноне о пути и добродетели», - непобедим в Поднебесной.
Согласно учению Лао-цзы . подлинный  покой  воцаряется с прекращением борьбы
и установлением жизни в соответствии с субстанцией мира «дао».Утверждаемый
даосизмом принцип « у вэй », то есть «недеяние», принцип  бездеятельного
отношения человека к окружающему миру , невмешательство людей в существующую
реальность - одно из основных канонических положений даосизма: « Предпочитать
недеяние и осуществлять учение безмолвно» - таков тезис Лао-цзы. В « Каноне о
пути и добродетели» содержится следующее разъяснение по этому поводу :
«Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продолжается весь
день. Кто делает все это?  Небо и земля. Даже небо и земля не могут  сделать
что-либо долговечным, а человек тем более.
Таким образом , утверждается идея непостоянства  в природе и бессилие
человека перед ее явлениями ,  идея того, что все в мире образуется само
собой, стихийно и вмешательство человека . его деятельность излишни. В
соответствии с этими взглядами на явления окружающей среды даосизм
утверждает, что высшая гуманность  осуществляется через недеяние. Я  обратил
особое внимание на то , что источник и причина беспорядка в Поднебесной
заключается согласно Лао-цзы , в отходе от мира природы, от естественного
пути, то есть в том, что создается искусственный чуждый природе образ жизни
людей. И учение  Лао-цзы , как бы указывает средство против порождения
подобных явлении: оно призывает к возвращению на путь «дао», который помогает
одновременно и человеку и обществу.
Японцы не  без интереса относятся к философским воззрениям Лао-цзы, хотя и не
во всем согласны с ними . Им  импонирует тезис «Даодэ-цзина» о взаимосвязи
человека с окружающей  природой. В  характере японцев , быть может как ни у
какого  другого народа , таится глубокое  чувство привязанности к живой
природе, проникновенное отношение к родной земле, какое-то обожание своих
островов. И в философии даосизма они находят  не простое  понятие о
триаде(земля, человек, небо), как это характерно для конфуцианской доктрины,
а формулу - земля, человек, дао -путь, естественность. В «Каноне о пути и
добродетели» можно найти следующее определение порядка соотношения этих сил:
« Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао , а дао следует
естественности. Это помогает понять , что даосизм предписывает познание «дао»
как первопричины видимого мира посредством проникновения в сущность вещей и
явлений, путем слияния с окружающей человека природой. Именно  в этом японцы
видят определенную взаимосвязь философских идей даосизма  с художественным
литературным творчеством. Можно  сказать , что именно в Японии  доскональнее,
чем  где-либо в другой стране , изучили классическое наследство Китая, чему,
конечно , в немалой  степени способствовало знание иероглифики и это
послужило развитием собственной, национальной школы каллиграфии, произведения
которой  до сих пор восхищают знатоков и ценителей прекрасного.
                           « Искусство Икэбана»                           
С большим искусством и вкусом украшаются японцами их дом, жилище, места
работы и отдыха. Элементарный толковый словарь языка дает следующее
пояснение: « Икэбана - искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов».
Но это слишком примитивное объяснение , рассчитанное на иностранцев, на самом
деле японцы вкладывают в « Икэбана» глубокий смысл. Это целая философия ,
свои особый  способ понимания и познания окружающего мира. Характерно, что
каждый  цветок или веточка, на взгляд японцев, должны иметь определенное
значение. Часто , например, высокая веточка означает небосвод, средняя -
человека , а самая низкая - землю. Такое соединение  трех веток или одну
ветку с особо расположенными отростками именуют « триадой» : «небо, земля,
человек» , имеющей свои глубокие корни в духовной жизни народа , его
философии. Истоки  этой философии , так же нужно искать в бездонной кладези
китайской мудрости. Ответ можно попытаться найти  в древнейшей сокровищнице
мудрости- каноне « Ицзин» - « Книга перемен»- самому удивительному трактату
китайской древности. Главная мысль , которой проникнута « Книга перемен» ,
утверждает принцип изменчивости всего существующего, всех вещей  и явлений ,
первоисточниками которых выступают земля и небо. При этом сам процесс
непрерывно происходящих изменений объясняется как вечная коллизия ,
столкновение и взаимодействие противоположных сил, космических сил : «Ян» -
света и «Инь» -тьмы. Именно в этом трактате получает свое толкование
знаменитая триада: « Небо -вверху, земля внизу, между ними человек» Три
начала бытия , три его ипостаси , три мира, три сферы жизни - равноценные ,
равнозначные. Они - в вечном единстве , и в то же время каждый из них сам по
себе. Они - нераздельны и в то же время неслиянны. Вот о чем говорит эта
незатейливая ветка , если отростки на ней расположены так , как нужно ,
осмысленно, Здесь философия и эстетика. Также важно упомянуть,  что в
основном произведения «Икэбана» , выставляются на фоне предметов старины ,
произведений искусства и они  как правило бывают небольших размеров и
отличаются  филигранной тонкостью , художественностью мастерства.
Миниатюрность- характерная черта эстетического вкуса японцев их философского
мировоззрения .Искусство « Икэбана»  имеет определенное воздействие на
духовную жизнь японского народа, обогащая и облагораживая  эстетический вкус
человека, воспитывая в нем любовь к истинной красоте искусства, расширяя
возможности его любования прекрасным в жизни и искусстве , в многообразных
формах его проявления .
                           «Тя-но ю» - чайное действие                           
Наиболее   загадочным  и имеющим глубокий  философский и эстетический смысл
,с моей точки зрения, является ритуал  «Тя-но ю» - чайный церемониал. Это
строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в
присутствии гостей.  Чайная церемония восходит к обычаю берущему свое начало
в 7 веке , употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в
Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии с 729 года  и
сохраняется почти неизменным по сей день. Бытовая процедура питья чая
превратилась в особый культ, в котором соединились элементы архитектуры,
живописи, садово-паркового искусства. Его  сущность  отразилась также в
различных философских концепциях, а культ чая , в свою очередь стимулировал
их развитие . Чайная церемония - воплощение единства творческого начала ,
восприятия природы, религиозно-философского настроения и социального общения.
Чайная церемония получила широкое распространение по всей Японии и во  всех
слоях населения, так как дзэн-буддизм проповедовал возможность достижения»
просветления» любым человеком в условиях обыденной жизни. В основу чайной
церемонии  положены четыре принципа» гармония- единение человека с природой,
упорядочение мироздания ; почтение -равноправие всех участников , проявления
уважения их друг к другу; чистота - очищение через соприкосновение с
прекрасным;  тишина- условие для медитации. Считалось , что реализация этих
принципов открывает путь для достижения внутренней гармонии участников
церемонии. Ритуал  чайной церемонии проводится в специально отведенном для
этого месте , чаще всего в небольших домиках , расположенных в тенистых садах
, чтобы суета окружающей жизни отошла на задний план и не мешала погрузиться
в глубины сознания посредством медитирования.  В «чайном действе» обычно
участвуют : мастер чая- тот , тот кто заваривает чай и разливает его , и те,
кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый , жрец , свершающий действо,
вторые участники действа, приобщающиеся к нему и нередко безжалостные
критики. У каждого свой комплекс поведения, охватывающий и позу при   сидении
, и все движения , и выражение лица , и даже манеру речи. Существует особый и
сложный способ заваривания чая, я не буду останавливаться  на этом, потому
что это потребует  слишком много времени. Главное как это понять и познать с
точки зрения человека запада , далекого от восприятия  и познания мира через
медитацию ,через философию дзэн-буддизма. И все же , что это такое -Чайная
церемония? Как все это назвать :  ритуал, церемониал ,обряд ? Скорее всего-
особая духовная процедура. В японском и китайском языках существует нечто
именуемое «путь» ( «до» яп.) - понятие , имеющие многосложное значение в
духовном мире японского народа, в его философии, морали, эстетики .В
философии даосизма «дао» - основной принцип этого учения - выступает в
значении абсолютного начала вселенной, основы существования мира, источника
всех его вещей и явлений. В конфуцианском учении « дао»   имеет значение
определенной этической категории. В свою очередь ,  «дао» связанного с
буддийским понятием «чань» - в устах китайцев и «дзэн» - в устах японцев. И
именно через это понятие «дзэн» можно попытаться  понять  таинство чайной
церемонии , ее не проходящее влияние на  жизнь японского народа. Я хочу
привести здесь объяснение этого понятия, как его трактуют сами японцы : «
Дзэн- овладеть всеми своими духовными силами и вступить в пределы не-я , то
есть погрузиться в созерцание»Добавляется также , что в сочетании с
иероглифом « садиться» образуется понятие; сесть в надлежащей позе, овладеть
всеми своими духовными силами и обрести познание. То есть если вы будете
долгие часы сидеть неподвижно, уставившись в одну точку, и ничего при этом не
думать , это будет «дзэн». Если вы не  пошевельнетесь при встрече с самой
большой неожиданностью , это будет «дзэн». Если вы станете свободным  от
всяких волнений, тревог , беспокойств, восторгов ит.д. - не в том смысле ,
что все это для вас не существует , а в том , что ничто не может коснуться
вашего духа , смутить его спокойствие, нарушить ясность ума, это  будет
«дзэн» Если вы совершенно спокойно , с абсолютной легкостью , душевной
ясностью и свободой пойдете на смерть, это будет «дзэн».
Вот это и многое-многое  другое – «дзэн».
« Путь чая» («Дао чая» ) создан монахами Дзэнсю , сторонниками секты «Дзэн» и
по этому следование « Пути чая» – один из методов осуществления заветов этого
учения . « Сидение по дзэн»- другой из таких методов.
Так что из всего вышеперечисленного можно понять , что философские возрения
Востока  , в частности Японии , составляют практически единое целое с
культурой и порой невозможно   определить    ту грань                  зримо
отличаются  от Западных канонов , что человеку воспитанному на западных
ценностях , почти не возможно вникнуть в ту бездонную глубину философской
мысли Востока, оценить всю ее красоту и многогранность . Западный человек
впервые столкнувшийся  с культурой востока , с его  философией , зачастую
видит в них только внешнею , экзотическую сторону , не видя и не ощущая
самого главного, что они  содержат в себе  глубочайший смысл , смысл
понимания и познания жизни. Только полностью растворившись в жизни востока ,
отвергнув все условности западного образа жизни , с помощью специальных
тренировок ( медитаций)  можно попытаться  хоть на немного  продвинуться к
понимании философии жизни востока  , но все  равно понять и оценить восток ,
для европейца  практически не возможно., потому что мы по разному работаем с
основой основ жизни – энергией., по разному подходим к понятию бытия. Они
ощущают энергию , а мы стараемся ее измерить, подчинить своей воле, войти в
противоречие с известной  формулировкой  одного из основоположников
экзистенциализма Ж. Сартра « Человек –это неудавшийся Бог» , то есть самим
стать Богом , взять на себя функции правителя мира и вершителя его судеб и
мне кажется ,что именно западная цивилизация станет  причиной  описанного
Библией конца света , ведь прогресс  в конце концов приведет к логическому
финалу, ведь как бы не был умен человек , все равно ему никогда не победить
мать –природу (то есть энергию в широком понимании этого слова ) и природа
жестоко отомстит человеку  посмевшему посягнуть  на попытку сделать ее
орудием , инструментом в своих  руках.
Поэтому  рассуждая на тему взаимоотношений  Востока и Запада , их  роли в
мировой истории , культуре , философии  и возможности становления их единым
целым , приходишь к мысли , что это невозможно.
И не зря  в свое время известный английский  писатель  Р. Киплинг писал
«Восток есть восток , запад , есть запад и вместе им никогда не сойтись»