Каталог :: История

Реферат: Бакунин - теоретик бунтарского направления в народничестве

                       Санкт-Петербургский государственный                       
                         торгово-экономический институт                         
                      Контрольная работа по истории                      
   Тема: М.А.Бакунин – теоретик бунтарского направления в народничестве   
Выполнила студентка з\о 1 курса
Группы 113
Евсикова О.С.
                                     2004г.                                     
                                Работа №31                                
   Тема: М.А.Бакунин – теоретик бунтарского направления в народничестве   
                                   План                                   
Введение
1.                 Теоретические взгляды М.А.Бакунина
2.                 Участие в освободительном движении в России
Заключение
                                    Введение                                    
Михаил Александрович  Бакунин  (1814-1876) - русский   революционер, один из
видных представителей революционного народничества и анархизма. Искренняя и
страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой  во  имя
торжества социальной революции привлекали к нему симпатии многих революционно
и  демократически  настроенных людей.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика
принадлежавшего к древнему дворянскому  роду  и здесь  получил  свое
начальное образование и воспитание.
Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдает экзамены и поступает в
Петербургское военное училище. Завершив  учебу, Бакунин, как и Герцен,
довольно скоро почувствовал,  что образ жизни  и карьера военного офицера не
его призвание. Он решительно  порывает с полковой службой и в 21 год уходит в
отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию и провел
большей частью в Москве.
Формирование политических  взглядов Бакунина происходило в обстановке
напряженных идейных исканий в период,   последовавший за восстанием
декабристов. Уже в первых его работах проглядывает самостоятельное
политическое мышление.
С именем Бакунина связано зарождение и распространение идей так называемого
коллективистского  анархизма - одного из заметных направлений в идеологии
мелкобуржуазной  революционности. Бакунинская политическая теория
вырабатывалась  в  период начальных шагов организованного рабочего  движения
(Интернационал), первых самостоятельных выступлений  пролетариата  на
общенациональной политической сцене  (Парижская комунна 1871 года во
Франции).
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие  разоблачения
эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест
против религии.
Анархические взгляды Бакунина и его сторонников в Интернационале привели к
исключению их в 1872 году из рядов организации.
В анархическом идеале Бакунина причудливо  переплелись  традиции
просветительства с идеями русского утопического крестьянского  социализма.
Ко  времени окончательного перехода  русского революционера на позиции
анархического  социализма, в самом анархическом течении в странах
капиталистической Европы уже наметилось несколько  идейных  направлений,
преимущественно  мирных по своим целям и средствам.  Анархизм все больше
становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.
В процессе выработки своей политической программы  Бакунин использовал   не
только  политико-организационный  опыт, но и идейное наследие прошлого и это
не  оставалось  незамеченным современниками.
Таким образом вопрос о  происхождении  и  историческом  развитии анархистских
идей  и  взглядов не является столь  простым, как его изображают  буржуазные
интерпретаторы  и  сами анархисты.
                       Теоретические взгляды М.А.Бакунина                       
М.А.Ба­ку­нин, на пер­вое ме­с­то вы­дви­гал борь­бу все­ми доз­во­лен­ны­ми
спо­со­ба­ми с го­су­дар­ст­вом и его ин­сти­ту­та­ми и гро­мо­г­ла­с­но
объ­я­вил се­бя вра­гом лю­бой вла­сти. В ма­ни­фе­сте-кни­ге
“Го­су­дар­ст­вен­ность и Анар­хия” -  он пред­ло­жил сво­им
по­с­ле­до­ва­те­лям един­ст­вен­ную фор­му ре­во­лю­ци­он­ной борь­бы -
не­ме­д­лен­ное все­на­род­ное вос­ста­ние для раз­ру­ше­ния
го­су­дар­ст­вен­но­го строя. Вза­мен пред­ла­га­лось ор­га­ни­за­ция
воль­но­го брат­ско­го со­ю­за
“про­из­во­ди­тель­ных ас­со­ци­а­ций, об­щин и об­ла­ст­ных фе­де­ра­ций,
об­ни­ма­ю­щих без­гра­ни­ч­но, по­то­му сво­бод­но, лю­дей всех язы­ков и
на­род­но­стей”
По мне­нию Ба­ку­ни­на, дол­гом ка­ж­до­го че­ст­но­го ре­во­лю­ци­о­не­ра
дол­ж­на бы­ла стать под­дер­ж­ка в на­ро­де ин­сти­к­тун­тив­но­го ду­ха
про­те­с­та, его по­сто­ян­ной го­тов­но­сти к ре­во­лю­ции. “ Жи­вой ток
ре­во­лю­ци­он­ной мы­с­ли, во­ли и де­ла” дол­жен был раз­бить
тра­ди­ци­он­ную замк­ну­тость кре­сть­ян­ско­го ми­ра, на­ла­дить связь
ме­ж­ду фа­б­ри­ч­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми и се­ля­на­ми и со­з­дать на их
ос­но­ве не­со­кру­ши­мую си­лу, спо­соб­ную од­ним ма­хом про­из­ве­сти в
стра­не со­ци­аль­ную ре­во­лю­цию.
Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом
всенародной и всеплеменной, интернациональной социальной революции. Славяне,
в противоположность немцам, не питают страсти к государственному порядку и к
государственной дисциплине. В России государство открыто противостоит народу:
“Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех
представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись”.
Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. “Прибавление А” к книге
“Государственность и анархия” стало программой хождения в народ
пропагандистов всенародного бунта.
Бакунин писал, что в русском народе существуют “необходимые условия
социальной революции. Он может похвастаться чрезмерною нищетою, а также и
рабством примерным. Страданиям его нет числа, и переносит он их не терпеливо,
а с глубоким и страстным отчаянием, выразившимся уже два раза исторически,
двумя страшными взрывами: бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не
перестающим поныне проявляться в беспрерывном ряде частных крестьянских
бунтов”.
Исходя из основных положений теории “русского социализма”, Бакунин писал, что
в основании русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых,
убеждение, что вся земля принадлежит народу, во-вторых, что право на
пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру; в-третьих (не менее
важно, чем две предыдущие черты), “общинное самоуправление и вследствие того
решительно враждебное отношение общины к государству”.
Вместе с тем, предупреждал Бакунин, русскому народному идеалу присущи и
затемняющие черты, замедляющие его осуществление:
1) патриархальность,
2) поглощение лица миром,
3) вера в царя.
В виде четвертой черты можно прибавить христианскую веру, писал Бакунин, но в
России этот вопрос не так важен, как в Западной Европе. Поэтому социальные
революционеры не должны ставить религиозный вопрос на первый план пропаганды,
поскольку религиозность в народе можно убить только социальной революцией. Ее
подготовка и организация – главная задача друзей народа, образованной
молодежи, зовущей народ к отчаянному бунту. “Надо поднять вдруг все деревни”.
Эта задача, замечал Бакунин, не проста.
Всеобщему народному восстанию в России препятствуют замкнутость общин,
уединение и разъединение крестьянских местных миров. Нужно, соблюдая самую
педантичную осторожность, связать между собой лучших крестьян всех деревень,
волостей, по возможности – областей, провести такую же живую связь между
фабричными работниками и крестьянами. Бакунину принадлежит идея всенародной
газеты для пропаганды революционных идей и организации революционеров.
Призывая образованную молодежь к пропаганде, подготовке и организации
всенародного бунта, Бакунин подчеркивал необходимость действий по строго
обдуманному плану, на началах самой строгой дисциплины и конспирации. При
этом организация социальных революционеров должна быть скрытой не только от
правительства, но и от народа, поскольку свободная организация общин должна
сложиться как результат естественного развития общественной жизни, а не под
каким-либо внешним давлением. Бакунин резко порицал доктринеров, стремившихся
навязать народу политические и социальные схемы, формулы и теории,
выработанные помимо народной жизни. С этим связаны его грубые выпады против
Лаврова, ставившего на первый план задачу научной пропаганды и
предполагавшего создание революционного правительства для организации
социализма.
                   Участие в освободительном движении в России                   
“Мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти,
врагами государственного устройства вообще, и думаем, что народ может быть
только тогда счастлив, свободен, когда . он сам создаст свою
жизнь”(М.А.Бакунин «Революция и анархизм»)
В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение — народники.
Разночинная интеллигенция, опираясь на рево­люционно-демократические идеи и
нигилизм Д.И. Писарева, создала те­о­рию революционного народничества.
Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через
освобождение крестьянской общины — сельского «мира».
Взгляды теоретиков народничества (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К.
Михайловский, П. Н. Ткачев) расходились в вопросах тактики, но все они видели
главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что
тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и
привести его к победе.
«Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьян­скую революцию, фитиль которой
должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком
госу­дарственного переворота, после совершения которого интеллигенция,
проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал
идею тщательной подготовки крестьян­ к революционной борьбе.
По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и делающим невозможным
всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение и
разъединение крестьянских местных миров. Поэтому, предлагал он, надо разбить
эту замкнутость и провести между отдельными лицами “живой ток революционной
мысли, воли и дела”. Это можно было сделать лишь посредством установления
связи между городскими фабричными рабочими и крестьянством. Из лучших Бакунин
предлагал сделать несокрушимую силу, которая и должна была общим натиском
провести в России социальную революцию.
Под влиянием этих бакунистстких идей среди российской молодежи из первых
революционных кружков зарождается идея  “хождения в народ” с целью подготовки
крестьянских выступлений. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ», но
агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.
Последователи Бакунина в народническом движении назывались “бунтари”. Они
начали хождение в народ, стремясь прояснить сознание народа и побудить его к
стихийному бунту. Неудача этих попыток привела к тому, что бакунистов-
бунтарей потеснили (но не вытеснили) “пропагандисты”, или “лавристы”,
ставившие задачей не подталкивание народа к революции, а систематическую
революционную пропаганду, просветительство, подготовку в деревне сознательных
борцов за социальную революцию.
                                   Заключение                                   
,,Будущее общество Бакунин представлял себе как вольную организацию рабочих
масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся трудовых общин и артелей без
центральной власти и управления: “Государство должно раствориться в обществе,
организованном на началах справедливости».
Но альтернатива Михаила Александровича: "свобода может быть создана только
свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу
вверх" -  как показал злосчастный опыт анархистов XX в. в России, Испании и
т. д., оказалась дорогой, ведущей куда угодно, но только не в царство
свободы, справедливости и братства. После неудачи в Италии, после многих
разочарований в друзьях, очередных треволнений по поводу безденежья,
заметного ухудшения здоровья Бакунин стал задумываться над подведением черты
в своей беспокойной жизни. В ноябре 1874 г. он писал Н. П. Огареву в Лондон:
"Я тоже, мой старый друг, удалился, и на этот раз удалился решительно и
окончательно, от всякой практической деятельности, от всяких связей для
практических предприятий.... Новое дело требует нового метода, а главное,
свежих молодых сил, - и я чувствую, что для новой борьбы не гожусь... Живу я,
впрочем, не сложа руки, но работаю много. Во-первых, пишу свои мемуары, а во-
вторых, готовясь написать, если сил станет, последнее полное слово о своих
заветнейших убеждениях, читаю много".
Ни того, ни другого завершить ему не удалось. 1 июля 1876 г. Михаил
Александрович скончался в Берне, и через два дня социалисты разных стран
проводили его в последний путь...
Список используемой литературы:
1.     "История России в портретах". В 2-х тт. Т.1. с.103-119.
2.     История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.:
Издательство НОРМА, 2001. – 352с.
     3.     Канев С. Н. “Революция и анархизм”. М., 1987 г.
4.     Большая советская энциклопедия
5.     Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70 19 годы века. – М.,1958