Каталог :: История

Реферат: Школа в годы войны

                           Школа  в годы войны.                           
Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских
детей на вре­менно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число
уча­щихся увеличилось за счет эва­куированных детей. Большинство школ
работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учеб­ных пособий. В
стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было
закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Цен­тральной задачей было обеспечение
всеобуча. Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в
стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ и
восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч
школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли или временно лишились
своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших
детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были
учреждены Суворовские военные учи­лища, Нахимовские военно-морские училища.
Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.  Большинство
детей стар­шего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и
заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили
кадры для народ­ного хозяйства.
Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, которые по
разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в организации новых
видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября 1943 года стали
функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были
образованы подобные школы для сель­ской молодежи (ШСМ).
Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В годы
блокады у ленин­градских учащихся не было чернил, не хватало бумаги,
помещение не ота­пливалось, а полуголодные под­ростки продолжали заниматься
после работы.
По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52 школы
рабо­чей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта. Решением
Ленгорис­полкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в дни занятий
стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. жира и 300 г.
овощей.
Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли важную
роль в повы­шении образовательного уровня и подготовке кадров
квалифицированных ра­бочих.
В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы
учеб­ные планы. Не­которые предметы (рисование, пение) могли временно
исключаться из учеб­ных планов, в которых увели­чивалось число часов на
русский язык литературу и матема­тику. По постановлению ГКО о Всеобщем
обу­чении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допрызывная
подготовка учащихся старших, а в 1942-43 учебном году вве­ден новый предмет -
военное дело.
С 1943-1944 учебного года в городских школах было введено раздельное
обучение, охватившее около 20 % школ страны. Особое внимание уделялось
укреплению дисциплины организованности школь­ников. Этому способствовало
введение в 1944 году "Правил для учащихся".  В 1944-45 учебном году был
осуществлен переход к обучению детей в общеоб­разовательных школах с 7-
летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости,
выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные  экза­мены в 4-6-х и
8-9-х классах. Стала применяться цифровая пяти-бальная система оценки знаний.
Были  уч­реждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы.
В условиях войны произошли изменения в составе педагогических кадров, среди
ко­торых состав­ляли более 70%.  Свыше 180 тысяч учителей ушли на фронт,
часть осталась на захваченной территории.
В 1942 году число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось вдвое
по сравнению с до­военным периодом. Нехватка учителей приводила к тому, что
отдельные предметы в ряде школ не препо­давались. По решению правительства
учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство,
стали возвращаться в школы. При всех педагогических учебных заведениях и
средних шко­лах стали действовать уско­ренные курсы (3-8 месяцев), готовившие
преподавателей 1-7 классов. В 1943 году была по­вышена заработная плата
учителям и другим работникам начальной и средней школы и был учрежден
почетный знак "Отличник народного образования". Стали восстанавливаться
пе­дагогические вузы и училища, возросла численность студентов заочных
отделений педаго­гических вузов.
Признанием значения народного образования и педагогической науки было решение
о создании Академии педагогических наук РСФСР, принятое правительством осенью
1934 года.
Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли меры по
увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В
тяжелей­шие для нее времена страна издавала для детей произведения Пушкина,
Лермонтова, Горь­кого, Шекспира, Гете, книги, без которых не­возможно
приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была
издавать книги, которые учили детей де­лать убежища и распознавать самолеты
врага, бороться с зажигательными бомбами и ока­зывать первую помощь при
ранениях и ожогах. В октябре 1944 года состоялся первый праздник, по­ложивший
начало традиционной неделе детской книги.
Учебный процесс был тесно связан с трудовым. Школьники принимали активное
участие в сельскохозяй­ственных работах. В 1942 году 77 тысяч учащихся
старших классов заменили ушедших на фронт механиза­торов. За 4 года войны в
сельскохозяйственных работах при­няло участие более 14,5 млн. учащихся.
Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе металлолома, вещевых и
продуктовых посылок вои­нам, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях,
собирали средства в Фонд обороны страны. В приф­ронтовой полосе школьники
трудились на строительстве оборони­тельных сооружений, создавали санитар­ные
дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены
орденами и медалями.
В чрезвычайно сложных условиях работали коллективы ленинградских школ. При
каждой школе было от 1 до 6 групп учеников младших классов, которые
занимались в бом­боубежищах. В декабре 1941 года положение в школах крайне
осложнилось. Не было элек­тричества, дров, керосина. От голода умирали
учителя и ученики. К январю 1942 года в младших классах осталось 36 тысяч
учеников, а в последующие два месяца их число резко сократилось.
В конце 1941- начале 1942 годов большинство школ вынуждены были прекратить
за­нятия. В зим­ние месяцы 1941/42 учебного года они продолжались в 39
школах. Чтобы не срывать уроки из-за артилле­рийских обстрелов, занятия
проводились в бомбоубежищах. Учителя и ученики, не прекращавшие занятий,
получали в школе тарелку супа без вырезки талонов из продовольственных
карточек.
С 1 по 10 января 1942 года для ленинградских школьников были устроены
новогод­ние елки. На них побывало около 50 тысяч детей.
С мая 1942 года возобновились занятия в 148 школах, в которых насчитывалось
бо­лее 65 тысяч учеников - практически все школьники, находившиеся в
Ленинграде. Многие дети сначала не имели сил, чтобы учиться, и, благодаря
регулярному 3-кратному питанию, организованному в школах, они постепенно
втягивались в учебу. В 1942 году 10 класс в осажденном городе окончили 542
ученика. Для них 30 июня был устроен общегородской праздник во Дворце
пионеров.
Во время 1942/43 учебного года в Ленинграде работали 84 школы, в 863 классах
ко­торых учились 26584 ученика. В 1943/44 учебном году число школ достигло
124, и в них занимались 36 тысяч учеников. В 1944/45 учебном году работало
уже 200 школ, а число учащихся превысило 100 тысяч.
Свыше 5 тысяч школьников города за активное участие в его обороне было
награж­дено медалью "За оборону Ленинграда".
В самые трудные для страны моменты школа стремилась не только уберечь от
опас­ности, обогреть их, накормить, но и не переставала думать о человеке,
который будет жить после войны.