Каталог :: История

Доклад: Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи
Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в
1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века –
более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние школы
открывались не только в губернских, но и уездных центрах. Школы располагались
в специально выстроенных зданиях, украшавших города своей архитектурой. Дети
занимались в просторных классных комнатах и кабинетах- лабораториях.
Однако в начале ХХ в. российское общество в целом отрицательно относилось к
казенной школе. Учащиеся и их семьи были недовольны засильем классицизма и
казарменной дисциплиной в гимназиях, тем, что для выпускников реальных и
специальных училищ были недоступны университеты, а у женщин отсутствовала
возможность получить университетское образование.
О неблагополучии в средней школе свидетельствовало ученическое движение,
возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались нелегальные организации
учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало почти 150 союзов учащихся в
98 городах. Часть из них занималась просветительством (например,
петербургский Северный союз учащихся средних школ).  Учащиеся того времени
требовали ввести «свободную школу» (т.е. ликвидировать ограниченный доступ в
средние и высшие учебные заведения); изменить программы; отменить внешкольный
надзор, обыски, унизительные наказания; разрешить кружки, ученическое
самоуправление.
Правительство также беспокоили проблемы образования. Власти не могли
игнорировать требования общественности и вынужденно шли на отдельные и порой
временные уступки.
Последняя серьезная попытка реформировать среднее образование в императорской
России была предпринята по инициативе министра просвещения графа Павла
Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу авторов проекта средняя
школа должна была состоять из двух ступеней – с трехлетним и четырехлетним
сроками обучения. При этом для первой (базовой) ступени согласовывались курсы
первых трех классов гимназий, высших начальных училищ (в городах) и
четырехклассных народных школ (в сельской местности). Это означало, что
окончивший первую ступень любой школы или училища мог без экзаменов
продолжить заниматься в гимназии на второй ступени. В перечень дисциплин,
преподаваемых на базовой ступени, входили закон Божий, русский язык,
математика, история, география, естествоведение, гимнастика, танцы, ручной
труд, пение и рисование.
На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии) учитывались
индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения –
новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них
углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном –
русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние
языки; на реальном – физику, математику или естествоведение.
Впервые целью среднего образования становилось гармоничное развитие всех
способностей человека, чтобы молодые люди приобрели необходимые «сведения и
навыки для дальнейшей практической и научной деятельности». Другой важной
целью школы провозглашалось воспитание «здорового патриотизма», сознательной
любви к родине и желания служить на ее благо. Для этого нужно было расширить
курсы русской словесности, отечественной истории и географии,  краеведения.
Однако консервативно настроенный «педагогический персонал» вкупе с
консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа Игнатьева резко
критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить этот проект.
Тем не менее, уровень грамотности населения России оставался одним из  самых
низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21,1 %. Грамотное
население сосредоточилось в крупных городах.