Каталог :: История

Лекция: Древний Китай

Древний Китай

1. Шанское государство. 2. Западное Чжоу. 3. Восточное Чжоу. 1) Период Чюньцю. Феномен феодализации. 2) Период Чжаньго. Реформы Шан Яна. 4. Империя Цинь. В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ на базе местного палеолита и мезолита сформировалась неолитическая культура расписной керамики яншао, которую в середине III тыс. до н.э. сменила поздненеолитическая культура черной керамики луншань. Яншао, для которой характерны расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, знакомство с одомашниванием скота (свинья), традиционно считалась предшественницей китайской цивилизации. Некоторые факторы позволяют говорить о ее генетической связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в частности ближневосточного. Некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая служат подтверждением тому, что своими навыками в сфере зернового земледелия, практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии. Проведенные в Ляонине на северо-востоке Китая раскопки открыли существовавшую много ранее яншао культуру хуншань. Земледельческие культуры на территории Китая занимались на севере выращиванием чумизы, на юге – риса. Для культуры луньшань были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и др. Культуры знакомы с металлургией бронзы, начало бронзового века в Китае датируется II тыс. до н. э. «Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Но, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культур».[i] Первые протогородские культуры возникли в бассейне реки Хуанхэ на рубеже III-II тыс. до н.э. Особенности китайской цивилизации в значительной мере определялись спецификой природных условий. В отличие от Египта и Шумера китайская цивилизация формировалась в менее благоприятных условиях, следствием этого стали более поздние сроки складывания государства. Кроме того, свою роль сыграла и изоляция Китая, который до второй половины II тыс. до н.э. развивался в отрыве от других цивилизаций. «Неирригационный тип первичных очагов древнекитайской цивилизации существенно отличает ее от «гидравлических обществ»: древнеегипетского, нижнемесопотамского, древнеиндийского, с самого начала основанных на искусственном орошении. Поливное освоение долин рек Китая началось лишь с середины I тыс. до н.э. По истории Китая имеется огромное, необозримое количество как археологических, так и письменных источников, что объясняется особой традицией фиксировать исторические события. Летописцы использовали в качестве материала гадальные кости, черепашьи панцыри, бамбуковые планки, шелк, а позже бумагу. При анализе источников обязательна доля субъективизма, поскольку источники имеют религиозно-этическую направленность. Многие тексты, особенно канонизированные трактаты Конфуция, сыграли свою роль в истории и культуре китайской цивилизации. Шанское государство. Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эпоха которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот – великому Юю, с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой в китайской традиции династии Ся. Вопрос об историчности династии Ся вызывает определенные сомнения. Китайская историографическая традиция считает, что династия правила на протяжении ряда веков в конце III и начале II тыс. до н.э., пока ее последний недобродетельный представитель Цзе не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального права управлять Поднебесной и был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию. Но источники не содержат никаких упоминаний о Ся, что при стремлении китайцев фиксировать точно все события факт показательный.Знак Ся не используется для обозначения государства или династии. Во II тыс. до н.э. в конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ на территории Китая появляются образования типа городов-государств, они обнаружены в Хэнани, Шаньси, Шэньси, Шаньдуне, Хэбэе, Хубэе, северной части Хунани и Цзянси . Особое место среди них занимает достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь («Великий город Шан»), останки которого были обнаружены в Хэнани, в районе современного г. Аньяна. Возникновение ее представляло «волновой процесс»: одни стоянки и городища демонстрируют менее развитый комплекс бронзовой культуры, другие – тот же комплекс, но с рядом принципиально новых и важных нововведений. Позднее аньянское городище демонстрирует явное превосходство шанцев над окружающими их племенами. Для эпохи Шань-Инь характерны: высокий уровень бронзолитейного, высококачественная боевая техника (колесницы, обилие бронзового оружия), письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и другие признаки развитой урбанизации. Возможно, многим достижениям город-государство был обязан культурным влияниям извне. Свидетельством могут служить шанские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц дошанский Китай не знал, но и то, и другое было хорошо известно в ближневосточном регионе. Ученые с немалой долей уверенности предполагают, что индоевропейские племена степной зоны мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тыс. до н.э. могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации. Шанский город-государство возглавлял довольно крупное объединение. Его культовый центр, часто именуемый «иньским оракулом» служил для ритуала гадания шанского и других союзных коллективов (свидетельство чему тысячи надписей на костях животных и черепаховых панцирях). Шанский правитель назывался ваном . Власть вана передавалась по наследству, но первоначально претензии на престол предъявляли братья и дяди правителя. Только при последних четырех ванах установился обычай передачи власти от отца к сыну. Функции вана и центральной администрации заключались в заботах об урожае, подготовке и расчистке полей, решении важных хозяйственных вопросов, защите региональных подразделений от внешней угрозы. Ван обладал военными полномочиями и функциями верховного жреца (первосвященник), в особых случаях выступал и организатором производства. Осуществлялось централизованное регулирование земледельческих работ. Высказываются предположения о том, что власть вана была ограничена советом знати и народным собранием. Л.С. Васильев утверждает, что ван был всевластным правителем, которому подчинялась обширная периферия. На основе многочисленных данных ученые делают выводы о делении в XIII—XII вв. до н.э. политической структуры Инь на три неравные и структурно неодинаковые части: 1. Внутренняя зона с центром в столице, которая находилась под непосредственной юрисдикцией правителя-вана и его центральной администрации. 2. Промежуточная, состоявшая из окружавших столицу Шан многочисленных региональных подразделений, управлявшихся титулованными местными правителями, подчиненными вану (в их числе были родственники последнего и его жены). В надписях много материалов о таких подразделениях, а точнее — о связях их с центром, в виде информации с мест и руководящих указаниях вана. 3. Внешняя, состояла из различных племен, правители которых признавали авторитет шанского вана, но вели себя независимо по отношению к нему. Строгой границы между второй и третьей зонами не было. Региональные вассалы-администраторы могли выступить против вана в союзе с кем-либо из независимых племенных вождей внешней зоны. Любой из племенных вождей мог вступить в более тесный контакт с шанским ваном и стать его вассалом. Главное отличие промежуточной и внешней зоны было в том, что первую населяли шанцы, а внешнюю — нешанские племена. Шанцы вели активную внешнюю политику. Многочисленные войны служили постоянным источником военнопленных приносимых в жертву обожествленным предкам и духам природы. Максимального могущества Шань-Инь достиг при У Дине (многочисленные и масштабные операции, до 13 тыс. воинов, которые в том числе возглавлялись и его женой). Зависимыми от Шанского государства были многочисленные племена, в том числе и чжоусцы (жили на западе, в бассейна р. Вэй), которые заимствовали достижения шанцев, получали утверждение в титулах. В конце иньского периода чжоуские правители получили престижную должность си-бо («властитель Запада»), что послужило основанием для формирования вокруг них коалиции племен. Начало коалиции положил Цзи Ли, но довести до конца свой замысел не смог, поскольку был убит по приказу шанского вана. Его дело продолжил сын и наследник Чан, действуя более скрытно и осторожно. В XI вв. до н.э. сложилась сильная коалиция, но воспользоваться ее весом смог только сын Чана. В битве при Мус в 1027 г. до н.э. он одержал победу и стал новым властителем с именем У-ван. Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.). В результате чжоусцы создали довольно большое, но непрочное государственной образование, обычно именуемое Западным Чжоу. После смерти У-вана регентом при малолетнем Чэн-ване стал его дядя Чжоу-гун. Основные усилия были направлены на усвоение наследия Инь и распространение его на всю завоеванную территорию. Иньцы были расчленены и переселены на новые земли, при этом значительную часть разместилась в центре военно-политического образования, в районе Лои. Новая столица Чэнчжоу стала местопребыванием немалой части чжоуской администрации, а также главным военным центром: здесь, в частности, располагались восемь так называемых «иньских» армий, состоявших, видимо, из перешедших на службу к чжоусцам профессиональных иньских воинов. Остальная часть администрации, еще шесть армий и сам ван со всем его двором продолжали, однако, жить в Цзунчжоу, т. е. на западе страны, в районе прежних родовых поселений чжоусцев. Во главе него стояли наследственные правители из чжоуского царского рода, воспринявшие от предшественников титул «ван». Государство отличали: · этническая пестрота; · отсутствие прочных экономических и общественно-политических связей; · особенное значение в этой связи придавалось правовому обоснованию законности власти чжоуского вана. Для легитимизации власти: 1. Было разработана концепция этически детерминированного права на власть (Мандат Неба). Это концепция воплощена в религиозном учении о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоуских ванов, исходившее из мифических представлений и чжоуского культа Неба как высшего божества. Чжоуский ван был провозглашен Сыном Неба (Тянь-цзы) и «Единственным» земным воплощением его, наделенным магической силой дэ, которая делает его сверхъестественным существом – посредником между Небом и людьми, мироустроителем и владыкой Тянься – Поднебесной. Считалось, что ван получал власть от самого Неба в силу ниспослания ему Небесного Повеления на царствование (Тянь мин). 2. В соответствии с основной концепцией была подвергнута пересмотру история (появилась династия Ся – добродетельные правители, последний из которых недобродетелен и поэтому утратил право на власть и Ся сменила Шань, в свою очередь и по тем же причинам смененная чжоусцами). 3. Налажена эффективная централизованная администрация, опиравшаяся на 14 армий центра в двух столицах. В функции администрации, которую представляли сановники и чиновники различных категорий, входили управление земледельческим хозяйством на больших общих совместно обрабатывавшихся полях, руководство ремеслом и строительством, обеспечение притока налогов и дани с нечжоуских племен, включая иньцев, выполнение военных, судебных и др. обязанностей. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Отправление высших должностей обычно было наследственным. 4. Система уделов. Часть заселенной различными племенами территории, не примыкавшей к столицам, но находившейся под контролем чжоусцев, делилась на уделы. Уделы предоставлялись в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. В источниках содержатся упоминания о 70 уделах, большинство (53–55) которых было пожаловано братьям, сыновьям и племянникам первых чжоуских правителей. Пожалование удела предусматривало предоставление новому владельцу исключительного права господства над всей управляемой территорией и над обитавшим там или переселенным туда населением. Эффективность аппарата центра была достаточна для контроля в рамках двух столиц и общего руководства. Руководство же на местном уровне должны были взять на себя как раз те чжоусцы, которым и были пожалованы уделы. Владельцы уделов на первых порах являли собой администраторов-наместников, комендантов чжоуских гарнизонов в иноплеменном окружении. Западночжоуский двуединый культверховного божества Неба и Сына Неба был надплеменным, межэтническим, совместимым с общинными культами, создававшим идеологическую основу для культурно-политического объединения разных общностей. Государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана была ограничена сановным советом. В экстренных случаях в решении дел государственной важности (в частности, вопрос престолонаследования) принимали участие представители высшей титулованной аристократии – чжухоу. С середины IХ в. до н.э. Западное Чжоу вступило в полосу внутриполитического кризиса. Правление слабых правителей сочеталось с тенденцией к дезинтеграции, наметившейся в уделах. Удельные властители укрепляют свои позиции, возрастает сепаратизма чжухоу, слабеет военная мощь ванов. Число уделов сокращается, при усилении более удачливых, между которыми возникает междуусобная борьба. Правители уделов поднимают метяжи против власти центра (мятеж Э-Хоу). Ситуацию усугубил натиск северо-западных кочевых племен, начавшийся в VIII в. до н.э., которому государство противостоять не смогло. Ю-ван – последний из западночжоуских правителей как повествуют источники, поставил наложницу выше законной жены, дочери правителя Шэнь, чем вызвал недовольство тестя, который в союзе с соседними варварскими племенами вторгся в Цзунчжоу и сверг Ю-вана. Сын Ю-вана, Пин-ван (внук правителя удела Шэнь), перенес в 771 г. до н.э. свою резиденцию в восточную столицу, в Лои, на чем формально и закончился исторический период Западного Чжоу. Земли же в районе старой столицы Цзунчжоу Пин-ван должен был отдать одному из союзников, который на базе этих земель создал новый удел Цинь. Исконные земли чжоусцев в бассейне р. Вэй были захвачены племенами цюаньжунов, Резко уменьшенное в своих границах государство в источниках именуется Восточным Чжоу. Наряду с ним в Китае образовалось множество самостоятельных царств. Известным единством культурной традиции выделялись царства среднего течения Хуанхэ и Великой Китайской равнины. Население относило себя к потомкам чжоусцев, другое – иньцев, но все они признавали над собой верховную сакральную власть чжоуского вана как Сына Неба. «На территории царств шел процесс формирования культурно-генетической общности хуася, в ходе которого к середине I тыс. до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех сторон света»». Идея культурного приоритета чжунгожэнь (людей срединных царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев». [ii] Восточное Чжоу. Период Чуньцю. Восточного Чжоу – время упадка чжоуских ванов, число которых достигало 1,5 тысяч. Выделяемый в его рамках период Чуньцю (Вёсен и осеней) VIII-V вв. до н.э. – время борьбы между уделами, в результате которой были созданы мощные политически независимые царства. Значительно возросла роль могущественных уделов, которые превратились в царства – Цзинь, Ци, Чу, Цинь, Лу, Сун, Вэй, Чжэн, Чэнь, Янь и др., так называемые «срединные государства». Одни из них возводили свою историю к древности, к раннечжоуским уделам и акцентировали внимание на морально-историческом единстве, другие – были полуварварскими (Цинь, Чу). Среди царств выделялось «пять гегемонов» - наиболее влиятельных политических лидеров, которые могли диктовать свою волю всей Поднебесной. Сформировалась новая политическая реальность: Сын Неба перестал быть всевластным правителем, его власть ограничивалась пределами небольщой территории вокруг Лои (Чжэнчжоу), представлявшего фактически удел вана по размерам и значимости сравнимый с окружающими его другими крупными уделами. Сын Неба занимал весьма скромное место в политической жизни, но формально сохранил престиж и сакральную власть, выполняя функцию «связующего единства». Создавался эффект полицентризма, многолинейной эволюции, центр тяжести социально-экономического развития был перенесен внутрь царств. Феномен феодализации. Феодализм в Древнем Китае имеет характер социально-политический, но не социально-экономический (не экономические механизмы, схожие с европейским средневековьем, а система отношений и подчинения). Для Западного Чжоу была характерна одноступенчатая иерархическая лестница: ВАН ЧЖОУХОУ (имели различную титулатуру гун, хоу, бо) Для Восточного Чжоу особенностью стала многоступенчатая иерархия: ВАН ПРАВИТЕЛИ ЦАРСТВ (гун) (формальная вассальная зависимость) в плане наделения уде- лами фактически неза- висели от вана ПРАВИТЕЛИ АВТОНОМНЫХ УДЕЛОВ (цин) (часто сыновья и родственники правителей царств; местническая борьба) СЛУЖИВЫЕ ШИ (представители младших ветвей владетельной знати, выходцы из боковых аристократических линий, образованные и со связями, но не имевшие ни титула, ни должности, несли поэтому вассальную службу) По наименованию равнозначны цин ДАФУ – наследственные аристократы, не имевшие собственных владений, несли службу, в основном военную (по сути, древнекитайские рыцари). На всех ступенях четко действовал средневековый принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Дафу и ши строго соблюдали и чтили закон чести, кодекс аристократической этики. Местническая борьба по-разному сказалась на внутреннем положении царств: Цинь и Чу смогли справиться с центробежными тенденциями и превращались в сильных правителей, в Ци усилились отдельные правители, которые и захватывали престол, Цзинь и Лу не смогли преодолеть сепаратистских тенденций, вступили в период распада или ослабления. Черты китайского феодализма. 1. Строгое соблюдение норм иерархии и вассальных обязательств. 2. Учет степени кланового родства в связи с возможными претензиями на должность и власть. 3. Преданность господину. 4. Принятые нормы поведения, как на поле боя, так и при исполнении должностных обязанностей. 5. Культ аристократизма, соблюдение в соответствии со статусом обязательных норм этики. С начала VII в. до н.э. правители царств боролись за гегемонию, в которую периодически вмешивались ван, варварские племена жунов и ди, вторгавшиеся в бассейн Хуанхэ. Царства не отличались внутренней стабильностью, шла напряженная борьба между аристократическими кланами и возникавшими новыми уделами. Реформатор Гуань Чжун помог усилиться и стать гегемоном-ба цискому Хуань-гуну. После смерти Гуань Чжуна и Хуань-гуна влияние Ци ослабло, а гегемоном-ба вскоре стал цзиньский Вэнь-гун, в длительной и напряженной политической борьбе одолевший соперников и создавший сильное царство. Средство упрочения власти он видел в том, чтобы не создавать уделы во главе с родственниками, возможными претендентами на трон. Вэнь-гун щедро наделил уделами неродственных ему сподвижников. Эффективность тактики на некоторое время помогла обеспечить власть правителей Цзинь, но в конечном счете привела к тому, что усилившиеся удельные аристократы, в междоусобной борьбе истребившие друг друга (речь о троих уцелевших), поделили между собойцарство Цзинь. С ослаблением Цзинь уже ни одно из царств реальным гегемоном-ба так и не стало, хотя формально историографическая традиция насчитывает в Чжоу последовательно властвовавших пять гегемонов (при чем четверо были из «варварских» царств: северо-запалдного жунского царства Цинь, маньских царств Чу (в среднем течении Янцзы) и У (в дельте Янцзы) и самого южного, этнически пестрого Юэ, разные авторы называют разных гегемонов). Борьба царств, интриги, насильственная смена правителей создавали обстановку дестабилизации и вели к внутреннему ослаблению чжоуских государств. Это выразилось в расширении вмешательства во внутренние дела варварских племен и в ослаблении реальной власти правителей. Перед правителями стояла задача преодоления децентрализации. К концу периода Чуньцю более важным было умение навести порядок в собственном царстве. Именно это было главной заботой правителей, причем преуспели те из них, кто последовательно вел курс на реформы, суть которых сводилась к укреплению власти центра путем: · ослабления уделов и укрепления внутренней администрации. С конца VII–VI в. до н.э. уделы перестали создаваться, за заслуги жаловали условные должностные владения. Земли под юрисдикцией правителя превращались в уезды (царства Чу и Цзынь с VII–VI в. до н.э.), которыми управляли назначенные из центра чиновники. Вскоре система стала общепризнанной. · ослабление родовой феодальной знати – должности и ключевые посты ранее занимаемые цинами и дафу переходят к ши, используемым в качестве чиновников и воинов (опора власти правителя, верная служба за жалованье). Личные заслуги становятся основой успеха и продвижения по службе. Происходит оформление дефеодализированной административно-бюрократической системы.

Период Чжаньго.

Период Чжаньго (борющихся царств) V-III вв. до н.э. «железный век» в истории Китая. Использование железа послужило сильным стимулом развития цивилизации: · новые земли; · быстрое строительство ирригационных сооружений; · изготовление товаров ремесла для рынка; · общий и быстрый подъем производства; · развитие ремесла, торговли, товарно-денежных связей, операций по кредиту, ростовщичество; · дальнейшее разложение общины (аренда, наемный труд, кабальное долговое рабство, самопродаж или продажа членов семьи за долги); · стало заметным развитие рабства, рабов немного, применялись в основном в качестве рабочей силы в разбогатевших частных хозяйствах; · совершенствование оружия, основной единицей армии стала тяжеловооруженная пехота, затем конница; · изменение характера и масштабности войны, развитие тактики и стратегии. Выдвинулись семь крупных царств – Вэй, Чжао и Хань (бывшее Цзинь ), Цинь, Ци, Янь, Чу. Наиболее полные и радикальные реформы проводились в царстве Цинь, IV в. до н.э. Шан Ян. Реформы Шан Яна. Первый блок. 1. Строгая регламентация общинного землепользования. · большие семьи должны быть разделены на малые каждой из которых следовало обзавестись собственным хозяйством. · система круговой поруки: дворы объединялись в пятки и десятки, в рамках которых следили и отвечали друг за друга. · привлечение иммигрантов из других царств для освоения на выгодных условиях годных для земледелия цинских территорий (цель пополнение амбаров и освобождение циньцев для армии). 2. Реформы в отношении военного дела. · повышена престижность воинской службы путем наград и социальных рангов для имевших воинские заслуги. · угроза исключения из знати аристократам военных заслуг не имевшим. · введена новая система социальных рангов, присваиваемых за заслуги, дававшие льготы и привилегии вплоть до должностного владения и доходов с него. 3. Поставить под контроль государства разбогатевших собственников, путем приобретения ими социального ранга. Второй блок (с 350 г. до н.э.). 1. Страна делилась на управляемые чиновниками уезды. 2. Унификация системы мер и весов. 3. Закрепление наделов за крестьянами. Итогом реформ были быстрые темпы развития экономики и социальных отношений, успехи в войнах с соседями. Результатом же реформ, проводимых с VII в. до н.э., было усиление централизованной власти правителей, объединение Китая и превращение его в империю. Неоднократно предпринимались попытки противодействия путем интриг, организации коалиции. Наиболее острое противостояние Цинь и Чу, деятельность Ин Чжэна (будущего Цинь Шихуанди) привела к победе Цинь в борьбе за гегемонию, в 221 г. до н.э. завершено объединение Китая. Империя Цинь. (221-207 гг. до н.э.). Деятельность Цинь Шихуанди. · Конфискованное оружие перелито на колокола и бронзовые статуи. · Около 120 тыс. семей наследственной знати переселено в новую столицу Сяньян. · Введено новое деление страны на 36 крупных областей, во главе с губернаторами. Области делились на уезды с уездными начальниками, уезды на волости, состоявшие из нескольких десятков деревень, в которых власть была представлена общинной администрацией (выполнение приказов центра, взимание податей, организация отработок). · Преобразования затронули и центральную администрацию во главе государства – император и два министра, которым подчинены несколько центральных ведомств с подразделениями в областях – военное, финансов, царско-государственного хозяйства, судебное, обрядовое и др. Верховная прокуратура осуществляла надзор за ведомствами и личным составом аппарата. Устанавливалось двойное подчинение областного административного аппарата: губернатору и ведомству центра. · Вводилась система должностей и рангов, последних 20. С 1 по 8 для простолюдинов, остальные чиновничьи за службу и заслуги. · Вводилось фиксированное жалованье чиновников (натурой). · Организована система государственных повинностей (весьма тяжелых). · Проведена унификация системы мер и весов. · Введена общеимперская система письма (упрощенная). · Осуществлена унификация монеты, на которую введена государственная монополия. Преобразования имели колоссальный эффект. Были осуществлены грандиозные проекты – Великая Китайская стена, столица с дворцовым комплексом Эфангун, императорская гробница с тысячами керамических воинов, каждый из которых индивидуален и не похож на других, стратегические дороги (чидао) и др. Обратной стороной медали стало истощение ресурсов, многочисленные казни выражавших недовольство, покушения на императора (дважды в 218 и 216 гг. до н.э.), после которых он никогда две ночи не ночевал в одном дворце и никто до последнего момента не знал, где именно остановится на ночлег Цинь Шихуанди. Император умер в 210 г. до н.э., а уже через год началось восстание против установленных им порядков, в результате в 207 г. до н.э. династия пала, обострилась борьба за власть, победу в которой одержал Лю Бан . С 202 г. до н.э. в Китае установилась власть династии Хань. «Золотой век» китайской философии. Конфуцианство. «Конфуций (Кун-цзы, 551–479 гг. до н.э.) был выходцем из слоя ши, и его учение в немалой мере отражало социальные позиции и интересы этого слоя, хотя далеко не только его. Выдвинув в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы – ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо), Конфуций призвал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын – сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и государственную политику, в его время весьма далекие от подобных идеалов. Конфуцию принадлежит также идея разумного управления государством, конеч­ной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи он и готовил в созданной им школе из своих учеников кандидатов на должности чиновников – тех самых мудрых и справедливых конфуцианских чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии».[iii] Мэн-цзы (372–289 гг. до н.э.), который выдвинул тезис о праве народа выступать против недобродетельного правителя. Учение Мо-цзы или Мо Ди (479–400 гг. до н.э.). Многое взяв у конфуцианцев, монеты, однако, выступали за более прагматическое отношение к жизни, за отказ от изживавших себя клановых связей и тем более феодально-аристократических привилегий. Идеалом их было всеобщее братство с одновре­менным отказом от всех личностных связей и привязанностей и с беспрекословным повиновением власть имущим, на которых возлагались обязанности пастырей. Но моизм с его пренебрежением к традициям, с его прагматическими требованиями отказа от дорогостоящих, но привычных людям обрядов (похороны, траур, праздники) не получил поддержки простых людей – его приверженцами оказались группы суровых аскетов, стремившихся делать добрые дела, но отпугивавших своим видом и поведением людей. В отличие от конфуцианства моизм, несмотря на заложенные в его учении немалые потенции, не достиг успеха, хотя временами, судя по тревожным отзывам Мэн-цзы, имел немалое распространение.
[i] Васильев Л.С. История Востока. — Т.1. — С. 188. [ii] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — С. 254. [iii] Васильев Л.С. Указ. соч. — С. 204.