Каталог :: История

Реферат: Киевская Русь

     

Реферат

по Истории Украины

“ ”

Донецк 2001 Содержание Социально-экономическое развитие Киевской Руси.................................3 Древнерусские село и город.....................................................5 Политическое положение Киевской Руси...........................................8 Формирование феодальных отношений..............................................8 Политический строй............................................................10 Вывод.........................................................................12 Литература....................................................................13

Социально-экономическое развитие Киевской Руси

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенст­вована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земле­делие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности—житом (от глагола «жить»). К IX—Х вв. стала применяться переложная система (ко­гда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посе­вами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лес­ных районах. В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыбо­ловство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производи­лось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Ру­си имело ремесло. Главными центрами его средоточения бы­ли древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являв­шаяся вместе с земледелием основой экономического разви­тия страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изго­товление из него многочисленных вещей для хозяйства, воен­ного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементировани­ем, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полиров­кой. Древнерусское слово «кузнец» означало также и ремес­ленника, работавшего с цветными металлами. «Кузнецы зла­ту, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий. Большого развития достигли стеклодельное, деревообра­батывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так на­зываемые домашние ремесла, к которым относились пряде­ние, ткачество переработка сельскохозяйственной продук­ции, приготовление продуктов питания и др.

Древнерусские село и город.

Большинство древнерусских населенных пунктов явля­лись селами, где проживали крестьяне-смерды, а также фео­далы, являвшиеся владельцами значительной части, земли, Смерды делились на две категории — лично свободных чле­нов сельской общины и феодальнозависимых. Крестьянин - смерд был самостоятельным производителем, имевшим все необходимое для ведения собственного хозяйства. Семья смерда состояла в среднем из шести-семи человек. Ей при­надлежали, кроме жилища, хозяйственные постройки, скот, орудия труда и т. п. Каждый крестьянский двор располагался отдельно. Количество дворов в селах составляло от несколь­ких до 30. Жили крестьяне общинами, как семейными, ко­торые назывались «печище» или «дворище», так и соседски­ми. Крестьянская соседская община называлась «миром» или «вервью» и могла состоять и из одного большого села, и из ряда разбросанных поселений (сел и деревень); из больших семей и из мелких крестьянских хозяйств, которые индиви­дуально обрабатывали землю. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату да­ни, за преступления). Кроме смердов-земледельцев, в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары и др. Они работали главным образом на заказ. Жители соседних миров экономически были слабо свя­заны друг с другом, хотя культурные связи между ними су­ществовали. Для заключения браков устраивались, по словам летописца, «игрища между селами». Центром притяжения нескольких миров был погост — место религиозных празд­неств и общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка. Крестьянские общины существовали на протяже­нии всего периода феодализма. Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного про­изводства и торговли, административный центр и средоточие богатств и запасов наиболее крупных феодалов, имевших обычно в городе свои «хоромы». В летописях до XIII в. упоминаются 224 города, в том числе Киев, Новгород, Чернигов, Переяслав, Белгород, Вышгород, Любеч и др. Часть городов возникла на месте древних племенных по­гостов и «градов», часть развивалась из феодальных дворов и замков, а часть была заново построена феодалами. Дворы - замки строились, как правило, в густозаселенных местностях. Расположенные на высоких местах, хорошо укреп­ленные и неприступные, они предназначались для защиты от нападений как внешних врагов, так и феодалов-соперников. Площадь таких замков сравнительно небольшая, их внутрен­няя планировка подчинялась потребностям феодального двора. Часть строений в замках представляла собой единый комплекс жилых, хозяйственных и оборонительных сооружений. Они размещались по кругу, вдоль вала и крепостной стены и соеди­нялись с фортификационной системой. Определенное представление о феодальном дворе дает городище на Княжей горе. Расположено оно на правом берегу Днепра, выше устья Роси. Площадь городища составляла при­мерно 2,5 тыс. кв. м. На нем выявлены остатки 22 жилых и хозяйственных сооружений в два ряда, большое количество предметов быта, орудий труда, оружия. На городище обнаружено большое количество драгоценных украшений (12 кладов). Ар­хеологические данные позволяют утверждать, что феодальный двор-замок принадлежал князю, жившему в нем со своей семьей. Вблизи городов феодалы обычно основывали особые се­ла, куда отовсюду приглашали мастеров-ремесленников, давали им ряд льгот — свобод, отчего и сами села называ­лись свободами, или слободами. Льготы давались и жителям тех городов, в развитии которых были заинтересованы князья. Эти льготы привлекали население. О Киеве в XI в. говорили, что туда стекались беглые рабы. В городах достигло высокого развития мастерство куз­нецов, оружейников, кольчужников, золотых и серебряных дел мастеров, стекловаров, каменщиков, кожевников, гонча­ров. Известно свыше 60 ремесленных специальностей, сущест­вовавших в Киевской Руси. В городах возникали ремесленные и купеческие корпора­ции, или гильдии (объединения) с целью взаимопомощи в про­изводстве и сбыте товаров, Развитие сельскохозяйственного производства и ремесла привело к развитию торговли. В условиях господства натура­льного хозяйства внутренняя торговля была развита очень слабо. В деревню проникали лишь мелкие торговцы (типа позднейших коробейников). Основным видом экономических связей в Киевской Руси был обмен в пределах небольших районов между отдельными производителями. Продукция го­родских ремесленников, как правило, не получала значитель­ного распространения на рынках внутри страны. Преоблада­ла работа на заказ. С начала IX — в первой половине Х веков расширились внешнеторговые связи Руси. Русских купцов, ходивших воору­женными караванами, знали в Хорезме, Багдаде, Александ­рии, Константинополе, на Дунае. Русские корабли постоянно плавали по Русскому (Черному) и Хазарскому, или Хорезмийскому (Каспийскому) морям.Через всю Русь с севера на юг проходил торговый путь па Днепру «из варяг в греки», который соединял ее со Скандина­вией н Византией.Русские дружины и купцы шли по путям, впервые проло­женным ими еще в VI-в., и привозили в Европу восточные шелковые ткани (называвшиеся во Франции русскими), пряности и различное «узорочье». В Чехии и других странах Центральной Европы оказывали большое внимание русским купцам, предоставляя им различ­ные льготы. Предметами вывоза из Руси были дорогие меха I (русские названия которых вошли в языки других народов), воск, а также изделия русских «златокузнецов», хорошо из­вестные в Европе, и оружейников (стальные клинки и коль­чуги). Развитая торговля была невозможной без денежного об­ращения. Сначала использовались иностранные монеты. Одна­ко уже при князе Владимире Святославовиче началась чеканка собственных денег — серебреников и златников. В XI—XIII вв. стали применяться серебряные слитки, так называемые гривны, весом от 95 до 197 граммов. Последние составляли основную единицу денежной системы на. Руси. Гривна равнялась 20 нога­там, или 25 кунам, или 50 резанам, или 100 веверицам, или векшам (веверица, векша — древнерусское название белки).

Политическое положение Киевской Руси

Формирование феодальных отношений.

С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремес­ленники стали производить больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь .жить за счет труда зависимых от них крестьян и ремесленников. Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще попадали в зависимость от государ­ственной власти: князья захватывали общинные земли и со­бирали дань с подвластного населения, со своих «людей»; Сбор дани так и назывался — полюдье. Обычно князья отправлялись в подлюдье с началом зи­мы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в сла­вянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» кня­зя (от слова «дань») несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и дере­вянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хо­зяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли. Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так на­зывали на Руси знатного землевладельца) оставляли кресть­янам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, рабо­тая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями. Иногда крестьянин получал от боярина ссуду — по-тогдаш­нему «купу» — деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,-о работе на фео­дала. Такой работник назывался «рядович». Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, на­зывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хо­зяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк. Землевладельцы Древней Руси различались по количест­ву находившихся в их собственности земли, зависимых лю­дей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов. «Великий князь русский» считался владельцем всей зем­ли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и боя­ре владели отдельными княжествами и землями, а также го­родами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдель­ными селами. Земельные владения князей и бояр назывались вотчина­ми (вотчина — владение, передаваемое по наследству от от­ца). В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм. Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вот­чине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйст­вом и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др. Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зави­симых крестьян. Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за во­енную службу. После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

Политический строй.

Древнерусское государство IX—Х вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при по­мощи совета из других князей и дружинников (боярская ду­ма). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли тер­риторию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения террито­рий, входивших в состав Древнерусского государства. С раз­витием феодальных отношений все большая часть дружин­ников становилась земельными, собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях. Города управлялись княжескими посадниками, а в наибо­лее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные си­лы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для бо­рьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В Древней Руси был значительный поденный флот, дейст­вовавший на реках и на Черном море.

Вывод

Таким образом в 1Х—Х вв. на Руси утвердились феодаль­ные отношения. Как видим, славяне в своем развитии мино­вали рабовладельческий строй. Чем это объясняется? Ученые называют различные причины, К тому времени, когда у славян начался процесс разложения первобытно-об­щинного строя, они имели более совершенные орудия труда, чем те, которые были у других народов в период возникнове­ния рабства. Труд рабов теперь был невыгоден, С другой стороны, природные условия, в которых жили славяне, не требовали массового применения труда рабов, как, например, в странах Востока, где для земледелия было Необходимо сооружать огромные плотины и разветвленную сеть каналов, нуждавшихся в непрерывном надзоре и уходе, Причиной утверждения на Руси феодального строя явил­ся и пример соседних стран, с которыми Русь поддерживала экономические связи, где уже господствовали феодальные отношения. Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси уста­новился феодальный строй, при котором большая часть зем­ли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян. Крестьяне в отличие от рабов получали от феодалов земельные наделы для своего пропи­тания, имели небольшие хозяйства и не являлись полной соб­ственностью феодалов.

Литература

1. Всемирная история. Т. III, M., Госполитиздат, 1957. 2. История Украины. Интеллект-ЭКО. Харьков. 1997. 3. Антонова А.Г. До Руси. Х. 2000. 4. Иванов В. Русь изначальная. К 1991. 5. Рага В.Я. История Украины. Чернигов. 1989. 6. Акопян А.Г., Акопян Т.Г. История Украины 1995.