Каталог :: История

Реферат: Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и князь Олег

Мордовский государственный университет

имени Н.П. Огарёва

Юридический факультет

реферат

по предмету: реформы в России

Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и князь Олег

Выполнила: студентка I курса 106 гр. специальности «Юриспруденция» Ерошкина И.Д. Проверил: Лебедев А.П. Саранск 2002

Содержание

С. Введение 3 1. Князь Олег («Вещий») – (897-912) 5 2. Князь Ярослав (Мудрый) (1019-1054) 10 3. Князь Владимир II (Мономах) (1113-1125) 15 Заключение 18 Список использованных источников 23

Введение

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были преодолены во времена существования Древнерусского государства и его народностей (9-13 века). Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Но еще славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. В древних вендских могилах были найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов и покрытые лаком; также копья, ножи и мечи, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправой и насечкою. Карамзин писал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием так называемых искусств изящных». К началу IX века на территории нашей страны не существовало единого государства. Здесь жили отдельные племена: чудь, весь, ильменские славяне, кривичи, древляне, поляне и другие; между ними часто вспыхивали ссоры, происходили бесконечные стычки, гибли люди и их имущество. Поэтому, как гласит предание, однажды представители племен собрались вместе и призвали иностранного князя, чтобы он наконец навел у них порядок. Этим призванным князем оказался варяг по имени Рюрик. Случилось это, по мнению летописца, в 862 году. Огромное значение в становление, развитие и процветание Руси внесли (кроме Рюрика) три правителя – князь Олег, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Данная работа заключается в рассмотрении и анализе их правления и реформ, повлёкших за собой не только становление российского государства как такового, но и признание его равным другим, более древним и могучим государствам 1. Князь Олег (Вещий) – (897-912) Олег родственник князя Рюрика (по преданию - зять). После смерти последнего начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека. Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, люди из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого, собственно, и начинается история Киевской Руси. Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самое знаменитое его деяние - это установление тесных контактов с Византией. В 902 году, оставив в Киеве править сына Рюрика Игоря, Олег совершил свой знаменитый византийский поход. Его войско было многочисленным и разноплеменным: варяги, ильменские славяне, чудь, кривичи, меря, поляне, северяне, древляне, радимичи, хорваты, дулебы, тиверцы. Летописец говорит, что поплыли по Днепру две тысячи кораблей по сорок человек в каждом. Да еще по берегу скакало верховое войско. Скорее всего, это поэтическое преувеличение. Достоверным является то, что Олег с войском переплыл Черное море и добрался-таки до Босфора, на котором стояла столица Византии Константинополь (Царьград в летописи). Сейчас этот город находится в Турции и называется Стамбул. Греки, чтобы не допустить северных варваров к городу, перекрыли цепями вход в бухту «Золотой Рог». Олег высадившись на берег, начал опустошать окрестности города. Но все-таки очень хотелось попасть в сказочный город, и тогда, говорит летопись, Олег придумал невиданную хитрость. Вытащив на берег ладьи, он велел поставить их на колеса. Распустили паруса, и, поймав ветер, ладьи двинулись по суше, как по морю. Греки смертельно перепугались и выслали послов с просьбой не разрушать города, а лучше взять дань. При этом и греки были не без хитрости: они попытались отравить Олега, прислав отравленное угощение. Но их хитрость не удалась. Пришлось по всем правилам вести переговоры. Сохранился договор с Византией - первый международный документ молодого государства. Наряду с выплатой дани греки вступали в торговые отношения с Киевом. Любопытно, что в договоре оговаривается следующее положение: в Константинополе русские могут жить только у Св. Мамы, чиновники переписывают их имена; входить в город они могут только без оружия и не более чем пятьдесят человек одновременно в сопровождении императорского чиновника. Торговать могут беспошлинно. Императоры Леон и Александр целовали крест в соблюдении договора; привели также к присяге Олега и мужей его, те клялись по русскому закону: оружием, Перуном, богом своим, Волосом, скотьим богом, и таким образом утвердили мир. Предание прибавляет, будто Олег велел руси сшить паруса шелковые, а славянам - полотняные, будто воины повесили щиты свои на воротах цареградских в знак победы, и когда пошли они домой, то русь подняла паруса шелковые, а славяне - полотняные, но ветер разодрал их; тогда славяне сказали: примемся за свои холстинные паруса, не дано славянам парусов полотняных. Это предание любопытно потому, что в нем видно различие между русью и славянами, различие в пользу первой. Под именем руси здесь должно принимать не варягов вообще, но дружину княжескую, под славянами - остальных ратных людей из разных племен; естественно, что корабль княжеский и другие, везшие бояр и слуг княжеских, были красивее, чем корабли простых воинов. Олег, заключает предание, возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем; народ удивился такому успеху и прозвал князя "вещим", то есть кудесником, волхвом. В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. Летописец добросовестно перечисляет все пункты этого договора. Удивительно, как быстро сумели славяне принять основные законы христианского государства: по ним карались убийство, членовредительство, воровство, лжесвидетельство. Истинность свидетельских показаний устанавливалась с помощью клятвы по обрядам своей религии. За самые тяжкие преступления наказанием была смерть, за воровство или членовредительство - денежные штрафы в пользу потерпевшего. И может быть, самое удивительное, что стороны договаривались о взаимопомощи в чужом краю например, выкупить из неволи русского или грека, проводить его домой, где родственники вернут деньги. По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев. Это было последнее славное дело при княжении Олега. Он правил 33 года с 879 по 912 год. Место его захоронения точно не известно. Было предание, что перед смертью Олег ходил на север, в Новгород и Ладогу; в этом предании нет ничего невероятного, оно же прибавляет, что Олег и похоронен в Ладоге; все указывает нам на тесную связь севера с югом, связь необходимую. Север хотел иметь у себя могилу вещего преемника Рюрикова, юг - у себя: по южному преданию, Олег похоронен в Киеве, на горе Щековице; в летописи находим также предание о самой смерти Олега . Спрашивал он волхвов кудесников, от чего ему умереть? И сказал ему один кудесник: "Умереть тебе, князь , от любимого коня, на котором ты всегда ездишь". Олег подумал: "Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его", - и велел кормить его, но не подводить к себе и так не трогал его несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, жил Олег четыре года, на пятый вспомнил о коне, призвал конюшего и спросил: "Где тот конь мой, что я поставил кормить и беречь?" Конюший отвечал: "Он уже умер". Тогда Олег начал смеяться над кудесником и бранить его: "Эти волхвы вечно лгут, - говорил он, - вот конь-то умер, а я жив, поеду-ка я посмотреть его кости". Когда князь приехал на место, где лежали голые кости конские и череп голый, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: "Так от этого- то черепа мне придется умереть!" Но тут выползла из черепа змея и ужалила Олега в ногу: князь разболелся и умер. При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти представлялся он не столько храбрым воителем, сколько вещим князем , мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа «вещим». В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание об Олеге, историк не имеет никакого права заподозрить это предание, отвергнуть значение Олега как собирателя племен. И именно в эти годы русский народ обрёл величайшее своё сокровище, по значимости превосходящее силу любого оружия, - письменность. Факт, не подлежащий сомнению: летописная статья о создании славянской письменности сопряжена в "Повести временных лет" с правлением князя Олега Вещего, который ни при каких условиях не мог быть непричастным к сему воистину эпохальному событию отечественной истории, сравнимому разве что с принятием христианства. Блистательное правление Вещего князя продолжалось целых 33 года. Именно при нём Русь стала мировой державой: её границы простёрлись от моря и до моря. Деяния Олега Вещего как верховного правителя созданной им Державы - сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными историческими событиями в истории Руси: и тем, что Вещий князь прибил щит победителя над воротами Царьграда, и тем, что именно во время его правления получила хождение русская азбука. После его смерти процесс дальнейшего формирования Державы Рюриковичей сделался уже необратимым. О бесспорных заслугах в этом деле Вещего Олега, думается, лучше всего сказал Н.М. Карамзин: "Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надёжною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили её бытие могущественное". 2. Князь Ярослав (Мудрый) (1019-1054) Отец - Владимир I, Великий князь Киевский. Мать - Рогнеда, Полоцкая княжна. Летописец упоминает всего 12 сыновей Владимира, не указывая их старшинства. Но Ярослав, видимо, не был старшим сыном. Он родился в 978 году по некоторым данным в 980 году). Вначале, еще при жизни отца, Ярослав получил в княжение Ростов и только после смерти одного из старших братьев, Вышеслава, - Новгород. В Новгороде он доставил много хлопот уже больному отцу, отказавшись в 1014 году платить ему традиционную дань. Смерть отца застала Ярослава в Новгороде (Владимир как раз готовился к войне с собственным отпрыском). Власть в Киеве захватил сводный брат Ярослава, князь Святополк, начавший свое правление с убийства возможных конкурентов, т. е. сводных братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Ярослава предупредила о происходящем и о возможной опасности его сестра Предслава, жившая в Киеве, прислав ему послание следующего содержания: «Отец умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его». В 1016 году Ярослав созвал варяжскую дружину (по разным сведениям 1 000 или 6 000 человек) и 40 000 новгородцев и отправился воевать со Святополком; заявив: «Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной то же сделает». Новгородцы охотно поддержали своего князя, потому что надеялись и дальше не платить дань Киеву. Святополк, в свою очередь, собрал войско и вышел навстречу Ярославу. Они встретились около Любича. Войска двух князей, пришедшие с разных сторон, стояли на разных берегах Днепра. И так они и стояли то ли три недели, то ли три месяца, пока Ярослав не решился напасть ночью и незаметно, под покровом темноты переправиться на другой берег. Неожиданное нападение решило дело, и сражение закончилось в пользу Ярослава. Побежденный Святополк, однако, остался жив и бежал в Польшу, к своему зятю, польскому королю Болеславу Храброму. Таким образом в 1016 году Ярослав занял Киевский стол. Но междоусобица на этом не закончилась. Вначале Болеслав натравил на Киев печенегов, от которых Ярослав отбился с большим трудом. В ответ Ярослав выступил в поход против Болеслава, но поход закончился неудачей. Болеслав же, в свою очередь, пошел на Ярослава. На берегу Буга состоялось сражение которое Ярослав проиграл, потеряв почти все свои войска, и был вынужден бежать в Новгород. Судя по всему, он готов был бежать и дальше, за море, но новгородцы не позволили, заявив, что собираются продолжать сражаться против Святополка. Святополк в это время вместе с польскими войсками Болеслава вступил в Киев (1017 год), захватив там все Ярославово имущество, а также мачеху, жену и сестер. поляки, правда, недолго пробыли в Киеве, поскольку в городе готово было подняться восстание против них, они ушли, унося награбленное, а Святополк остался княжить. В 1019 году Ярослав собрался с силами (деньгами помогли новгородцы) и снова пошел на Святополка. на этот раз тот был разбит и бежал к печенегам, но нова вернулся, приведя печенегов с собой. По словам летописца, битва (на реке Альте, 1019 год) была жестокая, но печенеги были разбиты. Святополк же был не то убит в бою, не то бежал в город Брест и там умер от ран. Таким образом 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским. Но на этом неприятности с братьями и другими родственниками у Ярослава не закончились. Недоразумения этого рода продолжались до 1032 года. В 1021 году случился набег племянника Ярослава Полоцкого князя Брячислава Мзяславича на Новгород, в 1024-м началась междоусобица с младшим братом Ярослава князем Мстиславом Тмутараканским, желавшим поделить русские земли поровну, что в итоге и было сделано (1025 год), - граница прошла по берегам Днепра: с востока земли Мстислава, с запада - Ярослава; положение это сохранялось вплоть до смерти Мстислава (в 1032 году.) К этому времени Ярослав научился предупреждать междоусобные разборки, отправляя в тюрьму возможных зачинщиков смуты еще до того, как они успевали что-либо натворить: именно в 1032 году он посадил в тюрьму Псковского князя Судислава, последнего из братьев, недовольного разделом земельных владений. С этого времени Ярослав был единоличным правителем Киевской Руси (за исключением Полоцкого княжества) и провозгласил себя «самодержцем». Ярослав вел очень активную внешнюю политику так или иначе поддерживая отношения со всей тогдашней Европой: с Норвегией дружеские и родственные; воевал, а затем мирился с Польшей (походы 1022, 1030, 1031 годов, а в 1043 году польский король Казимир женился на сестре Ярослава, заключив таким образом союз; с этих пор Ярослав и Казимир предпринимали совместные военные экспедиции например, против Мазовии в 1047 году), вовремя его правления происходили первые столкновения с финскими племенами, ходил он против ятвягов и чуди (1030 год) и Литвы (1041 год), отражал набеги печенегов (например, в 1036 году). Воевал по старой памяти с Византией: в 1043 году Ярослав отправил в поход против Византии своего старшего сына Владимира, после того как греки в ссоре убили русского купца, но это - последнее известное военное столкновение Киевской Руси с Византией (мир был заключен в 1046 году). Ярослав связал свою семью династическими браками с самыми известными владетельными домами Европы: сам Ярослав был женат на Шведской принцессе Ингигерде; его сын Изяслав - на сестре польского короля Казимира; Всеволод - на греческой царевне дочери византийского императора Константина Мономаха; еще два сына -- на немецких княжнах; Гарольд Норвежский взял в жены дочь Ярослава Елизавету король Венгрии Андрей - Анастасию, Генрих I Французский - Анну. Ярослав давал убежище при своем дворе изгнанным европейским особам королевской крови и правителям, в том числе английским и норвежским принцам. Ярослав покровительствовал торговле, ревностно охранял торговые пути от кочевников. При Ярославе продолжалось распространение на Руси христианства. Именно ему приписывают основание знаменитого по сей день храма Св. Софии в Киеве, именно по его настоянию в Киеве был назначен первый митрополит, русский по происхождению, именно Ярослав приказал переводить церковные книги с греческого на русский язык. Продолжая дело своего отца, князь организовывал на Руси школы для обучения грамоте (например, в Новгороде он основал училище, рассчитанное на 300 учеников). Сам он был хорошо образованным человеком, любил книги и чтение и собрал первую на Руси библиотеку, которая потом была передана храму Св. Софии в Киеве. Но самым знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская Правда». Конечно, этот объемный свод законов был составлен не одним человеком и не за один год, но именно во времена княжения Ярослава впервые письменный свод законов стал мерилом законности или незаконности поступков и наказаний. Именно «Русская Правда» впервые в русской истории запретила кровную месть и заменила ее денежными выплатами. Подобно своим предшественникам Ярослав продолжал основывать города: Ярославль на Волге, Юрьев (Дерпт) на землях чуди. Именно Ярослав построил линию укрепленных острожков, защищавших южную границу Руси от степных кочевников. Ярослав умер в 1054 году в Вышгороде (под Киевом), прожив 76 лет, и похоронен в храме Св. Софии в Киеве. Умирая, Ярослав, проведший полжизни в войнах с собственными братьями, завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Летописец передал нам его последнее завещание: «Вот я отхожу от этого света дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и от одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вам Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мир если же станете ненавидеть друг друга, ссориться то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга свой стол - Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». Летописец писал о Ярославе: «Он был хромоног, но ум у него добрый, и на рати был он храбр», а народ прозвал его Мудрым. С именем Ярослава связывается эпоха «высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. 3. Князь Владимир II (Мономах) (1113-1125) Отец - Всеволод I Ярославич, Великий князь Киевский. Мать - жена Всеволода Анна, Византийская царевна, дочь византийского императора Константа Мономаха. Родился в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов. Еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди друг князей. Его отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в поход против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. Да половцы и не стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. По его собственным словам, Владимир девятнадцать раз заключал с половцами мир, вообще стремился закончить дело миром, если существовала хоть какая-то возможность. Но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.). В отношениях с другими удельными князьям стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 году в Любече и в 1100 году в Уветичах или Витичеве. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн. После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим киевским князем должен быть Владимир Мономах. К нему послали гонцов. Мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства Киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского князя Святослава II Ярославича, второго сына Ярослава Мудрого (отцом же Владимира был третий, младший сын Ярослава). Но киевляне и слышать не желали ни о каком другом князе, а пока суд да дело, в безвластии в Киеве поднялся мятеж, начались грабежи и пожары. И киевляне второй раз послали просить Владимира принять Киевский стол. В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. Как ни странно, но Святославичи не решились или не захотели требовать своих законных прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались Черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. Но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. Причем князья не гнушались приглашать на помощь враждебные Руси племена поляков и венгров. Продолжалась война с половцами: едва услышав о смерти Святополка, они были тут как тут на восточных границах Руси, но Владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. А в 1116 году Владимир послал в поход на Дон, против половцев, своего сына. В этом походе русское войско взяло приступом три города, принадлежавших половцам. Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков восстать. Битва между тремя племенами была жестокой и долгой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поиске защиты. Владимир Мономах поселил их на границе. Время от времени в поисках убежища приходили к Русь представители и других степных народов, н поскольку они вели себя крайне беспокойно, то в 1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки бежали сами. В 1116 же году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимир Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, еще и сегодня он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь на западе от Чудского озера (1116 год). На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы. В 1120 году сын Владимира Мономаха Юрий, князь Ростовский, ходил в поход против болгар и возвратился с победой. Владимир Мономах дополнил свод российских законов, знаменитую «Русскую Правду». Видимо, одной из причин киевского мятежа 1113 года было то, что ростовщики устанавливали слишком высокие проценты. Первым делом Владимира Мономаха по восшествии на Киевский стол стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство. Владимир Мономах умер в 1125 году. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».

Заключение

Древнеславянское государство стало великой вехой в истории не только братских славянских народов, но и оказало неоспоримое влияние на развитие мировой культуры. Возникновение Древнерусского государства явилось решающим событием в жизни восточных славян, определившим их дальнейшую историческую судьбу. За короткое время Киевская Русь выдвинулась в число ведущих стран средневекового мира, с которой вынуждены были считаться такие могущественные державы, как Византийская империя и Арабский халифат. В конце IX — начале Х в. власть киевского князя Олега распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю. Территориальный рост Киевской Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали внутренние факторы — экономическая, политическая и культурная консолидация восточного славянства. Значительных успехов достигла Киевская Русь в начале Х в. и во внешней политике. В 907 г. состоялся поход князя Олега на Византию, в котором согласно летописи приняло участие 80-тысячное войско. Заключение договоров Руси с Византией было актом большой исторической важности, поскольку они показали силу молодого восточнославянского государства. В договорах нашло отражение много сторон общественной жизни Руси — общественный строй, политическая структура государства, уровень ее культурного развития. Кроме того, во времена правления Олега на Руси появилась письменность. Правление Ярослава Мудрого приходится на период расцвета Киевской Руси. Первая половина XI в. ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями. Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права — так называемый «Устав Ярослава», или древнейшая «Русская правда», которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения. Вместе с тем она отражала определенные черты жизни русского средневекового города вообще. Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св. Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси. Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега. Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами странами. Первыми десятилетиями XII в. закончился раннефеодальный период истории Киевской Руси, началась эпоха феодальной раздробленности. По мнению академика Б. А. Рыбакова, новый этап исторического развития Руси правильнее называть не периодом феодальной раздробленности, а начальным этапом развитого феодализма. Его характерными особенностями были: углубление процессов феодализации в городе и селе, а также дальнейшая кристаллизация и обособление отдельных древнерусских княжеств. К 30-м годам XII в. отдельные древнерусские княжества настолько окрепли и выросли, что смогли начать самостоятельную, во многих отношениях независимую от Киева жизнь. Власть великого киевского князя, ставшего первым среди равных, отошла в прошлое и больше не распространялась на все древнерусские земли. Одновременно с экономическим развитием древнерусских земель в XII—XIII вв. значительно расширились торговые связи между ними. Их укреплению способствовало наличие определенной ремесленной специализации как отдельных городов, так и целых районов. Успешно развивалась в это время и международная торговля Руси; для защиты торговых путей от половцев («греческого», «соляного», «залозного») неоднократно выступали объединенные дружины русских княжеств. Важную роль в развитии древнерусского общественного строя играло общерусское законодательство. В отличие от некоторых феодально-раздробленных государств Западной Европы (например, Германии), где в каждом княжестве действовали свои законы, в Древней Руси XI—XI II вв. был единый юридический кодекс судебно - правовых норм, имевший одинаковую силу во всех землях. Характерно, что длительный процесс сложения текста «Русской правды» (пространная редакция «Русской правды») завершился вполне на втором этапе исторического развития Руси. В нем нашли отражения все важнейшие стороны экономической и общественно-политической жизни страны — развитие феодальной собственности на землю, дворцово-вотчинная система управления, правовое положение различных категорий зависимого населения, развитие торговли и ограничение ростовщичества, социальная борьба, отмена кровной мести и др. Стройность и продуманность законоположений «Русской правды» свидетельствует о высоком уровне юридической мысли на Руси. Не случайно этот законодательный свод приобрел общерусское значение и имел юридическую силу во всех княжествах вплоть до XVв. Активизация общественно-политической жизни Руси периода феодальной раздробленности пробуждала чувстве общенародного единства, что нашло отражение в многочисленных летописях и литературных произведениях — от «Поучения» Мономаха до «Слова о погибели земли Русской». В своем патриотическом отношении к Русской земле летописцы и публицисты поднимались к пониманию общерусских интересов. Во многом они отражали чувства и настроения народных масс Руси. Этническое развитие Руси XII—XIII вв. проходило по пути дальнейшей консолидации древнерусской народности, в основе которой лежали сознание общности происхождения и развития, чувство территориальной целостности, единство языка, культуры, веры, наличие прочных экономических связей. Если на первом этапе существования Древней Руси силой, способствовавшей этнической сплоченности восточного славянства, было государство, то на втором — древнерусская народность сама стала одним из важнейших условий государственного единства. При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу. С. М. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности». Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии. Подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что правление трёх вышеозначенных правителей было неоценимо для всей истории развития русского государства. Князья каждый по-своему добивались расцвета своего государства и не жалели на это сил.

Список использованных источников

1. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855. Петрозаводск.1997г. 2. Введение христианства на Руси. М., 1987. 3. Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989. 4. Гумилев Л.Н. "От Руси к России" М., 1992. 5. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. 6. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991. 7. История крестьянства в Европе. М., 1985. Т.1. 8. История крестьянства СССР: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1987. Т.1; 1990. Т.2. 9. История культуры Древней Руси. М., Л., 1948. Т.1; 1951. Т.2. 10. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ- начала ХХ в. М., 1991. 11. История России. Учебное пособие. Т.1 М., 1995. 12. История СССР. С древнейших времен до 1861 г. М., 1983. 13. История СССР. С древнейших времен до конца ХVIII века. Под редакцией Рыбакова. М., 1975. 14. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985. 15. Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. 16. Пособие по истории отечества. Для поступающих в ВУЗы. М., 1993. 17. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. 18. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX - первая половина X в.). М., 1980. 19. Соловьев С.М. Соч.: В 18 кн. М., 1988. Кн.1. 20. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. М., 1969. 21. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960.