Каталог :: История

Доклад: Конституция 1918

     ВЦИК, СНК.
По конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным,
распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической
Федеративной республики. Он должен был давать общее направление деятельности
рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране.
В его компетенцию входило объединение и согласование работы по
законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь Советской
Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных
органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты декретов и иные
предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также он мог издавать
собственные декреты и распоряжения. В полномочия ВЦИКа входил созыв
Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был представлять отчет от
проведенной деятельности и доклады по общей политике и другим отдельным
вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления делами РСФСР. Совместно
с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы общегосударственного
значения:
·Утверждение, изменение и дополнение Конституции
·общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР
·установление и изменение границ государства
·принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда
·установление и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСР
·установление общегосударственных налогов и повинностей
·установление основ организации вооруженных сил РСФСР
·издание постановлений о приобретении и утрате гражданства
·право общей и частичной амнистии и другие вопросы.
О членах ВЦИКа в Конституции сказано лишь то, что они работают в отделах СНК
или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.
В свою очередь СНК принадлежало общее управление делами РСФСР. Для
осуществления этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения, инструкции
и другие нормативные акты, необходимые для правильного и быстрого течения
государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно
должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или приостановить всякое
постановление или решение СНК. Все постановления  решения СНК, имеющие
крупное общеполитическое значение также должны были представляться на
рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции особо оговорено, что
мероприятия, которые требуют неотложного выполнения могут быть осуществлены
СНК непосредственно.
Члены СНК стоят во главе отдельных наркоматов, которых всего было образовано 17:
·      по иностранным делам
·      по военным делам
·      по морским делам
·      по внутренним делам
·      юстиции
·      труда
·      социального обеспечения
·      просвещения
·      почт и телеграфов
·      по делам национальностей
·      по финансовым делам
·      путей сообщения
·      земледелия
·      торговли и промышленности
·      продовольствия
·      государственного контроля
·      Высший Совет Народного Хозяйства
·      здравоохранения
При каждом наркоме под его председательством образовывалась коллегия, члены
которой утверждались СНК. Нарком был вправе единолично принимать решения по
всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего наркомата, доводя о них до
сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением
наркома коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его
в СНК или в Президиум ВЦИКа. Такое же право принадлежало каждому отдельному
члену коллегии.
Конституция четко устанавливает ответственность СНК перед Съездом Советов и
ВЦИКом, а наркомов перед СНК и ВЦИКом.
Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, ведающего
общими делами РСФСР и никаким иным представителям Советской власти как в
центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение в Конституции
оговаривается отдельной статьей.
     Избирательное право.
Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались не зависимо от пола,
расы, национальности, вероисповедания, оседлости, которым ко дню голосования
исполнилось 18 лет граждане РСФСР, которые:
а) добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом,
а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых
возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и
категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и др.,
крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью
извлечения прибыли
б) солдаты Советской Армии и флота
в) граждане, перечисленные выше, но частично потерявшие трудоспособность
Специально оговорено, что местные Советы могут снижать избирательный возраст,
а так же то, что активное и пассивное избирательное право предоставляется в
некоторых случаях и гражданам иностранных государств.
Вышеперечисленные граждане не могут избирать и быть избранными, если они
прибегают к наемному труду с целью извлечения прибыли, живут на нетрудовой
доход, являются частными торговцами, монахами, духовными служителями церквей
и религиозных культов, а также преступники, душевно больные и другие лица.
Выборы должны производиться в присутствии избирательной комиссии и
представителя местного Совета согласно установившимся обычаям в дни,
устанавливаемые местными Советами. О ходе и о результате выборов составлялся
протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя местных
Советов. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них
профессиональных и иных организаций определялся местными Советами согласно
инструкции ВЦИКа.
Весь материал по производству выборов поступает в соответствующий Совет,
который для их проверки назначает мандатную комиссию. О результатах проверки
комиссия докладывает Совету, а Совет, в свою очередь, решает вопрос об
утверждении спорных кандидатов. В случае неутверждения того или иного
кандидата Совет назначает новые выборы. Избиратели, пославшие в Совет
депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести новые выборы
согласно общему положению.