Каталог :: История

Контрольная: Политические реформы 60-70 гг.

                                                                           город
     

Самарская Государственная

Экономическая Академия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Отечественная История».

Тема: «Реформы в политической системе 60-70-х гг. XIX в. Незавершенность реформ. Поворот к реакции.»

Выполнил:

Проверил: САМАРА 2000 План. Стр. 1. Социально-политические реформы 60-70-х гг. и их значение в развитии российского общества. 3 · а. Необходимость реформ. 3 · б. Отмена крепостного права. 4 · в. Земская реформа. 7 · г. Городская реформа. 8 · д. Судебная реформа. 8 · е. Военная реформа. 10 · ж. Реформы в области просвещения. 11 · з. Реформы в области печати. 12 2. Незавершенность реформ и борьба революционеров и власти. 13 3. Политическая реакция. Контрреформы Александра III. 16 4. Литература. 18 1. Социально-политические реформы 60-70-х гг. и их значение в развитии российского общества. · а. Необходимость реформ. По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..." На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I. · б. Отмена крепостного права. 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее. В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии». Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела. Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий. «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников. «Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели. Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”. · в. Земская реформа. После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года. Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. · г. Городская реформа (в продолжение земской). 16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово- промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение). · д. Судебная реформа. В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Страна была разделена на 108 судебных округов. Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд делается устным и гласным; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий; устраняется канцелярская тайна; и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации. Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет. В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. · е. Военная реформа. Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного..». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками. К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу. Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе. · ж. Реформы в области просвещения. Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. · з. Реформы в области печати. Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058). Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. «Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет. 2. Незавершенность реформ и борьба революционеров и власти. В освободительном движении (по трактовке В. И. Ленина) дворянский период сменился с 1861 г. революционно-демократическим. Выходцы из разных слоев населения – разночинцы – в своей борьбе учли ошибки декабристов – революционеров-одиночек, стремились поднять народ против царизма, крепостного строя. Их идейным вождем стал Н Г Чернышевский (1828 – 1889). Сын саратовского священника, он окончил Петербургский университет, стал крупнейшим философом, литератором, экономистом, одним из редакторов журнала «Современник». Чернышевский подверг глубокой критике капиталистический строй, его систему угнетения, считал, что если в Европе главная революционная сила пролетариат, то в России – крестьяне, и свободу они могут получить лишь революционным путем. По мысли Чернышевского, в крестьянской общине сочетаются личные и общественные интересы крестьян, существует совместная форма производства, поэтому Россия может прийти к социализму через крестьянскую революцию и общину, минуя капитализм. Чтобы избежать стихийности в движении и добиться успеха, Чернышевский предлагал создать партию. Во время массовых выступлений крестьян в 1861 г. он обратился к ним с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в 18б2 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где написал роман «Что делать?», опубликованный в 1863 г. Из 60 лет жизни Чернышевский 27 лет провел в заключении, на каторге, в ссылке. Сподвижником Н. Г. Чернышевского был Н. А. Добролюбов (1836 – 1861). Труды Чернышевского и Добролюбова стали программой борьбы революционеров 60 – 70-х гг. Х1Х в. Демократы проводили печатную пропаганду, выпускали прокламации, обращались к разным слоям населения с призывом выступить против самодержавия. Большую роль сыграли Д. И. Писарев, В. С. Курочкин, В. А. Обручев и др. В 1861 – 1864 гг. действовала тайная организация «Земля и воля», имевшая свои отделения в разных городах и готовившая восстание. В период усиления репрессий в 1864 г. организация самоликвидировалась. Часть революционеров перешла на путь индивидуального террора. Д. В. Каракозов в апреле 1866 г. совершил покушение на Александра 11 и был повешен. Либеральное движение развивалось среди деятелей земского и городского самоуправления как оппозиция единовластной системе правления. Его представители требовали предоставить политические права местным представительным органам, создать общегосударственный представительный орган, ввести конституцию с демократическими правами и свободами. Выпускались либеральные газеты и журналы, такие как «Русские ведомости» – 1863 г. (Н. С. Скворцов), «Вестник Европы» – 1866 г. (М. М. Стасюлевич). Народничество заключительный этап демократического движения в 70-е – начале 80-х гг., идейными вождями которого были Герцен и Чернышевский. Народники (социалисты-утописты) боролись за передачу земли крестьянам, свержение царизма. Они идеализировали крестьян как носителей социализма, считали общину готовой формой социалистического общества, не признавали роли пролетариата, видели в нем лишь обедневшую часть крестьянства, преувеличивали роль личности в истории. Народники делились на три течения: 1) бунтарское во главе с М. А. Бакуниным, который думал, что народ готов к бунту и надо лишь обратиться к нему с призывом к революции, а после нее отменить государство и установить анархию; 2) пропагандистское с лидером П. Л. Лавровым. Он признавал, что народ не готов к борьбе, поэтому интеллигенции следует вести революционную пропаганду, объединившись в партию; 3) 3) заговорщики-террористы, которых возглавил П. Н. Ткачев, также считали, что народ не готов к революции, но отрицали пропаганду, так как крестьяне по инстинкту социалисты. Царизм, по их мнению, не имеет опоры в стране, и группа заговорщиков, уничтожив царя и его окружение, проведет революцию, а народ примет участие в преобразованиях. В 1374 г. народники-революционеры отправились в народ, начали селиться по деревням, но не нашли поддержки у крестьян. В 1876 г. народники создали тайную организацию, отличавшуюся дисциплинированностью и конспиративностью, названную через 2 года, как и общество разночинцев, «Земля и воля». Часть народников перешла к террору. В. Засулич в 1878 г. стреляла в петербургского градоначальника Трепова, в 1879 г. А. К. Соловьев покушался на царя, был повешен. Разногласия в вопросах о тактике дальнейшей борьбы в 1879 г. привели к расколу организации на «Черный передел», выступавшую за пропаганду, и «Народную волю» – за террор. Как считал Ленин, вновь сложилась революционная ситуация (1879 – 1881). Народовольцы решили подготовить убийство царя. 5 февраля 1880 г. Степан Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце, но цели не достиг. Возник политический кризис. Для охраны государственного порядка в феврале 1880 г. была введена Верховная распорядительная комиссия, руководитель которой, М. Т Лорис-Меликов, наделялся диктаторскими полномочиями. Он проводил политику сочетания репрессий с либеральными мерами, считал необходимым продолжить реформы 18бО – 1870-х гг., облегчить материальное положение рабочих и крестьян, расширить права земств, развить самоуправление в городах, ослабить цензуру. Лорис-Меликов упразднил 111 отделение императорской канцелярии, передав его функции Министерству внутренних дел. Ликвидировав Верховную распорядительную комиссию, он сам возглавил МВД, стал шефом жандармов, отстранил от дел реакционного министра просвещения, обер-прокурора Синода Д. А. Толстого, выдвинул предложение созвать представителей земств и обсуждать проекты законов при участии выборных представителей от губерний. Лорис-Меликова называли «бархатным диктатором», который своими либеральными мерами пытался смягчить обстановку. Однако 1 марта 1881 г. народовольцы убили Александра 11, и Лорис-Меликову пришлось уйти в отставку. За убийство царя были казнены А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков. Окончилась эпоха Великих реформ, начался путь революций. 3. Политическая реакция. Контрреформы Александра III. Метод террора ослаблял борьбу, усиливал репрессии, которые проводил Александр П1 (1881 – 1894) своей политикой контрреформ: ведущую роль в стране стал играть ярый реакционер, руководитель Синода, воспитатель царя К. П. Победоносцев, отстранены министры, поддерживавшие реформы: юстиции Д. Н. Набоков, просвещения А. П. Николаи, финансов Н. Х. Бунге, министром внутренних дел назначен Д. А. Толстой. Были расширены права губернаторов, ужесточена цензура, приняты меры, препятствующие развитию просвещения, увеличилась власть дворян над сельскохозяйственными работниками. В 1881 г. введены земские начальники из дворян, которые контролировали органы крестьянском самоуправления, новые правила о выборах в земские курии отстранили представителей крестьян от работы в земствах, местное самоуправление отдано дворянам. В 1881 г. принят закон об обязательном выкупе крестьянами земельных наделов, в 1886 г. пришлось отменить подушную подать, но увеличены налоги с государственных крестьян. В стране усилилась русификация. Александр 111 проводил политику «патриархального спокойствия», за 13 лет его правления Россия не вела войн. Революционное народничество 70-х гг. сменилось в 80-е гг. на либеральное направление. В пореформенной России после 1861 г. в города хлынул поток крестьян, которые с трудом приспосабливались к городской жизни и новым порядкам. Окраины городов быстро переполнились людьми, порвавшими со своим прошлым, оказавшимися в крайне тяжелых условиях, неуверенными в своем будущем. Это были маргиналы (лат. – на краю) – социальная группа населения, оторвавшаяся от привычных условий жизни, порвавшая с прошлым, малообеспеченная. Из такого слоя в основном формировался российский пролетариат. Процесс переселения в города увеличивался, пополняя слои маргиналов, стихийно выступавших за приобретение определенного положения в обществе, что значительно способствовало росту революционных настроений. Рабочее движение в 70-е гг. Х1Х в. развивалось одновременно с народничеством, влиявшим на него. Крайне тяжелые условия труда и быта вызвали выступление пролетариата – самого молодого класса России. У него имелись свои формы борьбы: экономическая – за улучшение жизни и условий труда; политическая – за права и свободы; идеологическая – за развитие теории классовой борьбы. Формировались методы борьбы: 1) стихийные бунты; 2) сходки, митинги, демонстрации по выработке требований и по их защите; 3) забастовки – прекращение работы до выполнения требований, стачки – открытые столкновения с властями; 4) союзы, группы, кружки и объединение их в партию, возглавившую борьбу. Одна из первых забастовок произошла в 1870 г. на Невской бумагопрядильне. В 1872 г. вспыхнула стачка на Кренгольмской мануфактуре у Нарвы. Создаются первые рабочие союзы. В Одессе в 1875 г. Е. Заславский создал «Юмсно-российский союз рабочих», который вел пропаганду на предприятиях города, указывал, что свои права рабочие получат только в борьбе. Он оказал помощь в проведении двух стачек, но, находясь под влиянием народников, выступал за поселения и работу в деревне. В декабре 1875 г. союз был разгромлен. В 1878 – 1880 гг. в Петербурге В. Обнорским и С. Халтуриным организован «Северный союз русских рабочих». В него входило около 200 участников, влиявших на многих рабочих. Союз отошел от народничества и поставил цель бороться за ниспровержение существующего политического и экономического строя. Своими силами союз выпускал листок «Рабочая заря». В 80-е гг. борьба усилилась, стали выдвигаться рабочие-революционеры. В Москве большую роль сыграл ткач Петр Алексеев. Под Москвой в Орехово-Зуеве в январе 1885 г. произошла Морозовская стачка, которую возглавил Петр Моисеенко, участник «Северного союза русских рабочих». Был создан стачечный комитет, выдвинуты требования не только к фабриканту Морозову, но и к правительству. Стачечники выступили за интересы всех рабочих России, предлагали ввести государственное фабричное законодательство. Стачка приобрела политический характер и была поддержана пролетариатом страны. Правительству пришлось ввести в 80-е гг. фабричное законодательство, запрещавшее ночной труд подростков и женщин, фабричную инспекцию, закон о штрафах, ограничить рабочий день, регламентировать оплату труда, установить пути решения споров с фабрикантами. Рабочие увидели, что в совместной борьбе они могут добиться успеха. В отличие от Европы среди российского пролетариата еще не сложилась «рабочая аристократия», выступавшая за интересы буржуазии. Литература. 1. Великие реформы в России: 1856-1874 гг. М.,1992. 2. Герасименко ГА. Земское самоуправление в России. М.,1990. 3. Захаров ЛГ Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. Х1Х в. в России // Вопросы истории. 1989. № 10. 4. Коротких МГ Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989. 5. Клейн В.С. Россия между реформой и диктатурой (1861-1920) // Вопросы истории. 1991. № 9-10. 6. Яковлев А.И Александр 11 и его эпоха. М., 1992. 15 октября 2000 г.