Каталог :: Искусство и культура

Доклад: Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого
Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и
великолепием отделки внутри.
Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал
построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,
когда этот государь едва не лишился престола.
Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего
времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.
Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому
не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и Исидора
на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и
других работников.
По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо
существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая
кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в
несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких
мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и
неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии
сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.
Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной
мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место
святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает
магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже.
Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын
Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во
время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще
раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии
в несравненно больших размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и
сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал
всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для
нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в
январе 532 года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень
нового. Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года
праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная
часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный
алтарь и амвон. Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он
возобновил церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568
года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под
руководством двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и Исидора
Милетского - сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел
под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на
правой стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел
начертал план этой церкви императору во время сна. Император ободрял
работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному
обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке,
ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия
внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов - белый,
розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные
колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых
колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из
храма Дианы в Эфесе - украшали его. Замечательно, что материалы, вошедшие в
состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям,
так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в
Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.
Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова. Чтобы
легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный
четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших
квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам
среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры),
вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой
аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре. Купол, по-
видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его
поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые
начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь,
что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода
ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе. Верхняя
точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен
81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода
примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша
главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над
другим. Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола -
свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными
пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей - по две
порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора. С севера и юга
главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами,
помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры
или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время
богослужения отдельно. На 24-х других колоннах из египетского гранита
примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и
среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами.
Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и
выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на
Востоке приписывали таинственное значение. Все колонны верхнего этажа
мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и
архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены
бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и
переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его
размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор
удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове
Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного
кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры
- из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и
гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных
цветов.