Каталог :: Искусство и культура

Доклад: История обуви

     
История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма
обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех
народов. Хотя ремесленники, солдаты и люди низсших сословий древнего Египта
ходили босыми, но зато египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили
сандалии, которые, однако, всегда снимались в присутствии или во дворце царя.
Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись
к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень,
закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и
загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались.
Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной
сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.
     
У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий,
снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями,
высокие башмаки, сильно напомигающие современную обувь. Древние евреи носили
обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время
траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины
носили железную и медную обувь.
     У греков, мы уже находим,
кроме простых сандалий, изображенных на на большей части древних статуй,
полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно
носили женщины. На найденных глинянных фигурках из Танагры, изображенных
обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме
подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также 
раскрашивались и разукрашивались. Затем был сорт красивой обуви белого цвета под
названием "персидской", которую носили в преимущественно куртизанки. Лаконской
или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь лакедемонян, которая
была красного цвета.
     У римлян существовало два вида
обуви: один "calceus",закрывающий всю ногу (сильно напоминающий нашу
современную обувь) и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком;
другой - "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся
ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus". 
Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета
и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из
серебра или золота (luna, lunula, littera_C), служившие отличительным знаком
сенаторов -патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была
обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и
украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые
носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и
драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою
обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним. Бедный класс населения носил
деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.
     ХIV век. Рядовым
дворянам согласно моде, полагалось носить башмаки или туфли на полтора размера
больше длины ступни, а баронам - на два. Князья и предприимчивые негоцианты
могли носить башмаки даже на три размера больше, чем это фактически было нужно.
Носочную часть обуви приходилось подвязывать бечевкой, дабы не падать при
ходьбе и поклонах...
     Европейцы обуви уделяли
особое внимание. Умение красиво и элегантно носить ее было признаком
хорошего тона. Французский король Филипп IV законом установил: все принцы
королевской крови могут носить обувь с носочной частью любой длины да еще
загнутой вверх. Для башмаков дворян устанавливался предел - не более 60
сантиметров (2 фута), для горожан -не более одного фута. Мода на длинноносую
обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи, которые были, как
известно, во все времена, прикрепляли на кончик носка колокольчик или
погремушку.
     В Македонии, в районе Голичник, существует такой обычай: после свадьбы
друзья отводят молодых на ночь в подвал, где в уголке лежат на полу шапка и
ботинки. Между новобрачными тут же завязывзется борьба за эти предметы. С
шапкой дело проще: по поверью, если жена отнимет ее у мужа, то будет в
замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется лишь для вида. А вот с
ботинками сложнее: тот из молодоженов, кто их упустит, будет под каблуком
другого всю свою жизнь.
     Конечно, в Париже обувь
делать умеют. Как же! Высокая Мода! Куда нам, лапотникам... Кстати, лапоть
- дело непростое. Царь Петр (говорит народ) все умел делать, до всего сам
дошел, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетеный
лапоть хранят и показывают. Говорят, были на Руси башмачники-"волчки", которым
заграничные мастера и в подметки не годились. " Волчками" их почему называли:
сидит мастер в стороне от всех, как одинокий волк, и тачает. Протрет штаны
сзади - фартук наденет, износились штаны спереди - другой фартук, да и то
хозяйский - свое-то все давно пропито. Так, во всяком случае, рассказывали об
этом в двадцатых годах Михаилу Михайловичу Пришвину, когда он по своим
писательским делам обувное производство изучал. И вот какая история произошла с
одним таким "волчком". Приехала в Москву прямо из Парижа капризная француженка
на высоких каблуках и потребовала показать ей лучшего обувного мастера. Повели
ее в Марьину рощу - тогдашнюю Мекку башмачного дела - к "волчку", известному
под кличкой Цыганок. Посмотрела француженка на работу мастера и, не будь дура,
заказала сразу две пары башмаков. Одну пару окунула в грязь и будто бы ношеную
завернула в газету(для таможни), другую надела, а свои парижские туфельки в
мусорное ведро выбросила. Вернулась француженка в Париж, загрязненную пару
очистила и продала. И все расходы окупила: и обе пары башмаков от "волчка", и
турпоездку по маршруту Париж-Марьина роща-Париж.