Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Методика преподавания классической хореографии в школе

Министерство культуры и искусств Украины
Киевское высшее областное училище культуры и искусств
Факультет народно-художественного творчества
                          САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА                          
                 по предмету: Основы классического танца                 
     На темы: Построение урока класического танца для первого года
обучения. Последовательность экзерсиса.
Студентки 1 курса заочного отделения
Факультета народно-художественного творчества
Отдела хореографии                   Григорьевой Д.С.
г. Киев;
ул. Картвелишвили 3-Б, кв. 66
                                  2003г                                  
Теоритические основы.
Экзерсис у палки.
В первом классе экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.
Первое упражнение — plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют
корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в
спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более
сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с
приседаний.
Второе упражнение — battements tendus, соединенные с battements jetes,— в
котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу
все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и
вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому
исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с
battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в средних и старших классах
соединяются с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение rond de jambe par
terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras,
подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие
становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и
повороты.
Четвертое упражнение — battements fondus. Это первое движение, в котором
опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более
усиленной работе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые
исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро
(контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение — ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность
коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.
Ronds de jambe en 1'air —круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° —
могут комбинироваться с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le
cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок.
Рекомендуется исполнять ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает
силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на
этой высоте.
Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает
быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при
выворотном и неподвижном положении верхней части.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, — grands battements jete (большие
батманы).
Экзерсис на середине зала
В первом классе экзерсис на середине зала идет в строго последовательном
программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса
на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать
battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par
terre, rond de jambe en 1'air, battements frappes, doubles frappes и petits
battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.
Adagio.
Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных
поворотов в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse, grand
fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, принято называть
adagio.
Движения adagio изучаются постепенно. В младших классах adagio состоит из
простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в
медленном темпе и на всей ступне.
Allegro.
Прыжки — самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и
adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их
развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается
экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса,
выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается
работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее
следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый
прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на
середине зала.
Урок хореографии 1 год обучения
     Тема: Основы классического танца.
Цель: Использование элементов классического танца и их модернизация в
движении, характерные для современного бального, народного танцев.
     Задачи:
1.         Повторить основные упражнения экзерсиса классического танца,
отработать навыки, приобретенные при исполненииallegro.
2.         Воспитывать интерес и любовь к классическому танцу -основе
хореографического искусства.
Вход в зал (по парам). Построение М/р 2/4. Поклон М/р 2/4. Разминка по кругу
(танцевальный шаг, шаг на полупальцах, на пятках, бег с выносом согнутых ног
вперед и назад) М/р 2/4. Тема, цель и задачи урока объявляются детям после
"поклона".
     Экзерсис у станка
1.         Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног -
растягивая ахилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на нее, укрепляет
мышцы, работающие на выворотность бедра.
2.         Battements tendus(М/р 2/4) -приобретается выворотность ,
постановка ног.
Показ учителем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: " Делай
как я". Учитель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса,
на силу ног.
3.         Dattements tendus jetes(М/р ) 2/4) . Темп исполнения ускоряется -
вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Перед началом упражнения
учитель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?.
4.         Battements fandu(М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и
эластичность. Учитель может привести сравнение с растяжением и сдержанным
сокращением тугой резиновой ленты.
5.         Grands battements jete(М/р - 2/4) - развивает шаг. Учитель
обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность
тазобедренного сустава.
6.         Рort de bras (М/р - 3/4) - перегибы корпуса. Учитель обращает
внимание на включение в работу мышц самого корпуса.
     Экзерсис на середине зала
Учитель говорит о секрете устойчивости. Повторяются упражнения, исполняемые у
станка (Dp, bt, btj).
     Allegro - прыжки (М/р 2/4).
Учитель задает вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в
классическом танце?".
Прогнозируемый ответ " L plie"
1.         Temps leve cote - простой прыжок по 1,2,5 позициям ног с руками в
3 позиции.
2.         Chrandement de pieds - средний прыжок из 5 позиции в 5 со сменой
ног. Здесь учитель может привести в пример правильное исполнение одного из
учеников.
Port de bras- движение из adagio . Исполняются 1-е и 2-е port de bras,
восстанавливается дыхание.
     Следующая часть урока - танцевальные этюды.
1.         "Крыжачок" - на основе движений белорусского народного танца.
После исполнения учащимися учитель просит их проанализировать, какие
упражнения классического экзерсиса применяются в этом этюде. Прогнозируемый
ответ: "Demi -plie - в основе исполнения основного шага этюда; фигура
"присюды" тоже исполняется на demi-plie, прыжки с выносом ног на каблук
поочередно так же исполняются из demi-plie ".
2.         "Рок-н-ролл" - свободная композиция. Учитель задает вопрос ."Какие
движения заимствованы из классического экзерсиса?". Прогнозируемый ответ: "
Battements tendus jetes u grands battements jete"
Учитель:"А теперь, новые элементы русского народного танца. Сделаем так.
Сейчас я покажу новый русский этюд , в котором будут и известные вам
элементы, и новые. Известные мы еще раз повторим. А новые постараемся
разобрать и выучить. Слушаем музыку и смотрим на меня". Учитель полностью
исполняет новый русский этюд "Реченька".
1 фигура. Открывание и закрывание рук (модернизация из классического танца 1
и 2 позиций рук в народный).
2 фигура. Партия девочек - B.t.j классического танца модернизируется в
народный танец. Партия мальчиков - присядки исполняются из grand plie.
Каждая фигура исполняется отдельно, затем исполняется весь этюд. Учитель дает
задание на дом: "Отработать 2 фигуру для девочек и мальчиков". 2-е Port de
bras- для восстановления дыхания.
Учитель: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились. Какой можно
сделать вывод из этого урока?
Прогнозируемый ответ ученика: "Какой бы танец мы не танцевали, элементы
классического танца присутствует везде".
Учитель: "Правильно. Поэтому нужно постоянно отрабатывать эти элементы и у
станка и на середине".
Поклон. Выход из зала
·                       Тематический план уроков хореографии.
Младшие классы (1-3)
     
Содержание и виды работОбщее кол-во часовТеорияПрактика

Учебно - тренировочная работа

· элементы классического танца

· элементы народного танца

· элементы бального танца (трэнд – дапс)

· упражнения на полу

17

12

2

2

2

2

1

-

15

10

1

2

Мероприятия воспитательно - познавательного характера

· беседы

· прослушивание музыки

· экскурсии на концерты

1

1

2

1

-

-

-

1

2

Итого37631
Требования к учащимся младших классов · Ученик должен знать правила исполнения основных движений классического танца, исполнять правильно изучаемые движения классического экзерсиса у палки, на середине: plie ,tandus, b.t. jetes, fondus, frappe, rond de janbe parterre, grands battemends jete, por de bra у палки. · Знать основные положения рук, головы и корпуса в классическом танце. · Знать схему танцевального зала, называть танцевальные термины экзерсиса на французском и русском языках. · Знать правила исполнения элементов народного танца (танцевальные шаги – простой, переменный шаг с приставкой, в plie , беговой шаг – колено вперед, назад), галоп вправо, влево, шаг с подскоком. · Уметь держать точку с продвижением в повороте по диагонали в медленном темпе ( без рук). · Приобретается навык выступления на сцене