Каталог :: История

Доклад: Иван 4

Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство , которое стали
называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и
старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем
Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев.Большую роль в ней
играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства,
князь Андрей Курбский.
     Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь
примирить интересы всех бояр , дворян и духовенства.
В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр , высшего
духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван  4-й
выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к
совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это был
первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем
Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных
вопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства, в них участвовали представители иных
сословий: купцы и ремесленники. В России установилась
сословно-представительная монархия.
     Избранная рада провела ряд реформ.
· Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые
приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и
сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а
“кормились” за счет населения . Избранная рада отменила систему кормлений.
Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило
деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из числа
дворян.
· Был составлен новый судебник - сборник законов.
· Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны
приходить с отрядами вооруженных конников.
· Кроме того , были созданы постоянные пехотные полки стрельцов , вооруженных
огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.
     Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали
привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.
     Опричнина 
глубокие душевные потрясения , испытанные в детстве ,на всю жизнь лишили царя
доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в
периоды крайнего внутреннего напряжения , когда его необузданные страсти
выходили за нормы разумного , творил правый и неправый суд над своими
действительными и мнимыми противниками.
Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны
отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем , что не получили новых
поместий за счет вотчинников и монастырей.  Положение усугублялось неудачами
во внешней политике . Бесконечные интриги, имевшие место вокруг государя ,
подорвали его психику.
Первый кризис , оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана
Васильевича , был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения
из Казанскогопохода и составлением в марте 1553 года завещания в пользу
младенца Дмитрия (первого сына , рожденного от Анастасии). Царь потребовал
принесению присяги наследнику в пеленках , но у некоторых ближних бояр,
которые первыми целовали крест , появились сомнения , и они , сказавшись
больными , уклонились от присяги. Ходили слухи , что они “хотели ... на
государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана
4-го .
Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете , то
значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к крестному целованию , велю
вам служить сыну моему Димитрию , а не Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и
детям нашим служить не хотите , в чем нам крест целовали уже не помните ;а
кто не  хочет служить государю - младенцу , тот и большому не захочет служить
...”  На это отозвался князь Иван Михайлович Шуйский : ”Нам нельзя целовать
крест не перед государем; перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?”
Прямее высказался окольничий Федор Адашев , отец царского любимца  : “ Тебе
,государю, и сыну твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а
Захарьиным , Даниле с братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а
владеть нами будут Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое
малолетство беды видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию
следующие бояре : князь И.Ф. Мстиславский , князь В.И.Воротынский ,
И.В.Шереметев , М.Я.Морозов , князь Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и
др.[1]
Откровенно предпочитали служить  Владимиру Андреевичу Старицкому  князья
П.Щенятев , И.И.Пронский , C. Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой , И.М.Шуйский,
П.С.Серебряный, С.Микулинский , Булгаковы. Бояре покорились только после
заявления царя , что к присяге он приводит сам и велит служить Дмитрию , а не
Захарьиным.[2]
По известию одной летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя Владимира
Андреевича , обьявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; к матери его
посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою печать к
крестоприводной записи.”И много бранных речей она говорила . И с тех пор
пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость “, -
говорит летопись.[3]
7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла Ивана
Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил ее и уважал
как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го воспользовалась состоянием
его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух ,что Анастасия умерла
не своей смертью, что “извели царицу своими чарами” Сильвестр и Адашев.
Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных заочно.
Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому он там
и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его взяли под
стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.
Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и
дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и князья, их
семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо
отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом. Карамзин восклицал в
связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, в темницах, в
монастырях стенали жертвы!..”
Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись
боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий  Федор Басманов , князь
Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта
Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта
ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако , несмотря на это, сам Малюта
был неплохим семьянином. Одна из его дочерей , Мария, была замужем за
выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов на
поле боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во
время штурма в 1573 году.
     ... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие
земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство
Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и
ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И
вот  - неожиданная измена! И не просто измена , а позорное бегство русского
воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России
моментов в ее затянувшейся войне с Ливонией ! Польский король милостиво принял
Курбского , сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым
имением.
“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в жестокое гонение
на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского” (Платонов).
[4]
Сам Курбский впоследствии писал, что бежал , опасаясь готовящейся над ним
расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады, за
самовластие. Иван Грозный истребил близких  родственников Курбского,
брошенных им в Москве, отомстив недругу.
В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично изложил 
кредо самодержца : неограниченность воли монарха, власть которого
санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха
всех подданных.
Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве древнем ,
неизменном, неутраченном :” Самодержавства нашего начало от святого
Владимира : мы родились на царстве , а не чужое похитили “.
[5]
...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно
оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела
свой политический смысл.
В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под охраной и
в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда бяше”. Он
отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал в
Александрову слободу, где обосновался надолго.Через месяц Иван Васильевич
прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная” грамота  была
направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония
боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и духовенство
в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота предназначалась
“посаду, всем людям” и читалась в собрании народа . В этой грамоте царь
заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на них не держит ,
явно стремясь заручиться их поддержкой.
Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре,сановники, приказные люди
просили митрополита умилостивить государя.Чтобы “ударить челом царю и
плакаться”, в Александрову слободу отправилась представительная делегация от
духовенства ,бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих
посланцев “всего народа”, Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на
определенных условиях.В самом общем виде они заключались в следующем: 
отныне царь будет  по своему усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою,
смертию, лишением достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства.
2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а на другой
день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении 
опричнины.
     Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина”
происходит от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли еще
кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества , которую
после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская реформа
включала три группы мероприятий:
1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил “опричь” всей
земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и
составили его особое личное владение- государев узел или опричнину. 
Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская
дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль,
Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных
волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток,
основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и
юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с
улиц, перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить всех
князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались
опричниками.
2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр, дворян и детей боярских
гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек,
но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников
производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате
Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался
служить только царю.За все это государь жаловал всех отобранных имениями и
землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и
приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину...Опричники носили черную
одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их
должности , состоявшей в том , чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену
и грызть государевых злодеев - крамольников.  Князь Курбский  в своей
Истории царя Ивана пишет , что царь со всей Русской земли собрал себе
“человеков скверных и всякими злостью исполненных” и обязал их страшными
клятвами не знаться не только с друзьями и братьями , но и с родителями , а
служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.
[6]
3.Та часть государства ,которая осталась за пределами государева удела-
опричнины , стала именоваться земщиной. Текущими государственными
делами здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть
дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в
области международных отношений , как и прежде ,был царь.   
4 февраля 1565г.,т.е. на второй день после учреждения опричнины, началась
новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми , кто до сих
пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили , других постригли
в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех опальных было
конфисковано. Опричники громили боярские дома , растаскивали имущество,
угоняли крестьян.
     Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными царю
лицами!..
Очевидно,царь  видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком  главного
противника.В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину значительную часть
его удела.Таким образом Иван Грозный лишил старицкого князя последней опоры -
поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины- борьба
с пережитками политической децентрализации.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княженской
знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они
бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либо разбора.  
Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией. 
Естественно ,что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление
против царя не только среди феодальных верхов , но и в массе простого
народа...
... Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней
Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и
продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил
много честных, нужных России людей(дело боярина Федорова; убийство
митрополита Филиппа; убийство старицкого князя Владимира Андреевича и др.)
На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с
челобитной , в которой просила отмены опричнины . Грозный ответил на это
усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против
опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано
стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей
часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия
опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя :”До каких пор
будешь ты без вины проливать кровь верных людей ? !..” По распоряжению
Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в
келье главарем опричников Малютой Скуратовым.     
Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился
безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются
“отдасться под власть Литовского княжества”.
В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в
Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной
земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым
и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были разграблены Клин ,Тверь и
Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40
дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники
избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь
направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома , но не казней.
Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну . Новгородско- псковский
поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим
ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа
казненых в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.
Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 
5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г.,
и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской измене” попали многие
из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава
опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда
в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек .
В годы  опричнины и Ливонской войны положение главных производителей  страны
крестьян - еще больше ухудшилось : возросла не только барщина , но наряду с ней
увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина , ударяя
одним концом по вельможной знати , еще сильнее ударила по крестьянину и
посадскому чеговеку, причинив им неисчислимые беды.
     В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но
вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван
Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом
упоминать  это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории ,
опричные и земские войска, опричные и  земские служилые люди были объединены ,
восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои
конфискованные вотчины. Но казни  продолжались и после опричнины.
Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период
опричнены, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец
Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын
использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на
головы виновных и невинных порой без суда и следствия.
Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща переплетя новое
со старым . Политика укрепления центральной власти проводилась в весьма
архаичной форме , и нередко под лозунгом возврата  к старине: ликвидация
последних удельных владений сопровождалась созданием нового , государева удела
- опричнины и системы дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за
собой обособление земщины. Безудержное стремление Грозного к усилению
личной власти и его варварские методы борьбы с политическими противниками
накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма.   
     
[1] С.М.Соловьев “Сочинения . История России с древнейших времен .“ Книга 3. Том 6 .Глава 4. стр.509 [2] И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев “Русская история (популярный очерк)”, стр.302 [3] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .“Книга 3. Том 6 .Глава 4. стр.511 [4] C.Г. Пушкарев “ Обзор русской истории”, стр. 153 [5] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .”Книга 3. Том 6 .Глава 4. стр.529 [6] В.О.Ключевский “ СОЧИНЕНИЯ В ДЕВЯТИ ТОМАХ (Курс русской истории, часть 2”,стр. 169 (лекция 19 )