Каталог :: История

Реферат: Реформы и реформаторские замыслы в первой половине 19 века

     
            Реформы и реформаторские замыслы в первой половине XIX в.            
План.
1.       Россия в I четверти XIX века.
2.       Император Александр I.
3.       Реформы Александра I:
3.1. Первые мероприятия.
3.2. Реформа системы государственного управления.
3.3. Реформа системы образования.
3.4. Проекты реформ М.М. Сперанского.
3.5. Государственный совет.
3.6. Военные поселения.
3.7. Конституционные реформы.
3.8. Крестьянские реформы.
3.9. Попытки религиозного просвещения.
3.10. Ужесточение режима.
4. Итоги реформ Александра I
5. Император Николай I.
6. Особенности внутренней политики Николая I.
6.1. Основные направления реформы государственного аппарата.
6.2. Собственная его императорского величия канцелярия.
6.3. Перемены в центральных ведомствах.
6.4. Местное управление.
6.5. Итоги административных преобразований.
7. Сословная политика.
7.1. Политика по отношению к дворянству.
7.2. Крестьянский вопрос.
7.3. Реформа П.Д. Киселева.
7.4. Указ об обязанных крестьянах.
8. Политика в отношении народного образования и печати.
8.1. Преобразования в сфере начального и среднего образования.
8.2. Политика по отношению к высшей школе.
8.3. Цензурная политика.
9. Экономическая политика.
9.1. Особенности экономической политики.
9.2. Денежная реформа Е.Ф. Кранкина.
10. Заключение.
11. Список использованной литературы.
                     1. Россия в I четверти XIX века.                     
В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских
держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а
население превышало 70 млн. человек.
Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне
были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной
собственностью помещиков или государства.
Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества
предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах
применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу
промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России
существовали крупные промышленные села (на прим. Иваново). В это время
значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на
росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург
и Москва.
Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации
торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела
преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись
ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.
Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также носили в
основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.
                        2. Император Александр I.                         
Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 – 1825 г.г.).
Александр Павлович родился 12.12.1777 года и умер 19.11.1825 года. 
Император Всероссийский с 12.03.1801 года по 19.11.1825 года. Александр I –
старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федоровны. В
1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета
Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была
                                  любима мужем.                                  
Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит император
Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений
во внутренней политике: либерального и консервативного. Вдохновителем
либерального, господствовавшего в 1810 – 1810 г.г. и 1815 – 1820 г.г. был М.
М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия
рамками закона. Сам Александр I, воспитанный швейцарским политическим
деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным Екатериной II, республиканцем по
убеждению, который внушал идеи либерализма будущему императору, в молодые
годы увлекался идеями Монтескью и Руссо.
С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных
реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных
императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не
отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность
преобразований Александра I.
                        3. Реформы Александра I.                         
                        3.1. Первые мероприятия.                         
В первые же годы правления Александр I уничтожил Тайную канцелярию. Затем он
официально подтвердил Жалованную гра­моту дворянству, наделявшую первое
сословие 92 привилегиями. Император вернул из ссылки и снял опалу с тысяч
чиновников и офицеров, пострадавших при его отце, разрешил выезд подданных за
границу, снял запрет с иностранной прессы и прекратил гонения на западную
моду. Большой проблемой для Александра I являлось то, что он вступил на
престол, не имея своей «команды». Екатери­нинские вельможи и приближенные
отца в массе своей его не уст­раивали, поскольку не соответствовали тем
задачам, которые но­вый император поставил перед собой.
Отстранив от престола участников заговора 11 марта, он собрал вокруг себя
«молодых друзей» — людей, известных ему с юности. Именно они составили в июле
1801 г. Не­гласный комитет для выработки общего плана, государственных
реформ. Комитет не имел официального статуса и в основном  собирался в
апар­таментах императора за чашкой кофе
B 1801 г. был опубликован указ, по которому право покупать незаселенные земли
получили лица недворянского звания. Этот важный прецедент стал началом
отме­ны монополии дворянства в сфере землевладения.
20 февраля 1803 г. последовал указ о «вольных хлебопашцах». Он разрешал
помещикам освобождать крестьян за выкуп без осо­бого разрешения на то
вышестоящих органов власти.
            3.2. Реформа системы государственного управления.            
В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами,
в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для
развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого
бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго
секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же
получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения
министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г. он был
преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Первоначально
было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел,
иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано)
и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их
количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера
завершила процесс разграничения функций органов государственного управления.
Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене
коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед
императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России
начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости
царя и получаемого за службу жалованья.
Изменения в системе государственного управления не могли, не отразится на
положении православной церкви, которая во многом была частью государственного
аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было
подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной
жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену коллегиальности, то
подобные процессы не могли не затронуть и сферу церковного управления. Здесь
единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-
прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью
решений Синода.
                     3.3. Реформа системы образования                     
В 1802—1804 гг. правительство Александра I перестроило всю си­стему учебных
заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские
училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и
университеты, к которым приравнива­лись и лицеи. Новые университеты были
открыты в Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове и Казани,
Также в 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных
заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –
приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.
Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был
основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное
открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании
Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I.
Принятый в 1804 г. университетский устав впервые предоставил высшим учебным
заведениям столь значительную автономию: право выбирать ректора и
профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Надо отметить,
что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно
отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители
всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть
оплачивалось из государственного бюджета.
В том же году правительство утвердило новый цензурный устав. В нем было
сказано, что цензура вводится «не для стеснения свобо­ды мыслить и писать, а
единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».
                  3.4. Проекты реформ М.М. Сперанского.                  
Обсудив насущные проблемы и сделав первые не­обходимые шаги, Негласный
комитет прекратил свое существование (1805 г.), а его члены получи­ли
назначения на важные управленческие должно­сти. На смену совещательному
органу пришел человек дела, кото­рый мог претворить в реальные проекты
довольно смутные замыслы «молодых друзей». Звали этого человека М.М.
Сперанский.
Получив от царя список того, что «целесообразно преобразо­вать», Сперанский к
1809 г. подготовил развернутое «Введение к уложению государственных законов»
— план превращения Россий­ской империи в правовое буржуазное государство.
Согласно проекту, население России делилось на дворянство, «среднее
состояние» и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга).
Политические права получали два первых сословия, а остальным предоставлялась
возможность перейти со временем в «среднее состояние» и, приобретя
недвижимость, стать политически правомочными.
Будучи сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал
стройную систему высших и местных органов, разде­ленных по принадлежности к
законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным
органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях —
губернс­кие, окружные и волостные думы). Высшими органами исполни­тельной
власти были министерства (на местах — губернские, ок­ружные и волостные
управления). Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись
губернские и окружные суды. Выборы в законодательные и судебные органы были
четырех-степенными, а избиратели должны были обладать определенным
имущественным цензом. Деятельность трех ветвей власти объеди­нялась в
Государственном совете, который служил связующим, зве­ном между ними и
императором. Последнее слово в законодатель­ной и исполнительной деятельности
оставалось за монархом.
Таким образом, проект Сперанского не ущемлял прав самодер­жца, но внешне
делал их более законными, цивилизованными. Это не был конституционный проект,
но он мог стать таковым при сте­чении определенных обстоятельств. Александр I
признал труд Спе­ранского удовлетворительным и приказал ему составить
календар­ный план проведения в жизнь своего проекта.
Однако замыслы императора и государственного секретаря встретили такое
сопро­тивление со стороны правящей бюрократии и консервативного об­щества,
что из всего задуманного Сперанским в жизнь воплотилось лишь одно: учреждение
Государственного совета.
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:
усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе
антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В
Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных
действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в
Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все
эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России и
патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки к
войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность
Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить
наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам
Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в
отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в последствии
он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к своей власти, не
был готов к новым идеям своего советника.
Общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и
полностью зависело от бюрократии. Были предприняты некоторые меры по борьбе с
бюрократией. Так в 1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин.
От экзамена освобождались те чиновники, которые окончили университет в
России. К остальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка
и одного из иностранных, владение основами естественного, римского и
гражданского права, уголовного права, знания по истории России и всемирной
истории, овладение основами естествознания, математики, географии и физики.
Этот указ был воспринят с неудовольствием. Но, к сожалению, принятые меры не
были достаточно эффективными.
                       3.5. Государственный совет.                       
1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный.
Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета
будут, затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11
в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы
финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела
к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование
министерств. Между тем сам Александр I испытывал сильнейшее давление
придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить
радикальных реформ.
             3.6. Военная реформа. Ведение военных поселений             
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на
содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны
были заниматься одновременно земледелием и военной службой. Они, обязаны были
жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и
возвращаться домой. По приказу начальства они должны были, и вступать в брак.
Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской,
Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний.
Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к тяжести
военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная мелочной
уставной регламентацией всех сторон жизни..
Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и даже привело к
ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в Новгороде, а в
1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштры и жестокого
обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до
императора стали доходить слухи о том, что в среде офицеров возникают тайные
антиправительственные общества.
Однако Александр I. уверенный в том, что в поселениях все идет, как надо,
относил протест солдат за счет невежества народа и его привычки жить «по
старому».
               Упразднены военные поселения были только в 1857 г.               
                      3.7. Конституционные реформы.                      
Новая серия реформ или попыток провести их в жизнь началась в 1815 г., когда
Александр I даро­вал конституцию Царству Польскому, Польская корона
объявлялась наследственной для российских монархов, но их деятельность на
территории царства была ограничена конститу­цией. Интересы царя здесь защищал
наместник, назначавшийся из числа великих князей. Высшая законодательная
власть принадлежала двухпа­латному сейму, собиравшемуся два раза в год. В
промежутках власть осуществлял Государственный совет. Все государственные
должно­сти замещались только поляками, и официальные документы состав­лялись
на польском языке. Конституция провозглашала неприкос­новенность личности и
свободу печати, господствовавшей рели­гией объявлялся католицизм, но
равноправие предоставлялось и другим вероисповеданиям. Вводился общий для
всех сословий суд, характерный независимостью и несменяемостью судей.
При открытии сейма в марте 1818 г. Александр I произнес речь, в которой
заявил, что конституционные порядки, устанавливавшиеся в Польше, он намерен
распространить и на другие части Российской империи. Эта речь произвела
сильное впечатление на российское общество. Причем, если реакция
консерваторов была совершенно предсказуемой, то дворянский авангард воспринял
речь монарха как оскорбление, нанесенное России, которая может получить
конституцию позже Польши, воевавшей на стороне Наполеона. Кроме того, их
возмущало намерение монарха восстановить грани­цы Речи Посполитой до ее
разделов.
                        3.8. Крестьянские реформы                        
В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия
отмены крепост­ного права в России. Один из самых разумных про­ектов был
подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматри­вал постепенный выкуп
помещичьих крестьян, которые освобож­дались с землей (по две десятины на
душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись
государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков. Сами
дворяне получа­ли за крестьян денежную компенсацию, которая могла помочь им
поднять хозяйство и избавиться от долгов. На встрече с помещиками Полтавской
и Черниговской губерний в 1821 г. Александр I призы­вал их согласиться на
освобождение своих крепостных, но не встре­тил с их стороны никакой
поддержки.
                  3.9. Попытки религиозного просвещения                  
С 1812 г. в стране дей­ствовало Библейское общество, которое издавало и
распространяло Священное писание (особенно Новый Завет). Этому обществу
покровительствовал сам император, который по­ставил в его главе своего
приятеля А.Н.Голицына, пожертвовал 25 тыс. рублей и делал ежегодный взнос в
10 тыс. рублей. В 1817 г. Министерство народного просвещения было
преобразовано в Ми­нистерство духовных дел и народного просвещения, во главе
кото­рого стал тот же Голицын.
Однако к 1820-м гг. Александру I становится ясно, что Библей­ское общество не
может выполнить поставленной перед ним зада­чи. Более того, влиятельному
церковному деятелю архимандриту Юрьева монастыря Фотию удалось убедить
императора, что Об­щество ущемляет права православной церкви, всегда бывшей
опо­рой престола. В 1822 г. последовал указ, запрещавший тайные об­щества и
масонские ложи, причем, с военных и гражданских чинов должна была быть взята
подписка о непринадлежности к указан­ным организациям. В 1824 г. была
прекращена деятельность Биб­лейского общества, мечты императора о единении
христианских религий разбились о реалии жизни.
                         3.10. Ужесточение режима                         
Потерпев поражение в попытках провести реформы, Александр I теряет надежду и
на воспитание просвещенного общественного мнения. Теперь ему не остается
ничего кроме как спасать традиционный режим.
В 1819 г. проверке реакцио­нера М.Л.Магницкого подвергся Казанский
университет. Чуть поз­же Магницкий предложил наказать учебное заведение
«публичным стен оного разрушением». Правительство поступило более
циви­лизованно, назначив Магницкого попечителем Казанского округа. Результат
по словам современников получился примерно тот же, что и предлагал
попечитель. В 1821 г. назначенный попечителем Петербургского учебного округа
Д.П.Рунич «разгромил» Петербург­ский университет, затеяв скандальный судебный
процесс против профессоров Арсеньева, Галича, Германа, Раупаха. От
реакционных деятелей в сфере просвещения не отставала и цензура, хотя
фор­мально продолжал действовать устав 1804 г.
В 1821-1825 гг. помимо секретной гражданской полиции вво­дится сеть тайной
полиции в армии. Появились особые агенты, ко­торые следили за деятельностью
своих коллег. Все это не спасало правительство от проявления недовольства.
Летом 1819 г. вспых­нуло восстание военных поселян в Чугуеве (под Харьковом).
Его удалось подавить только с помощью двух дивизий регулярных войск с
артиллерией. 16—18 октября 1820 г. произошло восстание лейб-гвардии
Семеновского полка в Петербурге. Шефом семеновцев значился сам Александр I.
Солдаты не выдержали жестокого об­ращения со стороны командира полка
полковника Шварца. Его по­ведение явилось слишком большим контрастом с тем, к
чему они при­выкли при прежнем командире. Александр I, бывший в тот момент на
конгрессе в Троппау, узнал о восстании от австрийского канцлера Меттерниха,
что еще больше увеличило раздражение императора.
                      4. Итоги реформ Александра I.                      
Причинами неудач правительственного реформаторства явля­ется невнятная
политика самого Александра I, который, по словам хорошо знавших его людей,
готов был ввести республиканское прав­ление, лишь бы «все подчинялись ему по-
прежнему». Кроме того, Россия была не готова к структурным реформам,
поскольку, во-пер­вых, слой истинно просвещенных людей оказался еще слишком
узок. Недаром император сетовал по поводу предстоящих преобра­зований, что их
«некем взять». Во-вторых, момент для проведения реформ был явно неподходящим.
Победив Наполеона, Россия на­ходилась па вершине европейской славы и ее
порядки доказали свою жизнеспособность и непоколебимость. В-третьих,
экономическое положение страны в связи с повышением цен на хлеб и другую
сель­скохозяйственную продукцию казалось прочным. Страна не ощу­щала тогда
потребности в резких переменах.
Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от
государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел стал
Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких
путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге
закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об
ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое
являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского
хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада – капитализма.
Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только
изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской
деятельности в обществе.
                         5. Император Николай I                          
Будущий император родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Николай был третьим сыном
великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны.
Николай не был подготовлен к занятию престола: от трона его отделяли два
старших брата и их возможное потомство. Как и большинству великих князей,
Николаю Павловичу была уготована военная карьера. Еще отец назначил его шефом
сначала Конного, а затем Измайловского полка. После бракосочетания Александр
I назначил брата генерал-инспектором по инженерной части, шефом лейб-гвардии
саперного батальона, а в 1818 г. командиром бригады 1-й Гвардейской дивизии.
Летом 1819 г. император впервые сообщил Николаю и его жене о своем намерении
вскоре отречься от престола и о нежелании Константина Павловича наследовать
старшему брату. Однако никаких мер по привлечению брата к государственным
делам Александр I не предпринял. Николай совершенно не представлял себе
сложности предстоящей миссии.
Неожиданная смерть Александра I возвела Николая I на престол. Николай I
понимал реформы как компромисс между прошлым и будущим, а не уничтожение
первого во имя второго. Он не торопился с радикальными изменениями, полагая,
что им должен предшествовать длительный подготовительный период. Поспешность
в решении сложных проблем могла привести, по его мнению, к тяжелым социальным
и политическим последствиям.
Наиболее удобной формой подготовки реформ, с точки зрения императора, были
секретные комитеты, объединявшие представителей высшей бюрократии. Самым
известным из созданных при Николае I был Комитет 6 декабря 1826г., названный
так по дате учреждения. Под председательством В.П. Кочебея комитет должен был
разобрать и рассмотреть бумаги, оставшиеся в кабинете Александра I после его
смерти и содержащие проекты различных преобразований.
Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить
страну от разрушительных последствий революционных потрясений могла, по
мнению Николая I, только абсолютная монархия. Самодержавие представлялось ему
и наиболее удобным механизмом осуществления преобразований. Император был
убежден в неограниченных возможностях и всесилии государственной власти, в ее
безусловной способности обеспечить благо подданных. Для этого лишь необходим
эффективный, рационально организованный аппарат, действующий по указаниям
сверху
              6. Особенности внутренней политики Николая I.              
       6.1. Основные направления реформы государственного аппарата       
Отвергнув планы радикальных реформ и тесного сотрудничества с обществом,
новый император выбрал путь постепенной трансформации и адоптации режима к
происходящим переменам. Подобная логика правительственного курса требовала
определенной перестройки государственного аппарата. Ведущим ее направлением
стала бюрократическая централизация, сосредоточение всех властных рычагов в
руках монарха, усиление личностного начала в управлении огромной Российской
империи.
План реформы центрального и местного управления был разработан еще Комитетом
6 декабря 1826 г. Многие его положения восходили к отвергнутым в свое время
проектам М.М.Сперанского, хотя абсолютный характер власти монарха теперь под
сомнение не ставился. В соответствии с принципом разделения властей
Государственный совет как орган сугубо законосовещательный предполагалось
освободить от многочисленных административных и судебных дел. Вновь возникла
идея разделения Сената на «Сенат правительствующий» (верховный
административный орган) и «Сенат судебный» (высший судебный орган). Принцип
разделения властей должен был быть положен и в основу преобразования местных
государственных органов. Однако предложения Комитета так и не были
реализованы, а административные реформы Николая I получили совершенно иную
направленность.
Во второй четверти XIX в. происходит неуклонное снижение роли традиционных
органов власти в системе государственных учреждений. Так, например,
систематически нарушалась монополия Государственного Совета на
законотворчество. Часто законопроекты поступали к царю из других ведомств,
минуя обсуждение в Государственном совете. Утвержденные Николаем I
всеподданнейшие доклады министров также становились законами без
предварительного рассмотрения в Совете. Из компетенции его аппарата была
изъята кодификация законодательства. Так и не стал полноценным правительством
Комитет министров: наиболее важные решения принимались на еженедельных
встречах монарха с министрами или на заседаниях специальных комитетов и
совещаний. Многих своих контрольных и надзорных полномочий лишился Сенат, все
больше превращаясь из «правительствующего» в судебный. Под полным контролем
обер-прокурора оказался Святейший Синод.
        6.2. Собственная его императорского величества канцелярия        
Властная пирамида была увенчана недостающим звеном — Собственной его
императорского величества канцелярией. Она возникла еще в конце XVIII в. и
занималась в основном делопроизводством. Однако при Николае I канцелярия
необычайно разрослась: 31 января 1826 г. в ее составе были созданы первое и
второе отделения, 3 июля 1826 г. — третье, 26 октября 1828 г. — четвертое, 29
апреля 1836 г. — пятое, 30 августа 1842 г. — шестое. Во главе каждого
отделения стоял особый начальник (главноуправляющий или управляющий),
подчиненный лично императору.
Первое отделение контролировало ход исполнения царских повелений, готовило
проекты высочайших указов и рескриптов. Через него свои отчеты и доклады
императору представляли министры и губернаторы.
Второе отделение канцелярии было образовано по инициативе М.М.Сперанского для
кодификации законов. Ему были переданы дела Комиссии составления законов.
Кроме того, второе отделение осуществляло цензуру юридической литературы,
издаваемой частными лицами, готовило заключения по правовым вопросам для
высших государственных учреждений, активно участвовало в законотворческой
деятельности.
Содействовать наведению элементарного порядка в сложной и запутанной системе
управления огромной империей, утверждению принципов законности в деятельности
государственного аппарата и в жизни общества было призвано созданное Третье
отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Но решить эти
задачи мыслилось в традиционной бюрократической манере — путем усиления
контроля и надзора за чиновничеством и населением со стороны лично
подчиненного царю органа.
Четвертое отделение вело свою историю от Канцелярии императрицы Марии
Федоровны (матери Николая I), управлявшей женскими учебно-воспитательными
учреждениями. Постепенно в ведение IV отделения перешли благотворительные
(воспитательные дома с кредитными учреждениями при них, детские приюты и
т.п.) и некоторые специальные учебные заведения (в том числе Царскосельский
лицей), находившиеся под покровительством императрицы и других членов царской
семьи.
Пятое отделение было учреждено как центр для разработки реформы
государственной деревни. Возглавил его П.Д.Киселев. Но даже после образования
Министерства государственных имуществ V отделение сохранилось как орган,
стоящий над ним по вопросам законодательства и надзора.
Временным считалось и шестое отделение. Оно было создано для разработки плана
административных реформ на Кавказе и упразднено в 1845 г. после учреждения
Кавказского наместничества.
Таким образом, создание императорской канцелярии отражало тенденцию к
усилению централизма в системе государственной власти. Она превратилась в
орган, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями,
обеспечивающий его активное личное участие в управлении государственными
делами и надзирающий за всеми основными частями бюрократической машины.
                  6.3. Перемены в центральных ведомствах                  
Несколько изменилась при Николае I и система центральных органов власти.
Путем механического объединения ряда разнородных учреждений (Департамент
уделов, многочисленные дворцовые конторы, Кабинет его императорского
величества, Капитул императорских и царских орденов, Театральная дирекция,
Академия художеств, музеи и некоторые научные учреждения) в 1826 г. было
образовано Министерство императорского двора и уделов. В 1837 г. было создано
Министерство государственных имуществ, управлявшее государственными
крестьянами и государственной собственностью. В конце 20-х — середине 30-х
гг. были проведены существенные реформы в Военном и Морском министерствах,
направленные на ведомственную централизацию военного и военно-морского
управления. В самостоятельное ведомство обособился Почтовый департамент,
преобразованный в 1830 г. в Главное управление почт. Но не всегда изменения в
государственном аппарате порождались объективными процессами общественно-
политического развития страны. Так, из
состава Министерства императорского двора и уделов в 1852 г. было выделено
самостоятельное Министерство уделов, возвращенное обратно уже через 4 года.
Эта операция была произведена специально для обеспечения министерским
портфелем пользовавшегося расположением Николая I Л.А.Перовского, ушедшего в
отставку с поста министра внутренних дел. Сразу же после смерти Перовского в
ноябре 1856 г. два министерства были вновь объединены.
                         6.4. Местное управление                         
Для системы местного управления николаевской России характерно усиление
власти губернаторов и постепенное падение самостоятельности губернских
правлений, превратившихся в своеобразные исполнительные канцелярии при
«хозяевах губернии». Важнейшей полицейской реформой этого времени стало
разделение в 1837 г. территории уездов на более мелкие полицейские единицы —
станы — во главе со становыми приставами.
                6.5. Итоги административных преобразований                
Административные преобразования Николая I, направленные на повышение степени
управляемости огромной империи, привели в итоге к существенному росту
бюрократического аппарата как в центре, так и на местах. Качественный же
состав чиновничества, его образовательный и нравственный уровень в целом явно
не соответствовали потребностям модернизирующейся страны. Переломить же
ситуацию лишь путем усиления централизации, создания все новых и новых
органов надзора и контроля, постоянным личным вмешательством царя в процесс
принятия управленческих решений было невозможно. Необходимо было привлечь к
управлению представителей общественности, пересмотреть отношения власти и
общества. Эта задача была явно не по плечу николаевскому режиму и самому
императору.
                          7. Сословная политика                          
Социальная политика Николая I была направлена на укрепление сословного строя,
судьба которого, в глазах императора, неразрывно увязывалась с судьбой
самодержавия. Правительство стремилось не допустить размывания сословных
перегородок, встроить рождающиеся в процессе капиталистического развития
новые слои населения в старую сословную пирамиду.
                 7.1. Политика по отношению к дворянству.                 
Материально поддержать разорявшееся дворянство были призваны раздачи
государственных земель и льготные денежные ссуды. Законом 16 июля 1845 г. об
учреждении заповедных наследственных имений (майоратов) власть стремилась
предотвратить чрезмерное дробление и оскудение дворянского землевладения.
Владельцам поместий, состоявших не менее чем из 400 крестьянских дворов или
10 тыс. десятин незаселенной земли, разрешалось объявлять свои имения
майоратами. Майорат целиком переходил по наследству к старшему сыну.
Задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных
органах дворянского самоуправления был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он
установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для
замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса
пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах
губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через
уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян
или 150 десятин земли. Таким образом, возможность активного участия в
корпоративной жизни сословия предоставлялась, прежде всего, наиболее
состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских
дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных
чиновников.
Гораздо сложнее было поставить преграду на пути проникновения в
первенствующее сословие лиц «неблагородного» происхождения. Открытая Табелью
о рангах возможность получения дворянства по службе со временем привела к
резкому росту числа беспоместных дворян. С одной стороны, это отвечало
интересам самодержавия, увеличивая в составе дворянства прослойку, полностью
зависимую от царской власти. С другой стороны, возрастание численности
беспоместных дворян вело к изменению социальной природы высшего сословия.
Ограничить получение дворянства лишь царским пожалованием за особые заслуги
перед престолом Николай I не решился, хотя проект подобного закона и был
разработан Комитетом 6 декабря 1826 г. Однако в 1845 г. право выслуги было
значительно ограничено: теперь потомственное дворянство
приобреталось чином штаб-, а не обер-офицера на военной службе и чином
статского советника (5-й класс), а не коллежского ассесора (8-й класс) по
гражданской службе. Права личного дворянства отныне сообщались получением
чина 9-го класса по Табели о рангах.
Закрыть путь в ряды дворянства выходцам из купечества, духовенства, лицам с
высшим образованием, но в тоже время поощрить наиболее активных
представителей этих слоев был призван Манифест 10 апреля 1832 г., учреждавший
новую сословную группу почетных граждан (потомственных и личных).
Потомственными почетными гражданами становились дети личных дворян и
священнослужителей (при наличии образовательного ценза), ученые и художники
(при наличии степеней и званий) купцы 1-й гильдии (при наличии особых заслуги
или 10-летнего в ней пребывания). К личным почетным гражданам по рождению
принадлежали дети православных священников, не имевшие необходимого
образования, по выслуге лет — чиновники низших рангов, а также лица с высшим
образованием. Почетным гражданам предоставлялся минимум прав: освобождение от
рекрутской повинности, уплаты подушной подати и телесных наказаний.
                        7.2. Крестьянский вопрос.                        
Практические мероприятия правительства Николая I по крестьянскому вопросу
были направлены на облегчение положения крепостных, регулирование их
отношений с помещиками под контролем государства. Так, указ 1833 г. запрещал
перевод крестьян в разряд дворовых с лишением их надела, продажу крепостных
на публичных торгах и с «раздроблением семейств», а также уплату дворянских
долгов крестьянами без земли. В 1844 г. помещики получили право отпускать
своих дворовых на свободу по двухстороннему соглашению, утверждаемому
местными властями. Секретный комитет 1847 г. одобрил предложение о разрешении
крепостным крестьянам выкупаться целыми селениями при продаже помещичьих
имений с публичных торгов за долги. Соответствующий указ императора 8 ноября
1847 г. определил размер выкупной суммы (она равнялась последней на торгах
цене), срок и порядок ее внесения крестьянским обществом. Никакой помощи от
казны не предполагалось. Значительное число поступивших от крестьян
ходатайств заставило правительство в 1849 г. скорректировать уже утвержденные
условия: возможность внесения выкупа теперь обусловливалась согласием
помещика.
Ряд царских указов облегчал торгово-предпринимательскую деятельность
крепостных. Власти облегчили процедуру выдачи им «видов на отлучку», снизили
плату за паспорта. С разрешения помещика крестьяне могли учреждать заводы и
фабрики, а с 1848 г. и покупать незаселенную землю на свое имя.
Особняком в череде правительственных мероприятий по крестьянскому вопросу
стоит инвентарная реформа. В 1847-1848 гг. в Юго-Западном крае (Волынская,
Киевская и Подольская губернии) были введены так называемые инвентарные
правила, в 1852— 1855 гг. их действие распространялось и на белорусские
губернии. Согласно этим правилам вся земля, находящаяся в пользовании
крестьян к 1847 г., сохранялась за ними без изменений. Регламентировались и
крестьянские повинности: был установлен обязательный для всех имений высший
предел барщины, ликвидированы разнообразные платежи. Землевладельцы не могли
уменьшать наделы и увеличивать повинности. На основе общих правил специальные
губернские комитеты для каждого поместья составили инвентари, которые
представляли собой описание имений с фиксацией размера крестьянских наделов.
Инвентари утверждались генерал-губернатором. Решительность правительства при
проведении инвентарной реформы объяснялась спецификой края. Большая часть
помещиков юго-западных, белорусских и литовских губерний была польского
происхождения. Стремлением ослабить их влияние и предотвратить
обезземеливание крестьян (в большинстве своем русских, малороссов и
белорусов) и руководствовались власти, вводя инвентари. Реформа вызвала
недовольство не только помещиков, но и части крестьян, так как в ряде случаев
новые правила ухудшили их положение.
                        7.3. Реформа П.Д. Киселева                        
Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу
постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В
процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы»
намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя
днями в неделю; на втором — ввести законодательное регулирование крестьянских
повинностей; на третьем — предоставить крепостным личную свободу без
наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не
было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной
деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения.
Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений
в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на
дворянство.
Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые
позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла
Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял
гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его
руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V
отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения
об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром
государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по
крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа
государственной деревни получила название «реформы Киселева».
Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными
крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского
величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных
имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных
имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли
несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола).
Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное
правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские
общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского
старшину, а для исполнения полицейских функций — сотских и десятских.
Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о
незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам
(судам).
Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало
переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им
дополнительные земли из государственного фонда.
Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами:
строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы
для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний,
расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай
чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые
выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.
Главная цель реформы — приблизить положение государственных крестьян к
состоянию «свободных сельских обывателей» — оказалась выполненной. В итоге
проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос,
недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения
сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной
чиновничьей опеки над государственной деревней.
                    7.4. Указ об обязанных крестьянах                    
Попытка приступить к реализации второй части двуединой реформы оказалась
менее удачной. Созданный в 1839 г. Секретный комитет задумывался для
разработки системы мер, регламентировавших взаимоотношения между помещиками и
крепостными при сохранении за первыми всех прав на землю. Однако вышедший из
его недр проект указа «Об обязанных крестьянах», утвержденный 2 апреля 1842
г., мало походил на первоначальные предположения. Отныне помещики могли
заключать со своими крестьянами договоры, на условиях заметно отличавшихся от
порядка, введенного Указом о вольных хлебопашцах 1803 г. Крестьяне получали
личную свободу и участок земли в пользование за исполнение установленных
повинностей. Помещик, таким образом, сохранял за собой собственность на
землю, но не мог изменить размеры надела, предоставленного крестьянину, и
повинностей за него. Нормы надела и повинностей указом не регламентировались:
их установление отдавалось на взаимное соглашение крестьян и землевладельца.
За помещиком оставались полицейские и судебные функции в селениях обязанных
крестьян. Практическая роль указа 1842 г. была незначительной: за 1842-1858
гг. из 10,7 млн крепостных мужского пола на положение обязанных крестьян было
переведено 27 173 крестьянина шести помещиков.
         8. Политика в отношении народного образования и печати.         
Николай I прекрасно понимал огромное значение учебных заведений для
воспитания молодого поколения в «правительственном духе», подготовки
необходимых стране кадров образованного чиновничества, т.е., в конечном
счете, и для сохранения стабильности существующего строя, и для планируемых
изменений в нем. Система среднего и особенно высшего образования, сложившаяся
в царствование Александра I, явно потеряла управляемость и нуждалась, по
мнению императора, в усиленном надзоре за ней со стороны власти. Новое
поколение молодых людей необходимо было воспитать на основе синтеза
образованности и коренных русских национальных начал: православной веры,
сознания верноподданнического долга перед троном, единения царя и народа.
Реализовать эту важную задачу был призван С.С.Уваров, назначенный в 1833 г.
министром народного просвещения.
      8.1. Преобразования в сфере начального и среднего образования      
Еще в мае 1826 г. создается Комитет по устройству учебных заведений, которому
поручается пересмотреть их действующие уставы. В 1827 г. Николай I в
специальном рескрипте запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и
высшие учебные заведения. 8 декабря 1828 г. был утвержден новый «Устав
гимназий и училищ уездных и приходских», фактически ликвидировавший
преемственность между начальной, средней и высшей школой. Каждый тип школы
становился сословно обособленным и замкнутым: 1) одноклассное приходское
училище с элементарной программой предназначалось для детей «нижних
сословий»; 2) трехклассное уездное училище предназначалось для детей
городских обывателей (купечество, мещане) и давало более широкие знания
(например, начала геометрии, географии, общие знания по истории); 3) дети
дворян и чиновников получали возможность учиться в семиклассной гимназии,
курс наук в которой готовил к поступлению в университет. Получить высшее
образование после приходских и уездных училищ было невозможно. Однако
утвердить сословный характер в образовании не удалось. Во всех учебных
заведениях вплоть до университетов значителен был удельный вес учащихся
недворянского происхождения. Путь туда был закрыт только для крепостных: они
могли быть допущены лишь в приходские и уездные училища.
В 1833 г. было приостановлено открытие новых частных учебных заведений в
Москве и Петербурге, преподавать же в них отныне могли только русские
подданные, прошедшие предварительные испытания и имеющие свидетельство о
своих знаниях и «нравственных качествах». Для наблюдения за частными
училищами создавалась особая инспекция. Детей можно было воспитывать только в
России. Одновременно министерство народного просвещения с 1832 г. пыталось
создать сеть благородных пансионов — сословных (дворянских) средних учебных
заведений, содержащихся на средства дворянства, но полностью подконтрольных
правительству. За 10 лет число благородных пансионов достигло 42. Ужесточение
государственного контроля за домашним обучением способствовало унификации
образовательной системы, основанной на единых принципах и отвечающей единым
требованиям.
                8.2. Политика по отношению к высшей школе.                
Реформы затронули и высшую школу. После подавления польского мятежа 1830-1831
гг. правительство вынуждено было пойти на закрытие Варшавского и Виленского
университетов, превратившихся в очаги польского национализма. В 1834 г. в
Киеве открылся Университет Св.Владимира, где могли получить образование и
поляки. Для чтения лекций туда приглашали польских профессоров. Выпускники
Киевского университета должны были стать проводниками русского влияния в
Царстве Польском и Западном крае.
В 30-40-е гг. был открыт ряд специальных высших учебных заведений:
Технологический, Межевой, Земледельческий институты, Архитектурное училище,
Училище правоведения. В этих вузах готовились кадры для аппарата управления и
различных отраслей экономики.
26 июля 1835 г. был издан новый Университетский устав. Главные принципы
университетской реформы Александра I (1804 г.) остались неизменными:
сохранялись и университетский совет как основа самоуправления, и выборность
ректора и профессорско-преподавательского состава кафедр, и запрещение
полиции появляться в университетах. Основные изменения, внесенные уставом,
касались организации управления, которое стало теперь не только более
бюрократическим, но и более профессиональным. Упразднялся университетский
суд. Контроль за студенчеством со стороны администрации стал более жестким.
Полицейские функции выполняли университетский инспектор и его помощники,
назначаемые попечителем учебного округа из числа чиновников. Несколько
ограничивалась и беспредельная до этого автономия университетов. Кандидатура
избранного университетским советом ректора должна была получить одобрение
императора. Министр народного просвещения обладал такими же полномочиями в
отношении избранных профессоров. Взамен неугодного властям кандидата на
вакантную кафедру мог быть назначен другой ученый. Средняя и низшая школа
были изъяты из ведения университетов и подчинены непосредственно попечителям
учебных округов.
При университетах создавались подготовительные курсы для поступающих. Сам
срок обучения был продлен до четырех лет. Возобновились постоянные стажировки
лучших выпускников университетов за границей для завершения подготовки к
профессорскому званию. Учебный план изменился в сторону расширения объема
изучаемых дисциплин. В нем была восстановлена философия. Особое же внимание
стало уделяться преподаванию отечественной истории, литературы, права. В
структуре университетов в 1835 г. впервые появились кафедры русской истории,
словесности, российского законодательства. Фактически прекратилась практика
приглашения для чтения лекций иностранных ученых. Образование приобретало
национальный характер, все больше ориентируясь на решение общегосударственных
задач в духе национально-государственных и духовных традиций России. Именно в
николаевских университетах ковались кадры реформаторов 60-70-х гг. XIX в.
События, связанные с общеевропейской революцией 1848-1849 гг., подтолкнули
власть к принятию превентивных охранительных мер против возможных волнений.
Университетская автономия была фактически ликвидирована. Деканам факультетов
поручалось проверять содержание читаемых лекций по записям слушателей.
Воспрещались внеучебные контакты профессоров со студентами. Из учебных планов
университетов были исключены философия и политэкономия. Курсы психологии и
логики поручались профессорам богословия. Число студентов каждого
университета ограничивалось 300 человеками (за исключением медицинских и
богословских факультетов). Плата за обучение была повышена. В ближайшем
окружении Николая I вынашивались проекты упразднения университетов. Против
этого выступил С.С.Уваров, поручивший профессору И.И.Давыдову опубликовать
статью в защиту университетского образования. Недовольный подобной
самостоятельностью Николай I отправил Уварова в отставку, но университеты не
закрыл. Новым министром народного просвещения в октябре 1849 г. был назначен
князь П.А.Ширинский-Шихматов, сторонник жесткого курса в отношении высшего
образования.
                         8.3. Цензурная политика.                         
После восстания декабристов недоверие правительства к печати резко усилилось.
Первоначально власть избрала самый простой путь борьбы с прессой —
ужесточения цензурных правил и ограничений. В этом духе и был составлен новый
цензурный устав, утвержденный царем 10 июня 1826 г. В кругах литераторов он
был прозван «чугунным». Управление цензурой централизовывалось в Главном
цензурном комитете Министерства народного просвещения. От цензоров требовали
«ограждения святыни, престола, постановленных от него властей, законов
отечественных, нравов и чести народной и личной от всякого, не только
злонамеренного и преступного, но и неумышленного на них покушения». Не
допускалось опубликование каких-либо сочинений, критикующих монархическую
форму правления, православную церковь, государственные органы и должностных
лиц. Запрещалось высказывать самостоятельные (даже некритические) мысли о
действиях власти. Вершиной государственной «мудрости» составителей устава (он
готовился М.Л.Магницким еще в александровское царствование) стала возложенная
на цензоров обязанность следить за «литературными вкусами» и дать «полезное»
направление печати.
Однозначно негативная реакция общества на «чугунный» устав нашла отклик в
Николае I. Император дал распоряжение подготовить новую редакцию цензурных
правил, и 22 апреля 1828 г. они были опубликованы. Полномочия цензоров
значительно ограничивались. Им запрещалось произвольное толкование текста в
негативном для автора смысле. Руководством в их деятельности могли быть
только общие цензурные правила, а не собственные представления чиновников о
справедливости или несправедливости авторских суждений и мыслей.
С.С.Уваров понимал, что прямое давление на печать малоэффективно. Безмолвие
не являлось для него свидетельством согласия общества с властью. Одним из
первых министр народного просвещения понял необходимость пропаганды
правительственного курса в официальных и официозных изданиях. Поощрял он и
частно-издательскую деятельность в правительственном духе. Это не мешало
Уварову активно бороться с журналами, допускавшими слишком вольные
рассуждения на политические темы. Так, в 1831 г. была закрыта «Литературная
газета», в 1832 — журнал «Европеец», а в 1836 г. после публикации знаменитого
«Философического письма» П.Я.Чаадаева наступила очередь «Телескопа».
Революционные потрясения 1848 г. вынудили власть усилить надзор за печатью. В
феврале — марте 1848 г. секретный комитет во главе с А.С.Меншиковым произвел
ревизию цензурного ведомства, выявив в его организации массу недостатков. На
основании выводов ревизии 2 апреля 1848 г. был образован новый цензурный
комитет под председательством генерала Д.П.Бутурлина. «Бутурлин-скому»
комитету надлежало осуществлять контроль за деятельностью цензоров,
рассматривая уже вышедшие в свет и прошедшие предварительный просмотр
издания. Последние годы царствования Николая I, получившие название «мрачного
семилетия» (1848-1855 гг.), ознаменовались цензурными гонениями: за
«неблагонамеренные» публикации были сосланы М.Е.Салтыков-Щедрин,
И.С.Тургенев, арестованы И.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, фактически прекращен ввоз
в Россию иностранной литературы.
                        9. Экономическая политика                        
                 9.1. Особенности экономической политики.                 
Долгое время творцом экономической политики николаевский России был министр
финансов Егор Францевич Канкрин (1774-1845). Главными своими задачами на
посту Министра финансов он считал поддержание равновесия государственного
бюджета и нормализацию денежного обращения в стране. Поэтому Канкрин крайне
негативно относился к субсидированию промышленных предприятий за счет средств
казны, не допуская при этом и учреждения частных банков. Денежные вклады
населения могли поступать только в государственные кредитные учреждения,
откуда шли на ссуды помещикам под залог имений. Промышленный же кредит вовсе
не был организован. Достаточной формой содействия промышленности министерство
финансов считало покровительственные таможенные пошлины, введенные еще
тарифом 1822 г. Канкрин выступал и против железнодорожного строительства,
полагая что оно приведет к большим затратам и нежелательным социально-
политическим последствиям.
Под давлением крупнопоместного дворянства, недовольного жестким
протекционизмом Канкрина, Николай I поручил его преемнику на посту министра
финансов Ф.П.Вронченко пересмотреть ставки таможенных пошлин. Новый тариф был
утвержден в 1850 г. И хотя общее снижение пошлин оказалось незначительным,
таможенный сбор за ввоз промышленного сырья уменьшился в среднем вдвое. Новая
тарифная система вызвала раздражение отечественных фабрикантов, но зато
стимулировала повышение конкурентоспособности русских товаров.
Для покрытия громадного бюджетного дефицита правительство вынуждено было
периодически пересматривать ставки налогообложения в сторону их повышения: в
1827 г. была восстановлена система винных откупов, с 1830 г. подушная подать
стала взиматься и с инородцев, в 1846 г. был удвоен вспомогательный земский
сбор, а в 1848 г. повышен налог на табак и установлен акциз со свекловичного
сахара внутреннего производства. Министерство финансов пыталось бороться с
дефицитом и путем сокращения расходных статей бюджета, но успеха на этом
поприще не снискало: военные расходы империи постоянно росли, поглощая все
сэкономленные суммы. Для покрытия дефицита государство прибегало к
заграничным займам и к выпуску в обращение билетов Государственного
казначейства, приносивших владельцам 4 % годовых. С той же целью
правительство негласно заимствовало банковские капиталы из различных
кредитных учреждений. Несмотря на принимаемые меры, сумма государственного
долга постоянно росла и в 1852 г. достигла 400 млн рублей. Расходы бюджета
также зачастую превышали его доходы: в 1852 г., например, на 34 млн рублей.
При содействии министерства финансов в 30-е гг. были учреждены «Лесной
журнал», «Земледельческая газета», «Мануфактурные и горнозаводские известия».
За границу направлялись специальные агенты для сбора информации о новейших
технических изобретениях и открытиях. В 1828 г. при министерстве был учрежден
Мануфактурный, а в 1829 г. — Коммерческий советы. В их состав входили
представители промышленников и купечества. Советы были призваны содействовать
развитию торговли и промышленности. При поддержке властей в 1829 г. в
Петербурге, а в 1831 г. в Москве были организованы первые промышленные
выставки.
Потребности растущей промышленности подчас толкали правительство на принятие
мер, непопулярных в глазах дворянства. Так, в 1835 г. был издан закон о
договоре найма. Отныне помещикам запрещалось отзывать своих крепостных,
ушедших в город на заработки, ранее окончания срока их договора с
фабрикантом.
                   9.2. Денежная реформа Е.Ф. Кранкина.                   
Развитию промышленности и торговли способствовала и проведенная в 1839—1843
гг. денежная реформа.
Постоянное обесценивание бумажных ассигнаций, которые без устали печатались
правительством, дезорганизовало денежное обращение. К 30-м гг. существовали
вексельный, податный, таможенный, биржевой и простонародный курсы бумажных
денег. К тому же все они были крайне неустойчивыми, меняясь в зависимости от
условий различных районов и времени года. Восстановить прежнюю стоимость
обесцененного рубля не представлялось возможным. Повышение же цен на
драгоценные металлы заставило правительство задуматься о переходе к
серебряному монометаллизму. Е.Ф.Канкриным был разработан план реформы.
В 1839 г. специальным царским Манифестом главной платежной единицей
объявлялся серебряный рубль, обмениваемый на ассигнации по строго
фиксированному курсу — 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. серебром.
Учрежденные тогда же депозитные кассы предназначались для хранения серебряной
монеты. Они выдавали вкладчикам взамен серебра билеты депозитной кассы (в
соотношении 1:1), которые использовались для платежей наравне с серебряной
монетой. В итоге за сравнительно короткое время был создан значительный
разменный металлический фонд. Это дало возможность приступить с 1841 г. к
выпуску кредитных билетов, обеспеченных активами государственных кредитных
учреждений и свободно размениваемых на серебро. С 1843 г. началась
постепенная замена различных денежных знаков кредитными билетами. Выпуск
билетов депозитных касс прекращался. К 1853 г. в стране остался только один
вид ценных бумаг — государственные кредитные билеты, обменивавшиеся на
серебряную монету в соотношении 1:1. Денежная реформа Канкрина, являясь по
сути лишь технической мерой, все же придала большую устойчивость коммерческим
сделкам.
Экономическая политика государства накануне отмены крепостного права явно не
соответствовала потребностям капиталистического развития страны. Меры
бюджетной экономии, усиление налогового пресса, контроль за денежным
обращением в стране, поддержание покровительственных таможенных пошлин — вот
и весь набор мер, которые могло предложить правительство. Подобный курс был
рассчитан на поддержание состояния статус-кво в экономике, но не мог
обеспечить форсированного промышленного рывка и вывести Россию на качественно
новый уровень.
                              10. Заключение                              
В заключении следует отметить, что хотя далеко не все из задуманного Николаем
I было претворено в жизнь, но политика его правительства была более
эффективна, нежели политика правительства Александра I.
Так например, итоги политики правительства Николая I по крестьянскому вопросу
нельзя недооценивать. В результате тридцатилетней «окопной войны» против
крепостного права самодержавию удалось не только смягчить наиболее одиозные
проявления крепостнических порядков, но и значительно приблизиться к их
ликвидации. В обществе окрепла убежденность в необходимости освобождения
крестьян. Видя настойчивость правительства, постепенно свыкалось с этой
мыслью и дворянство. В секретных комитетах и комиссиях, в министерствах
внутренних дел и государственных имуществ ковались кадры будущих
реформаторов, разрабатывались общие подходы к грядущим преобразованиям.
Но, в остальном, что касается административных преобразований, экономических
реформ (за исключением денежной реформы Е.Ф. Кранкина). Существенных перемен
не происходило.
Россия по прежнему оставалась крепостническим государством, отстающей от
западных стран по целому ряду показателей.
                  11. Список использованной литературы:                   
     

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год изд.

1.«История России XIX век»В.Г. ТюкавкинМосква, «ВЛАДОС»2001
2.«Россия в мировом сообществе цивилизаций». Учебное пособие для ВУЗов. Л. И. СеменниковаБрянск, «Курсив»1995
3.«Курс лекций по русской истории» Ключевский В. О.Москва, ВЗТ.1993
5.«Курс лекций по истории XIX в.»Корнилов А. А.Москва1993