Каталог :: История

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

     Тема: Семь чудес света: древний мир, средние века и наше время.
                                                                          
     
                               ДРЕВНИЙ МИР                               
Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы,
удиви­тельно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники
стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение
подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке
поклонялись «громовым топорам» как таинст­венным и грозным божествам. Древние
греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,—«острия
громовых стрел»— могут отклонять удары молний и отводить
вредоносные чары волшебников. Подобные, суе­верия сохранялись и в средние века.
Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что
«громовые топоры» и «острия молний» созданы человече­скими руками. Такому
совершенно новому взгляду способствовали Великие географиче­ские открытия
XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великих географических открытий»).
Изумленной Европе открылся целый мир наро­дов, населявших обширные
пространства Северо-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки,
Австралии и Океании. Мо­реплаватели и землепроходцы сообщали все новые и
новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и
употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева
и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида, Лиссабона,
Амстердама и Пе­тербурга появилось множество изделий этих народов.
Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми
топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая
для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и
весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни
первобытных предков цивилизованных народов. В дальней­шем десятки энтузиастов
путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о
«малокультурных», как их тогда называли, народах.
     
     Сцена охоты. Наскальный. рисунок. Мезолит.
     32 года среди диких австралийцев
Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь
диких пле­мен, был Вильям Бакли. В начале XIX в.  вместе с другими
осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находи­лась одна из
каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии.
Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах.
Случайно на­ткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители
Австралии) спасли его от го­лодной смерти.
Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и
вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном воз­расте. Его подробный
многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г.
Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних
живот­ных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли
из камня, рако­вин, костей и дерева. Этими грубыми инстру­ментами они
мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили
веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.
Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и
птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений,
собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнез­да,
отбирали мед у пчел и ос, вылавливали мол­люсков и ракообразных на морском
побережье.
Там, где пищи было много, аборигены раз бивали лагерь, задерживаясь на одном
месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках
строили прочные хижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.
Посуды для приготовления пищи у австралийцев не было. Зато каждая
австралийская семья имела в своем распоряжении так называемую зернотерку —
большой плоский камень, на котором женщины небольшим булыж­ником растирали
твердые корни и зерна, рас­калывали орехи, дробили кости животных. Корни,
клубни, семена предварительно вы­мачивали в воде или подпекали в костре, а уж
затем растирали на камне. Змей сворачи­вали кольцом и запекали в золе. Мелких
жи­вотных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на
части и жарили на раскалённых камнях, забросав сверху кусками коры и песком.
     
     
     
     КАМЕИНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО человека
     
     
     Орудия нижнего палеолита.
     
Как только естественные запасы пищи исто­щались, люди двигались дальше,
захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья,
метательные пали­цы — бумеранги, палки для добывания огня;
женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеных тыкв, мешки и сумки,
пле­тенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и
маленьких детей.
Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные
спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.
Каждая община, т. е. группа совместно жи­вущих людей, состояла из некоторого
числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка
дело даже дохо­дило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали
друг друга в гости, устраи­вая время от времени шумные совместные пиры,
празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и
изделиями;
члены соседних общин вступали в браки и т. д.
     
     Орудия мезолита
     
     Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шли­фованный топор, долото.
Аборигены Австралии отнюдь не были ка­ким-то странным исключением. Со
временем племена полубродячих охотников и собирате­лей были обнаружены
учеными и путешествен­никами и во многих других уголках мира:
в Северной и Южной Америке—индейские пле­мена (шошоны, команчи, индейцы
Калифорнии,
ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в
Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги,
аэта. По­всюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и
семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмот­ря на
тысячи местных особеннегстей, были уди­вительно похожи.
     Длинные дома ирокезов
И все же в новом мире, впервые открывшем­ся европейцам, племен охотников и
собирате­лей оказалось не так уж много. .Большинству народов Азии, Африки,
Америки и Океании давно были известны земледелие и скотовод­ство. Однако
многие из этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их
жизнь разительно отличалась от европей­ской своей простотой и отсутствием
эксплуа­тации человека человеком. К числу таких на­родов относились и
ирокезы, племена которых в начале XVII в. заселяли обширные простран­ства по
берегам североамериканских озер Он­тарио и Эри.
Жили ирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30
длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» был
длиной от 60 до 90 м.
Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так
называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е.
10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергич­ная,
обычно пожилая женщина, которую вы­бирали из своей среды замужние ирбкезки.
Подобно аборигенам Австралии, ирокезы из­готовляли оружие и орудия из камня,
дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были „не готовые
дары природы, а выращиваемые на предварительно обработан­ной земле растения.
Главной земледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля
которой занимали десятки и сотни гекта­ров. На обширных полях, возделанных
ироке­зами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак,
подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.
Ирокезы обрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной
палки. Для рых­ления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины .и
женщины работали сообща, кол­лективно. Сев продолжался с апреля по июнь;
сбор урожая— с августа по октябрь.
Кукурузу хранили в глубоких ямах, выко­панных в сухих песчаных местах и
выстланных  сухими листьями и еловыми ветвями. Хра­нили кукурузу и в виде
длинных гирлянд, ко­торые плели долгими осенними вечерами все жители поселка
— мужчины и женщины, мо­лодежь и старики. Сплетенные гирлянды раз­вешивались
под скатами крыш и под специаль­но выстроенными навесами или внутри жилища в
виде своеобразных занавесей. Были у иро­кезов и амбары — круглые высокие
башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы запасали столько
зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.
В конце октября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса
на охоту. В середине зимы охотники возвраща­лись в селения, нагруженные
добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины
выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу, в
ре­ках и озерах.
Примитивное земледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из
них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная
зима, другие — в царстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не
хватает, другие постоянно бо­рются с избытком влаги в почве. Но где бы ни
жили народы-земледельцы, их быт, их об­щественная жизнь, их духовный мир, их
связи с другими народами — все это всегда неизме­римо сложнее, многограннее и
богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей.
     Льюис Генри Морган
Однако вернемся к ирокезам. В ходе евро­пейской колонизации большая часть
ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих пле­менных территорий. Жалкие
остатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в раз­бросанных и
удаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного,
из ирокезских поселений в небольшой живо­писной деревеньке с поэтическим
названием Аврора родился будущий неутомимый исследо­ватель культурно отсталых
народов Льюис Ген­ри Морган.
Дети-ирокезы были его сверстниками и то­варищами по играм. С юношеских лет
Морган крепко дружил с Элисрм Паркером — ироке­зом из племени сенека. В
сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое
и современный быт, их общест­венные порядки. В 1847 г. некая компания добыла
у правительства обманным путем дого­вор на уступку ей за ничтожную цену части
врритории, еще остававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США
Вашингтон и добился расторжения жульнического |договора.
     
     Один из способов изготовления каменных орудий (техника отжима).
Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. |S1 октября 1847 г. в торжественной
обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека и получил имя
Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая а роль
Моргана как посредника между индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морган
узнал много нового: старики открыли ему немало све­дений, державшихся в
строжайшем секрете от «бледнолицых»
Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все
взаимоотношения между ирокезами строго зависели от степени IX родства.
Кровные родственники овачир об­разовывали так называемый род. Каждый род unoa
родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи,
члены одного рода, были обязаны помогать друг другу. Весь род нес
ответственность за преступле­ние, совершенное кем-либо из его членов.
Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководил родовой совет,
в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина,
принадлежавшие к од­ ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена
поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состоя­ла
из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов
образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени
говорили на одном языке.
Продолжая свои исследования, Морган об­наружил сходное общественное устройство и
у остальных племен североамериканских ин­дейцев. А как обстоит дело у других
народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученные
им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключения
культурно отсталых народов —w. у полубродячих охотников и со­бирателей,
и у оседлых земледельцев—пле­менной строй, родовая организация, отношения
родства лежали в основе их общественного устройства. При этом чем ближе, чем
теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаны помогать друг другу.
Недаром взаим­ная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни
этих народов.
Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный
поря­док — обязательный этап .в историческом раз­витии человеческого
общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне
цивилизованных народов Европы и азии. С обычным для него энтузиазмом и
энер­гией Моргай немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян,
германцев. Резуль­таты исследований превзошли самые смелые его ожидания.
В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее об­щество» Морган нарисовал
величественную кар­тину истории первобытного общества. Морган доказал, что
родо-племенной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное
устройство всех без исключения народов земли.
     Материалистическое понимание истории
Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американского
ученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что он
открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писаной
истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к
важнейшим, доселе неразрешимым загадкам
древней греческой, римской и германской исто­рии». Маркс и Энгельс подошли к
выводам Моргана с точки зрения материалистического понимания истории. 
До Маркса и Энгельса уче­ные обычно считали, что история, в отличие от природы,
не подчиняется никаким законам, а судьбы народов зависят исключительно от
прихотей и поступков выдающихся деятелей:
вождей, полководцев, царей и пр.
Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не
созна­нием и волей отдельных личностей, а теми ма­териальными условиями, в
которых люди жи­вут, трудятся, воспитывают своих детей. Маркс и Энгельс
показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом
они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного
производства.
Мы уже знаем, что ученые, исследуя образ жизни культурно отсталых народов,
обнару­жили значительное сходство в способах веде­ния хозяйства, в
общественной жизни и в ре­лигии народов, отделенных друг от друга мо­рями и
океанами, горами и пустынями.
Мы знаем также, что многие современные обычаи, обряды и верования культурно
отста­лых народов удивительно напоминают обычаи, обряды и верования, о
которых упоминается в мифах, легендах и исторических преданиях цивилизованных
народов.
В свете материалистического понимания ис­тории эти удивительные на первый
взгляд фак­ты получили объяснение. Все дело в том, что развитие производства
и общественных отно­шений у различных народов подчиняется одним и тем же
единым для всего человечества истори­ческим законам. Однако хозяйство и
культура у одних народов развиваются быстрее, а у дру­гих медленнее. Там, где
природные условия были более благоприятными, а людей было больше, развитие
производства шло быстрее. И наоборот, там, где природные условия были
особенно трудными, а людей жило сравнитель­но мало, производство развивалось
медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропических джунглях,
в пустынях, на севе ре Канады или там, где население в течение тысячелетий
было изолировано от других наро­дов, как это случилось, например, с
абориге­нами Австралии.
Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут слу­жить своеобразным источником наших
зна­ний о далеком прошлом человечества: ведь когда-то наши предки жили так же
или, вер­нее, почти так же, как они.
Материалистическое понимание истории пер­вобытного общества наиболее четко и
полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге «Происхождение семьи, частной
собственности и государства». С тех пор накопилось огромное количество новых
сведений о далеком прошлом человечества. Следы существования первобыт­ных
людей обнаружены археологами чуть ли не во всех уголках земли. Число находок
не­прерывно растет.
Немало новых подробностей узнали за это время ученые и о жизни современных
культурно отсталых народов. Благодаря всему этому наши знания о первобытном
обществе стали значи­тельно полнее и конкретнее. Однако книга Энгельса до сих
пор по праву остается настоль­ной книгой каждого, кто серьезно интересу­ется
историей первобытного общества.
     Что такое первобытнообщинный строй
Мы познакомились с историей возникнове­ния науки о первобытном человечестве.
Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело пер­вобытное общество в целом и
каковы его отли­чительные черты?
Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления
древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением пер­вых классовых обществ,
ученые называют эпо­хой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового
общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две
части. Первая часть охватывает время от оче­ловечения обезьяны вплоть до
появления че­ловека современного вида; иначе говоря, пер­вая часть — время
становления человека и обще­ства (тод.т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение человека»).
Вторая часть начинается с момента возникно­вения людей современного вида и
кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной
особенностью первобыт­нообщинного строя было отсутствие эксплуата­торов и
эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч
лет люди прекрасно обходились без частной собст­венности. Люди доклассового
общества жили сравнительно немногочисленными и относи­тельно самостоятельными
группами — община­ми. Все члены общины были равны, все без исключения
участвовали в общественном про­изводстве, сотрудничая друг с другом и
помо­гая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их
внешнем мире, их
                               СРЕДНИЕ ВЕКА                               
Средние  века, средневековье—так назвали гуманисты — люди эпохи Возрождения
время от падения Западной Римской империи до начала Возрождения (XIV—XVI
вв.). Гуманисты ставили себе в заслугу то, что они возродили литературу,
науку и искусство древних греков и римлян откуда происходит и само название
целой исторической эпохи — «Возрождение».
Предшествующий период гуманисты считали временем варварства и невежества,
когда господствовали всяческие суеверия, поддерживаемые католической
церковью. Период между античной культурой и Возрождением гуманисты стали
называть средним веком, средневековьем. С XVII в. это название вошло во все
учебники истории и сохранилось в буржуазной литературе до наших дней. Начало
средних них веков  буржуазные историки связывают с падением Западной Римской
империи (V в. н. э.),
конец — со взятием Константинополя турками (1453) или открытием Колумбом
Америки (1492).
Марксистская историческая литература тоже пользуется понятием «средние века»,
но вкла­дывает в него другое содержание. Сред­невековье — это    в р е м я
господства феодального строя. По учению Маркса — Энгельса — Ленина, исто­рия
человеческого общества развивается зако­номерно и в своем развитии переходит
от одного строя хозяйственных и общественных отноше­ний к другому, более
совершенному и прогрес­сивному. Средние века — период от падения
рабовладельческого строя до появления капи­талистического. Начало средних
веков на тер­ритории Европы относится ко времени падения Западной Римской
империи под ударами вар­варов, т. е. германцев и славян. С их приходом пал
рабовладельческий строй и начался про­цесс образования феодального строя.
Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазных
революций.
В странах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и
др.) фео­дальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал
дольше. Страны Восто­ка развивались медленнее, чем европейские, в частности
потому, что европейские колони­заторы с XVII в. порабощали и огрубляли эти
страны.
Феодальный строй отличается от рабовла­дельческого тем, что трудящиеся уже не
рабы, а крепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные жить в
определенном месте и рабо­тать на определенного господина — сеньора («сеньор»
— значит старший). Положение кре­постного и зависимого человека при
феодализ­ме немногим легче, чем раба. Крепостной не мог уйти от своего
господина— сеньора. Он был прикреплен к земле, т. е. к своему участку и к
своему господину (откуда и само название его— «крепостной»). Крепостной
обязан был работать на полях сеньора, или, как говорили на Руси, на своего
барина (откуда этот вид работы и на­зывался — барщина), но, в отличие от
раба, крепостной имел собственное хозяйство, которое он вел на участке земли,
принадлежавшей гос­подину, имел свою семью (рабы, как правило, не имели
семьи).
Иногда крепостной, кроме барщины или вза­мен ее, обязан был отдавать
господину — се­ньору часть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве
(оброк), или, как это было в более позднее время, платить определенную
денежную сумму.
Кроме крепостных, в средние века были кре­стьяне, которые находились в менее
тяжелой зависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем
крепостные, могли уходить от своего господина и переходить к другому либо
уходить на заработки в города.
Так как при всех условиях крепостной, или зависимый, человек работал не
только на господина, но и на себя, то он был больше заинтересован в повышении
производительности своего труд чем раб. Поэтому феодальный строй более
прогрессивен, чем рабовладельческий.
Эпоха феодализма длилась в Европе свыше тысячи лет. Ее делят на три периода:
V—XI вв. - раннее средневековье, когда вся хозяйственна жизнь
сосредоточивалась в деревне; XI—XV вв.- период развитого феодального способа
производства, когда ремесло отделилось от сельского хозяйства и появились
города как центры ремесла и торговли; последний период, до середины XVII в.,—
разложение феодального строя и появление в недрах феодализма элемент
капиталистического хозяйства.
Средние века — это время крупных крестьянских восстаний против феодалов и
феодальных порядков, время борьбы горожан с феодала и всего народа с самой
реакционной силой средневековья—католической церковью. Имей бога церковники
внушали подданным, что их долг — беспрекословно повиноваться господи Тех, кто
был с этим не согласен, предавали пыткам и казням. Вместе с тем история
среди) веков — это также история развития просвещения, появления первых школ
и университете Отдельные роднички новой культуры к концу средних веков
слились в единый поток и образовали могучее культурное движение, которое
зазвали Возрождением.
В средние века зародились и сформировались современные европейские государств
развилась наука и своеобразное искусство |литература. Со времени буржуазных
революций в передовых странах мира установился капиталистический строй и
господство буржуазии. Однако во многих странах Азии и Африки еще и до сих пор
сохраняются феодальные порядки.
                               НОВОЕ ВРЕМЯ                               
Мы живем в эпоху крушения капитализма. Социализм восторжествовал в нашей
стране и одержал решающие победы в ряде других стран. Социалистические
революции в странах Европы, Азии и Америки привели к образова­нию мировой
социалистической системы. Более трети населения земного шара освободилось от
эксплуататоров. СССР—самая передовая страна в мире—уже строит коммунизм.
Вопрос о строи­тельстве коммунизма в других социалистических странах стоит на
очереди. Мощная волна на­ционально-освободительных революций сметает
колониальную систему. В Азии, Африке и Америке идет борьба за освобождение от
коло­ниального ига.
Новая история, или новое время в истории человечества,—это эпоха капи­тализма
от его возникновения и до на­чала его крушения в Октябре 1917 г. Новую
историю делят на два периода: от английской буржуазной революции середины
XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой
Октябрьской социалисти­ческой революции.
Капитализм вступил в период крушения. Надо знать историю капитализма. Это
помо­жет нам разобраться во многих событиях на­ших дней.
В капиталистическом обществе существуют два основных класса: буржуазия и
пролетариат. Однако население капиталистических стран состоит не только из
рабочих и буржуазии. Почти во всех странах есть крестьяне, поме­щики, мелкие
торговцы, ремесленники и др.
Буржуазные ученые говорят, что рабочий «свободен, как птица». Но это не так,
хотя наемные рабочие при капитализме лично сво­бодны. Дело в том, что
пролетарии не имеют своих средств производства и своего хозяй­ства. Фабрики,
заводы, шахты, железные до­роги принадлежат буржуазии. Поэтому про­летарий
вынужден продавать свою рабочую силу предпринимателю: наниматься на
ману­фактуру, фабрику, завод,— иначе он и его семья умрут с голоду.
Капиталистическое  производство начало возникать еще в эпоху феодализма — в
средние века. В XVI—XVII вв., после Великих геогра­фических открытий, которые
проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию, началось
закабаление и ограбление европей­скими колонизаторами народов вновь открытых
стран. «Рыцари наживы» беспощадно грабили захваченные страны.
В Англии, Голландии, Франции и других европейских государствах, которые
захватили колонии, скапливались крупные капиталы. В XVII в. в ряде стран уже
существовали ману­фактуры — крупные предприятия, принадле­жавшие
капиталистам, на которых работали наемные рабочие. Но машины на мануфакту­рах
применялись мало. Товары изготовлялись в основном вручную.
Англия была первой страной, где не только накопились крупные капиталы у
буржуазии, но была и масса свободных рабочих рук: кре­стьяне, согнанные
крупными землевладель­цами с земли, вынуждены были искать работу на
мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. в Англии произошла
бур­жуазная революция, утвердился новый, капита­листический строй. Английскую
революцию считают началом нового времени, хотя в других странах Европы и Азии
еще продолжали сущест­вовать феодальные порядки, а на значительной части
территории Африки, Америки и Австра­лии сохранялся первобытнообщинный строй.
Освобожденная революцией от оков феода­лизма, Англия развивалась быстрее
других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Анг­лии начался промышленный
переворот. Рас­пространение машинного производства и паро­вого транспорта
ускорило победу капитализма в Европе и США и способствовало .закабале­нию
колоний. В колониальных странах рынки наводнялись привозными фабричными
изделия­ми. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленников разорялись.
Важнейшим событием первого периода но­вой историй была буржуазная революция
во Франции (1789—1794). Она подняла народные массы на борьбу против отжившего
строя. Ре­волюция решительно, до основания разрушила феодальные порядки во
Франции. Она происхо­дила под лозунгами свободы, равенства и брат­ства.
Однако во Франции вместо гнета феодалов установился гнет капиталистов.
После французской буржуазной революции капитализм победил в ряде стран
Европы, и Аме­рики. Чем больше появлялось фабрик, заво­дов, железных дорог,
тем многочисленнее и орга­низованнее становился пролетариат. Рабочие
устраивали стачки и поднимали восстания против эксплуататоров, борясь за
лучшие
условия существования, а с середины XIX в. началась борьба пролетариата
за власть.
В 1848 г. вышел в свет «Манифест Комму­нистической партии», написанный
Марксом и Энгельсом. В «Манифесте» раскрыты законы истории человеческо­го
общества. Маркс и Энгельс научно доказали, что капитализм не вечен и будет
унич­тожен пролетарской революцией. Они полностью обосновали неизбежность
победы социализма.
В 1871 г. в Париже впервые в мировой исто­рии рабочим удалось захватить
власть и соз­дать пролетарское государство — Парижскую коммуну. Героически
боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня. К власти вер­нулась крупная
буржуазия. Со времени Па­рижской коммуны начался второй период новой истории
— период упадка капитализма и пере­растания его в империализм.
До 1917 г. Россия отставала в своем разви­тии от передовых стран — Англии,
Франции, Германии, США.  Татаро-монгольское иго, длившееся более двух
столетий, задержало ее развитие. В 1649 г., когда в Англии победила
буржуазная революция и был казнен король Карл I, в России еще только
оформлялось закрепощение крестьян.
Крепостное право долго задерживало раз­витие капитализма в России. И только
после освобождения крестьян в 1861 г. в России начался период капитализма.
На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию
своего развития — империализм, или моно­полистический     капитализм. В это
время образовывались мощные объедине­ния крупнейших промышленников и
банки­ров — монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью
капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламен­ты,
государственный аппарат. В руках моно­полистов оказались школы, университеты,
научные учреждения, печать, театр, кино.
Империалисты доводят до крайности эксплуа­тацию народов своих стран,
закабаляют и гра­бят народы других стран, особенно отсталых. Крупные
капиталисты получают огромные при­были от производства оружия, строительства
военных кораблей и т. п., поэтому они стоят за бешеную гонку вооружений, за
войны.
В конце XIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались
грабительские войны
между империалистическими странами за пере­дел колоний, за передел мира.
Первая мировая война 1914—1918 гг. была империалистической войной за передел
мира.
Может показаться, что, вступив в стадию империализма, капитализм достигает
своей наибольшей силы, но это не так. Монополии не заинтересованы в
производстве дешевых то­варов для народа. Им выгоднее поддерживать высокие
цены, чтобы получать наибольшую прибыль. При империализме замедляются тем­пы
роста производства, многие предприятия не используются на полную мощность, а
мил­лионы людей обречены на безработицу.
Империализм — это капитализм паразитиче­ский, загнивающий, умирающий.
Револю­ционные рабочие и их марксистские партии борются за свержение
капиталистического строя. Усиливается освободительное движение народов
колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическими
госу­дарствами. Обострение всех противоречий ка­питализма ослабляет его и
подводит к проле­тарской революции. Империализм— это канун пролетарской
рево­люции, так учил Ленин.
На рубеже XIX и XX вв. Россия, где про­тиворечия империализма приобрели
особую остроту, стала страной самого передового в ми­ре рабочего движения.
Только в России воз­никла подлинно революционная марксистская партия,
большевистская партия" во главе с Ле­ниным. Когда в 1914 г. капиталисты в
погоне за прибылями развязали мировую войну, только большевики во главе с
Лениным последователь­но боролись за мир, за пролетарскую револю­цию. В 1917
г. в России победила пролетарская революция, совершившаяся под руководством
ленинской Коммунистической партии.
Буржуазные революции, ограничивались лишь  заменой — феодализма капитализмом;
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила частную
собственность на  средства производства и всякую эксплуатацию  человека
человеком, вырвала самые корня  эксплуатации. С 1917 г. начался период
крушения капитализма и победы социализма — сначала в России, затем в других
странах. В России  была установлена диктатура пролетариата — новый тип
демократии, демократии для трудя­щихся. Октябрь 1917 г. открыл новый период
всемирной истории — новейшую историю.
                                                                          
                                                                          
                                                                          
                                                                          
                            Список литературы.                            
                                                                          
1.Гуревич П. С. Древний мир. Основы культуроведения. — М., 1989.
2.Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
3.Степанянц М. Т. Средние века. — М., 1997.
4.Э. А. Арустамов Новое время  XIX- XX веков. — М., 2000. .