Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Украинский танец

                          Ульяновское Училище Культуры                          
                                     РЕФЕРАТ                                     
                               По предмету К.П.Т.                               
                                Украинский танец                                
                                                    Автор – студентка гр. 2 “ХП”
                                                                 Архипова Наташа
                                                                   Преподаватель
                                                                 Кыштымова Н. И.
                                      2000                                      
Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц
является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко
за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный
народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец
занимает особое место.
     Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества,
развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым
содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое
отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная
веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному
характеру.
Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен.
Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и
жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения
Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам,
грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из
века в век борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро –
венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в
особенности на песенное  и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных
бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее
драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в
которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно
отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и
другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин
ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и
воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые
порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же
имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки,
а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая
своих врагов.
Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и
этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.
I – я зона – Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская,
север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и
Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать
общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем
слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень
богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но
разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих
танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как
и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России,
Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др..
II – я зона – Полесье. Тут особенно сказывается географическое положение этой
зоны и ее климатические условия и соседство с другими народами. Золотистая
местность и по сей день нетронутые леса. особый род занятий породили в этом
краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с
прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины.
Наиболее распространенными в этих краях являются такие  танцы как “Крутняк”.
Само название этого танца говорит за себя – это значит крутиться, вертеться.
Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг
встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки,
быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки,
Также распространен здесь и “полесский гопак”, который является
разновидностью общественного гопака.
В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго –
восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического
положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и
Белоруссия.
III – я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к
границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она  включает в себя Хмельницкую,
Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго – запад Иваново – Франковской  областей. В
этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее
значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают
трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как
“Роман”, “Никола”,  “Марина” и пр., которые чаще всего строятся на игровом
элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут
обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.
IV – я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты
населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и
своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается
близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и
неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество
других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную
культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры
составляет отдельную тему.
V – я зона – Крым с прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Сюда
входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской
областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние татарской культуры,
тат как эта территория была территорией Крымского ханства. Из танцев,
относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это
танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество
чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских
тенденций в Крыму.
Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего отметить
то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие
народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции,
новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других
славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже
существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские
праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще
языческой Руси. порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы
вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают,
и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски
известны под общим характеризующим названием – “Веснянка”. В них наряду с
девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с
девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины,
является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный
танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только
мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто
изображались в гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в
народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков
гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов,
когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было
единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения
единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской
власти – выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки,
начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем
самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что гопак
всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в
деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины. но
постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму,
которую мы наблюдаем сейчас.
Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский
парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников.
Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок
обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в нем девушек,
казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.
Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и
очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его
новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык.
Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство
эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную
привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального
хореографического искусства.
     

Движение 2 — «тынок» («падебаск») Исполняется на один такт. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «затакт и» — слегка присесть на всей ступне левой ноги, поднять невысоко вперед правую ногу, свободную в ко­лене, затем сделать перескок с левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая в воздухе небольшую дугу (рис. 25а). На «раз» — опуститься на правую ногу вперёд и чуть впра­во, колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается впе­ред, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен (рис, 256). На «и» — переступить на левую ногу на полупальцы, спе­реди-накрест правой ноги (рис. 25б). На «два» — пересту­пить на правую ногу по­зади левой на всю ступ­ню, слегка сгибая ногу в колене. Левая нога под­нимается невысоко вперед (рис. 25г).

На «и» — перескочить с правой ноги на левую, как на «затакт». Движение продолжа­ется с другой ноги. Кор­пус прямой или слегка поворачивается то пра­вым, то левым плечом вперёд. Во время испол­нения «тынка» с правой ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при испол­нении «тынка» с левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед. Движение 15— «веревочка» Исполняется на один такт. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «затакт и» — слегка подскочив, проскользнуть впе­ред на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу, колено направ­лено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не на­пряжен На «раз»—правая нога опускается на низкие полупаль­цы позади левой ноги в третью позицию, колено свободно или слегка присогнуто. На «и» — с чуть заметным подскоком проскользнуть впе­ред на правой ноге. Левая нога поднимается спереди и перево­дится назад за правую ногу, как на «затакт». На «два» — левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги, как на счет «раз». На «и»—.повторить движение на «затакт». «Веревочка» исполняется на месте или с продвижением назад. Движение 18 — «выхилясник» Исполняется на один такт. Исходное положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны. На «раз» — слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено слегка присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно на носок правее левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пятка—вправо. Кор­пус слегка поворачивает­ся правым плечом вперед, голова повернута к пра­вому плечу (рис. 28а).

На «и» — пауза. На «два» — второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согну­то. Одновременно правая нога, вытягиваясь в ко­лене, выворотно становит­ся на каблук вперед и чуть вправо. Корпус слег­ка поворачивается левым плечом вперед, голова по­ворачивается к левому плечу (рис. 286). На «и»— пауза. С началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и выполняет «выхилясник» левой ногой по тому же принципу. «Выхилясник» часто сочетается'с тройными притопами. Движение 23 — «подбивка» Исполняется на два такта. Исходное положение ног: первая позиция. На «затакт и» — раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога немного согнута в колене (рис.ЗОа) 1 такт На «раз»—правую-ногу, немного согнув в колене, при­ставить по шестой позиции к левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от пола (рис. 306). На «и»— переступить левой ногой влево во вторую «невы­воротную» позицию, ноги в коленях вытянуты, тяжесть кор­пуса на левой ноге (рис. ЗОб). На «два»—соскочить на правую ногу, слегка присев на ней. Левую ногу резко выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом (рис. ЗОг), 2 такт На «раз» — приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять. На «и» — переступить правой ногой вправо во вторую «невыворотную» позицию. Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге. На «два» — соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом. На «и» — пауза. Движение 27 (женское) — «голубцы, с притопом» Исполняется на два такта. Исходное положение ног: шестая позиция. На «затакт и» — слегка присев на левой ноге, поднять правую невысоко в сторону (рис. 32а). 1 такт На «раз», — слегка подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув каблуками (рис. 326). На «и» — с подскока опуститься на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и слегка приседая. Правая нога отводится вправо и остается в воздухе, как на «затакт». На «два» — второй подскок на левой ноге, подбивая пра­вую ногу, как на «раз». На «и»—опуститься на всю ступню левой ноги, как на счет «и» в первый раз (см. рис. 32а). 2 такт На «раз» — невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к правой. На «и» — сделать притоп всей ступней левой ноги около правой по шестой позиции, колени присогнуты. На «два» - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается невысоко влево. На «и»—подскочить на правой ноге, поднять левую, как на «затакт». Движение продолжается с другой ноги. Когда «голубец» выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется влево, левая рука поднимается в сторону, пра­вая на талии, голова поворачивается к правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус выпрямляется, го­лова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на та­лию. При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно меняется. Движение 51 — «присядка-растяжка» Исполняется на два такта.

Исходное положение ног; первая позиция. 1 такт На «раз и», «два и» — глубоко присесть на полупальцах обеих ног. 2 такт На «раз и», «два и» — невысоко подняться с приседания, проскольз­нуть на каблуках в широ­кую вторую позицию, ко­лени вытянуты, носки подняты вверх, руки рас­крыты во вторую позицию, корпус прямой (рис. 40). Движение 56 — «метелочка» Исполняется на один такт. Не поднимаясь с глубокого приседания', исполнитель опи­сывает то одной, то другой ногой полукруг вперед, скользя внутренней стороной стопы по полу и переступая на эту ногу. «Метелочка» выполняется с продвижением вперед, руки во второй позиции. Исходное положение: глубокое приседание по шестой позиции, руки во второй позиции. На «раз» — не поднимаясь с глубокого приседания, сде­лать правой ногой шаг вперед на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу (рис. 41а). На «и» — левая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу, описывает полукруг, начиная чуть сзади и проскаль­зывая сбоку вперед, колено присогнуто и направлено вперед (см. рис. 41а) На «два» — не поднимаясь с глубокого приседания, переступить на полупальцы левой ноги перед правой ногой, делая как бы шаг вперед. Тяжесть тела переходит на'левую ногу (рис. 416). На «и» — правая нога, скользя внутренней стороной сто­пы по полу описывает полукруг, начиная чуть сзади и про­скальзывая сбоку вперед, колено присогнуто и направлено. вперед (см. рис. 416). Список литературы: 1) Реферат. Танцевальное искусство народов Украины. 2) Тамара Степановна Ткаченко, “Народный танец” 3) К. Василенко, Украинские танцы на клубной сцене.