Каталог :: История

Реферат: Образование 19в в Казани

Введение
В послереформенные годы развития народного образования в Казани произошли
заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства, развитие
промышленности и торговли настоятельно требовали повышение образовательного
уровня городского населения, увеличивали спрос дипломированных специалистов,
грамотных и обученных рабочих. В пореформенные годы увеличилось число
городских учебных заведений и количество учащихся. Если в 1882 г. в Казани
было 59 русских учебных заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843
учащихся, то в 1904 г. – 102 учебных заведения с 14330 учащимися. Таким
образом, за 22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось
почти в два раза. Иными словами, вся система народного образования в Казани в
среднем каждый год пополнялась 2-мя учебными заведениями и 313 учащимися.
Такой темп роста для Казани – крупного промышленно-торгового центра – был
явно недостаточен и далеко не все дети могли получить даже начальное
образование.  Сама система народного образования, сложившаяся после
буржуазных реформ 60-х годов XIX века, была довольно сложной. В конце
прошлого – начале нашего века она выглядела следующим образом. В городе
функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: 27 наземных
трехклассных училищ (среди них 12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3
приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные
школы, 15 церковно-приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5
русско-татарских школ, ряд татарских мектебе, медресе и новометодных школ.
Кроме этих школ, существовали частные начальные школы, в задачу которых
входила подготовка для поступления в младшие классы средних учебных заведений
и репетиторство младших классов средних школ.
                             Начальные школы.                             
В начальных русских школах (училищах) преподавали закон Божий (краткий
катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной
печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким образом, школы не
давали учащимся необходимых знаний. Они не предусматривали преподавание таких
важных предметов как естествознание, география, история. Отсюда резкое
несоответствие между школьными программами и требованиями к жизни. Несмотря
на увеличение числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся
оказывались вне школы. В 1898 году, например, в Казани детей школьного
возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалась немногим более 15 тысяч человек, а
училось в начальных городских школах менее 3-х тысяч. Велик был и отсев
учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях
жизни трудящихся.
Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и дальнейшем
развитии начальных школ. В 1898 году, например, на их содержание было
израсходовано всего лишь 7.3 % от общего городского бюджета. В Казани первые
новометодные школы появились в конце 80-х годов. Объективно они сыграли
положительную роль в деле светского просвещения татар, хотя во многих таких
школах и продолжали преобладать теологические дисциплины.
     

Подготовка учителей для начальной школы

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительском семинарии, крещено- татарской учительской школе, татарской учительской школе. Открытие учительского института произошло в 1876 году. Казанская учительская семинария была открыта в 1872 году по инициативе миссионера Н.И. Ильминского. Она ставила своей главной задачей подготовку учителей русского языка из нерусского населения для нерусских школ с «воспитательно-миссионерскими» целями. С 1872 года школа находилась в ведении директора учительской семинарии. Она готовила учителей для начальных татарских школ главным образом в сельских регионах Среднего Поволжья и Приуралья. В первые четыре десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности 3390 мальчиков и 1415 девочек. Окончило же курс со званием учителя 486 человек, учительниц 186 человек. Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. В нее мог поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший плату за обучение. Однако до Октябрьской революции в стране не существовало единой средней школы. Так, в Казани в конце прошлого века функционировали три казенных мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксешинская и Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов. Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями в Казани было несколько специальных средних учебных заведений. Промышленное техническое училище ( с тремя низшими техническими училищами при нем: механическим, строительным и химическим), частная музыкальная школа Гуммерта, художественная школа, а так же юнкерское пехотное училище. Правительство стремилось всеми мерами предохранять средние учебные заведения от представителей демократической части населения и с помощью детально продуманной системы строго классического восприятия не допустить проникновения в умы учащихся «крамольных» идей. Не случайно главное внимание в казенных мужских гимназиях и реальных училищах уделялось изучению «закона божья», греческого и латинского языков как предметов «дисциплинирующих ум». Программы были крайне перегружены, их изучение основывалось главным образом на зубрежке и заучивании отдельных фактов без попытки их обобщения. Произведения великих русских писателей XIX и начала XX веков – Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова – в гимназиях не изучались. Преподаванию точных наук уделялось совершенно незначительное внимание, хотя в программе и стояли такие предметы как арифметика, алгебра, геометрия, география и физика. Казанский Университет Ведущим высшим учебным заведениям в городе был университет, который играл крупную роль в развитии демократической культуры и науки. В пореформенные годы в нем функционировало четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. Он привлекал молодежь Поволжья, Урала и Сибири. Среди лучшей части его студентов широкое распространение получили прогрессивные идеи своего времени. Многие выпускники университета, работая впоследствии преподавателями гимназий, семинарий, училищ, сельских школ стремились донести эти идеи до своих учеников, до народа. В начале 80-х годов в Казанском университете обучалось 847 студентов (по количеству студентов он занимал шестое место из семи университетов страны. Университет выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.