Каталог :: История

Доклад: К обновленному Казахстану через углубление реформ

      К обновленному Казахстану через углубление реформ. (Н. А. Назарбаев).      
10 декабря 991 года на VII сессии Верховного Совета республики Президент
Н.А.Назарбаев внес предложение переименовать Казахскую ССР в Республику
Казахстан. В связи с этим предложением был принят Закон «Об изменении
наименования КазССР» и переименовании ее в РК. Президент развернул большую
работу по подготовки законодательной основы нового государства и решению
практических задач государственного устройства.
16 декабря 1991 произошло большое историческое событие — Президент      Н. А.
Назарбаев подписал Конституционный закон « О Государственной независимости
РК». [1] Именно в этот знаменательный день на мировой арене появляется
молодое суверенное государство  — Казахстан.
Спустя несколько дней Президент в специальном сообщении для печати заявил о
своем видении нового положения государства в связи с обретением подлинной
независимости. Президент заявил, что он всегда выступал и выступает за
содружество суверенных государств, но никогда впредь Казахстан не будет
ничьим «младшим братом», ничьим сырьевым придатком. Любой будущий обновленный
союз возможен лишь только на равных — с равными правами и равными
возможностями. [2].
Многие скептики лишь усмехались, услышав эту смелую речь. Они были уверены в
том, что ничего подобного никогда не будет, аргументировав свои прогнозы лишь
тем, что «ломать — не строить»; в том, что после распада СССР у Казахстана не
хватит сил для самостоятельного достижения стабильного экономического
положения. Казахстану пророчили страшное будущее: раздел власти, мятежи,
голод, разруха.
На начальный период становления Казахстана пришлось мое беззаботное детство,
я росла вместе со своей республикой. И вот теперь, спустя  13,5 лет,
достигнув совершеннолетия, я, представительница молодежи Казахстана, его
будущего, анализирую реформы, которые пришлось провести в Казахстане
Правительству во главе с Президентом, дабы страна избежала той страшной
участи, которую ей пророчили сторонники социалистического строя.
Одним из самых популярных суждений тех лет было такое: Казахстан «на плаву»
долго самостоятельно  не продержится, обязательно начнет просить о помощи
либо Европу, либо развитые восточные страны.
Словно в ответ на эту нелепость, 28 января 1993 года на IX  сессии
Верховного Совета Республики двенадцатого созыва была принята первая
Конституция РК, которая провозгласила, что Казахстан утверждает себя
демократическим, светским,  правовым и социальным государством.[3]  Это был
большой успех на этапе формирования Республики Казахстан как суверенного и
независимого государства. Однако, некоторые ее принципиальные формулировки,
касающиеся характера государственности, проблем языка, частной собственности
на землю и вопросов гражданства, стали предметом все более нарастающего
внимания  и социальной напряженности. Досрочное сложение своих полномочий
Верховным Советом двенадцатого созыва в декабре 1993 года и объявление
Конституционным судом РК на основании гражданского иска нелегитимным
Верховного Совета РК, избранного 7 марта 1994 года,[4] привели к
конституционному кризису и необходимости разработки новой Конституции,
принятой 30 августа 1995 года.
Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан Конституция
определила общественное согласие и политическую стабильность, экономическое
развитие на благо всего народа: она закрепляла ранее провозглашенные правовые
принципы и положения о том, что суверенитет распространяется на всю
территорию республики, и что государство обеспечивает целостность,
неприкосновенность и не отчуждаемость территории.[5]
Основные положения Конституции говорят о том, что Казахстан будет стремиться
развиваться только собственными  силами, ни на кого не надеясь, заботясь о
целостности территории. И теперь можно сказать, что Казахстан «с гордо
поднятой головой» преодолел все самые  сложные препятствия на пути к
стабильному, благополучному настоящему и будущему.
Как говорил Президент, все приходилось начинать практически с нуля, но надо
было выбрать главное направление.[6]
Такое направление, намеченное Президентом, вскоре было выбрано. С самого
начала президентской деятельности Н.А.Назарбаеву был характерен
стратегический подход к развитию своей родины. С его подачи строительство
суверенного, независимого государства в Казахстане  осуществляется по
Стратегии первого Президента.
Из-под пера Н.А.Назарбаева вышла масса научных трудов; такие работы, как
«Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного
государства»(1992), «Стратегия ресурсоснабжения и перехода к рынку»(1992),
«Евразийский союз: цели, практика, перспектива»(1997), «Казахстан 2030:
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех
казахстанцев»(1997), легли в основу стратегии развития Республики Казахстан
на ближайшие 30 лет.
Стратегия Президента направлена на обеспечение вывода страны из
экономического и социального кризиса, на строительство и развитие
суверенного, независимого государства в Казахстане. В Стратегии учитывается,
что самым трудным для молодого государства, особенно, если оно образовалось
не на новой, только недавно открытой земле, а возрождающееся из пепла,
является достижение экономической независимости от внешнего мира. Казахстан
добился определенного успеха на этом поприще благодаря бесконечным реформам,
проводившихся все время с момента образования Республики Казахстан.
В целях стабилизации социально-экономического положения и создания условий
для формирования рыночных отношений в экономике Указом Президента республики
«О мерах по либерализации цен» с 6 января 1992 года был осуществлен переход
на применение свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию
производственно-технического назначения, товары народного потребления. В
дальнейшем на свободные цены были переведены все виды товаров без
ограничения. Таким образом была исправлена ошибка командно-административной
системы.[7]
Однако, либерализация цен, начатая Россией, без соответствующей экономической
подготовки и предварительного согласования с партнерами по СНГ, привела к
крайне негативным последствиям по всей рублевой зоне. В итоге, Казахстан,
чтобы избежать дальнейшего ухудшения своего положения, 12 ноября 1993 года по
Указу Президента Республики «О введении национальной валюты» выходит из
рублевой зоны.
В то суровое время страна нуждалась в разработке и осуществлении эффективных
мероприятий в финансовой и производственной сферах. Цель этих программ
заключалась в выведении республики из состояния экономического кризиса и в
развитии рыночных отношений.
В период структурной перестройки и перехода к рынку, особенно в начальные
годы, действовали сдерживающие факторы развития производства: неравномерное
распределение ресурсов, слабая мотивация трудовых ресурсов и недостаточные
стимулы.[8] С ними было необходимо бороться, т.к. экономический спад
отрицательно влиял на государственные доходы.
Для исполнения установок, указов и постановлений Президента в декабре 1990
года в Республике была принята программа наподобие «союзных основных
направлений» перехода к рынку.  Правительством и Национальным Советом(1993,
январь) разрабатывались программы с привлечением отечественных и зарубежных
специалистов.[9]
Главным же рычагом  коренного преобразования казахстанского общества,
перевода его с директивно-плановых рельсов развития на путь рыночных
отношений и демократизации является политика разгосударствления и
приватизации. Разгосударствление и приватизация государственной собственности
начали проводиться в 1991 году на основании Закона РК « О  разгосударствлении
и приватизации» от 22 июня 1991 года. В Закон вносились изменения и
дополнения в июне 1992 года, сентябре 1993, январе 1995, 23 декабря 1998
года. Президентом был подписан Указ « О приватизации», имеющий силу Закона.
Приватизация была и остается основным методом реформирования экономики,
главным фактором внедрения рыночной экономики. Она осуществлялась поэтапно, в
различных видах, формах и масштабах и на разных уровнях управления. Процесс
приватизации вел к возникновению частных собственников и поступлению денежных
средств государству. В 1991- 1995 годах в Республике были разработаны и
приняты ряд законов и государственных программ, регулирующих процессы
разгосударствления и приватизации. Основной массив Казахстанской экономики
«средние и крупные промышленные предприятия», находившиеся в собственности
государства был реформирован путем использования механизма массовой
приватизации.[10]
С 1993 по 2001 годы включительно в Карагандинской области произведена
приватизация 3298 объектов государственной собственности. В результате
разгосударствления и приватизации государственной собственности, изменились
экономическая и социальная структуры области,  возникла частная
собственность, как необходимое условие для возникновения и развития рыночных
отношений, создания рыночной экономики.[11]
В настоящее время государственный орган — терком   госимущества и
приватизации — осуществляет в области функции владения, пользования и
распоряжения объектами республиканской государственной собственности, ведет
учет  и контроль за целевым и эффективным использованием объектов, как
республиканской, так и коммунальной собственности. Важнейшее место в работе
теркома госимущества и приватизации занимают вопросы, связанные с
постприватизационным контролем.[12]
Другим важным рычагом реформирования экономики является закон РК «О
банкротстве», который был принят 1 августа 1991 года, 21 января 1995 года и
15 июля 1998 года. Принятые до 1997 года эти и другие законы, и нормативные
акты явились правовой основой реформирования предприятий для восстановления
их платежеспособности и улучшения финансово-экономического состояния.
Законодательство о банкротстве  ставит задачу восстановления
платежеспособности и улучшения финансово-хозяйственного состояния
предприятий. Для этого закон предусматривает проведение реабилитационных
процедур, реструктуризацию предприятий, создание относительно небольших
мобильных дочерних предприятий, кредитования и т.д. При невозможности
реабилитации, осуществлялись меры по ликвидации предприятий. Такая работа
проводилась и продолжает проводиться.[13] Несомненно, подобное
законодательство позволяет  значительно облегчить путь к стабильному
экономическому положению. Ведь еще совсем недавно ситуация была безрадостная:
практически вся промышленность пришла в упадок, но, благодаря работе данных
законов, удалось стабилизировать ситуацию. Множество предприятий
восстановлено, что играет только на пользу экономике.
Немаловажную роль сыграл  «Закон о развитии конкуренции и ограничении
монополистической деятельности» от 1 августа 1991 года и 19 января 2001 года.
На основе законов о разгосударствлении и приватизации, о банкротстве,
демонополизации, проводилось реформирование промышленности. Так был
приватизирован Жезгазганский и Балхашский горно-металлургические комбинаты,
Карагандинский металлургический комбинат и Карагандинский угольный бассейн.
Сегодня ОАО «Корпорация Казахмыс», владелица вышеперечисленных комбинатов, по
объему производства меди входит в первую десятку ведущих медных компаний
мира. Созданы все предпосылки для перехода на качественно новую ступень
развития, обеспечения стабильного экономического роста.
ОАО «Испат-Кармет», владеющее шахтами Караганды, выпускает продукцию по
международным стандартам ASTM, DIN, производит широкий перечень продукции,
включая кокс, черную и белую жесть, кровлю, экспортирует большую часть своей
продукции за пределы СНГ. ОАО имеет большие перспективы развития.[14]
В сельском хозяйстве также произошли значительные улучшения, в частности,
благодаря реформам: расформирования совхозов и наделения его членов
собственной землей. Были приватизированы мясомолочные хозяйства,
птицефабрики. На базе бывших совхозов, в результате приватизации, было
создано 4748 сельскохозяйственных предприятий.[15]
На основании вышеприведенных данных, их глубокого анализа,  я делаю выводы об
экономической ситуации в Республике. В ходе проведенного анализа стало
очевидно, что Казахстан оправдал возложенные на него надежды, он смог
добиться более или менее стабильного уровня экономики. Наблюдаются тенденции
к росту общественного благосостояния, у народа появилась надежда на светлое
будущее, уверенность в завтрашнем дне и смысл жизни, а когда народу есть во
что верить и за что бороться, он непобедим.
                                   Примечания.                                   
[1]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[2]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[3]- Конституция Республики Казахстан, 1995 г.
[4]- Республика Казахстан: Информационный паспорт, Алматы 1998
[5]- Конституция Республики Казахстан, 1995 г.
[6]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[7]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[8]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[9]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[10]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[11]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[12]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[13]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[14]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
[15]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные
ресурсы, события и люди, реформы и развитие".
     

АННОТАЦИЯ

научной работы студента______________________

Ф. И. О.

на тему______________________________________

_____________________________________________

под девизом__________________________________

Краткая характеристика научной работы:

Общий объем _____ страниц;

Количество приложений ______ страниц;

Количество иллюстраций _____ ;

Количество таблиц ______;

Количество источников литературы _____ .

Цель научной работы____________________________________

____________________________________________________________

Методы проведенных исследований________________________

____________________________________________________________

Основные результаты научного исследования________________

____________________________________________________________

Внедрение результатов научной работы_____________________

____________________________________________________________

Степень самостоятельности выполненной работы_____________

____________________________________________________________

Подпись автора _______________

Сведения

об авторе и научном руководителе работы,

представленной на республиканский конкурс

под девизом_______________________________

________________________________

Автор

1. Ф. И. О._______________________________

2. Курс, группа ___________________________

3. Домашний адрес_______________________________________

Научный руководитель

1. Ф. И. О.________________________________

2. Ученая степень__________________________

3. Ученое звание___________________________

4. Должность______________________________

5. Кафедра________________________________

6. ВУЗ____________________________________

Научный руководитель (подпись)

Автор работы (подпись)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Республиканский конкурс студенческих научных работ

Девиз_______________________

К обновленному Казахстану через углубление реформ

Раздел______________________

(согласно перечню разделов)

2004 год