Каталог :: История

: Греческая цивилизация

                 КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ                 
                    кафедра  истории  и  культурологии                    
                                 Реферат                                 
                                     на тему                                     
                          Греческая цивилизация                          
                                                        выполнил студент 1 курса
                                              физического факультета группы РФ-2
                                                             Носырев А.В.
                                                            научный руководитель
                                                            Короткий Н.С.
                             Краснодар, 1998.                             
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В
высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители
разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан
назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки
греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о
“чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда
она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю
уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде
греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов.
Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до
нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о
переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации
относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение
трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории
демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция
превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более
трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду
сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать
исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто.
Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на
протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих
греков. Уже в V  в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого
феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен
Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко
ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что
Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну
родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был
финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,
заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также
знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга,
Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой
культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной
культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки,
знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока,
действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты
сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности
восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или
иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что
казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных
устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения
в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине.
Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные
достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой
цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы
присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую
одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные
гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в
Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения,
опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что
причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории
Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до
н. э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация”
утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на
античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие
народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его
книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и
объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его
потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она
вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и
мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого —
это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.
[1]
Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию
европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и
совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы
греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической
жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют “мышлением по
способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская
цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей,
мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения
административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие
сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец держал на строжайшем
учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ремесла и
сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела,
выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”.
[2] Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная
функция царя заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в
такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея
божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних
греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве
их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было
типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло
противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в
гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”, скорее военный предводитель.
“Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне
сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении
диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать
отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире
и в царстве ликийском пространном”.[3] 
Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были
честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.
Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного
устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы
гражданина было право частной собственности на средства производства (и,
прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или
передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами
(то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование
внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы,
препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках
одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной
демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было
около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства
и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители
этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и
частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не говоря уже
о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей
включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная
скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной
и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху
она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей
мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом
классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных
граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические
античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной
позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать
динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными
процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине
отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома
божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и
развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где
собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в
частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными
для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений,
собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий,
палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок,
в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на
монументальный характер греческой общественной архитектуры классического
времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям
подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства,
в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и
римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции
поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С
эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и
виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом
благосостояния общей массы населения демократических полисов также
благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь
построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой
философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был
Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла
как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой,
несмотря на потерю городами права  на проведение самостоятельной внешней
политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в
процессе все большего наступления императорской центральной власти на права
муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и
приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская
литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной
степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В
архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного
эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного
образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической
(классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь
пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община
— уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет
свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде
литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие
мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие
другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а
обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие
драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория
(равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие)
вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для
проявления которого  было достаточно поводов на заседаниях народного
собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми
мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были
Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку
ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением
греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в
красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть
историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой
были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и
объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с
греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить
родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер
греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской
культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое
время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия,
медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные
дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не
образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более
распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники.
Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет
от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно
сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров
потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические
новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах,
судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические
предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось
давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в
античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки,
жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система
образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос
пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни  Римом, ни христианским
средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем
(гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование).
Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой
интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и,
являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые
нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными
источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.
                 Список использованной литературы                 
1.    Энциклопедический словарь юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993
2.    Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима
М., “Высшая школа”,1990
3.    Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971
4.    Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994
5.    Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов)
Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997
     
[1] Боннар [2] Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М.,1983. с.90-91 [3] Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960 / VI, 208 - 210