Каталог :: История

Доклад: Историки

Носителем информации о прошлом является историчес­кий источник — бесстрастный
свидетель эпохи, имеющий лич­ное, коллективное, государственное или другое
происхожде­ние, родившийся в определенное время и отражающий его реалии. В
качестве источника могут выступать документы разного происхождения и
характера. Это могут быть архео­логические находки (предметы быта, украшения,
орудия тру­да древних эпох); сохранившиеся предметы материальной культуры
(здания, старинные станки, приборы, утварь и т.п.);
письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники,
письма, пресса и т.п.), а также художествен­ные работы, документы видео и
аудио ряда. Основной груп­пой являются письменные источники, которые содержат
ко­лоссальный массив открытой и скрытой (опосредованной, интерпретируемой)
социальной информации о прошлом. Общество тщательно собирает и сохраняет
документальные свидетельства прошлого. Музеи, архивные хранилища, биб­лиотеки
— это важнейшая часть культуры любой страны, по состоянию которой можно
судить об уровне ее развития. Чем выше уровень, тем больше внимания уделяется
сохранности и приумножению бесценных фондов.
История — это коллективная память народа. Потеря ис­торической памяти
разрушает общественное сознание, дела­ет жизнь бессмысленной, варварской. Не
случайно, гитле­ровские фашисты в захваченных ими городах прежде всего
стремились разрушить и осквернить исторические памятни­ки. Убить Память
народа —значит убить сам народ, превра­тить его в раба. Поиск смысла истории
упирается в совре­менность, а историческая наука предстает как способ
выяв­ления единственно возможного процесса, который привел к этой
современности. В.Г. Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем". Прошлое
достойно уважения и внимательного изучения, хотя  не все в этом прошлом
вызывает восторг и гордость.
Для русских историков характерно стремление подвести под факты прошлого
определенную теоретическую основу, критически осмыслить их. Среди
дореволюционных истори­ков много ярких имен: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.
О. Ключевский, Н.И. Костомаров и др. Ведущим в россий­ской историографии было
либеральное направление, кото­рое сейчас привлекает большое внимание.
Основной пробле­матикой этого направления было следующее: становление и
утверждение российской государственности, а также утвер­ждение европейской
традиции в общественной организации и культуре. С.М. Соловьев, воспитанник
Московского уни­верситета, работавший в его стенах, подготовил капиталь­ный
труд "История России с древнейших времен", который, по выражению В. О.
Ключевского, стал своеобразной энцик­лопедией по русской истории. Приверженец
либеральных идей, либерального мировоззрения, С. Соловьев стремился соединить
разрозненные факты в одно целое, "познать, как новое проистекало из старого".
Для него характерно при­знание закономерности исторического процесса, который
отражает прогресс общественного организма. Он писал: "В истории нет эпох
пустых; нет эпох, вырабатывающих какие-то вредные для человечества начала".
В. О. Ключевский, имя которого также связано с Москов­ским университетом,
пожалуй, наиболее знаменит. В отли­чие от предшественников, он смотрел на
исторический про­цесс более широко, включал в рассмотрение экономические,
социальные проблемы, историю православной церкви. Вер­шиной его творчества
стал "Курс русской истории", подго­товленный на основе лекций, читавшихся в
Московском уни­верситете и в Московской духовной семинарии. Сторонник
либерализма, В. О. Ключевский так определил "три основные исторические силы"
— человеческая личность, людское об­щество и природа страны. Написанный ярко,
образно, этот курс вполне современно звучит и сегодня.
Обращаются российские историки и к опыту социальной истории (это направление
наиболее развито в США), к ком­паративизму и другим направлениям. Все больше
привлекает внимание цивилизационный подход к истории. Слышны при­зывы о
необходимости рассмотрения истории России с этих позиций. В чем преимущества
цивилизационного. подхода к истории? Прежде всего в его универсальности. Его
принципы применимы к истории любой страны, народа, групп стран и т.д. Эта
теория в значительной мере учитывает опыт дру­гих школ и направлений, носит
сравнительный (компаратив­ный) характер. История народа рассматривается не
сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Это дает
возможность глубже понять исторические процес­сы, их особенности. Такой
подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой
истории и куль­туре. Важно, что при цивилизационном подходе не отрица­ется
методика других школ. Она может быть использована в рамках этого подхода.