Каталог :: Исторические личности

Реферат: Мухтар Ауэзов

                                                    «Твои бессмертные труды ста-
                                                  вят тебя в ряд лучших предста-
                                                  вителей мировой художественной
                                                     прозы. Я счастлив, что имею
                                                  честь быть твоим современником
                                                 и соотечественником»,-так писал
                                              видный советский писатель Всеволод
                                               Иванов, адресуя эти слова Мухтару
                                                   Ауэзову. М.А. внёс неоценимый
                                                    Вклад в развитие литературы.
                                                Создатель первого романа-эпопеи,
                                                 Драматург, переводчик русской и
                                                  Европейской классики, учёный –
                                              Поистине неисчерпаемо литературное
                                                     Наследие великого писателя.
     

Творческий путь

Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауез – люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая. «Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, помногу раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны», - вспоминал впоследствии М. Ауэзов. Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульманском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешёл в пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был исключительно прилежен, любознателен, пользовался уважением одноклассников и учителей. После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В тоже время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться. Первым крупным произведением М. Ауэзова явилась пьеса «Енлик-Кебек» (1917), в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные обычаи и нравы. М. Ауэзов проходит школу большой государственной работы, занимая различные посты в Семипалатинском губисполкоме и КазЦИКе в Оренбурге. В двадцатые годы он пишет ряд рассказов и пьес («Карагоз» и др.), которые тематически продолжают первую драму, а также повесть «События в Караш-Караш», переведённую впоследствии на русский и французский языки и заслуживающую высокую оценку читателей. В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при университете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М.О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь. С творчеством Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и русской драматургии, как: «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона. Значительным вкладом в литературоведение являются исследования Ауэзова устно- поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках – «Племя младое». Национальная проза и драматургия переживала в начале 20-го века процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приёма создания человеческого характера. Прозу молодого писателя отличают глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов – не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа. В отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов персонажей. В эти годы М. Ауэзов создаёт такое объёмное произведение, как «Серый лютый». Рассказ-символ как бы впрессовывает в себя общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом жарких споров критиков. В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного персонажа, мечты которого бы сбылись. Если герой протестует, борется, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует стена социально-нравственного отчуждения между людьми, не будет справедливости. Молодой писатель отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только белыми или чёрными красками: жизнь сложна и противоречива. Писатель воздерживается и от прямых характеристик, острые жизненные конфликты – вот его стихия. М. Ауэзов –мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются неожиданно зримые сравнения: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую тёмную ночь», «Его длинные, чёрные усы, как крылья чёрного беркута, распластавшегося на белом снегу на лисой». В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряжённо. В 1942 году он выпускает первый том знаменитой эпопеи «Путь Абая». Главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать личность Абая. Ему писатель посвящает трагедию (первый вариант – совместно с Л. Соболёвым), либретто оперы, киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную четырёхтомную эпопею.