Каталог :: Административное право

Контрольная: Организационно-правовые формы управления

                 1.     Организационно-правовые формы управления                 
                                   юстицией .                                   
Формирование правового государства неразрывно связано с созданием и
функционированием сильной системы юстиции . На юстицию , как отрасль
правления возлагаются важные задачи организации системы юридических услуг ,
участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности , в легализации
структур и правовых актов . Решение этих задач поручено Министерству юстиции
РФ , которое обеспечивает реализацию государственной политики в сфере
юстиции.
Систему органов управления юстицией составляют : Министерство юстиции РФ ,
Министерство юстиции республик в составе РФ , управления (отделы) юстиции
краёв , областей , автономной области, автономных округов , городов Москвы и
Санкт-Петербурга. В краснодарском крае система управления юстицией
представлена управлением юстиции .
Деятельность Министерства юстиции регламентирована Положением о Министерство
юстиции РФ от 4 ноября 1993 г., утверждённым Постановлением Совета Министров
– Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. №1187.
Настоящим Положением определены : основные задачи Министерства юстиции (п.3);
функции направленные на реализацию задач (п.6); права Министерства юстиции
(п.7); структура Министерства юстиции (п.п.10-14); правовой статус .
Положение о Министерстве юстиции РФ относит Министерство юстиции к
центральным органам федеральной исполнительной власти (п.1) . Возглавляет
Министерство , Министр, он осуществляет руководство на основе единоначалия и
несёт персональную ответственность за выполнение на Министерство задач .
Министр имеет заместителей , распределение обязанностей между которыми
осуществляет самостоятельно . Положением определены основные функции и
правомочия Министра , их мы раскроем позже , поскольку они предусмотрены для
руководства выполнением и выполнения основных задач Министерства юстиции.
В п.3 Положения о Министерства юстиции РФ определены следующие задачи
Министерства :
-         Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности
Президента РФ и Правительства РФ;
-         Организационно-правовое обеспечение судебной реформы ;
-         Обеспечение необходимых условий функционирования судов общей
юрисдикции и военных судов ;
-         Государственная регистрация нормативных актов центральных органов
Федеральной исполнительной власти ;
-         Регистрация уставов общественных и религиозных объединений ;
-         Организация и развитие системы юридических услуг;
-         Обеспечение кадрами органов , учреждений и организаций  юстиции ,
повышение квалификации кадров ;
-         Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов
граждан .
Для выполнения возложенных на Министерство юстиции задач , оно осуществляет
следующие функции (п.6 Положения о Министерства юстиции РФ):
-         Координирует нормотворческую деятельность унитарных органов
федеральной исполнительной власти ;
-         Разрабатывает проекты нормативных актов или участвует в подготовке
таких проектов , вносимых Правительством РФ в порядке государственной
инициативы ;
-         Участвует по поручению Президента РФ в проведении экспертизы
законов РФ , направленных ему на подписание ;
-         Представляет по поручению Президента РФ и Правительства РФ
заключение о соответствии Конституции и Законодательству РФ проектов актов ,
вносимых на их рассмотрение ;
-         Осуществляет работу по систематизации законодательства : ведёт банк
нормативных актов РФ , а также общеправовой рубрикатор по законодательству ;
участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников
законодательства РФ ;
-         Проводит в целях обмена информацией сравнительно-правовой анализ
нормативных актов субъектов РФ , государств – участников СНГ , а также других
иностранных государств ;
-         Организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий
сбора , обработки и анализа правовой информации для судов , органов ,
учреждений и организаций  юстиции и для себя ;
-         Осуществляет государственную регистрацию нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти , затрагивающих права , свободы и
законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также
регулирует своевременность и правильность их опубликования ;
-         Регулирует уставы общероссийских , международных и межрегиональных
общественных объединений , контролирует соблюдение их положений относительно
целей деятельности объединений , а регулирует уставы (положения) религиозных
объединений ; ведёт государственный реестр зарегистрированных в Министерства
юстиции РФ общественных религиозных объединений ;
-         Обеспечивает и координирует работу по практической реализации
судебной реформы ;
-         Осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности , в
т.ч. по её кадровому , организационному и ресурсному обеспечению ;
-         Обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи;
-         Организует работу по исполнению решений , определений и
постановлений судов по гражданским делам , приговоров , определений и
постановлений судов по уголовным делам в частности имущественных взысканий и
постановлений других органов , исполнение которых возложено на судебных
исполнителей ;
-         Организует работу по ведению судебной статистике ;
-         Способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации
прав , свобод и законных интересов граждан , прав юридических лиц ;
осуществляет выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия
деятельностью по оказанию правовых услуг ;
-         Открывает и упраздняет нотариальные конторы , даёт поручения
соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение , ведёт реестр
этих контор , а также контор нотариусов , занимающихся частной практикой ;
устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности ;
-          Сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах
правовой помощи гражданам и организациям ;
-         создаёт , реорганизует и ликвидирует учреждения судебной экспертизы
Министерства , руководит их деятельностью ;
-         организует работу по обеспечению кадрами органов , учреждений и
организаций юстиции , их профессиональную учёбу , а также подготовку и
повышение квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти ;
-         взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в
подготовке юридических кадров ;
-          осуществляет в установленном порядке финансирование органов,
учреждений и организаций юстиции и выделяет финансовые средства в
распоряжение судов, обеспечивает контроль за их расходованием . Организует
материально-техническое обеспечение органов , учреждений и организаций
юстиции и судов ;
-         организует и финансирует научные исследования в порученной ему
сфере деятельности ;
-         участвует в правовом просвещении граждан ;
-         организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан , связанных с
работой органов , учреждений и организаций  юстиции, по вопросам , входящим в
компетенцию Министерства РФ ;
-         представляет согласованные с Министерством иностранных дел РФ
положения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по
гражданским , семейным , уголовным и иным делам и по его поручению ведёт
соответствующие переговоры ; заключает соглашения о правовом сотрудничестве с
соответствующими органами иностранных государств и международными
организациями ; организует выполнение договоров о правовой помощи , а также
других международных договоров , соглашений и конвенций , относящихся к
компетенции Министерства юстиции РФ;
-         организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами
юстиции государств – участников СНГ ;
-         организует организацию системы  юстиции иностранных государств и
осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности .
Для осуществления своих функций Министерства юстиции РФ наделено
определёнными правами , они перечислены в п.7 Положения о Министерства
юстиции РФ :
1.     запрашивать у государственных и иных органов , учреждений и
организаций , должностных лиц , и получать необходимую информацию , документы
и материалы ;
2.     привлекать для осуществления законопроектных , экспертных и
исследовательских работ , консультаций научные организации , учреждений и
органов , специалистов экспертов, создавать временные творческие коллективы ,
использовать в этих целях специальные бюджетные и внебюджетные средства;
3.     вносить предложения об улучшении условий труда , материальном и
социально-бытовом обеспечении работников судов и Министерства ;
4.     создавать учреждения и организации для материально-технического ,
научного , финансового и социально-бытового обеспечения деятельности
Министерства , его органов , учреждений и организаций ;
5.     содействовать распространению правовой информации на территории РФ и
за её пределами .
Кроме того нормальное функционирование Министерства зависит и от руководства
, Министра . Министр юстиции наделён следующими функциями ( п.11 Положения о
Министерства юстиции РФ) :
-         вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты
нормативных актов по вопросам , относящимся к ведению Министерства юстиции РФ
;
-         издаёт на основе и во исполнение актов законодательства в пределах
компетенции Министерства юстиции РФ приказы и распоряжения , даёт указания ,
проверяет их исполнение ;
-         назначает и освобождает работников центрального аппарата
Министерства юстиции РФ и руководителей подведомственных Министерству
учреждений и организаций ;
-         утверждает положения о структурных подразделениях Министерства
юстиции РФ , а также в установленном порядке положения (уставы) о
подведомственном Министерству учреждениях и организациях , Положения о
подразделении Министерства юстиции РФ , обеспечивающих деятельность военных
судов , утверждается по согласованию с Министерством обороны РФ ;
-         утверждает в пределах установленной численности работников и фонда
оплаты труда структуру и расписание центрального аппарата Министерства и
схему расходов на его содержания ;
-         присваивает в пределах своей компетенции Классные чины работникам
центрального аппарата , Министерства юстиции РФ, органов и учреждений
юстиции, судов , а также представляет к присвоению классных чинов и званий ;
-         представляет особо отличившихся работников системы Министерства к
государственным наградам и присвоению почётных званий ;
-         подписывает международные договора РФ о правовой помощи по
гражданским , семейным , уголовным и иным делам .
                    2.     Организация нотариальной службы .                    
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в
Основах законодательства РФ о нотариате .
Основные задачи нотариальной службы состоят в том , чтобы обеспечить защиту
прав и законных интересов граждан и юридических лиц ; охранять собственность
путём различных нотариальных действий ; предупреждать соответствующие
правонарушения , укреплять законность .
В соответствии со ст. 1 ч.2 Основ законодательства РФ о нотариате,
нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными
конторами и нотариусами , занимающимися частной практикой , которые в праве
иметь свою нотариальную контору . Статья 1 ч.4 Основ  предусматривает , что
если в том или ином населённом пункте отсутствует государственная
нотариальная контора или нотариус , занимающийся частной практикой , то в том
случае отдельные нотариальные действия совершают уполномоченные на то
должностные лица исполнительной власти , ч.5 настоящей статьи регламентирует
случаи нотариальных действий за границей – за границей нотариальные действия
совершают на то уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ .
Компетенция перечисленных организаций (уполномоченных лиц) по совершению
нотариальных действий не одинакова . Статья 35 Основ законодательства РФ о
нотариате определены нотариальные действия , совершаемые нотариусами ,
занимающимися частной практикой , это следующие действия : удостоверение
сделок , выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе
супругов  ; наложение и снятия запрещения отчуждения имущества ;
свидетельство верности копий документов и выписок из них ; свидетельство
подлинности подписи на документах ; свидетельство верности перевода
документов с одного языка на другой ; удостоверение факта нахождения
гражданина в живых ; удостоверение факта нахождения гражданина в определённом
месте; удостоверение тождественности гражданина изображенным на фотографии ;
удостоверение время предъявления документов ; передача заявления физических и
юридических лиц другим физическим и юридическим лицам ; принятие в депозит
денежных сумм и ценных бумаг ; совершение исполнительных надписей ;
совершение протестов векселей ; предъявление чеков к платежу и удостоверение
на неоплаты чеков ; принятие на хранение документов ; совершение морских
протестов ; обеспечение доказательств ; иные действия предусмотренные
законодательными актами РФ . Нотариусы государственных нотариальных контор ,
согласно ст.36 Основ законодательства РФ о нотариате совершают те же
нотариальные действия , что и нотариусы , занимающиеся частной практикой , а
также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране
наследственного имущества. Если в нотариальном округе отсутствует
государственная нотариальная контора , то совершение этих действий поручается
совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов
, занимающихся частной практикой .
Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов
выдаётся государственной нотариальной конторой , в компетенцию которой входит
оформление наследственных прав .
Несколько ограничена компетенция уполномоченных должностных лиц органов
исполнительной власти  , согласно ст.37 Основ они удостоверяют завещания ,
доверенности , принимают меры к охране наследственного имущества ,
свидетельствует верности копий документов и выписок из них , свидетельствуют
подлинности подписи на документах ; на указанных должностных лиц
законодательными актами РФ может быть возложено совершение и иных
нотариальных действий .
Согласно ст.38 Основ уполномоченные должностные лица консульских учреждений
совершают те же нотариальные действия , что и нотариусы работающие в
государственных нотариальных конторах , за исключением таких как : передавать
заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам
; предъявление чеков к платежу и удостоверение на неоплаты чеков ; совершать
протесты векселей .
Государственные нотариальные конторы организационно входят в систему
Министерства юстиции РФ , которое осуществляет руководство их деятельностью .
Из статей 3,4,7,9,12,13 Основ законодательства РФ о нотариате оно заключается
в том , что Министерство юстиции РФ открывает или упраздняет государственные
нотариальные конторы в городах и других населённых пунктах , либо поручает
решение этих вопросов органам юстиции субъектов РФ , ведёт их реестр ; органы
юстиции назначают на должность , перемещают и увольняют государственных
нотариусов , поощряют их , налагают на них дисциплинарные взыскания ,
осуществляют регулярный контроль за соблюдением правил нотариального
делопроизводства , за выполнением нотариусами профессиональных обязанностей ,
финансирует их деятельность , организует материально-техническое обеспечение
государственных нотариальных контор ; осуществляя руководство
государственными нотариальными конторами , органы юстиции организуют их
работу , разрабатывают и издают правовые акты , разъяснения по вопросам их
организационного обеспечения и направленных также на совершенствование
нотариальных контор , осуществляет мероприятия по повышению квалификации
государственных нотариусов .
Нотариусы , занимающиеся частной практикой , их конторы организационно не
входят в систему Министерства юстиции РФ . Организация их деятельности иная ,
нежели государственных нотариусов . Все нотариусы , занимающиеся частной
практикой , объединяются в такую организацию как нотариальная палата .
Согласно ст.24 Основ законодательства РФ о нотариате членство в ней является
обязательным для нотариусов , занимающихся частной практикой .
Нотариальные палаты создаются в республиках , краях , областях , автономной
области , автономных округах , городах Москве и Санкт-Петербурге . Их
деятельность строится на принципах самоуправления . Высшим органом
нотариальной палаты является собрание её членов, а непосредственно
руководство палатой осуществляют правление и её президент . В ст.25 основ
законодательства РФ о нотариате определены основные функции и полномочия
нотариальной палаты : представлять и защищать интересы нотариусов ,
заниматься частной практикой , оказывать им помощь и содействие в развитии их
частной нотариальной деятельности ; осуществлять контроль за соблюдением
профессиональных обязанностей нотариусами ; организация стажировки и
повышение квалификации нотариусов . Нотариальные палаты объединяются в
Федеральную нотариальную палату , которая организует свою деятельность на
правах самоуправления . Её высшим органом является собрание представителей
нотариальных палат . Руководство палаты осуществляет руководство и президент
палаты .
Статьёй 30 Основ законодательства РФ о нотариате определены основные задачи и
полномочия палаты : координация деятельности нотариальных палат ;
представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти ;
защита социальных и профессиональных интересов нотариусов , занимающихся
частной практикой ; участие в проведении экспертиз проектов законов РФ по
вопросам нотариальной деятельности ; обеспечение повышение квалификации
нотариусов , стажёров и помощников нотариусов ; организует страхование
нотариальной деятельности ; представляет интересы нотариальных палат в
международных организациях .
Министерство юстиции и его органы оказывают определённое организующее
воздействие на деятельность нотариусов , занимающихся частной практикой . Это
выражается в том , что оно ведёт реестр контор нотариусов , занимающихся
частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензии на право
нотариальной деятельности . При нём образуется апелляционная комиссия ,
рассматривающая жалобы на решения квалификационных комиссий, которые
создаются при органах юстиции для приёма экзаменов у лиц , прошедших
стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью . Органы юстиции
совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением
правил нотариального делопроизводства нотариусами , занимающихся частной
практикой . При совершении нотариальных действий частные нотариусы
руководствуются законами  , а также правовыми актами , издаваемые
Министерством юстиции РФ по вопросам нотариальной деятельности .
С другой стороны объединения нотариусов , занимающихся частной практикой ,
активно участвуют в организации нотариальной службы , например , согласно
ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате , должность любого нотариуса
учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой,
их количество в нотариальном округе определяется  также совместно органом
юстиции и нотариальной палатой .
Наделение любого нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции
РФ или по его поручению органом юстиции на основании рекомендации
нотариальной палаты и на конкурсной основе . Порядок проведения конкурса
разрабатывается и определяется  совместно Министерством юстиции РФ и
Федеральной нотариальной палатой .
К совместному ведению Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной
палаты относятся определение порядка прохождения стажировки лиц , решивших
заняться нотариальной деятельностью ; утверждение положений о
квалификационной и апелляционной комиссиях .
К лицу решившему заняться нотариальной деятельностью , предъявляются
определённые требования , они содержатся в ст.2 Основ законодательства РФ о
нотариате : оно должно быть гражданином РФ иметь высшее юридическое
образование , пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у
нотариуса , занимающегося частной практикой , сдать квалификационный экзамен
квалификационной комиссии и получить лицензию на право нотариальной
деятельностью , которая выдаётся после сдачи квалификационного экзамена на
основании решения квалификационной комиссии .
В осуществлении своей деятельности , функций и полномочий нотариусы
независимы и руководствуются только законами, нормативными актами
Министерства юстиции РФ , изданными в пределах его компетенции ,  иными
актами , а также актами органов государственной власти республик , краёв ,
областей , автономной области , автономных округов , городов Москвы и Санкт-
Петербурга .
                                3.     Адвокатура                                
В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 ст.48 каждому гарантируется
право на получение квалифицированной юридической помощи . Эта помощь ,
обеспечивается соответствующих организаций , среди которых важное место
занимает адвокатура .
Правовые основы организации и деятельности адвокатуры закреплены в Положении
об адвокатуре РСФСР , утверждённом  Законом РСФСР «Об утверждении Положения
об адвокатуре РСФСР» 20 ноября 1980 г. В ст.1 данного положения определены
задачи адвокатуры , оказание юридической помощи гражданам , предприятиям ,
учреждениям , организациям , общественным объединениям – главная из них .
Согласно ст.19 Положения об адвокатуре РСФСР , юридическая помощь
осуществляется адвокатурой , состоит в следующем :
-         дача консультаций и разъяснение по юридическим вопросам, устных и
письменных справок по законодательству ;
-         составление заявлений, жалоб и других документов правового характера ;
-         осуществление представительства в суде , арбитраже и других
государственных органах по гражданским делам , делам по административных
правонарушениях ;
-         участие на предварительном следствии в суде по уголовным делам в
качестве защитников , представителей потерпевших , гражданских истцов ,
гражданских ответчиков ;
-         оказание иной правовой помощи .
Перечисленные выше основные функции адвокатуры свидетельствуют о том , что
она своими действиями способствует охране прав и законных интересов граждан и
юридических лиц , объективному и справедливому отправлению правосудия ,
укрепление законности .
Адвокатура является общественным объединением , формируемым на добровольной
основе , функционирующим на основе самоуправления , самостоятельно решающая
внутренние вопросы своей деятельности . Формируется оно из числа лиц ,
имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской
деятельностью .
Основной организационной формой и низовым подразделением адвокатуры являются
юридические консультации , образуемые в городах и районах . Руководит
консультацией заведующий . В ст.18 Положения об адвокатуре РСФСР определены
основные права и обязанности заведующего , они следующие :
-         организует работу юридической консультации ;
-         заключает соглашение с гражданами об оказании юридической помощи и
договоры на юридическое обслуживание с предприятиями , учреждениями и
организациями ;
-         назначает адвокатов для осуществления защиты по требованию органов
предварительного следствия и суда ;
-         распределяет работу между адвокатами с учётом их квалификации и
персональных к ним обращений ;
-         устанавливает в соответствии с инструкцией размер оплаты за
выполненную адвокатами работу , а также освобождает от оплаты за юридическую
помощь ;
-         осуществляет контроль за качеством работы адвокатов , прохождением
стажировки ;
-         рассматривает жалобы на действие адвокатов ;
-         и другие функции .
Юридические консультации создаются президиумом коллегии адвокатов , место
нахождения и количество работающих юридических консультациях адвокатов
определяются президиумом коллегии адвокатов по согласовании с органами
юстиции в субъектах РФ .
Согласно ст.3 Положения об адвокатуре РФ коллегия адвокатов образуется по
заявлению учредителей , состоящих из лиц , имеющих высшее юридическое
образование . предложение об образовании коллегии направляется в Минюст для
согласования , если согласие Минюста получено , то осуществляется регистрация
коллегии . Коллегии образуются в республиках , краях , областях , автономной
области , автономных округах , городах Москве и Санкт-Петербурге.
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание членов коллегии ,
ст.5 Положения предусматривает , что , если в коллегии насчитывается более
300 человек , то в место общего собрания может созываться конференция членов
коллегии адвокатов избирают президиум коллегии адвокатов , ревизионную
комиссию , устанавливает численный состав , штаты коллегии , утверждает
отчёты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии ;
рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии и осуществляет
другие функции , предусмотренные ст.6 Положения об адвокатуре РСФСР .
Оперативное руководство осуществляет президиум , на который возложены
многочисленные функции по организации деятельности коллегии , они
предусмотрены ст.8 Положения : созывать общие собрания (конференции) членов
коллегии ; создавать юридические консультации ; руководить их деятельностью и
осуществлять за ними контроль ; принимать в члены коллегии и состав стажеров
; решать вопросы о переводе адвокатов из одной юридической консультации в
другую , исключать их из членов коллегии ; осуществлять контроль за качеством
работы адвокатов , за соблюдением правил внутреннего трудового порядка
коллегии, за соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений ,
заявлений и жалоб граждан и юридических лиц в юридических консультациях ;
представлять коллегию в органах государственной власти и общественных
объединениях ; разрабатывать и издавать методические пособия по вопросам
адвокатской деятельности и др. функции .
Министерство юстиции РФ и его органы сотрудничают с объединениями и
организациями адвокатов , а многие вопросы деятельности адвокатуры решаются
при непосредственном участии Минюста и его органов с их согласия .
Министерство юстиции и его органы оказывают организациям и объединениям
адвокатов помощь в проведении мероприятий по повышению профессионального
уровня адвокатов ; содействуют созданию условий для наиболее полного
использования адвокатами предоставленных им прав и выполнение возложенных на
них обязанностей . Минюст РФ устанавливает порядок оказания адвокатами
юридической помощи гражданам и организациям , издаёт отдельные инструкции и
методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры . Заведующие
юридическими консультациями назначаются и освобождаются от должности
президиумом коллегии адвокатов по согласовании с соответствующими органами
юстиции , с органами согласовываются места нахождения юридических
консультаций и т.д.
Все выше названные функции Минюста и его органов по участию в деятельности
адвокатуры предусмотрены Положениям об адвокатуре РСФСР .
Таким образом отношения между органами юстиции и адвокатурой , строятся как
на сотрудничестве так и непосредственном участии первых в деятельности
последней .
                4.     Регистрация актов гражданского состояния .                
Регистрация актов гражданского состояния осуществляют органы записи
гражданского состояния . Суть деятельности органов состоит в регистрации
событий и фактов , влияющих на правовое положение гражданина . Регистрации
подлежат только те события и факты , которые непосредственно названы в
правовых актах , Гражданский кодекс РФ в ст.47 ч.1 содержит ному о том , что
государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния :
рождение , заключение брака, расторжение брака , усыновление (удочерение) ,
установление отцовства , перемена имени , смерть гражданина . Аналогичные
нормы содержит Семейный кодекс РФ , например , в ст. ст. 11,19,25,51.
Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов
гражданского состояния , которые образуются при местной , областной (краевой)
администрациях , которые непосредственно руководят их деятельностью .
Регистрация актов гражданского состояния производится органами путём внесения
соответствующих записей в книги регистрация актов гражданского состояния
(актовые книги) и выдача гражданам свидетельств на основании этих записей
(например , свидетельство о рождении). Порядок регистрации актов , порядок
изменения , восстановления и аннулирования записей актов гражданского
состояния , формы актовых книг и свидетельств , а также порядок и сроки
хранения актовых книг определяется федеральным законом «Об актах гражданского
состояния № 143-ФЗ от 15.11.97.»
Хотя непосредственное руководство органами записи актов гражданского
состояния и осуществляется соответствующими администрациями , Минюста РФ и
его органы осуществляют методическое руководство и правовое регулирование
деятельности данных органов . Оно заключается в том , что Минюст проводит
мероприятия по совершенствованию деятельности органов ЗАГСа ; вносит
предложения в соответствующие органы государственной власти по
совершенствованию законодательства , регулирующего их деятельность ; изучает
и обобщает практику их работы ; разрабатывает необходимые для их работы
бланки , формы отчетности , учёта и т.п.
Важное значение имеют инструкции и разъяснения по вопросам организационного
обеспечения деятельности органов записи гражданского состояния , издаваемые
Министерством юстиции РФ, которые  обязательны не только для упомянутых
органов  , но и для органов учреждений и организаций системы Министерства
юстиции РФ , федеральных органов исполнительной власти , иных органов ,
должностных лиц и граждан , на которые распространяются эти акты .