Каталог :: Исторические личности

Реферат: Чокан Валиханов

                        Чокан Чингисович Валиханов                        
                               (1835-1865)                               
Жизнь и деятельность Чокана Валиханова приходится на период сравнительно
небольшой, но исторически значимый. Это были годы больших перемен в жизни
казахского народа: завершился процесс присоединения Казахстана к России,
начали разрушаться старые патриархально-феодальные устои, степная окраина
стала вовлекаться в орбиту общероссийского развития. Историческая заслуга
Чокана, как и других выдающихся казахских просветителей, заключается прежде
всего в том, что он дал правильную оценку роли русского народа в деле
расширения культурного горизонта казахов, увидел сквозь все социальные
противоречия и трудности общественной жизни того времени прогрессивные начала
и тенденции, которые рождались и постепенно укреплялись вместе с
экономическим и культурным сближением двух народов. Чокан Валиханов любил
свой народ любовью разумной, действенной, он жаждал видеть его не забитым и
отсталым, а свободным, равным, вносящим весомый вклад в развитие мировой
цивилизации и культуры. Он мечтал об избавлении своего народа от произвола
феодально-родовой знати и гнета царизма.
Обширен и разносторонен вклад Чокана в науку. История, философия, филология,
этнография, география, востоковедение, экономика, гидрография и топография –
таков диапазон его научных интересов.
Чокан Валиханов (полное его имя – Мухаммед-Ханафия, а Чокан – ласковое имя,
данное матерью) родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун.
Чокан был очень живым и умным мальчиком. Сначала он учился в Кушмуруне в
частной казахской школе. Здесь он овладел основами арабского письма и
научился рисовать карандашом.
Одним из детских увлечений Чокана было рисование. Этому искусству он научился
у русских художников, топографов и геодезистов, подолгу проживавших в семье
Валихановых. Кроме того, в ауле Валихановых часто гостили русские ученые,
инженеры и образованные офицеры, которые возбудили в восприимчивом мальчике
интерес к искусству и литературе.
Осенью 1847 года отец привез 12 – летнего Чокана в Омск на учебу в сибирский
кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири.
Окончив в 1853 году кадетский корпус, Чокан  служил в западно-Сибирском
губернаторстве. Участвовал в ряде экспедиций в Среднюю Азию и Китай. В 1858
году под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в
Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории
Алтышара.
В 1860-1861 г.г., живя в Петербурге, Ч.Валиханов близко познакомился с идеями
русских революционеров-демократов, общался с представителями передовой
демократической интеллигенции (Г.Н.Потанин, И.Н.Березин, А.В.Васильев,
А.Н.Бекетов, Ф.М.Достоевский, С.Ф.Дубов).
Чокан Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов
Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: «Очерки Джунгарии» (1861),
«Киргизы» (1861), «Аблай» (1861), « Записки о судебной реформе у киргизов
Сибирского ведомства» (1904), «Западный край Китайской империи и г. Кульджа»
(опубл.в 1958) и т.д. Впервые он записал и перевел на русский язык часть
героического киргизского эпоса «Манас», записал народную эпическую пеоэму
«Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Идеи Ч.Валиханова получили развитие в работах
И.Алтынсарина, Абая Кунанбаева и других казахских просветителей.
                           «Любящий свой народ»                           
                Материал к беседе с учащимися 4-6 классов                
«Чокан оставался любящим свой народ, свое племя, в его мечтах было совместить
европейское просвещение и сохранить свою народность».
Ядринцев Н.М. Воспоминания о Ч.Валиханове // Чокан Валиханов в воспоминаниях
современников. Алма-Ата,1964. – С.91.
В беседе следует подробно остановиться на стремлении Ч.Валиханова служить
своему народу, принести ему максимальную пользу. Детям будет интересно
узнать, как провел детство знаменитый ученый, откуда пошли истоки его
любознательности  и жажды знаний. Необходимо упомянуть, что в семье
Валихановых часто останавливались и жили русские техники, топографы и
геологи, что для деревенского мальчика было не только развлечением, но и
будило его мысль, развивало любознательность. Понять жизнь и атмосферу того
времени поможет рассказ о среде, в которой рос и воспитывался мальчик.
Следует остановиться на тех взрослых, которые оказали значительное влияние на
духовный рост маленького Чокана, таких как бабушка Айганым, отец Чингис
Валиханов, образованные знакомые отца.
Следует рассказать о раннем интересе мальчика к историческим преданиям
народа, устному народному творчеству, о любви к родной природе, поэзии,
искусству, путешествиям. Он стремился в большой город, где ожидал получить
знания.
Затем можно перейти к учебе Чокана в Сибирском кадетском корпусе. Здесь нужно
остановиться на общественно политической обстановке в Омске того времени, о
проникновении освободительных революционно-демократических идей из центра в
Сибирь и далекий Казахстан. Нужно подробно рассказать об учителях, которые
оказали глубокое влияние на развитие Ч.Валиханова, пробудили у него интерес к
науке, привили ему демократические взгляды, ненависть к произволу и насилию,
любовь к чтению. Надо подчеркнуть, что глубокие знания и необыкновенная
память Чокана, соединенные с трудолюбием, приводили в восторг его учителей.
«Чокану было только 14-15 лет, когда преподаватели корпуса смотрели на него,
как на будущего исследователя и, может быть, ученого». Воспоминания одного из
его приятелей Ядринцева Н.М. помогут узнать о его книжных интересах, любимых
авторах.
Закончить беседу можно рассказом о том, что уже на последних курсах
кадетского корпуса Ч.Валиханов встал на путь борьбы за прогресс родного
народа, на путь науки.
С детскими и юношескими годами Ч.Валиханова могут познакомить следующие книги:
1. Бегалин С. Чокан Валирханов: Повесть. Пер. с каз. С.Санбаева.-М.:Детская
литература,1976.-174 с.
2. Забелин И.М. Чокан Валиханов. – М.:географгиз,1956. – 51 с.
3. Стрелкова И.И. Друг мой, брат мой.(Ч. Валиханов). Повесть –хроника. –
М.:Мол.гвардия,1975. – 208 с. – (Пионер – значит первый).
                    «Страницы жизни Чокана Валиханова»                    
                              Устный журнал                              
                     (Работа с учащимися 7-9 классов)                     
При подготовке к проведению устного журнала необходимо оформить книжную
выставку с материалами о жизни и творчестве Ч.Валиханова. за несколько дней
до проведения устного журнала можно провести обзор литературы о Чокане
Валиханове, его произведений.
                      Примерный план устного журнала                      
                  1 страница. Детские годы Ч. Валиханова                  
В рассказе о детских годах Чокана необходимо обратить  внимание на условия
жизни затерянного в степи аула и те факторы которые пробудили в живом  и
любознательном мальчике жажду знаний и стремление служить своему народу,
принести ему максимальную пользу.
     2 страница. Учеба в сибирском кадетском корпусе.
Здесь главное внимание следует обратить на его учителей: кто учил маленького
степняка и способствовал пробуждению у него интереса к науке, любви к чтению,
ненависти к произволу и насилию.
     3 страница. Научные экспедиции.
Эта страница должна стать самым захватывающим рассказом о далеких странах и о
родной стороне, о том, какие слова он находил для описания родной природы и
какую огромную работу по этнографии проделал Ч. Валиханов в этих экспедициях.
     4 страница. Жизнь в Петербурге.
В рассказе необходимо подчеркнуть главное значение поездки в Петербург –
знакомство с идеями русских революционеров-демократов, общение с
представителями передовой демократической интеллигенции.
     5 страница. Возвращение в родную степь.
В рассказе о последних годах жизни Ч. Валиханова необходимо обратить внимание
на то, что, несмотря на тяжелую и страшную по тем временам болезнь, Ч.
Валиханов продолжает жить в стой же целью, которую поставил перед собой еще в
юности: приносить пользу, служить своему народу, отдавать всего себя делу.
                               Литература:                               
1.     Валиханов Ч.  Избранные произведения \ под ред. А. Х. Маргулана. –
Алма-Ата: Каз. гос. изд-во худож.лит-ры, 1958. – 644 с.
2.     Марков С. Идущие к вершинам: Историко-биографическая повесть. – Алма-
Ата: Жазушы, 1981. – 350 с.
3.     Путешествие вглубь науки \ Акад. А. А. Григорьев. – М: Мысль, 1976. –
76 с. – (Замечательные географы и путешественники).
4.     Сариева К.  На материале дневников Ч. Валиханова: Уроки внеклассного
чтения \\ Русский язык и литература в казахской школе. – 1989. - № II. – с.
22-26.
5.     Стрелкова И. И. Сибирский лицей \\ Огонек. – 1985. - № 48. – с. 17-19.
                              Абай Кунанбаев                              
                               (1845-1904)                               
Выдающемуся поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву принадлежит особое место в
истории казахского народа. Приняв идеи русской демократической культуры, он в
своих произведениях выражал интересы и стремления народных масс. Его
творчество, явившееся новой вехой в духовном развитии казахског народа, вошло
в золотой фонд национальной культуры.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в семье знатного феодала Кунанбая
Ускенбаева. Отец Абая, ага-султан - глава рода – слыл в своем крае властным и
жестоким правителем.
Получив первоначальное образование у муллы, Абай был послан отцом в
Семипалатинское медресе, в котором пробыл 3 года. Он учился также несколько
месяцев в русской школе. Науки давались Абаю легко, и это позволило ему
посвящать свободное от занятий время чтению. С детства знакомый с
поэтическими легендами и сказками родного народа,- он слышал их от матери и,
особенно, от бабушки,- Абай начал с увлеячением читал восточных классиков:
Навои, Саади, Хафиза, Физули и др. Подражая им, он пишет первые
стихотворения.
Когда Абаю исполнилось тринадцать лет, отец прервал его учение: он решил
подготовить сына к деятельности главы рода. Возвратясь домой и оказавшись в
самом центре родовых распрей, в которых ярко проявлялись своекорыстие,
эгоизм, невежество мнимых блюстителей интересов рода, юный Абай начал
задумываться над судьбами многострадального народа. И постепенно ему
становилось все яснее, что оружием в борьбе со злом может служить и перо
писателя.
В Семипалатинске Абай познакомился со ссыльными русскими революционерами – Е.
М. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым и другими. Новые друзья часто приезжали в
гости в аул, знакомили своего юного друга с произведениями А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова, И. А, Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г.
Белинского и др. Позже Абай познакомился с сочинениями древнегреческих
философов: Сократа, Платона, Аристотеля.
На 35-м году жизни Абай Кунанбаев усиленно занялся любимым трудом – поэзией.
Первые стихи его заучивались наизусть, передавались из уст в уста. Имя Абая
Кунанбаева стало самым популярным в казахской степи.
Он не только создавал стихи, но и переводил на казахский язык своих любимых
поэтов: А. С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.. А, Крылова. Его блестящие
переводы до сих пор остаются лучшими в казахской поэзии. Переводы Абая – одна
из важнейших вех в развитии казахской литературы. Они связали культуру двух
народов. Через переводы Абая казахи не только узнали, но и полюбили русскую
литературу.
В своих произведениях он разоблачал степных заправил, обличал устаревшие
обычаи и нравы, призывал народ овладевать знаниями.
Абай Кунанбаев был талантливым композитором. Многие из своих лирических
стихов он переложил на музыку для широкого распространения.
Степные властители, злобствуя, писали доносы на Абая в канцелярию
губернатора, устраивали заговоры, покушались на его жизнь. В конце концов
Абай оказался под надзором царских властей. Все это подорвало его здоровье.
Последние годы Абая были отравлены горечью потерь – еще молодыми умерли два
его сына.
Выразитель народных чаяний и надежд, Абай Кунанбаев верил в светлое будущее
народа. В советское время достойно оценено литературное наследие поэта. Его
сочинения, собранные и полностью изданные на казахском языке только при
Советской власти, выходили большими тиражами на многих языках народов СССР.
                            Памяти Абая                            
                      Вечер в литературной гостиной                      
                        Для учащихся 9-11 классов                        
К вечеру оформляется книжная выставка с портретом Абая материалами о жизни и
творчестве поэта.
Эффективной формой работы являются и литературные календари, которые
оформляются к юбилеям писателей, как правило, в читательном зале и содержат
материал о жизни и творчестве писателя.
Желательно пригласить нас вечер музыкантов для исполнения музык альных
произведений Абая. В случае если это невозможно осуществить, можно найти
грампластинки с записями произведений Абая и устроить прослушивание.
                        Примерная программа вечера                        
1.     Сообщение о жизненном пути Абая.
2.     Беседа о творчестве Абая.
3.     Выступления читателей с подготовленными для декламации стихами Абая.
4.     Выступление библиотекаря с крылатыми выражениями и поговорками,
созданными Абаем. Рекомендуем отпечатать их на двух языках, размножить и
подарить участникам вечера.
5.     Беседы о музыкальном наследии Абая.
6.     Исполнение музыкальных произведений Абая или прослушивание
грампластинок с записями произведений Абая.
Литература
1.     Абай. Избранные стихи /сост.А.Л.Жовтис.-Алма-ата,1985.
2.     Абай Кунанбаев // История казахской литературы. В 3-х томах. Алма-ата,
1979.-т.2 – с.150-197.
3.     Адибаев Х. Абай Кунанбаев: Таблица о жизни и творчестве Абая.-М.,1971.
4.     Ауэзов М. Жизнь и творчество Абая. – в кн. Мысли разных лет. – Алма
–ата, 1961. – с.129-152.
5.     Великий поэт просветитель – Абай Кунанбаев // История казахской ССР. В
5 томах. – Алма-ата, 1979 – Т.З. – с.347-354.
6.     Каратаев М. Общенациональная гордость // Каратаев М. Новые горизонты.
– Алма-ата, 1979.с.25-27.
7.     Насыкалин А. Подвиг Абая // Насыкалин А. Параметры. – Алма-ата, 1983.