Каталог :: История

Курсовая: Образование казахской народности

                 Министерство науки и высшего образования                 
                           Республики Казахстан                           
                 Евразийский государственный университет                 
                            им. Л.Н. Гумилева                             
                             Курсовая работа                             
                 Тема: Образование казахской народности                  
                                    и                                    
                        первого казахского ханства                        
                                             выполнил: __________________
                                              ___________________________
                                             проверил: __________________
                                               __________________________
                              г.Астана, 2000                              
                                   Оглавление                                   
Введение....................................3
Глава 1. Образование казахской народности...........6
Глава 2. Образование первого казахского ханства....16
Заключение.........................................21
Библиография.......................................24
                                 Введение                                 
Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета
Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах,
весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический
процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы
животного мира,  предки казахов, также как и все человечество,
самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы племен.
Особенности их социального и политического развития определялись потребностями
естественного для данной географической и климатической среды обитания,
кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и
целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене
продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для
расширения собственного жизненного пространства.
                                     [1]                                     
Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, и
затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе потестарной власти можно
назвать догосударственным периодом этнополитогенеза казахов.
Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование
саками и массагетами племенных союзов.
Эпоха потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными
периодами подготавливала эпоху династической казахской государственности.
Однако естественный процесс складывания казахской народности и становления
собственной суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное
воздействие. Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные потоки,
неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др.
[2] Начавшийся здесь процесс складывания надплеменной этнической общности
сдерживался нашествием в нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд  Чингизхана.
Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана
Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана (XIV-XV вв.) вновь
стали возникать этнополитические государственные образования.
С конца XV века начинается эпоха собственной династической государственности
казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства
[3] - итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения
политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней
Центральной Азии.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об этнополитогенезе
казахов, образовании казахской народности и первого казахского государства.
Именно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на многочисленные
научные исследования достаточно проблемным и интересным для изучения.
Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы являются
вопросы образования казахской народности и образования первого казахского
государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых
историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-
улы и др.
                Глава 1. Образование казахской народности                
Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и
время образования жузов.
В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на
территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения -
Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность
процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные
культурно-бытовые особенности ее развития.
Жузы являлись специфической формой социально-политической организации
казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные
союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и
населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В
дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние
времена вошедший в русский язык термин орда.
Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои
особенности, которые делали их отличными друг от друга.
Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы
попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов.
Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний,
или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).
Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз
занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а
Орта жуз - серединную территорию.
Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши
жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов.
При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый
последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта
жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно
этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:
                   1) при определении места в боевом порядке;                   
2) при разделении военной добычи;
3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;
4) при открытии торжества;
5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями -
родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после
кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть
которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из
числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).
Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника
"Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616
годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей
Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".
[4]
В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то,
что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII -
начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей
военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и
тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и
о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких
этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких
кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных
структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а
также государство), и только.[5]
Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но
удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году
академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и
России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение
этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или
Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..."
[6]
Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к
настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных
на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы
общих путей дальнейшего исследования.
Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует
искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком
прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата. 
[7]
Было известно, что организация войска и связанного с ним административного
управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная -
т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр
войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а
левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи,
наместниками-родичами.
Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных
отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности
устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя
казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной
организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен)
на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х
в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что правы те ученые, которые
считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными
долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих
долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.
Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в.
предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового
принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?
С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и
вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и
управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена,
сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более
древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов,
возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана,
Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус-
государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов
(например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае,
обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем
этнографического значения - термином казак.
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим
союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы
родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов.
Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под
управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем
процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не
политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.
Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых
структур?
Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях
достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом
кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой
состав территории с древними центрами городской и оседло-земледельческой
культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного
притяжения для населения окружающих их степей.
Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было
формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот
процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить,
что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания,
“... когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически
непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых
верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.
[8]
Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным - перекочевки небольших
семейных групп (аулов), связанных между собой не только родственными, но и
соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно
короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет
разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся
последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской
степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются
только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших
по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток.
[9]
Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным
изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор
предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов
внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах
относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не
совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным) дробление
общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли
регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые
территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали "большие
люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной
группы кара-суйек (черная кость - ред.) почитаемые за знания и умение
интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, только и
позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство.
Именно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные
связи, которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и
культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно
возможным тогда способом - через установление генеалогических и иерархических
взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными
общинами.
Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить
уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского
ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ
они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки
родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с
высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз
(буквально "сто", "сотня").
Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского
историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар".
[10] Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных
подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием
Йуз-Орда.
Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время
- придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной
жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно
ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких
военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных)
сообществ?
Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда авторов скорее
всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на
центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства.
[11] Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально
влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши
(Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по численности племен
и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях.
Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело
к упадку прежней социально-политической организации казахского общества -
улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место
в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало
вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не
полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом
сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не
относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских
жузов, не разделяются на колена.
Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное
воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не
только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на
повседневную жизнь казахов.
Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за
общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно
станут достоянием исторического прошлого.
                                
             Глава 2. Образование первого казахского ханства             
  Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.  
В середине XV в. - образовалось Казахское ханство -  итог противоречивого
многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и
этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной
Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность
события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя
династии казахских ханов Урус-хана[12] -
Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том,
как отмечают казахские историки[13], что
оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и
обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей
Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия,
известное под общим собирательным названием узбеки.
Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто
разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение
родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-и
Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман,
алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности.
Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный,
скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из
какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл.
Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели
самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных
видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое
качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало
развитию собственно казахской государственности, а термина “казак” и “узбек”
стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже
своего рода политическими границами.
Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана
(Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные
ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить
как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения
казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период,
например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его
властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов.
[14] К этому времени относятся общие для них узаконения : “Касыма праведный
путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке
(вторая половина XYII в., закреплявшее государственный строй и феодальное право
казахов.
К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление
правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример
самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.)
дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные
русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не
позднее 90-х годов XYI века ”[15] В
первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали
известны и в западной Европе.
Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического
объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией
казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных
источников[16], в организации их
вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также
казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну
и мир, заключал союзы.
Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической
структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей
элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи
(народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов,
султанов -  для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные
родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии
в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от
султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”),  составляли элиту
“кара-суйек” - родовую знать.[17]
Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов,
султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя
(тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-
голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались
ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями советом
биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении
полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города
Ташкент и Туркестан.
Активная внешняя политика государства, расширение владений, укрепление
государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в.,
затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.
Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем Казахского
ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого
хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими
сопредельными странами.
Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени
всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако
элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за
власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками
и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого
элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как
организация населения по территориальному принципу. Основой государственности
оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого
хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности
ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности.
С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан
Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство,
раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне
с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.
В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в
состав России, которое продолжалось около 150 лет.
Однако, это уже другой период в эпохе  династической государственности
казахов, который требует отдельного разговора.
                                Заключение                                
Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и
государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет
понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости
республики сегодня.
16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости
(имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости,
Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное
государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995
г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая
Конституция Республики Казахстан.
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных
предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира,
разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных
ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий
в аграрной сфере и т.д.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность
в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для
вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.
Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив
признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня
Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены
дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется
сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их
числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки
реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест,
ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40
международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700
двусторонних договоров и соглашений.
В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола,
связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана.
Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации
стратегического развития Казахстана до 2030 года".
Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его
политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан
издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был
политическим шагом в борьбе за независимость.
                                  Библиография                                  
1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк /  Под ред.
М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.
3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
4. Асфендилов С. Д.  История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.
5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских
династий. Алма-Ата, 1990.
7. Карамзин Н.М.  Предания веков М. 1988. С 195.
8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,
текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.
9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата,
1985. С. 89.
10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата. 1992. С. 276.
11. Басин В.Я.  Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата.
1971. С. 78.
12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных
правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.
     
[1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43. [2] Там же, С. 15. [3] История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. [4] Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. [5] Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. [6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968. [7] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990. [8] Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. [9] Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. С. 276. [10] Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506. [11] История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993. [12] Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. [13] Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89. [14] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276. [15] Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78. [16] Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52. [17] Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184.