Каталог :: История

Реферат: НЭП

Здоровая правительственная политика и первые симптомы её эрозии.
Пути развития нэпа и сам нэп как политико-экономическое явление уже несколько
десятилетий  находились в поле зрения многих отечественных и зарубежных
историков. Этому явлению просвещали свои труды такие люди как Ю. Ларин, С.Г.
Струмилин и др.
Руководители проведения нэпа без оговорок стояли за неё, считая, что сельское
хозяйство имеет первенствующее значение для всей экономики страны, что нужно
повысить жизненный уровень не только рабочих, но и крестьян. Необходимо
развивать индустрию, однако, не высокими темпами, а посильными для населения.
Эта характеристика в основном отражала сущность первоначального этапа
благотворного воздействия нэпа на положение в сельском хозяйстве, в
последствии повлекшего за собою позитивные сдвиги и в других областях
экономики. Новая экономическая политика проводилась постепенно и поэтапно, и
замена развёрстки продналогом стала только первым звеном будущего нэпа, все
остальные постепенно вытекают одно из другого.
Нэп по своему экономическому содержанию выявился как система серьёзных реформ
по отношению к предшествующей политике “военного коммунизма”. Тогдашнее
ленинское руководство понимало что выживание режима и его стабильность
невозможно без реформы экономической жизни страны, и, что одними
политическими мероприятиями страну из кризиса не вывести. Именно эта реформа
повлекла за собой процессы самоорганизации новой социальности и политики.
Итак, механизм нэпа был запущен.
                 Начало нэпа в сельском хозяйстве.                 
Декреты ВЦИК о замене продразвёрстки продналогом и о размере продналога на
1921-1922 гг. в сумме не более 240 млн. пудов зерновых вместо 423 млн.,
предназначенных к сбору на основе продразвёрстки, действительно были приняты
уже в двадцатых числах марта  1921г., сразу же после окончания Х съезда
РКП(б). Но ни резолюция съезда “О замене развёрстки натуральным налогом”, ни
указанные декреты ещё не содержали основательной и даже приблизительной
разработки сельскохозяйственной политики. Всё ещё была актуальна идея
продуктообмена, которая вскоре провалилась и уступила место обычной торговле.
Сущность и результат реформ в экономической области сводились в 1921-1924 гг.
к следующему. В сельском хозяйстве введение продуктообмена и восстановление
торговли поначалу весьма эффективно и положительно сказались на состоянии
этой отрасли экономики. С осени 1921 сделки обычной купли-продажи, вместо
затеянного “продуктообмена”, распространились по всей стране. В 1923 все виды
натурального налогообложения в деревне были заменены единым
сельскохозяйственным налогом в денежной форме, что, разумеется, было выгодно
крестьянину, т.к. позволяло по собственному усмотрению маневрировать
севооборотом и определять направление развития своего хозяйства с точки
зрения выращивания тех или иных культур, разведения скота, производства
кустарных изделий и.т.п.
В результате поначалу довольно быстро росло благосостояние крестьян.
Восстанавливались размеры посевных площадей, деревня и страна довольно быстро
начали оправляться от голода 1921-1922 гг., несколько повысился уровень
производства земледелия, увеличился приток сельского хозяйства в города. Хотя
земля оставалась национализированной, партийно-государственное руководство
гарантировало в определённой мере права крестьянина на владение землёй; c
некоторыми ограничениями, но санкционировалось также использование аренды
дополнительной земли и применение наёмного труда. Таким образом крестьяне
становились неотъемлемой частью экономики страны. Троцкий тогда говорил:
“Сельскохозяйственная область имеет первостепенное значение для подъёма
страны”. Деятельность государства, в этой ситуации, должна носить
вспомогательный, субсидирующий характер.
Нэп содействовал возобновлению и некоторому развитию сельского хозяйства, и в
первую очередь хлебного экспорта, который начал восстанавливаться после
десятилетнего застоя  осенью 1922г. Но в последствии экспорт зерновых
развивался по кривой, неустойчивой линии, пока из-за нескольких неурожайных
годов не сошёл на нет.
В целом можно сказать что этап “здоровой правительственной политики” в
области сельского хозяйства принёс ощутимые положительные результаты в
развитии земледелия, народного хозяйства в целом и улучшение жизни в городе и
деревне. Крестьянская реформа дала толчок реформам в области промышленности,
торговли, финансового хозяйства.
        Первые шаги нэпа в государственной промышленности.        
В промышленности реформа поначалу проявлялась в ликвидации жёстких отраслевых
образований административного характера – главков и центров, свойственных для
периода “военного коммунизма”, в демилитаризации предприятий, в постепенном
переходе от натуральной к денежной форме оплаты труда. Нэп способствует
прежде всего быстрому возрождению и развитию лёгкой промышленности, ближе
стоящей к сельскохозяйственному сырью и интересам массового потребителя,
прежде всего крестьян. Затем условия рынка вынудили перевести промышленные
предприятия на хозрасчёт и осуществить так называемую трестификацию, когда
основной единицей промышленности становятся крупные объединения в рамках
одной отрасли – тресты, а так же отдельные гигантсике фабрики и заводы, а так
же отдельные гигантские фабрики и заводы, которые начали осуществлять свою
производственную деятельность на основе хозрасчёта.
Нэп в области промышленности мыслилось развивать в двух основных
направлениях. Во-первых сохранить мощный государственный фактор, изменив
методы его работы на основе использования элементов капиталистической
организации труда. Во-вторых, допустить в умеренных приделах частный капитал
к работе в промышленности и торговле: аренда госпредприятий частником,
иностранные концессии, создание смешанных обществ с участием иностранного
капитала в области производства и в ещё большей степени торгового оборота.
Как уже было отмечено, нэп нэп предусматривает допущение государством
госкапитализма (госкапитализм на практике: аренда концессии, смешаные
общества), элементы которого развивались в виде частного торгового капитала и
торговых предприятий различного характера.
Появление рынка потребовало допущения частного капитала и в сферу торговли.
Но по мере развития реформ становилось ясно, что частный капитал не может
получить полное развитие, так  как оппозиция видела в этом угрозу социализму.
Итак, с 1925 началось упорное вытеснение частной торговли из хозяйственной
жизни страны.
    Нэп и обострение противоречий в большевистском руководстве.    
В период нэпа, такого резкого реформаторского движения, во многом
неожиданного с точки зрения перемены политических и тактических установок для
новой партийной и государственной власти, требовалось единство и сплоченность
её руководящих верхов. Между тем изменения в экономике захватили почти все
звенья народного хозяйства: земледелие, промышленность, торговлю. Допущение
многоукладности и определение места каждого из этих укладов в социально-
экономическом развитии страны проходило в обстановке острой борьбы за власть
между несколькими партийными группировками. В борьбе партийно-государственных
лидеров имело место сведение личных счетов, тактическое маневрирование с
целью создания главенствующих групп, которые якобы были ”истинными
выразителями ленинского наследия” и могли наиболее точно отражать мнение
широких партийных масс.
В конце концов борьба за власть завершилась победой сталинской группировки.
Именно сталинская авторитарная команда, в борьбе с правой оппозицией,
добившись её полного поражения к 1928/29, овладела всеми высотами партийно-
государственного руководства и вела откровенно антинэповскую линию.
                 Нэп: политика и экономика.                 
В этой части рассматриваются основные политические процессы, которые имели
несомненное влияние на реформы нэпа и в большинстве своём тормозили их
развитие сохраняя первоначально задуманный вид. Автор  высказывает точку
зрения, что именно политический режим явился тем тормозом развития нэпа,
который в конечном итоге привёл к его общему кризису, с имеющейся
альтернативой: или демократизировать политический строй и дать определённые
гарантии развития народного хозяйства учитывая возможности, которые
предоставляла рыночная экономика, или же оставить его в первозданной
коммунистческой и военно-коммунистической чистоте, заранее обрекая экономику
на вспомогательную роль, большей частью непродуманную и служащую только
утопической идее полной социализации хозяйственных процессов. Автор выделяет
различные декреты появившиеся в годы нэпа. Появились законы по обличению
свобод и прав граждан, создавались кодексы, в том числе гражданский,
уголовный, трудовой, расширились избирательные права, допускалась хотя бы
отчасти свобода печати (появились частные издания), непартийные журналы.
Проводились судебные реформы, формировалась прокуратура и адвокатура.
Конституция 1924 наделила Верховный суд правом конституционного надзора.
Однако, автор отмечает, что большинство положений, содержащихся в документах,
отражали всё тот же классовый и партийный принцип и ровным счётом ничего не
меняли в политическом положении основных классов и слоёв населения России, не
говоря уже о тех, кто принадлежал к разряду “носителей нэпа”. Таков был,
например, УК РСФСР, введённый 1 июня 1922 г.
Итак, отказ партийно-государственной власти от какого-либо самого
минимального желания пойти на политические уступки общественности и
ограничение нэпа лишь вынужденным экономическим компромиссом, постепенно
ухудшая социальный климат общества и государства,  неуклонно вёл к кризису и
саму новую экономическую политику.
    Судьбы нэпа после “уходаВ.И. Ленина.    
Автор сообщает, что болезнь и смерть Ленина поставили “контрольный” вопрос о
судьбе нэпа. Сразу же после ухода Ленина обострилась внутренняя борьба в
партии относительно нового понимания нэпа. Ключевая фигура вождя за пять лет
его правления потерпела весьма серьёзные изменения. Сравнивание новую
экономическую политику во время правления Ленина и после, можно сделать
выводы что в период правления Ленина было сделано много преобразований. Но с
его смертью обострились все личные напряженные отношения внутри партийно-
государственной верхушки, и появились явные притязания на власть некоторых
бюрократов из верхнего слоя ЦК ВКП(б). Свои антинэповские точки зрения
высказывали такие люди как Ларин, Раковский, Лядов и др. В работе “О задачах
партии” /декабрь 1923 г./ нэп ставится Сталиным на одну доску с войной, ибо
он способствовал допущению капитализма, возрождению буржуазии, именно после
нэпа партия должна удвоить бдительность, затруднить путь в партию
непролетаркским элементам, сузить демократию, ввести ограничительные меры.
      Условный нэп” или ”рыночный социализм”?      
Была ли реальная возможность существования особой разновидности “рыночного
социализма” в годы новой экономической политики?
Ознакомление с историей советского нэпа, выявление действительного положения
в социально-экономической сфере каждого из элементов новой экономической
политики. Мощный государственный сектор с его тяжёлой промышленностью,
нацоинализированной землёй и транспортом, слабая частная арендная
промышленность и другие неразвитые элементы капитализма – концессии,
смешанные общества огромное мелкокрестьянское и мелкотоварное хозяйство, не
дают никакой возможности даже сопоставить нэп, быстрее или медленнее, но
делавшего шаги к полной социализации, с тем, что можно было бы назвать
“рыночным социализмом”, который, в нынешних условиях был обречён с самого
начала и не имел никакого будущего, хотя и имел первоночально какие-то зыбкие
позиции. Его полное поражение произошло уже в 1924-1926 гг., когда нэп был
ещё даже не полноправным, а так называемым “условным нэпом”, не имевшим
патенциала для перевода по крайне мере городской экономики на
социалистические начала.
На XIII съезде РКП(б) прозвучал термин, предложенный Ю. Лариным – “условный
нэп”. В это понятие вкладывалось следующее: по возможности усилить меры
ограничения и вытеснения тех факторов новой экономической политики, которые
были введены как элементы капиталистической системы, госкапитализма для
временного использования их в интересах подъёма народного хозяйства и
которые, как планировалось, впоследствии должны были уступить место всеобщей
социализации экономики.
          Свёртываение нэпа в промышленности и торговле.          
                       Конец госкапитализма.                       
В.И. Шишкин в этой части высказывыет своё мнение на причину свёртывания нэпа.
Большевистское руководство в это время даже и не ставило сколько-нибудь
серьёзной задачи развития экономики на базе производственного добровольного
кооперирования деревни, чтобы сделать его опорой промышленного развития
страны. Государственная промышленность, действовавшая на основе нэпа, не была
способна ритмично и без противоречий с крестьянским хозяйством сделать
серьёзный шаг на пути индустриализации и в свою очередь стать базой для
крупного коллективного современного сектора советской деревни.
Следует отметить что уже в середине действия нэпа был взят старт
постепенного движения если не к принципам “военного коммунизма”, то к некоему
подобию командно-административной системы, при которой все основные элементы
введённого в 1922 г. госкапитализма во многом утрачивали свою роль и своё
значение.
Нэп был назван “политикой отступления”. Отступление от “военного коммунизма”,
фактически незавершённой политики. Весь свод реформ новой экономической
политики не был продуман до конца, и медленно, но верно шёл к тенденции
“военного коммунизма” и был обречён.