Каталог :: Искусство и культура

Доклад: Леонардо да Винчи

                                     ДОКЛАД                                     
                                     ПО  МХК                                     
                                    НА  ТЕМУ:                                    
                              «Леонардо  да  Винчи»                              
                              
     Выполнил  ученик  10«А»  класса
     Школы№528  ЦАО  города  МОСКВЫ
     Савельев  К. А.
                                           МОСКВА   10.03.1999 год
                              
Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории
человечества, обладал  наиболее  всесторонней  гениальностью. Он считал себя,
прежде всего художником, но из его  записных  книжек и рисунков видно, что в
свое представление об искусстве он вкладывал многое из  того, что  ныне  мы
называем  естественнонаучными вопросами. Он настолько был убежден  в
могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследования
природа, что видеть и знать, по его мнению было одним и тем же. Художники,
говорил он, это лучшие из  ученых; они  не  только наблюдают природу лучше,
чем другие люди, но думают  о  том, что видят и затем рассказывают остальным
о виденным ими  в  своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать
свои  знания в словах и для этой цели ими  изобретено  очень  много  новых
слов? Во времена Ренессанса считали, что "хорошая картина ценнее тысячи
слов".
Собственные рисунки Леонардо так ясны и полны жизни, что  даже если мы не
можем прочесть его надписи на них, то способны уловить его мысли, просто
рассматривая его рисунки. Какая  бы  деталь нас не заинтересовала в
нарисованном  Леонардо  предмете, мы найдем, что  он  тоже  думал  о  ней. Он
первый  из  людей, кто, наряду со многим другим проектировал летательные
аппараты и сделал точные зарисовки внутреннего устройства человеческого тела.
Его ум, как ученого можно оценивать  также, изучая эскизы, делавшиеся им в
1504 году  для  картины, изобразившей большую битву. Главная цель этого
эскиза  -  показать, что выражения  лиц  людей, также  как  и  морд
животных, движимых сильными переживаниями имеют нечто общее. В данном случае,
когда этим переживанием является ярость и человек, и лев, и  лошадь скалят
зубы и рычат. Мы встречаемся здесь с одним из наиболее ранних психологических
исследований, то есть  исследований которые мы считаем очень современными.
                              
Леонардо так и не закончил картину  битвы. В  течение  тех  же нескольких лет
он писал свою  самую  прославленную  Мону  Лизу. Если мы сравним ее с более
ранними  образцами  портретной живописи, то тут же увидим, что портрет работы
Леонардо  выглядит более законченным, объемным. Сама  фигура, низкая  стена
за ней и отдаленный  ландшафт  не  противопоставлены  друг  другу, как
отдельные объекты. Картина  в  целом  становится  более важной, чем любая из
ее частей. Новая, неизвестная ранее  гармония - одна из целей живописи
расцвета Ренессанса.
                              
В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не  только  путем более
тщательной композиции, но  и  живописными  средствами, благодаря которым все
видно  как  бы  сквозь  легкую  дымку, прикрывающую небольшие детали,
смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и красками.
Таким  образом он многое предоставил нашему воображению и в этом  причина
того, что Мона Лиза поражает нас, глядя  на  зрителя  словно живая. То же
справедливо и в отношении ландшафта (где  Леонардо показывает нам, как земля
"вырастает" из скал и воды) и в  отношении лица Моны Лизы с его таинственной
улыбкой. О  чем  думает Мона Лиза? Практически это зависит от  того, что
думаем мы сами, глядя на её изображение. Может быть сам  Леонардо  был
немного таким же как она: люди видели его всегда уравновешенным и
дружелюбным, но никто точно не знал, что у него на уме.