Каталог :: История

Лекция: Древнее Двуречье

     Древнее Двуречье.
1.    Природно-климатические условия Месопотамии.
2.    Проблема происхождения шумеров.
3.    Становление государства в Двуречье.
1)      Первые города-государства Древнего Шумера. Занятия жителей и
экономическое развитие, храмовое хозяйство.
2)      Раннединастический период.
3)      Аккадский период.
4)      Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре.
5)      Cтаровавилонский период
     

Литература

Белицкий М. Забытый мир шумеров. — М., 1980. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. — М., 1959. История Востока: В 6-ти т. — Т.1. — М., 2000. Крамер С. История начинается в Шумере. — М., 1991. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. Пер. с англ. — М.: Наука, 1992. Ллойд С. Реки-близнецы. — М., 1972. Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. — М.: Молодая гвардия, 1986. Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). Пер. с англ. — М.: Наука, 1980. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. — М.-Л., 1958. Месопотамией называется территория от гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе. Месопотамия в переводе «Междуречье» или «Двуречье» от двух рек Тигра и Евфрата. Еще в ХVIII в. историкам ничего не было известно о цивилизации существовавшей здесь. Единственным источником, дававшим сведения, была Библия, в которой упоминался Вавилон и задуманное строительство грандиозной башни и Ниневия – город, спасенный от гибели пророком Ионой. Но фактических данных не было и эти рассказы с критических позиций могли быть расценены как преувеличение или даже сказка. Но европейцы, путешествовавшие в этих местах, нередко слышали рассказы местных жителей о том, что под холмами находятся великие города и несметные сокровища. В качества доказательств демонстрировались разного рода находки, покрытые затейливым клинообразным орнаментом. Когда были начаты раскопки, пусть незначительные и далекие от археологических методик, результаты намного превзошли ожидания. От песка открылись не только останки городских сооружений, храмов и стен, но и барельефы, предметы быта, статуи крылатых быков с головами людей и т.д. Кроме того, было высказано предположение, что клинообразный орнамент представляет собой систему письма, надписи копировались и делались попытки дешифровки. В середине ХIХ в. была найдена целая библиотека глиняных табличек, приоткрылась завеса над мифологией, историей, религией и др. сферами жизни месопотамских государств сменявших друг друга. Природно-климатические условия. Климат Месопотамии неодинаков на севере и юге. Север – резко континентальный климат, зимой снег, весной и осенью – дожди. На юге климат жаркий и сухой, летом температура до 50-60 градусов, поздней осенью и зимой дожди крайне редки и выпадают нерегулярно. Снега практически нет, а зимние месяцы отличаются сильными холодами. Для земледелия наиболее благоприятны предгорные районы, где выпадает достаточное количество осадков. Реки, питаемые водой горных ручьев, в среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине. Разливы Тигра и Евфрата зависели от таяния снегов на Армянском нагорье и обычно приходились на февраль – май (в отличие от Нила не имели точного режима). В апреле и мае под влиянием таяния снегов в горах Армении уровень воды на равнинах поднимается до максимума, причем для Евфрата этот момент наступает позднее, чем для Тигра. Вода спадает в июне и достигает минимального уровня в сентябре и октябре. Почва по берегам рек едва ли не самая плодородная на планете, влажная и богатая минералами. На этом аллювии, очищенном земледельцами от камней и деревьев вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, содержавшего растительные остатки и растворенные соли горных минералов и оседающего на полях во время весенних наводнений. Но поздний разлив приводил к засолению почв. Быстро иссушаемые палящим солнцем земли, пригодные для земледелия, покрывались соляной коркой и через какой-то промежуток времени (более и менее длительный) приходилось оставлять эти участки. Угрозу для плодородия представляли сильные ветры из района пустынь, ветры с залива грозили сильнейшими наводнениями. Заболоченные пространства в изобилии давали рыбу и водоплавающую дичь. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов. Пригодные для жизни пространства перемежаются безводными пустынями, которые были разделяющим фактором и препятствовали объединению, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. Флора довольно скудная, только на севере произрастали различные породы деревьев, на большей же части страны культивировались финиковая пальма, фиговое дерево, виноградная лоза, яблоня, другие фруктовые деревья. Из культурных растений разводили зерновые (ячмень, полба, просо), технические (сезам или кунжут, лен), огородные (лук, чеснок, баклажаны, огурцы, тыква), бобовые (чечевица, фасоль, горох). Территория Месопотамии практически лишена природных ресурсов (нет ни камня, ни строительного леса, ни залежей руд), отчасти это компенсировалось использованием подручных средств, в первую очередь глины (кирпич, керамика, материал для письма), но потребность в применении леса, железа, меди, камня существовала всегда. Это способствовало установлению обменных контактов, как между областями Двуречья, так и с соседними странами, и широкому развитию торговли. Население. Процесс заселения Месопотамии пошел быстрыми темпами за счет переселения охотников и собирателей с гор и предгорий. В первую очередь заселялась более благоприятная для жизни Северная Месопотамия. Раскопки в поселениях Джармо, Хассуна, Тельхалаф и др. свидетельствуют, что жители имели глинобитные дома, сеяли ячмень, пшеницу, лен, разводили коз, овец, коров, были знакомы с ирригацией (проводили осушение болот с помощью каналов и дамб), изготовляли керамические сосуды, изделия из камня, позже меди. При чем к югу, где особенно плодородные почвы, поселения становятся крупнее и богаче. Возникшая сравнительно поздно культура Убейд (конец V тыс. до н.э.) представляет собой поселок около 10 га., в котором проживало около 5 тыс. человек. Центральную роль играл храмовый комплекс, вокруг него были расположены дома «элиты», следующее «кольцо» - дома ремесленников и, в наибольшем удалении от храма, земледельцев. На лицо развитое специализированное ремесло (гончарный круг, металлургия, ткачество), принципы архитектуры и храмового строительства (архитектурная традиция возведения храма на одном и том же месте, формирование понятия «священная территория»). Жители использовали воды реки для орошения полей. В этой связи возникает вопрос, на который невозможно ответить: наличие каналов привлекало поселенцев или рост населения требовал строительства каналов для увеличения продуктов земледелия. Ко времени позднего Убейда храм становится центром экономической и социальной жизни. Развиваются и усложняются межобщинные контакты, происходит образование новых поселений, при чем «дифференциация поселений по размеру наталкивает на мысль об иерархическом характере устройства городов и деревень. А тот факт, что храмы в некоторых убейдских поселениях увеличиваются в размерах, указывает на растущую централизацию власти и ее сосредоточение в руках жрецов. Все главные города древнего Шумера, по всей видимости, выросли из убейдских поселений».[i] Культура Убейда – протошумерская, именно на ее основе возникла цивилизация Двуречья. Но ее создатели не убейдцы, а шумеры. Возможно, они отчасти восприняли достижения предшественников или будучи более высокоразвитым народом на убейдской основе создали нечто иное. Прародина шумеров. · Обычно считали, что они являются автохтонным, т.е. местным, населением и их исторической прародиной было Древнее Двуречье. · Легендарная шумерская версия прародину переносит на юг, в приморские районы Персидского залива. · Историки (Э. Спайзер и С. Крамер, М. Никольский) склонны искать прародину за пределами Двуречья, на востоке и северо-востоке. Язык шумеров схож с языками народов побережья Каспийского моря. М. Никольский придерживался точки зрения, что прародиной является Иран или ближайшие к нему земли, например, районы Туркмении, где в курганах найдены каменные, бронзовые и глиняные предметы, очень похожие на те, что находили в шумерских курганах южного Двуречья. Положение или местожительство бога Энлиля – главного бога шумеров – тоже находилось в горах, а не в низменности, какой было Двуречье в южной его части. Т.о., склоны гор Копетдага могли быть их прародиной. · Ш. Оттен на основе исследований захоронений утверждал, что шумеры – выходцы с Кавказа. · В. Христиан, находивший сходство между шумерским и кавказским языками, высказал предположение, что «возможно, шумеры пришли из Тибета или Ассама в Индии».[ii] Эту точку зрения отчасти разделяет С. Гедд,, полагая, что шумеры могли приплыть из Индии или из другого региона юго-восточной Азии. Кроме того, он указыват, что в первые века III тыс. до н.э. в Египте и Шумере появился одновременно ряд сходных обычаев и элементов культуры. На основании этого он утверждает, что между этими странами имелись связи, которые были установлены шумерами, поселившимися в то же время в Египте и Двуречье. «Индийская» прародина шумеров объясняется родством шумерского языка с дравидийским языком южной Индии. «Явное сходство находок в Мохенджо-Даро и Хараппе на нижнем течении Инда, - писал чехословацкий ученый Й. Клима, - шумерскими находками в южном Двуречье также может говорить в пользу этого предположения». · Чехославацкого ученого Б. Грозный считает, что прибыли они или из глубин Азии, или с Ближнего Востока. К единой точке зрения историки так и не пришли. Но в связи с ответом на вопрос: «Каким образом шумеры добрались до Месопотамии – по морю или через южные области современного Ирана?», большинство авторов склоняется ко второй точке зрения. В качестве доказательств ссылаются на определенное родство культур Шумера и Элама – страны на юго-западной окраине Иранского нагорья, что закрепляет за восточным и северо-восточным направлением наиболее вероятную прародину. Причиной переселения могла быть кочевая жизнь, катастрофа или какие-то другие события. Третий вопрос – когда шумеры попали в область южного Двуречья. Вероятным временем их появления в долине рек Тигра и Евфрата считается 8500 г. до н.э ., когда здесь были основаны первые земледельческие поселения. Первоначально шумеры осели на юге долины в дельте, где реки впадают в Персидский залив. На протяжении VII-VI тыс. до н.э. шло освоение долины Тигра и Евфрата. На рубеже V-IV тыс. до н.э. шумеры появились в Месопотамии. Археологические находки говорят о резком культурном скачке во второй половине IV тыс. до н.э. Его объясняют приходом нового, энергичного, стоящего на высоком уровне развития народа; можно предполагать, что это были шумеры. Первые признаки их присутствия обнаружены при исследовании самой южной части Двуречья – города Эриду. В большинстве своем исследователи сходятся во мнении, что к IV тыс. до н.э. не только заселили Месопотамию, но и создали ряд довольно крупных городов-государств. Споры ведется только вокруг более поздних дат IХ-VII тыс. до н.э. Когда шумеры пришли в южное Двуречье, то встретили упорное сопротивление местного населения. Шумеры стали заселять эту территорию постепенно, волнами с конца IV тыс. до н.э. и начала III тыс. до н.э. они стали вытеснять местное население, которое, по мнению С. Крамера, покинуло Двуречье и переселилось в бассейн реки Инд около 2800 г. до н.э. Это население оставило после себя высокую культуру, которая перешла к шумерам. Убейдцы были предшественниками шумеров или протошумерами, сдвинутыми из родных мест и ушедшими в сторону Мохенджо-Даро. Они не только оставили и передали значительную часть своей культуры шумерам, но и унесли ее с собой на новую родину, отсюда сходство культуры шумеров и Мохенджо-Даро. Английский археолог Л. Вулли установил связь убейдской, индийской и шумерской культур. Он нашел в холме Эль-Убейд печать с изображением горбатого быка в стиле Мохенджо-Даро. На ней имелась надпись, соответствующая письменам обитателей долины Инда. М. Белицкий писал, что, «по всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее всего в горной местности, но расположенной таким образом, что ее жители смогли овладеть искусством мореплавания. В этом мнения большинства исследователей более или менее совпадают. Свидетельством тому, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных опорах или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. Мнения ученых относительно того, каким путем шумеры пришли в Месопотамию, в основном тоже совпадают. Если они, как предполагают некоторые исследователи, действительно спустились с Иранского нагорья или пришли из более отдаленных горных районов, их путь пролегал через Индию к морю, а оттуда, на запад. Многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путем. Во-первых, они прежде всего появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играл Энки – мудрый добрый бог, чей «дом» - Абзу – находился на дне океана». [iii] Периодизация шумеро-вавилонской цивилизации. Шумерский период. 1. 5000-3500 гг. до н.э. – раннеземледельческие халафская и убейдская культуры. 2. Начало III тыс. до н.э.- первые небольшие государства на юге (Шумер). 3. 2900-2400 гг. до н.э. – раннединастический период. 4. 2400-2230 гг. до н.э. – аккадский период, перемещение политического центра в Аккад, объединивший под своей властью Шумер и северную часть Месопотамии. 5. Конец III тыс. до н.э. Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре. Вавилонское царство. 1. ХIХ-ХVI вв. до н.э. - Cтаровавилонский период 2. ХVI -ХII вв. до н.э. - Средневавилонский (касситский). 3. ХII – VII вв. до н.э. - Ослабление Вавилона, борьба за независимость. 4. VII - VI вв. до н.э. - Нововавилонский период. Становление государства в Двуречье. Первые города-государства Древнего Шумера. К середине IV тыс. до н.э. относятся первые города-государства в Южном Двуречье. В конце IV тыс. до н.э. на территории расселения шумеров было создано около 20 небольших городов-государств, а в первой четверти III тыс. до н.э. их стало уже почти 40. Среди них выделялись Урук, Ур, Шуррупак, Ларса, Лагаш, Киш, наиболее крупным из них был Урук. Источником по истории г. Урук служат глиняные таблички, содержащие документы хозяйственной отчетности. Система администрации в Уруке тесно связана с культом бога неба Ана. Храм в его честь – общественный и хозяйственный центр, жрецы исполняли функции управителей. Во главе стоял верховный жрец. Храмовое хозяйство имело большой штат – жрецы-администраторы, писцы, хранители имущества, пленники. Они существовали за счет земледельцев-общинников, осуществляя необходимую руководящую и направляющую деятельность. Велся строгий учет и регуляция взаимоотношений, о чем свидетельствует детальная хозяйственная отчетность. Храм представлял собой также склад и амбар, где находились запасы и общественное достояние, а также центр ремесленного производства. Здесь жили пленные иноземцы. Занятия жителей и экономическое развитие. Земледелие. Первые попытки орошения были весьма скромны – вода доставлялась в сосудах из рек на небольшие участки. Позже делались узкие проемы в плотинах естественного происхождения, создавались запруды из глины и ила. Из запруд вода подавалась в мелкие оросительные каналы с помощью шадуфа – ведра для черпанья воды. Возникла сеть каналов по берегам вдоль рек, со временем протяженность каналов была увеличена до нескольких километров (акведуки, шлюзы, колодцы). В почве заостренными палочками или рогами животных делались углубления, в которые закладывались семена. С расширением площади обрабатываемой земли возделывали более твердую почву. В IV тыс. до н.э. изобретен медный плуг, в который стали впрягать быка. Около III тыс. до н.э использовалось более прочное орудие из бронзы. Возросла потребность в каналах и дамбах, необходимость в усилиях большого количества людей. Для занятий земледелием был необходим целый комплекс работ: ирригационных, мелиоративных, дренажных, осуществлявшихся в течение всего года. Организация общественных работ - сложное ирригационное хозяйство поддерживалось в порядке усилиями всего населения со жрецом во главе. Развитие методов ирригации способствовало появлению специализации – разделения труда. Земля приносила такой богатый урожай, что отпала необходимость в том, чтобы все население занималось земледелием. Появились проектировщики, занимавшиеся строительством насыпей, прокладкой каналов и следящие за поступлением воды. Это дало толчок к разработке новых технологий и инструментов, совершенствованию математической системы, положено начало астрономии. Торговля. Торговцы осуществляли все виды перевозок. Для переправы строительного леса и камня вниз по реке с севера осуществлялась на плотах, плавучесть которых увеличивалась за счет прикрепленных к ним накаченных воздухом шкур животных. Караваны ослов перевозили товары по территории Сирии к побережью Средиземного моря и на восток через горы Заргоса в земли эламитов. Лодки, вероятно, переправлялись через Персидский залив и двигались дальше, в Аравийское море, на юг до Омана и далее до Магана и Мелуххи, откуда ввозили некоторые виды растений и животных, строительный лес и драгоценные камни. Перевалочным пунктом был Дильмун (остров Бахрейн в Персидском заливе), через него ввозились медная руда, слоновая кость и др. Некоторые торговцы оказались и в долине Инда. Ввозили руду, металлы, камень (бирюзу, лазурит), лес, экзотические товары (гребни из слоновой кости, сердоликовые бусы), новые идеи (рассказы о жизни иноземцев, необычных традициях). О довольно быстром развитии Урука свидетельствует: · рост населения; · совершенствование трудовых навыков; · обогащение культуры труда; · процессы обмена; · усложнение внутренней структуры: 1) сначала храм был центром хозяйства и общины или группы общин, которые участвовали в обработке храмовой земли, продукты которой шли на сакральные нужды и содержание оторванных от производства людей; 2) вторая треть III тыс. до н.э. население составляло десятки тысяч, общинных деревень – десятки, вследствие этого происходит отделение общинных полей от полей храма, устанавливается выплата ренты-налога без обработки храмовых земель, но при участии в общественных работах – каналы, дамбы, дороги, храмы, с обеспечением питанием и выдачей орудий труда из храмовых амбаров и складов. Отделение храмового хозяйства от общинного вело к укреплению экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Энси отдалялся от коллектива общинников и приобретал сакральные признаки отмеченного богом правителя и становился во главе бюрократического аппарата. Первоначально выборная должность жреца-энси приобретала тенденцию к наследованию. Раннединастический период Раннединастический период характеризуется: 1. Борьбой соседних протогосударств за политическую гегемонию; 2. Борьбой правителей протогосударств за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. «Армию» составляют: войско из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов и вспомогательная сила – колесницы на сплошных колесах, используемые для метания дротиков. Правители городов-государств предпринимали попытки объединить отдельные государства в одно целое, но в большинстве случаев попытки были не удачны по причинам политическим, социально-экономическим и идеологическим. Частым явлением становятся войны, их причиной было стремление овладеть территориями, источниками, пастбищами для скота. В периоды кризисов и войн, общим советом аристократической верхушки выбирался один лидер – лугаль («большой человек»). Он управлял городом на протяжении всего периода, пока угрожала опасность, а затем почетным героем возвращался к своим прежним занятиям. Все более сокращавшиеся сроки перемирия давлали лугалю возможность распространить свое влияние и на другие сферы общественной жизни, навязывая свое слово старейшинам.[iv] В борьбе городов-государств в ХХVIII-ХХVII вв. до н.э. успех на стороне Киша, в 2870 г. до н.э. его правитель, принявший титул лугаля , Месилим подчинил Лагаш и Умму. Кратковременный период взлета сменяется упадком, происходит возвышение Урука. В конце 2700 г. до н.э. Урук вобрал в себя 76 ближайших поселений. При Гильгамеше Урук подчинил Лагаш, Нипур и др. Население Урука составляло около 50 тыс. жителей. Значение термина «лугаль» приобрело постепенно иной смысл – царь, власть которого должна была переходить к выбираемому им преемнику (родилась традиция передачи трона, стали оформляться различные династии). Но, несмотря на укрепление монархии, цари продолжали искать поддержку у жречества. Царь приравнивался к сошедшему на землю божеству и объявлялся наместником бога на земле. Так, царь города Ура, совершая множество ритуалов в день начала нового года, на вершине зиккурата совершался символический обряд, соединявший царя со жрицей, исполнявшей роль богини Инаны. Цари стали пользоваться практически неограниченной властью во всех сферах жизни общества, большое значение имел и аппарат управления – руководители проектов строительных работ, надсмотрщики, инспекторы, сборщики налогов, писцы. В ХХV в. верховенство захватывает Ур, на рубеж ХХV-ХХIV вв.Лагаш. Его правитель Эанатум присоединил Киш, Урук , Ларсу и др. и добился усиление политического и военного могущества («стела коршунов»). За счет этго другой правитель Лугальанд проводит политику централизации власти, но имеют место злоупотребления (в несколько раз увеличены налоги, грабежи и произвол со стороны вооруженных отрядов по сбору налогов). Возникает заговор, Лугальанд в результате восстания был низложен, а к власти пришел Уруинимгина. С его именем связан ряд реформ: восстановление нарушенной нормы, уменьшение поборов с населения, увеличение выдач работникам храма. Но при этом централизованная администрация ослабла, внутренние противоречия ослабили государство. Правитель Уммы Лугальзагеси в 2375 г. до н.э. завоевал Лагаш и создал объединенное Шумерское государство, которое просуществовало очень недолго (около 25 лет). Лугальзагеси предпринял ряд походов и против других крупных городов, покорил Урук, Ур, Ларсу, Адаб. Опираясь на жречество, пользовался поддержкой главного религиозного центра Ниппура, но позднее начал поход против него, в котором и потерпел поражение. Свои дни Лугальзагеси закончил у позорного столба у ворот Ниппура. Аккадский период. С III тыс. до н.э. идет процесс энергичного заселения Двуречья скотоводческими семитскими племенами, заимствовавшими достижения шумерской цивилизации, в том числе и идею божественного происхождения царской власти («царская власть спустилась с небес на землю»). Представитель и выразитель активной наступательной политики семитских племен в конце ХХIV вв. стал Саргон (Древний или Аккадский), годы правления с 2316 по 2261 гг. до н.э. (не вписываются в схему: 25 лет царствования Лугальзагеси дает с 2350 до 2313 гг. до н.э.). Родился около 2370 г. до н.э.. По преданию мать положила своего незаконнорожденного сына в корзину, обмазанную дегтем, и вручила его судьбу воле богов, пустив корзину по течению Евфрате. Случайно корзину заметил и выловил из реки шумерский земледелец, черпавший воду для орошения поля, он взял ребенка к себе и воспитал как собственного сына. Поступил на службу к правителю г. Киша, быстро продвигался по служебной лестнице, стал важным лицом, заняв место виночерпия царя Киша, а после смерти правителя создал собственное государство. Воевал с соседями, затем провозгласил себя лугалем нового города Аккада, построенного на севере Шумера. Вел войны с Лугальзагеси, одержал победу, предпринял походы против всех главных городов и фактически завоевал весь Шумер. Результатом успешной завоевательной политики стало объединение Шумера и Аккада (10 региональных подразделений – городов-государств). Впервые в истории Месопотамии было создано единое государство, объединяющее одну нацию и возглавляемое единственным правителем ( Саргон управлял страной около 50 лет). «Политическая власть перешла из Урука, центра классической шумерской цивилизации, в новый центр, где стала возникать политическая структура, отличная по своему характеру от традиционной структуры городов-государств. Саргон стал представителем имперских устремлений в мире городов-государств, т.е. желания выйти за пределы естественных сфер влияния.».[v] Через Аккад проходила международная караванная торговля по дороге, соединявшей Средиземноморье, Переднюю Азию, Аравию и Индию. Саргон ввел единую систему мер и весов, наладил внешнюю и внутреннюю торговлю. Вел широкое строительство. Одну из главных ролей в государстве играла армия, которая состояла из 5400 профессиональных воинов, отлично организованных и хорошо вооруженных, получавших надел за службу и живших за счет доходов с него. Позднее осуществлены походы на восток - на Элам, длительные и затяжные войны, в конечном счете, завершились его подчинением. Кроме того, походы на север (подчинение Аккада и верховьев Месопотамии) и северо-запад страны Кедровых лесов (Ливан), Серебряных гор (Малая Азия), Сирию). Западная граница в результате была отодвинута через пустыню до Средиземного моря. Была налажена оборона границ. Создание крупного централизованного единого государства позволило сконцентрировать всю полноту власти в руках правителя. Все важнейшие административные посты сосредоточены в руках аккадцев. Храмы и царское хозяйство составляли основу могущества центра. Дворец существовал за счет налогов, собираемых централизованной бюрократией, а служили в нем люди, которые обязаны были нести военную службу. Рента-налог с общинников, дань с соседей и повинности населения составляли основу нормального функционирования структуры. При преемниках Саргона стали заметны признаки упадка, проявлявшиеся в возрастании регионального сепаратизма и недовольстве покоренных, приводивших к восстаниям. Сын Саргона Римуш (2313-2305 гг. до н.э.), главную цель своей политики видел в сохранение завоеванного отцом. Он подавлял многочисленные восстания в Шумере, государствах, расположенных на берегу Средиземного моря, в Малой Азии. Роковым для него стал заговор сановников его двора, предположительно возглавленный его братом, в результате которого Римуш был убит. Против его преемника Маништусу (2305-2291 гг. до н.э.) восстали 32 города в Иране. Восстания были подавленны, захвачены большие богатства. Внук Саргона I Нарамсин (2290-2254 гг. до н.э.) начал расширение пределов государства за счет городов-государств в Сирии, Эламе, городов в горной стране севернее Аккада. Он совершает походы в Аравию с целью захвата путей в Индию, откуда привозили специи, золото, диковинные сорта деревьев, слоновую кость. Нарамсин предпринял попытку укрепления администрации центра – официально повелел именовать себя богом, наследственные энси были заменены назначенными чиновниками. Усиливаются тайные и явные союзы, направленные против Аккада, что ослабляло страну перед внешним врагом, с которым пришлось столкнуться последнему аккадскому царю Шарганишарри (2253-2230 гг. до н.э.). Государство просуществовало 180 лет и пало под ударами племен кутиев (гутиев), пришедших с территории Ирана. Установив свою власть, кутии осуществляли управление с помощью наместников из числа региональных правителей-энси, выплачивавших завоевателям дань. Энси Лагаша Гудеа платил дань и постепенно сосредоточил в своих руках власть над всей Южной Месопотамией (развитие торговли до Индии, ирригация, храмовое строительство). Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре. Рубеж ХХII-ХХI вв. до н.э. ознаменовало падение кутиев, освободительное восстание возглавлял царь Урука Утухенгаль. В результате дворцового переворота в 2100 г. до н.э. Утухенгаль был свергнут Ур-Намму, который силой и интригами создал единое государство Шумера и Аккада. Во главе царства встали представители третей династии Ура (2118-2007 гг. до н.э), основателем династии стал Ур-Намму (ок. 2112-2094 гг. до н.э.). Период царствования этой династии характеризуется возрождением в экономике, искусстве и архитектуре, что проявилось в: · расцвете царско-храмового хозяйства; · унификации мер и весов (всеобщим эквивалентом становится серебро, сикль – единицей денежного измерения); · развитии товарно-денежных отношений; · более заметном имущественное расслоение в общине (ростовщики, безземельные, нуждавшиеся и продававшие себя в кабалу – долговое рабство). При Ур-Намму был принят свод законов («судебник»), закрепивший достижения и изменения в экономической и социальной сферах, а также механизм действия судебной системы. Администрация была озабочена тем, чтобы ограничить богатеющего собственника, не дать ему в обиду разорившихся, строго определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба. Законы охраняли право собственности на имущество, но и отстаивали право обиженного или пострадавшего на материальную компенсацию. Главное содержание правовой нормы – поддержание статуса основного населения. Правители третей династии Ура с сына основателя династии Ур-Намму, Шульги (2100-2042 гг. до н.э.), официально именовали себя богами, четко оформленная государственная идеология. Царь Шульга создал централизованное государство, была восстановлена ирригационная система, построена сеть каналов, крупные храмовые хозяйства. Вел войны против Элама, походы против иранских племен, завоевал народы по северному течению Тигра, Сирию. Армия была хорошо организованной, часть ее составляли наемники - кочевники-амореи. Цари Ура правили Месопотамией либо непосредственно, либо через управителей областей, назначаемых из центра наместников – энси, которые сидели в Сузах, Мари и Ашшуре и защищали свои владения от набегов горцев и жителей пустынь. Власть правителя была в высокой степени централизованна. «Прославленный многочисленными храмами и дворцами Ур процветал; многочисленные торговые пути вели к Уру и с гор и от моря, и это доказывало благосостояние страны и безопасность торговцев, что в Месопотамии всегда было показателем эффективной царской власти».[vi] Рабочие отряды из зависимых земледельцев, гурушей («молодцы») и нгеме (гим, рабыней) обрабатывали псевдолатифундии царско-храмового хозяйства. Но возникновение и укрепление частного сектора вело к ослаблению центральной власти, усугубленное к тому же нашествием пастухов-амореев и эламитов. Причины распада: увеличившееся внутреннее напряжение и нажим кочевников с запада. Шумер сокрушен, последний царь III династии Ура Ибн-син взят в плен войсками государства Мари в 2007 гг. до н.э., государство пало (первоначально ослабление политической власти и децентрализация, позже еще и борьба соперничавших государств и династий, среди которых на рубеже ХIХ-ХVIII вв. до н.э. выделялась Вавилония).
[i] Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. Пер. с англ. — М.: Наука, 1992. — С.120. [ii] Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С.35. [iii] Там же. — С.40-41. [iv] Эра царствующих богов: 3000-1500 гг. до н.э. — М., 1998. [v] Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. — С.157. [vi] Там же. — С.157.