Каталог :: История

Реферат: Афганистан

Территория Афганистана была населена уже в древнейшие времена, о чем
свидетельствуют найденные здесь верхнепалеолитические стоянки горных
охотников. По остаткам земледельческо-скотоводческих поселений, раскопанных
на юге страны и относящихся к IV тысячелетию до н.э., можно судить о
существовании здесь в тот период сравнительно высокой оседлой земледельческой
культуры, базировавшейся на искусственном орошении. Советская ботаническая
экспедиция в Афганистан во главе с академиком Н.И.Вавиловым (1924 г.) пришла
к выводу, что Афганистан вместе с Северо-Западной Индией является одним из
мировых центров происхождения ряда культурных растений и что, в частности, в
Юго-Восточном Афганистане и примыкающих к нему районах Индии находится
основной центр сортовых богатств главного хлеба земли – мягкой пшеницы.
Во II тысячелетии до н.э. на территории Афганистана расселились
земледельческо-скотоводческие племена, говорившие на древних восточноиранских
и индийских языках, из которых в последствии развились языки большей части
современного населения страны – афганский язык (пушту), реликтовые языки
припамирских народностей Бадахшагна, нуристанцев и др.
Около 2,5-3 тыс.лет назад на территории Афганистана существовали итонико-
культурные области и политические объединения с оседлым земледельческим
населением: на севере – Бактрия, Арея, Маргиана, на юге – Арахосия, Гандхара
и др. В дальнейшем эти историко-культурные области вошли в состав крупных
держав: Мидии и ахеменидского Ирана (VII – IV вв до н.э.), Александра
Македонского и его преемников – Селевкидов и греко-бактрийцев (IV-II вв до
н.э.). Затем страна попала под власть объединения кочевников-эфталитов (V-VI
вв), а позднее – арабов, присоединивших к ее владениям Халифата (VII – IX
вв). В X – XII вв. на территории Афганистана и сопредельных стран
образовались могущественные феодальные государства: Газневидов с центром в
городе Газни и Гуридов с центром в горной области Гур, к востоку от Герата.
Глубокий след в истории страны оставило нашествие и длительное господство
тюрко-монголов Чингис-хана и последующих Чингисидов (XIII—XIV вв.). Тимура и
Тимуридов (XIV—XVI вв.). владычество индийских Моголов, иранских Сефевидов и
Надир.шаха (XVI—XVIII вв.).
Как  результат  многочисленных  вторжений и расселения на территории
Афга­нистана различных иранских, индийских, дардских, тюркских, монгольских и
дру­гих этнических элементов, а также их сложного взаимодействия, к концу
сред­невековья и началу нового времени сло­жилась та этнически пестрая
структура населения страны, которая с небольшими изменениями сохранилась и до
насто­ящего времени. К XIII в. сформирова­лась самая крупная народность
Афгани­стана – пуштуны, однако процесс ее консолидации завершился лишь к XVI—
XVIII вв. К тому времени относит­ся возникновение самостоятельных аф­ганских
феодальных государств: Хаттакского, Гильзайского и Абдалийского кня­жеств, а
затем Дуранийской державы.
Следующая по численности народность в Афганистане – таджики – сложилась к
VIII—X вв., когда население Бактрии и Согда, говорившее на восточноиранеких –
языках, перешло на западноиранский язык фарси, получивший впоследствии в
Афганистане катание «фарси-кабули», или «дари». Этноним «таджик» закре­пился
за этой народностью в XI в. При­мерно с XIV по XVII в. в результате
ассимиляции горных таджиков-земле­дельцев с пришлыми тюрко-монгольскими
кочевниками складывалась народ­ность хазарейцы(от «хазара» - тысяча,
войсковая единица кочевников) и более мелкие народности, объединяемые
названием чараймак (чар-аймак): таймани. фирузкухи, джамшиды, хазары,
теймури, зури и др. О теснейшей исторической связи Афганистана со Средней
Азией свидетельствует тот факт, что северные, примыкающие к ней районы
Афгани­стана населяют узбеки, туркмены и кир­гизы, говорящие на
соответствующих языках тюркской группы.
Самостоятельное афганское государ­ство - Дуранийская держава - было основано
в 1747 г. Ахмад-шахом, вождем крупнейшего афганского племени дурани. Столицей
его стал Кандагар, а с 1774 г.— Кабул. До конца XVIII в. это было крупное и
сильное государство. Однако затем Афганистан распадается на несколько
фактически независимых кня­жеств, что использовала Великобритания в своей
политике колониальной экспан­сии. Два раза – в 1838—1842 и в 1878—1881 гг. —
она пыталась оккупи­ровать Афганистан и присоединить его к своим владениям в
Индии, чтобы затем использовать как плацдарм для про­движения в Среднюю Азию.
И оба раза вследствие упорной борьбы народов Аф­ганистана Великобритания
вынуждена была вывести свои войска из страны. Однако по Гандамакскому
договору 1879 г. и соглашению 1880 г. ей удалось навязать Афганистану
зависимое от Ан­глии, фактически вассальное положение, при котором Афганистан
лишался права вести внешние сношения иначе, как через британские власти в
Индии. Англии уда­лось также навязать Афганистану разгра­ничение по так
называемой «линии Дюранда», в результате чего значитель­ная часть территории,
населенной афган­цами, была включена в состав Британ­ской Индии.
К концу XIX в. в результате развития товарно-денежных отношений и усиления
экономических связей между различными частями страны возникли объективные
предпосылки для более прочного объеди­нения государства. Это удалось
осуществить, эмиру Абдуррахману (1881)—1901). который создал централизованное
госу­дарство феодально-абсолютистского типа фактически в современных границах
Афганистана, опиравшееся на купечество, втягивавшихся в торговлю «новых»
по­мещиков и чиновников. При Абдуррахмане были окончательно покорены
длительно сохранявшие самостоятельность труднодоступные области: в центре
стра­ны – Хазараджат, населенный хазарейцами, и на востоке – Кафиристан –
область  сохранивших свою древнюю политеистическую религию племен,
про­званных кафирами, т.е. «неверными». Последние были насильственно
обраще­ны в ислам, и их область стали называть Нуристаном —«Страной света».
В период правления сына Абдуррахмана – эмира Хабибуллы (1901-1919) страна по-
прежнему оставалась во внеш­неполитической изоляции, а торгово-экономическая
экспансия британского импе­риализма расширялась.
Великая Октябрьская революция в Рос­сии и подъем национально-
освободитель­ного движения в Индии создали благо­приятную обстановку, которая
помогла национально-патриотическим силам Афгаанистана одержать в 1919 г.
победу в неравной борьбе с британскими колони­заторами. Третья попытка
англичан с помощью военной силы навязывать народам Афганистана прямое
колониальное порабощение окончилось провалом, и они были вынуждены признать
независимость и суверенитет Афганистана. Молодая Советская Республика была
первым государством, приветствовавшим завоевание Афганистаном свободы. В 1921
г. был заключен советско-афганский договор о дружбе, который определил основу
добрососедских политических и экономических отношений между двумя странами.
Пришедшее к власти в 1919 г. правительство Амануллы-хана провело ряд реформ,
направленных на развитие торговли, промышленности, транспорта, внедрение,
помимо традиционного мусульманского, также советского образования,
модернизацию государственного аппарата, введения конституционных
представительных органов. К числу наиболее назревших и соответствовавших
объективно происходящим процессам социально-экономического развития
относились такие реформы, как отмена многочисленных средневековых налогов и
повинностей, перевод налогов на землю и скот из натуральной формы в денежную,
провозглашение безусловной частной собственности на землю и ее свободной
купли-продажи (включая бывшие вакфные и государственные земли, поступившие в
распродажу), ликвидация таможенных барьеров в межобластной торговле и др.
Эти реформы проводились в основном в интересах «новых» помещиков и купцов и
мало облегчали положение разорявшегося крестьянства. В результате вспыхивали
стихийные восстания. Крупное антиправительственное восстание 1929 г.,
приведшее к свержению Амануллы и провозглашению предводителя восстания Бачаи
Сакао («Сына водоноса») падишахом под именем Хабибуллы, в начале имело в
числе своих лозунгов облегчение налогового бремени крестьянства. Но вскоре
оно было фактически возглавлено ханами и реакционными группами духовенства,
выступавшими против реформ и нововведений и подстрекавшимися английской
агентурой. Режим Бачаи Сакао  пал под ударами сил, руководимых Мухаммедом
Надир-шахом, новым королем Афганистана.
При нем фактически продолжался курс на обеспечение условий для накопления
национального торгового капитала и его концентрации в акционерных компаниях (
ширкетах). Был создан первый национальный банк. Сложившийся правящий блок
«новых» помещиков и торговой буржуазии политически окончательно оформился
принятием в 1931 г. конституции Афганистана, которая декларировала буржуазные
права и свободы. Тогда же был образован двухпалатный парламент.
К концу 30-х годов, уже в период правления Мухаммеда Захир-шаха, банк и
ширкеты почти полностью контролировали внешнюю и внутреннюю торговлю страны,
окончательно вытеснив иностранных банкиров и купцов-компрадоров, агентов
англо-индийских фирм. Накопленный торговый капитал начал использоваться для
создания фабрично-заводской промышленности, в основном легкой и пищевой. Был
учрежден центральный государственный эмиссионный банк.
И все же лишь после второй мировой войны, в течение которой Афганистан
оставался нейтральным государством, были достигнуты наиболее заметные успехи
на пути обеспечения экономической самостоятельности Афганистана. Опираясь на
дружественные отношения с Советским Союзом, Афганистан смог отвергнуть все
попытки империализма втянуть его, используя послевоенные экономические
трудности, в систему агрессивных военных блоков. С середины 50-х до начала
70-х годов путем мобилизации средств и ресурсов по линии государственного
сектора было осуществлено три  пятилетних плана экономического и социального
развития. В результате были заложены основы ряда отраслей современной
промышленности и энергетики, построены шоссейные дороги, аэродромы, речной
порт, ирригационные сооружения.
Большой вклад в выполнение этих афганских планов развития страны внес
Советский Союз.
Правительство Афганистана, ставшее у власти после свержения монархии в 1973
г., обещало провести земельную реформу, демократизацию общественной жизни и
другие прогрессивные преобразования.  Однако ни одно из этих обещаний не было
претворено в жизнь. Это вызвало недовольство широких народных масс. 27 апреля
1978 г. в Кабуле произошло вооруженное революционное выступление армии,
которое возглавила Народно-демократическая партия, созданная в 1965 г.
Была провозглашена Демократическая Республика Афганистан, власть перешла в
руки прогрессивных, демократических сил.
                    Культура: традиции и современность                    
Для сельского населения, которое все еще составляет подавляющее большинство в
стране, характерны два основных хозяй­ственно-культурных типа: с одной
сторо­ны, оседлый тип земледельцев и скотово­дов засушливой зоны и близкий к
нему полуоседлый; с другой— тип кочевни­ков-скотоводов степей и полупустынь и
близкий к нему полукочевой. Оба они имеют свои особенности материальной и
отчасти социальной и духовной культуры и встречаются почти у всех народностей
и этнических групп на территории страны. Они могут быть охарактеризованы на
примере крупнейшего по численности на­рода — афганцев.
В литературе нередко преувеличивается кочевое прошлое афганцев и
недооцени­ваются их традиции оседлого хозяйства и быта. Между тем эти
традиции имеют весьма прочный характер, хотя несомнен­но, что на них оказали
влияние соседние народы — оседлые таджики на западе и индийцы на востоке.
Названия основных земледельческих деревенских орудий у афганцев свои,
самобытные, хотя есть и заимствованные. Это йыве — соха, лор — серп, гахавар
-- зубчатая упряжная ло­пата, борона. Таковы же термины по ирригации и
мельничному делу: вала — арык, жранда — водяная мельница и др. В то же время
среди афганских терми­нов, относящихся к кочевому скотовод­ству, немало
заимствований, в частности, из тюркских языков. В большой мере, по-видимому,
заимствованы (преимуще­ственно у таджикских и индийских реме­сленников,
селившихся в афганских деревнях) названия орудий ремесла. Что же касается
самих орудий труда, употребля­емых афганцами, то, если не считать их местных
технических особенностей, все эти орудия относятся к типам, широко
распространенным в Передней и Сред­ней Азии и Северо-Западной Индии. В числе
наиболее ярких местных особенно­стей можно отметить: усовершенство­ванный
плуг полозного типа в Южном Афганистане, отличающийся особой устойчивостью и
легкостью п работе; вышеупомянутые зубчатые лопаты — бороны в воловьей
упряжке, широко применяемые при обработке почвы, ир­ригации и строительных
работах; сво­еобразные небольшие серпы-косарки, повсеместно употребляемые для
рыхле­ния и прополки (при почти полном отсут­ствии среднеазиатского кетменя);
более усовершенствованные по сравнению со среднеазиатскими или закавказскими
де­ревянные станки и приспособления для производства хлопчатобумажной пряжи,
для взбивании шерсти на пряжу и др.
Большинство жилых и хозяйственных построек в деревнях— прямоугольные в плане.
Ввиду недостатка древесины они строятся из глины или сырцового, высу­шенного
на солнце кирпича. Древесина используется только на стропила, двери, а в
богатых домах — и на оконные рамы. Деревянные детали— ценное имуще­ство, и
нередко семья при переезде на другое место жительства забирает их с собой.
Крыша также глинобитная, пло­ская, с легким скатом в одну сторону, где
приделывается желоб для стока воды (часть чараймаков делает двускатные
крыши). На крыше семья ночует летом, и поэтому нередко вокруг нее
устраивается ограждение высотой в человеческий рост. Двери и окна выходят во
двор, так что к улице обращена только глухая стена дома или глинобитный забор
с крепкими двустворчатыми воротами.
Сыновья обычно стремятся пристра­ивать свои дома к отцовскому, если есть для
этого свободное пространство. В дру­гих случаях над отцовским домом
возво­дится второй этаж, и тогда нижний этаж отводят под кладовые и помещение
для скота. Иногда комплекс таких жилищ группы родственных (а нередко, с
тече­нием времени, уже и неродственных) се­мей принимает облик крепости. За
внеш­ними стенами с опорными угловыми баш­нями располагаются двух- или
трехэтаж­ные жилые и хозяйственные помещения. Однако в последнее время
традиционный облик многих таких комплексов, принад­лежащих зажиточным семьям
Деревни или помещикам, нарушается тем, что по «крепостному» фасаду
располагаются большие окна с ярко раскрашенными рамами, различные резные и
ленные украшения и т. п.
Часть домов афганцев на юге, в районе Кандагара (как и некоторых чараймаков
на западе и тюркоязычных народностей на севере), имеет куполообразные кры­ши,
возведенные из сырцового кирпича отдельно над каждой из комнат, позволя­ющие
сэкономить древесину.
Кочевые и полукочевые афганцы, как и белуджи и некоторая часть чараймаков,
пользуются шатрами персднеазиатского типа (кегдый) из черной шерстяной
тка­ни, натягиваемой на несколько рядов жердей, более высоких по центру и более
низких к краям. В этом отношении они отличаются от жилищ части чарайма­ков, для
которых характерен шерстяной шатер другого типа — четырехугольный, двускатный;
а также от остальных чар­аймаков и тюркских народов с их круг­лыми шатрами на
жердях или войлоч­ными юртами. Беднейшие скотоводы ставят на кочевках шалаши, а
в горах используют для жилья пещеры. В местах, где та или иная группа
кочевников оста­навливается регулярно летом или зимой, устраиваются постоянные
глинобитные фундаменты под титры с очагом, нишами для посуды и галечниковым
полом. Полукочевники, численно, по-ви­димому, преобладающие над кочевника­ми,
используют шатер только летом, зимуя в постоянных деревнях. А полу­оседлое
население, занимающееся по су­ществу отгонным животноводством на ближайших к
деревне постоянных летовьях в горах, вообще почти не пользуется шатрами,
ограничиваясь постройкой вре­менных хижин или шалашей.
Во внутреннем убранстве афганских жилищ основную роль все еще играет не
мебель, а ковры и паласы (безворсовые ковры). Для хранения посуды и утвари
широко используются ниши в стенах, подвесные сумы и реже, в зажиточны.-:
домах, сундуки. Так же убраны внутри и кочевые шатры. Однако оседлые аф­ганцы
уже довольно широко употре­бляют деревянные кровати с веревочной сеткой, в
меньшей мере — стулья и сто­лы. Для отопления кизяком устраивают в стене
особый род камина. Пищу варят на глиняном очаге (кочевники — на желез­ной
треноге). Посуда — в основном мед­ная, реже алюминиевая, а для чая —
фаянсовая. Для освещения уже редко применяют медные или глиняные све­тильники
с льняным маслом, чаще используют керосиновые лампы.
Мужская летняя одежда афганцев шьется из белой или темной хлопчатобу­мажной
материи и состоит из широких шаровар (партуг), стянутых у пояса, и длинной,
книзу расклешенной или с боковыми разрезами рубахи навыпуск (камис). Поверх
рубахи надевают сукон­ную безрукавку (садрый) или длинную куртку (куртый). На
плечи накидывают или обматывают вокруг туловища про­долговатое
хлопчатобумажное покрыва­ло (шарый). В ходу шелковые или хлоп­чатобумажные
халаты. Зимой состо­ятельные люди носят дубленые вышитые полушубки (постин)
или безрукавки (по-стинча), вышитые войлочные халаты (ко­сой). Голову мужчин
украшает чалма, обычно обмотанная вокруг светлой, ча­сто обшитой галуном
тюбетейки. Сохра­няется традиционный цвет чалмы, раз­личный у разных
афганских племен. Состоятельные горожане и интеллиген­ция носят европейский
костюм и неболь­шую каракулевую шапочку (папаха). Большая часть населения
надевает де­шевую поношенную одежду, импортиру­емую из США.
Женская одежда также хлопчатобумаж­ная, преимущественно темных цветов:
шаровары, доходящие до щиколотки, ча­сто пришитые снизу к носкам, длинная
рубаха свободного покроя, а для ули­цы закрытое платье с вышивкой или
несколько юбок. Кочевницы, а также большинство крестьянок прикрывают го­лову
и часть лица большим платком. Многие горожанки, и особенно учащиеся девушки и
женщины из интеллигенции, носят одежду европейского покроя, преимущественно
темных тонов. На но­гах и у мужчин, и у женщин — сандалии традиционного или
более современного образца, чаще всего на босу ногу. У жен­щин обычны
украшения: ушные и носо­вые серьги, кольца, браслеты, бусы, мониста.
Главный предмет питания афганцев — хлеб (додый, что означает также и
«еда»,  «обед»). Обычный завтрак, обед или ужин — лепешки со свежими или
вареными овощами и фруктами, нередко заменяющими бедноте сахар. Большое место в
ежедневном рационе населения занимают молоко и молочные продукты: пахтанье, сыр
— курут, топленое масло. Только состоятельным слоям населения доступно мясо (в
Афганистане это почти исключительно баранина), равно как и высшие сорта риса
для приготовления плова. Мясная похлебка, шашлык, раз­личные мясные блюда с
овощами, а также разнообразные мучные и рисовые сладкие блюда— еда богачей;
прочее население ест их лишь по праздникам. В пищу кладут много перца и
пряностей. Главный напиток — чай.
Общественный быт афганцев в сель­ской местности и в меньшей мере в городе
тесно связан с жизнью своего квартала, общины, прихода своей мечети, с кругом
близких родственников и соседей. Важные общественные дела об­суждаются и
решаются на совете глав семей (Джирга). Он обычно собирается либо на
центральной площади деревни, либо в гостевом доме, либо в отдельном флигеле
для гостей у квартального или деревенского старосты. В старинном ко­дексе
обычаев у пуштунов (пахтуняалай) одна из главных заповедей — гостепри­имство.
Путникам, останавливающимся в гостевом доме, каждая семья, согласно
установленной очереди, приносит пищу, для них устраиваются развлечения.
В афганской деревне сохраняются тра­диционные виды родственной и сосед­ской
взаимопомощи и кооперации, кото­рые дают возможность  зажиточной верхушке
широко использовать бесплатный труд бедноты. Таковы различные виды
коллективной помощи (ашар) в уборке урожая, выносе удобрений на поля,
постройке дома, стрижке овец, изготовлении кошм, одежды и утвари. При сборе
надоенного молока хозяйства коопериру­ются для его быстрой переработки (от
этого больше выигрывают те, у кого много скота).
Разрешенное исламом многоженство (до 4 жен) доступно только состоятель­ным
слоям из-за исключительно высокой платы за невесту. Высок процент холо­стых
мужчин, вынужденных надолго от­правляться на заработки или бесплатно работать
в хозяйстве будущего тестя, чтобы иметь возможность жениться. У большинства
народов Афганистана быту­ет обменный брак — взаимный обмен невестами между
родственными семьями без уплаты калыма, а также левират: вдо­ва, за которую
был в свое время уплачен калым, остается в семье умершего мужа и выходит
замуж за его брата или другого родственника. В то же время развод,
практически невозможный по инициати­ве женщины, не представляет никаких
затруднений для мужчины. Правитель­ство Демократической Республики
Аф­ганистан, осуществляя политику соци­ального раскрепощения женщин, приня­ло
в конце 1978 г. декрет об отмене ка­лыма и запрещении ранних браков. В
действительности разводы нечасты.
В семейном быту у афганцев очень сильны патриархальные традиции. Если в
афганской семье взрослые дети живут вместе с родителями под одной крышей,
то они беспрекословно подчиняются отцу, (и даже отдают ему заработок), но
долж­ны оказывать знаки уважения и матери, а невестка - свекрови. Эта система
обеспечивает экономическую устойчи­вость семьи, но не исключает деспотизма. В
случае развода дети остаются с отцом. Рождение сына отмечается барабанным
боем или ружейным салютом, подноше­нием подарков роженице; рождение до­чери
не празднуется. Через 10—20 дней сыну по совету муллы, а дочери по выбо­ру
бабки или матери лают мусульманское или народное афганское имя. Мальчикам в
4—7 лет или раньше делают обрезание. и это событие празднуется. Браки
заклю­чаются по выбору родителей, предпочти­тельно внутри группы родственных
се­мей или в пределах деревни. После сва­товства и заключения соглашения о
ка­лыме празднуется сговор (коэда), а пос­ле уплаты 2/3 калыма мулла
совершает ре­лигиозный обряд бракосочетания (пиках) и снова устраивается
угощение. После вы­платы калыма и приготовления тестем приданого устраивается
трехдневная свадьба (воды) с угощением, плясками, со­стязаниями в джигитовке,
стрельбе и т. п. Похоронный обряд совершается в день смерти, хоронят в
саване, на моги­ле ставят надгробные камни, устраива­ют поминки и соблюдают
траур, отмеча­ют сороковины и годовщину смерти. Дорогостоящие свадебные и
погребаль­но-поминальные обряды часто приводят к задолженности и разорению
крестьян. Богато и разнообразно устное народ­ное творчество афганцев.
Эпические фольклорные произведения: легенды, былины — отражают быт и чаяния
на­рода, героические страницы борьбы за независимость. В них часто проза
чере­дуется с песенно-стихотворными отрыв­ками. Многочисленны сказки, в том
числе короткие, как басни, хикаяты, сюжеты которых распространены по все­му
Среднему Востоку. В стихотворном и песенном творчестве используются
тра­диционные формы: чарбайта и газели. Самобытны частушки-двустишия (лан-
дый). Популярны танцевальные, обря­довые, колыбельные, трудовые, боевые
песни. Известен боевой танец атан, вы­ражающий свободолюбивый дух народа. Он
часто исполняется во время нацио­нального праздника Афганистана Дня
независимости. Афганская народ­ная музыка обладает яркими националь­ными
особенностями в мелодике и рит­мике. Она исполняется на инструментах, сходных
со среднеазиатскими и индий­скими: скрипке (саринчай), зурне, ба­рабане,
бубне и др.
Изобразительное   искусство   Афганистана   имеет   многовековых   историю о
чем  свидетельствуют многочисленные наскальные изображения, найденные при
раскопках   предметы,   относящиеся к периодам расцвета   бактрийского,
грекобактрийского, гандхарского ис­кусств. Знаменитый комплекс    ранне-
средневековых     буддийских    пещерных храмов в Бамиане, к северу от
Кабула, со статуями Будды высотой в 53 и 35 м до     сих     пор     поражает
воображение  путешественников.
С утверждением в Афганистане сун­нитского ислама и его канонов, запреща­ющих
изображать человека и вообще живые существа, создались неблагопри­ятные
условия для развития скульптуры и живописи, но весьма интенсивно разви­вались
культовая монументальная архи­тектура (мечети, медресе, мавзолеи) и
прикладное искусство, использовавшие  геометрические и растительные
орнамен­ты. Известны памятники газневидской и гуридской эпохи (XI—XII вв.):
развали­ны дворцов в Газни и Бусте с фрагмен­тами настенной живописи, две
триумфальные башни в Газни, имеющие оригинальное  восьмилучевое сечение,
стрель­чатый портал мечети в Бусте, минарет в Джаме близ столицы Гуридов и
др. Заметный след оставила в Афганистане эпоха гератских тимуридов (в
основном памятники XV в.). Это знаменитые мече­ти в Герате и Мазари-Шарифе,
минаре­ты ансамбля Мусалла и медресе Султана Хусейна, мавзолеи великих поэтов
Джами и Навои в Герате, мечеть в Батхе и др. В Кабуле находится могила
тимурида Бабура, основателя династии Великих Моголов (XVI в.). а в Кандагаре
— «трон Бабура» — ниша с надписями на скале, к которой ведут 40 каменных
ступеней. Всемирную известность получила гератская миниатюра тимуридской
эпохи (ил­люстрации рукописных книг), а также каллиграфия.
Из памятников позднесредневекового нового и новейшего времени следует
от­метить мавзолеи основателя Кандагарского княжества Мир Вайса и основа­теля
Дуранийской державы Ахмад-шаха в Кандагаре (XVIII в.), его сына Тимур-шаха в
Кабуле, эмира Амманулы в Джилалабаде, обелиски и памятники, посвя­щенные
борьбе за независимость, в том числе Колонну независимости и памятник
Неизвестному солдату в Кабуле, Триум­фальную арку в Пагмане и др.