Каталог :: История

Реферат: История летнего сада

В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно
более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый
комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие
территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти
разделялись каналом. Сейчас на месте канала – широкая аллея, пересекающая
Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу.
Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал территорию, ныне
ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и Садовой.
Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы, простирался
почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько поодаль, у Фонтанки,
размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался Итальянским (и
отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902 года, называлась
Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на участке между зданием
филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36).
Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его
отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту
архитектора Ю.М.Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии
П.Е.Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита,
увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в
воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград.
Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387 деревьев),
но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада начались в
1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке господствовала
геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. В
саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты басен Эзопа), и питавшая их
река получила в 1719 году название Фонтанки. Наводнение 1777 года уничтожило
эти водометы.
Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран
доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1 не
жалел средств для Летнего сада – центра общественно-культурной жизни
Петербурга того времени.
Привлекает выполненная скульптором П.Бараттой в 1722 году по специальному
заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца группа "Мир и
изобилие" – аллегорическое изображение победы России в Северной войне.
Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины с рогом изобилия
и опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной войны со Швецией.
Рядом – крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым венком. В другой
руке Победа держит пальмовую ветвь – символ мира, ногой она попирает
поверженного льва.
Одно из старейших изваяний Летнего сада – бюст Яна Собесского, польского
короля, который прославился своими победами над турками. Разгром войском Яна
Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому
народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу.
Примечателен бюст Агриппины. Эта римская императрица оставила о себе недобрую
славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала со своего пути мужа –
императора Клавдия и возвела на престол сына – Нерона, рассчитывая при нем
править империей. Однако Агриппина была убита по приказу Нерона. Изваяние
императрицы помогает представить себе ее психологических образ. Ощутима
эмоциональная напряженность скульптуры.
Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьего канал скульптурная
группа "Амур и Психея". Один из мифов Древнего Рима (пересказанный Апулеем)
повествует, что Психея стала супругой бога любви Амура. Но она лишь в темноте
встречалась со своим избранником и никогда не видела его лица. Злые сестры
внушили Психее, что муж ее – отвратительное чудовище. Ночью Психея зажигает
светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить его ударом кинжала. Но на брачном
ложе она видит прекрасного Амура, и ненависть уступает место любви. Это
изваяние создано в конце XVII века, автор его неизвестен. Скульптурная группа
симметрична: откинувшийся влево спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему,
так порывиста, что кажется, трепещет в воздухе край ее плаща. Вся эта
композиция – характерный образец стиля барокко.
А "в углу между Фонтанкой и Невою" (говоря словами С.Я.Маршака) стоит
двухэтажное здание Летнего дворца, построенное по проекту архитектора
Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого из этажей
одинакова – и в первом, и на втором этаже по шести залов, кухне, коридору и
комнате для дежурных денщиков или фрейлин. В первом этаже были комнаты Петра,
на втором – его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанная изразцами
кухня, вестибюль, украшенный художественной резьбой, архитектурное убранство
Зеленого кабинета на втором этаже, изразцовые печи и живопись на потолках.
В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра 1, токарные
станки, сконструированные А.К.Нартовым – выдающимся механиком петровского
времени.
Нередко организуются выставки в изящном "Кофейном домике", построенном в 1826
году.
На площадке вблизи южных ворот Летнего сада на высоком пьедестале из темно-
красного порфира в 1839 году была установлена декоративная ваза – подарок
шведского короля Николаю 1. Это украшение было выполнено в шведском городе
Эльфдалене из местного порфира. Общая высота вазы (с пьедесталом) – 4 метра
85 сантиметров. Ваза не монолитна – она собрана из пяти отдельно выполненных
частей.
В 1855 году в Летнем саду открыли памятник великому баснописцу И.А.Крылову
(скульптор П.К.Клодт). Это первый в России памятник литератору. Пьедестал
украшен горельефами на сюжеты крыловских басен "Лисица и виноград",
"Демьянова уха", "Фортуна и нищий", "Квартет", "Ворона и лисица", "Мартышка и
очки".
Мемориальная доска на ограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в апреле
1866 года террорист Д.В.Каракозов стрелял в Александра II.