Каталог :: Исторические личности

Реферат: РЕПИН Илья Ефимович

                             Направление № 5                             
            Из истории развития русской культуры IX – XIX в.в.            
                              
     РЕПИН Илья Ефимович 
                                                                 Реферат 
                                                                  Ученика
                                                              Школа № 244
                                                        Кировского района
                                                      г. Санкт-Петербурга
                                                        Сафронова Алексея
                                                    Научный руководитель:
                                                          Краморенко В.Г.
                              План реферата.                              
     1.  Молодые годы Репина
     2.  Репин как художник 
     3.  
                                                                             
     
     РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской обл.,—29.9.
1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленингр. обл.], русский живописец.
Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе
Общества поощрения  художников (кон. 1863) у Р. К. Жуковского и И.Н. Крамского
и в Петербургской Академий Художеств [1864—71; в 1873—76 пенсионер (стипендиат)
в Италии и Франции]. Чл. Товарищества передвижных художеств, выставок.
Действительный. член Петербургской Академий Художеств (1893). В годы учёбы
Репин И.Е.. сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н. Крамским и др.
членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой
революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг.
Репин И.Е. работает над учебными академическими  произведениями и одновременно,
вне стен Академии Художеств — над портретами, жанровыми картинами и рисунками.
В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты
ему удалось добиться жизненности образов, выразительности, психологической
характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский
музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент
художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики
отчётливо проявились уже в его ранних портретах  (портреты В. Е. Репина, 1867,
Третьяковская галереи. Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869,— оба в
Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал большой групповой портрет
«Славянские композиторы» (1871—72, Московская консерватория), в который,
добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
     С начала 70-x гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы
народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни
академического искусст-ва. После поездок на Волгу, где Репин И.Е. наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и
яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей).
Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём
силу и зреющий протест. Репин И.Е. передал  индивидуальные неповторимые черты
измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной
красотой. Эта работа Репина стала новым явлением в русской живописи: жанровое
произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением
современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и
утверждающим положительную силу общества — народ; пластическая мощь и широта
живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и
Франции Репин И.Е. ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее
значитительная жанровая картина этих лет «Парижское кафе» (1874—75, собрание
Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт
отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин И.Е. написал
картину «Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои
думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в
овладении Репиным И.Е. пленэрной (см. Пленэр) живописью («Лошадь для сбора
камней в Вёле», 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева;
     «Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская гал.). Вернувшись из-за
границы, Репин И.Е. едет в Чугуев, желая в обще­нии с народом найти темы и
образы для новых произв. Здесь им написаны пор­треты крестьян, отличающиеся
порази­тельной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея,
«Мужичок из робких», Горьковский ху­дожественный музей,— оба 1877); в портрете
протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин И.Е. изобразил властного,
исполненного грубой силы человека. В конце 1870 — начало 1880-х гг. Репин И.Е.,
сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над темой («Проводы
новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорниш», 1881, Третьяковская галерея), в
некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные про­тиворечия пореформенной
деревни («В волостном правлении», 1877, Рус. музей). Эти произведения
подготовили Репина И.Е. к созданию такого полотна, в котором должна была
раскрыться жизнь современной Репину России и народная тема получила бы широкое
обобщённое решение. Пореформенную Россию, слож­ность существовавших в ней
социальных отношений, многообразие её жизни Репину И.Е. удалось показать в
картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83, Тре­тьяковская галерея).
Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный,
откупщик, священни­ки, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая
впечатление без­брежной стихийной силы, Репин И.Е. дал в карти­не яркие
характеристики действующих лиц. Это произведение стало целой поэмой о бедности
и забитости народа, о его жаж­де лучшей доли, о чванливых барах и др.
«хозяевах» деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего
строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и
мо­гучего.   В строго продуманной ком­позиции картины, в её живописи про
явилось высокое мастерство Репина И.Е., пере­давшего  световоздушную среду,
яр­кое солнечное осве­щение, добившего­ся необычайной жизненности сцены.
     С 1882 Репин И.Е. жил в Петербурге. Появление на выставках его лучших
кар­тин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным
стро­ем, было событием в художественной и об­щественной жизни России. В 1880-х
гг. Репин И.Е. много работал над темой революционного дви­жения. Сочувствуя
революционерам, ви­дя в них героев борьбы за народное счастье, Репин И.Е.
создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и
слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от
испо­веди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, «Не ждали», 1884—88,— все
в Третьяковской галереи). В центральном произведении цикла—«Не
ждали»—изобра­жена сцена возвращения ссыльного до­мой. В образе революционера
звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин И.Е. показал зрителю
сложную гамму пережи­ваний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.
Композиционное построение карти­ны с его чёткостью, необходимой для
мону­ментального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями
героев; карти­на напоена воздухом и светом, для пере­дачи которых Репин И.Е.
пользуется чистыми и свет­лыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.
Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И.Е. придавал
бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая
живопись. В 1870—80-е гг. он создаёт и лучшие портреты. В них проявились его
демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной
портретной галерее, созданной Репиным И.Е., как и в жан­ровых картинах,
раскрылись существен­ные черты русской жизни — столь ярки в социальном плане и
столь много гово­рят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. ф.
Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И Пирогова (1881), П. А.
Стрепетовой (1882; илл. И. Е. Р е п и н. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь. 1891.
Третьяковская галерея), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) — все в
Третьяковской гал.; В. В. Стасова (1883), Рус. музей]. Высокого мастерства
достигает Репин И.Е. в 80-е гг. и в графике, в част­ности в портретном рисунке;
графического манера он к этому времени становится свободной, способной
передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок «Девочка Ада», 1882,
Третьяковская гал., и «Невский проспект», 1887, Рус. музей,— оба карандаш). В
1880—1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.
     Репин И.Е. был также выдающимся художником в области исторической живописи.
Его интерес к прошлому определялся вопросами, под­нимавшимися современностью.
Репина И.Е. при­влекали сильные натуры, судьбы которых связаны со
значительными, историческими сдвигами, привле­кали психологические и
драматические задачи («Ца­ревна Софья», 1879, Третьяковская гал.). Картина
-«Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская гал.), поражающая силой
переданных в ней страстей и экс­прессией их выражения, прозвучала как обличение
деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина И.Е. была
картина «Запорож­цы пишут письмо турецкому султану» (1878—91, Рус. музей;),
главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои
интересы.» В 1890-е гг. Репин И.Е., переживая известный творческий кризис,
временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли,
позво­лявшие современникам считать его от­ступником от идей демократической
эстетики, но к концу 90-х гг. Репин И.Е. вернулся на прежние позиции. В поздний
период при отдельных уда­чах, Репин И.Е. уже не создал картин равных
произведениям 1870—80-х гг. Лучшие произведения 1890—1900-х гг.— это
графические портреты, обычно изображения людей с ярко вы­раженным творческим,
артистическим нача­лом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Тре­тьяковская гал.), а
также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом
портреты-этю­ды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание
Государствен­ного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и
И. С. Куликовым, 1901—03, Рус. музей). Глубоко народное, тесно связанное с
передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина И.Е. — одна из вершин русского
демократического искусства. В 1894 — 1907 Репин И.Е. преподавал в Академии
Художеств (в 1898—99 — ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря,
Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других. После 1917 Р., живший в
усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940
принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин И.Е.  не порывал связей с
Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940
был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина И.Е. есть также в
Чу-гуеве. В 1958 в Москве открыт памят­ник Репину И.Е. (бронза,  гранит,
скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин).
     
     
     Использованная литература:
     1.              Далёкое близкое, 6 изд., [M.I, 1961; Переписка — Репина И.Е.и
Крамского И. Н., М.- Л., 1949;
     2.               Репин И.Е. и Стасов В. В., т. 1—3, М.—Л., 1948— 1950; 
     3.              Репин И. Е. И Толстой Л.Н., т. 1-2, М.- Л., 1949.
     4.              БСЭ т.22,Москва, «Советская энциклопедия»,1975.