Каталог :: Искусство и культура

Реферат: Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики

                              Реферат                              
     Тема:   Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней
классики.
     Ученика 9 «Г» класса 
     Средней школы № 23 
     г. Борисова     
     Марголина Ильи.    
                                     1998г.                                     
8-6 века до н.э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции.
Во многом эта культура была основана на достижениях старых рабовладельческих
государств Востока. К началу 8 века или, быть может к несколько более раннему
времени относится возникновение греческого алфавита, основанного на
применении финикийских знаков. В 7 – 6 вв. начинается запись мифов греческой
древности, обычное право постепенно оттесняется письменным законом,
литературное творчество вступает в новый период своего развития. Существенные
сдвиги происходят также в развитии изобразительных исскуств и архитектуры.
К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные верования,
которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы общими для всех
греков. К концу этого периода в основных чертах складывается так называемая
олимпийская религия. Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и
людей – Зевсом, - это сколок патриархальной семьи времён распада
первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с
ним узами кровного родства.
Здесь и супруга его Гера, и бог света златокудрый Аполлон с сестрой своей
Артемидой заботящейся обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле, и
златая Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. На Олимпе обитает
бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Свиреп и неистов
грозный Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу
уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-Полладе. У трона Зевса
стоит хранящая законы богиня Фемида.
Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал существовать и
в дальнейшем.
Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм Аполлона в
Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех ионийских греков,
храм Зевса в Олимпии и др.
8-6 века являются важным этапом в развитии греческого искусства. Наибольшего
развития достигает архитектура. Среди архитектурных памятников этого периода
первое место по своей художественной значительности занимали храмы.
Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества сохранились и
в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от дерева камню наглядно
выступает на примере храма Геры в Олимпии, где дубовые колонны мало-помалу
заменялись каменными.
Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно
посмотреть на храм Посейдона  в Пестуме (начало 5 в. до н.э.),  чтобы
почувствовать мощь тесно стоящих колонн с нависшими тяжёлыми капителями и
массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
                              
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос.
К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых
архитектурных  ордеров – дорический и ионический.  Дорический стиль получил
наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии.
В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся к верху
колонны лишены баз,  каннелюры на стволе колонны        образуют при встрече
острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько расширяющейся
к верху части и лежащей на ней четырёх угольной плиты.
В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную
базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её
капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами
представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными
изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством
художественной выразительности в архитектуре.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке до
н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до н.э.
курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику. Вот
описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или бога); 6
век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение другой.
Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего
наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка словно
изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Архаическая скульптура  совершила громадный путь от примитивных идолов в виде
столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой головы, до
почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях как скульптурная
группа «гигантомании» (война богов и титанов), созданная афинскими мастерами
в конце 6 века. Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной
школы – так называемая делосская Артемида (7 век.) стоит ещё неподвижно лицом
к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади и сбоку фигура ограничена
почти гладкими плоскостями, которые придают ей четырёхгранный характер.
Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в изображении
человеческого тела, определялась не только ростом профессионального
мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями общественной жизни в
древнегреческом полисе.
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос (Девы),
построенный в 5 веке до н.э. зодчим Иктином и Калликратом в Афинах. Его
белокаменный силуэт  чётко вырисовывался на фоне неба. На первый взгляд
Парфенон очень прост – мраморный четырёхугольник, окружённый невысокими
дорическими колоннами. И всё-таки здание бесконечно величественно. Его секрет
в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей. Пропорции
Парфенона рассчитаны так, что человек приближаясь к нему, чувствует себя
выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в
человека бодрость и внушала уверенность в себе.