Каталог :: Искусство и культура

Доклад: Карл Павлович Брюллов

                       Карл Павлович Брюллов                       
                               (1799-1852)                               
                       Последний день Помпеи. 1833                       
                                                  Масло, холст. 456,5*651
     Среди персонажей изображены автор картины (художник на ступенях храма, слева,
с красками и кистями в ящике, который он держит на голове) и Ю.П. Самойлова
(мать, обнимающая дочь).
     Исторический живописец, портретист и жанрист, щедро одаренный человек, К.П.
Брюллов пользовался при жизни большой славой. "Великого Карла" почитали такие
выдающиеся его современники, как Пушкин и Гоголь. Но позже его имя стало
объектом ожесточенной полемики. Художники и критики второй половины XIX века -
времени расцвета реализма - видели в Брюллове лишь представителя ненавистного
им академического направления. Должно было пройти много лет, чтобы творчество
художника было понято и Брюллов занял по праву принадлежащее ему достойное
место в истории русского искусства.
     Брюллов вырос в художественной семье, в которой не только  братья живописца,
но его отец, дед, прадед были художниками. Он успешно окончил Академию
художеств. Вопреки привившимся в ее стенах традиционным классицистическим
правилам Брюллов уже в начале творческого пути сознательно нарушал устаревшие
каноны, отстаивая право художника "отступать от условий красоты форм" во имя
"простой натуры". По словам современника, он "Поставил выше всего натуру" и в
качестве профессора Академии снискал себе широкую популярность среди учеников.
Так, взамен копирования чужих оригиналов он приучал молодежь постоянно
наблюдать реальную жизнь, фиксируя увиденное в набросках.
     Характеру живописного дарования Брюллова были близки устремления романтизма,
развившегося в европейском искусстве 1820-х -1830-х годов. Это во многом
определило новаторские черты в творчестве художника. Однако в своих
исторических картинах он проявляет сильную зависимость и от академической
традиции.
     Большие художественные достижения и вместе с тем противоречивость
эстетических позиций Брюллова обнаруживаются в его капитальном и наиболее
известном произведении "Последний день Помпеи". Картина написана в 1830-1833
годах в Италии, где мастер прожил несколько лет в качестве пенсионера Общества
поощрения художников. Сюжет картины - гибель античного города Помпеи в
результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над
осуществлением своего замысла, живописец тщательно изучил исторический
материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы римского писателя и
государственного деятеля Плиния Младшего, ездил на место археологических
раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
     Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен: композиция
фронтальна, то есть развернута  по длине холста, изображенные люди соединены в
группы, вписывающиеся в треугольник, героем под час не достает индивидуальности
образа, их чувства переданы языком жестов и пластикой драпировок. Но подход к
историческому сюжету и его живописное воплощение не согласуется с прежними
представлениями. Стремление к исторической правде и достоверности, замены темы
гражданского подвига героя тема народного бедствия, страданий, нравственная
красота человека как сила, противостоящая злу, - все это совершенно ново для
исторической картины и соответствует эстетике романтизма. В романтическом ключе
решено и живописное построение холста. Не виданное для воспитанника Академии
художеств яркость цвета способствует жизненности передачи материального мира,
сложное двойное освещение игра света и тени создают напряженный эмоциональный
настрой.
     В картине "Последний день Помпея" косвенно отразились сложные явления
общественной жизни того времени и творческая эволюция самого художника. Первое
революционное выступление против царизма - восстание декабристов 1825 года - и
его разгром, революционная волна, прошедшая по Европе в 1830 году, не остались
без последствий в умах и чувствах мыслящих современников. Ведь колебались
первичные устои и порядки, рушилась вера в возможность общественной гармонии.
Романтические тенденции в европейском искусстве приобрели в это время
взволнованный, бунтарский характер. Брюллов не мог быть в стороне от этих
явлений. И далеко не случайно его картина воспринималась современниками
неразрывной от эпохи, в которой была создана. Гоголь отметил, что мысль картины
"принадлежит совершенно вкусу нашего века, который выбирает кризисы,
чувствуемые целою массою", а Герцен говорил, о героях картины, что "они падают
жертвами дикой. Тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы
бесполезной. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере.
     После завершения картина была показана на выставке в Милане, затем в Париже и
Петербурге. Она пользовалась огромным успехом, в ней видели торжество русского
искусства.
     Каледин Дмитрий 10 класс "б"