Каталог :: Исторические личности

Реферат: Лев Карсавин

                                ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ                                
Лев Платонович Карсавин родился 1 декабря 1882г. в Санкт-Пе­тербурге. В 1901
г., после окончания гимназии, Л. Карсавин поступил на историко-филологический
факультет Санкт-Петербургского университета, где стал учеником известного
историка И. М. Гревса. В 1906 г., удостоенный золотой медали за дипломное
сочинение об эпо­хе падения Римской империи, Карсавин был оставлен на кафедре
об­щей истории для подготовки к преподавательской деятельности. В 1910г. он
сдал магистерские экзамены. В 1910—1912 гг. Карсавин получив командировку за
границу, работал в библиотеках Парижа, Рима, Генуи и Флоренции. В 1912 г.
была написана, а в 1913г. защищена магистерская диссертация "Очерки
религиозной жизни в Ита­лии в XII—XIII веках"; докторская диссертация "Основы
средневеко­вой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии" была
опубликована в 1915 г. С 1913 г. Карсавин — профессор Историко-
филологического института. Интересы Карсавина тем временем все более
перемещались из исторической науки, из области медиевис­тики в сферы
философии и богословия, о чем свидетельствуют его сочинения: "Католичество"
(1918), "Saligia" (1919) и др. С 1918г. Карсавин был профессором
Петербургского университета, а с 1920 по 1921 г. — его ректором. Осенью 1922
г. вместе с другими деятелями науки и культуры его выслали из Советской
России на так называе­мом философском корабле. В первой половине 20-х годов в
Берлине были опубликованы превосходные работы Карсавина — "Диалоги",
"Джордано Бруно". "Философия истории" (1923), "О началах (Опыт христианской
метафизики)" (1925) и др.
С 1924 г. началось сближение Карсавина с евразийским движени­ем. Переехав в
Париж в 1926 г., он участвовал в работе издательства и газеты "Евразия" и так
называемого Евразийского семинара, публи­куя те свои социально-философские и
богословские сочинения, где воплощались главные идеи евразийства.
В 1928 г. Карсавин принял приглашение Каунасского университе­та. заняв
кафедру всеобщей истории. Освоив литовский язык, он чи­тал лекции по всеобщей
истории. В Литве вышли в свет важнейшие работы Карсавина — "О личности"
(1929), "Поэма о смерти" (1931). На литовском языке были написаны шеститомная
"Европейская исто­рия культуры" и статьи для Литовской энциклопедии. В 1949
г. Кар­савин был арестован и в 1950 г. сослан в лагерь Абезь (Коми АССР), где
20 июля 1952 г. умер от туберкулеза.
Л. Карсавин – один из самых значительных мыслителей русского религиозного
ренессанса XX в. В центре его исторических, богословских, философско-
исторических исследований – проблемы Абсолюта и личности.
ФИЛОСОФИЯ АБСОЛЮТА
Л. Карсавин, как было сказано, начал свою научную деятель как историк. Его
интересы были направлены на изучение ересей и монашества в Италии и на юге
Франции в XII—XII вв. И вместе с тем исследования давнего прошлого были
объединены в его творчестве с попытками осмыслить исторические формы
отношений между Россией и Европой. Востоком и Западом. Ереси не случайно так
интересовали Карсавина: они свидетельствовали о внутреннем обновлении
христианства, что соответствовало общей тенденции «религиозного обновления" в
русской культуре XX в.  Ключом для раскрытия этой проблематики Карсавин
считал понимание Абсолютного. Все находится в связи с Абсолютом, независимо
от того, как мы его понимаем и интерпретируем... "В противном случае
Абсолютное не было бы абсолютным, и религия опустилась бы до
бессодержательной игры слов". Исследователи выделяют четыре этапа
интерпретации Абсолютного у Карсавина.
Первый этап: становление понимания Абсолютного, анализ его свойств и
определений, как они возникли в истории богословия. Характерны в связи с этим
первые философские работы Карсавина "Saligia" (1919), "Глубины сатанинские"
(1922), "Noctes Petropolitanae (Петербургские ночи)" (1922).  Второй этап:
Карсавин применил свое понимание Абсолюта к индивидууму, социальным группам,
нации, культуре, человечеству и истории. Это время написания его важнейшей
работы "Философия истории" (1923).
Третий этап по времени пересекается со вторым. Карсавин уточняет понимание
Абсолютного, расширяя и распространяя его на мировую историю. Русская история
предстает как необходимое и ценное звено истории мировой. Основная работа
этого периода - "Восток Запад и русская идея" (1922). В 1925—1929 гг.
Карсавин пытался выделить именно евразийский элемент в русской истории,
признав его наиболее значимым.
Четвертый этап: попытки Карсавина применить интерпретацию Абсолютного для
онтологического понимания индивида и общества. Это означало метафизическое
углубление его философской системы и самого понимания Абсолютного. В этот
период были написаны лучшие произведения Карсавина — "О личности" (1922), "О
началах" (1925) и "Поэма о смерти" (1931).
Каковы главные идеи философии Абсолюта Карсавина?
В первой философской работе "Saligia" речь идет об абсолютности как свойстве
Бога в связи с другими его свойствами, например безусловностью. В этом же
сочинении появились темы, которые занимали Карсавина на протяжении всего его
творчества. Это анализ теизма и пантеизма. Философ отмежевывался от обоих
этих направлений, ибо считал, что они ограничивают, "умаляют" (карсавинский
термин) по­нимание Абсолюта. О теизме Карсавин писал: "Если Бог — существо
абсолютное... тварь, как нечто отличное от Бога. существовать не мо­жет...
Если же тварь существует как нечто отличное от Бога, тогда она и независима
от Бога, существуя в себе и через себя как самобы­тие". И она, таким образом,
умаляет абсолютность Бога. Итак, огра­ничения абсолютности Бога через
самобытие твари характеризует те­изм. Теистиеские культуры воплощают, по
мнению Карсавина, антро­поморфизм, т. е. преувеличение роли человеческого
начала. Усовер­шенствование земного обустройства, его институтов становится
само­целью. Разделение истины на божественную и земную порождает тео­рии
прогресса, релятивизм и индивидуализм. Человек объявляется самодостаточным,
что несет с собой опасную духовную тенденцию.
В пантеизме, напротив, человек понимается как подчиненный Богу элемент мира.
Но с этим связан другой тип умаления Абсолюта. "Если Бог абсолютен, а все — в
том числе и так называемое тварное — Бог, Бог не может быть абсолютным, ибо
тогда Он изменяется и развивается". Интерпретируя себя как "момент
божественного", человек как бы соглашается на свое несовершенство.
Пантеистические культуры, согласно Карсавину, скорее воплощают равнодушие к
земному устройству. Оба типа умаления Абсолютного преодолеваются
христиан­ством: история достигает полноты только в христианской культуре,
утверждает Карсавин. Ибо христианство преодолевает дуализм Бога и человека;
оно предлагает учение об Абсолютном, как бы превозмога­ющем разрыв между
Творцом и его творениями. Христианство созда­ет учение о мире, "идею
Боговочеловечения, Боговоплощения и ис­купления". "Христианство завершает
пантеизм и теизм".
Карсавин прослеживает путь идеи Бога как Абсолюта. В работе "Глубины
сатанинские" он показывает, какое значение для религиозно-философских учений
имела идея триединства. "Первоначало, ис­точник всего и в космологическом и
логическом смысле, едино по су­ществу. но тройственно в своих проявлениях,
или модусах. Это - "Неминуемый", "Отец всяческого", "Первый свет..." Правда,
впос­ледствии идея триединства приобрела иной вид: "Если человечество
призвано к единству по образу Божественной личности, то вся онтологическая
структура человека и мира вообще должна исходить из триединства". И если
Карсавин толкует здесь понятия "Бог" и "Абсолют" как синонимы, то позднее он
пользуется преимущественно понятием "Абсолют".
В основе понимания Абсолютного у Карсавина лежит критически
интерпретированная онтологическая концепция Всеединства. Метафизика
Всеединства была в центре философских систем многих русских мыслителей: А. С.
Хомяков, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков,
С.Л. Франк, Н.О. Лосский). Основная идея философии Всеединства Карсавина
состоит в обосновании божественности и многообразия, плюралистичности как
онтологического принципа целостного Вселенского и человеческого бытия.
«Абсолютное бытие.есть абсолютное совершенное Всеединство. Оно – всё, что
только существует, все и всяческое. И во всяческом, в каждом Оно все, ибо
всяческое не что иное. как его момент, в Нем полный и совершенный. Абсолютное
Всеединое не простая данность или совершенство. Оно и акт и потенция, оно
совершенное", — как говорил Николай Кузанский».
Обоснование плюралистичности Абсолюта как Всеединства всех его моментов
становится в философии истории Карсавина исходным пунктом для интерпретации
мировой истории. Существование различ­ных культур предстает как реализация
различных потенций Абсолю­та и подчеркивает их само- и равноценность.
Карсавин обращается в особенности к отношению между Востоком и Западом, между
восточ­ной и западной культурами. Россия для Карсавина есть прежде всего
часть христианского мира. Располагаясь между двумя культурными "фронтами" и
ориентируясь на Запад и Восток, Россия как раз и призвана решить задачу
объединения разнообразного, плюрального.
Единство должно осуществиться через воссоединение культур. Карсавин
формулирует задачу русской культуры следующим обра­зом: “Задача православной
культуры и универсальна, и индивидуаль­но-национальна. Эта культура должна
раскрыть, актуализировать, хранимые ею с VIII в. потенции, но раскрыть их
путем принятия актуализированного в западной культуре (в этом смысл
"европеизации") и восполнения этого принятого через свое. "Восполнение" — это
как раз национальная задача, без которой не бывает вселенской". Карса­вин
говорит о "самоотдаче" и "самоутверждении" как принципах реа­лизации
Всеединства. "Чтобы всецело принять и сделать собой чужое, надо перестать
быть самим собой, смириться и принести себя в жерт­ву. Однако для
воссоединения не менее необходимо выразить себя и все свое". Эти идеи
Карсавина стали как бы прологом к его сотруд­ничеству с евразийцами.
Сотрудничество это оказалось временным. Попытки Карсавина дать евразийству
идеологическую платформу выявили слабость его теоретических позиций, что, в
частности, было связано с прославлением "идеократии", т. е. единой
государственной |идеологии и даже "творческого, народного" характера русской
революции.
Самым ценным вкладом Карсавина в философию XX в. была его концепция личности,
тесно связанная с темой Абсолюта.
     

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

Эпиграфом к философии личности Карсавина могут служить следующие слова из его книги "О личности": "В совершенстве своем все сущее лично". Карсавин — персоналист в философии и богословии. Его философско-исторические представления также основываются на идее всеединого субъекта. Субъект исторического развития — всеединое человечество, "человечество как конкретное всевременное и всепространственное единство всех своих моментов, вплоть до условно последней, до конкретного индивидуума». Конкретного индивида нельзя определить однозначно. У него много сторон и определений, «качествований» по выражению Карсавина. «Я осознаю себя и как данное качествование и как все другие качествования в возможности, которая не есть отсутствие других качествований, но особого рода их присутствие, или наличность, не простая чистая возможность их появ­ления или моего становления ими, не отвлеченное формальное их един­ство, но как бы "стяженное" их единство, конкретно- реальное и в то же время не различенное и дифференцировавшееся». К этим "качествованиям" относятся, в частности, психические состояния — бодрство­вание, способность мыслить, печалиться, рефлексировать и т.д. Bсединый субъект находится в непосредственной связи с Абсолютом, с идеальным. "Душа наша — момент Абсолютного, она развертывается в себе самой, развертывает Абсолютное, как себя самое. Но Абсолют­ное в ней стяженно". Определив связь между всеединым субъектом и Абсолютом, Кар­савин вводит понятие "индивидуальность", мысля выявить отношение между субъектом и "другим". Отношение между двумя субъектами Карсавин рассматривает как отношение "себя" к "другому", "чужо­му". И только через это отношение возможно определить субъект в качестве индивидуума. Личность ~ центральное понятие в философской системе Каре вина. На его фундаменте выстраивается понимание социальных целостностей - семьи, социальной группы, нации, культуры, человече­ства. Все эти социальные целостности — единицы — представляют, по Карсавину, высшие личности. Индивид конкретизирует "качествования" таких личностей в себе. Он является индивидуализирующим моментом "высшей личности". "Частное всеединство во всеединой душе не может существовать вне общего, т. е. вне качествований высшей индивидуальности... во всеединой душе все моменты равнозначны и равноценны и все одинаково полны и едины в ней». Диалектика общего, особенного и единичного возникает не из ни­чего, а дана "существованием всего во всем". Индивид свободен в выборе качествований. Их он может лишь актуализировать, а не тво­рить. Итак, личность, можно понять только лишь через ее отношение к высшей личности. Связь между индивидом и высшей личностью фиксируется понятием "симфоническая личность". В концепции лич­ности Карсавин снова возвращается к принципу Триединства. Но те­перь он берется не столько как символ единства всего во всем, сколько как динамический принцип с тройным диалектическим ритмом. Со­гласно формулировке Карсавина, личность развертывается как "само­единство, саморазъединение, самовоссоединение, именно в этом онтическом их порядке". Самоединство в начале - неразъединенность всех определений, чистое единство как первый способ бытия. Во втором способе бытия речь идет о множестве проявлений моментов, кото­рые непрерывным потоком как бы выходят из первого и наделяют его определениями. Эта насыщенность моментами впадает не в бездонное ничто, а в третий способ бытия, в «самовоссоединении" опять обра­зует единство" (Г. Веттер)». Динамическую триединую структуру личности Карсавин накладывает на христианское представление о человеке с его центральными понятиями любви и жертвы. Вместе с тем его концепция личности – через тщательную проработку темы смерти – приближается к экзистенциалистским трактовкам. Стремление из себя к другому – своего рода отделение от себя, отъединение. Но «смерть своего Я», добровольная его жертва – любовь – через принятие в себя чужого Я - Есть и воссоединение со своим, Я-возрождение. Через самоотдачу и воссоединение своего Я и принятия в себя другого Я, по Карсавину, происходит совершенствование личности. Эта динамика включает элемент свободы субъекта. Карсавин убедительно обосновывает свободную способность человека через добровольное самоограничение включить в себя другое Я. Подытожим главные идеи философии Л. Карсавина и его вклад в философскую мысль XX в. Это: · попытка предложить новую версию Абсолюта, прежде всего концепцию онтологии, одновременно основанную на принципах множества, плюральности и нерасторжимой целостности; · толкование принципа троичности как непреходящей богословской и философско-метафизической традиции, позволяющей на новом уровне культуры осмыслить диалектику изначального «первоединства», его последующего «саморазъединения» и необходимого «самовоссоединения»; · использование принципа плюральности и цельности, их един­ства для обоснования самоценности, уникальности и в то же время единства, взаимозависимости культур, в том числе культур Запада и Востока; · толкование судеб России и в контексте единых целей христиан­ской культуры, и в плане уникальной евразийской единящей миссии российской культуры; · персоналистская теория, объединяющая основополагающий прин­цип личности с идеей единого "личностного начала" везде и во всем: непосредственно в мире человеческих индивидов и в социальном мире, где достоинство личностного единства (симфонической личности) при­сваивается семье, народу, человечеству как "всеединому, всепространственному и всевременному субъекту", как способам проявления, актуализации "высшей личности"