Каталог :: Административное право

Реферат: Специальные административно правовые режимы

                                      План.                                      
                                                                            Стр.
I.                    Специальные административно-правовые режимы.             3
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера.                 4
2. Чрезвычайное положение.                                                     5
3. Военное положение.                                                          9
4. Режим охраны государственной границы.                                      10
5. Режим секретности.                                                         11
Список используемой литературы.                                               13
                                                                              
     
             I. Специальные административно-правовые режимы.             
Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-
правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком,
императивным методом юридического воздействия.
Во всех административно-правовых режимах следует различать две
взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.
Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его
организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.
Юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает
режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных
обязанностей и прав.
Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают
права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а
режимные ограничения должны устанавливаться только законами.
Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень
сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его
жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных
противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой
возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов,
экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.
Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для
уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят
дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного
принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных,
экономических, материально-технических.
Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных
для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным
интересам личности, общества и государства и требующих для своего
урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы
чем те, которые действуют в обычных условиях.
Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического
инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они
относятся к специальным административно-правовым режимам.
Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности
населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования
органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.
 Особыми условиями, влекущими корректировку в организации уп­равления, являются: 
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера.
2. Чрезвычайное положение.
3. Военное положение.
4. Режим охраны государственной границы.
5. Режим секретности.
     1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите
населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного
характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на
опреде­ленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, ко­торые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значитель­ные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая
государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного
самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и
местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций.
Непосредственное государственное управление в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы
исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению
чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,
осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным
организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-
технические   мероприятия   по   повышению   устойчивости функционирования
отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила
безопасности производства, техно­логических процессов, продукции, а также
правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.
В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные
работы.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) -  МЧС России -
является
специальным федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим
государствен­ное управление и координацию федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно
образует подведомственные ему территориальные орга­ны соответствующего
профиля.
Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреж­дений и
организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и
необходимостью их ликвидации.
Так, при чрезвычай­ных ситуациях Президент Российской Федерации при
обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может
ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
чрез­вычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к
ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации,
других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том
числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других
чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти
и местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций по
преодолению пос­ледствий радиационных аварий и катастроф; контроль за
осуществ­ление мероприятий в этой области; организует формирование и
достав­ку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате
чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему
региональных органов, можно подраз­делить на две группы:
а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направ­лены на
предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их
последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение
важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.
     2. Чрезвычайное положение.
Чрезвычайное положение действует в соответствии с Положением о нем,
утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 457.
Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в
установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными
словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические
(правовой акт) основания возникновения данного правового режима.
Главное в его содержании:
- ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права;
- изменение системы государственной власти путем образования новых
исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление
дополнительных полномочий.
Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией РФ особый правовой
режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий
установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод
граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий на них дополнительные
обязанности.
Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности
граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и
эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя
при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью
граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо изменения
конституционного строя РФ путем насилия.
Цели введения режима чрезвычайного положения:
- нормализация обстановки;
- восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав
юридических лиц;
- восстановление нормального функционирования конституционных органов власти,
органов местного и регионального самоуправления и других институтов
гражданского общества;
- оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям;
- ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастроф, стихийных бедствий.
Законодательство РФ определяет основания объявления чрезвычайного положения,
дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:
а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и
здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов,
имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
б) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного
положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную
угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления чрезвычайного
положения  с наступлением конкретных явлений или событий; применение
чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности;
задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение такой угрозы;
в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации: общественный
порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;
г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы
органы государственной власти признали, что существующие у них в силу
обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее
урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.
Условия введения чрезвычайного положения:
- стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие
угрозу жизни и здоровью населения;
- массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами,
ограничивающие их права и свободы;
- блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей,
угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов
государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления;
- попытка захвата государственной власти или изменения государственного строя
РФ насильственным путем;
- посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих
изменению его границ;
- необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности
органов государственной власти.
На период действия ЧП могут вводиться следующие меры:
- установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы
передвижения по территории, где введено ЧП;
- ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
- усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих
жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
- запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и демонстраций, а
также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;
- запрещение забастовок.
В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе, эпидемии,
эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно к
основным мерам принимаются следующие меры:
а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с обязательным
предоставлением им стационарных или временных помещений;
б) временное запрещение строительства новых, расширения действующих
предприятий и других объектов;
в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-
эпидемиче-ских мероприятий;
г) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов
первой необходимости;
д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений, организаций,
изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в
условиях ЧП продукции, иные изменения производственной деятельности,
необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо
от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации последствий
чрезвычайных обстоятельств;
ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных
предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит
нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением или
своих обязанностей, назначение других лиц временно исполняющими обязанности
указанных руководителей.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных
аварийно-спасательных работ, допускается привлечение трудоспособного
населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ при
условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение
несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут
отрицательно повлиять на состояние их здоровья.
Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке захвата
государственной власти насильственным путем, то дополнительно вводятся
следующие меры:
- введение комендантского часа (запрещается находиться на улице и в других
общественных местах без специально выданных удостоверений личности в
установленные часы суток);
- приостановление после соответствующего предупреждения деятельности
политических партий, общественных организаций, массовых движений и
самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует
нормализации обстановки;
- ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и
сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;
- временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного
оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной
военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих
и сильнодействующих химических веществ;
- введение цензуры, ограничение на выпуск газет;
- проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного
досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных
помещений и жилья граждан;
- высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной
местности, вместо их проживания или за пределы местности, где введено ЧП за
их счет;
- особые правила пользования связью;
- запрещение изготовления и распространения информационных материалов,
которые могут дестабилизировать обстановку.
Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно,
сами справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы
местного территориального самоуправления, предприятия, учреждения,
общественные объединения и организации, а также граждане на этой территории
обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их решения.
Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным поло­жением.
     3. Военное положение.
Возможность  его  введения  предусмотрена  также Конституцией Российской
Федерации и отнесено к компетенции Президента Российской Федерации.
Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным
законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в первом чтении
законопроект "О военном положении", но он еще не принят.
Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения военного
положения, особенности организации государственной власти на территории
военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации федеральных
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, меры и
временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, привлечение
для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских
формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в
период военного положения.
Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако,
очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении роли
и расширении полномочий военных орга­нов в управлении на территории, где
введено военное положение. В местностях, объявленных на военном положении,
полномочия пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти
в области обороны, охраны государственной и общественной безопас­ности
сосредотачиваются в руках органов военного управления.
Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на
военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления,
военному командованию в использо­вании всех возможностей для обеспечения
государственной и общест­венной безопасности.
Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав
и свобод граждан, а также возложение на них обязан­ностей, которые не могут
на них возлагаться в нормальных условиях (военно-квартирная обязанность для
расквартирования воинских час­тей и учреждений, введение трудовой повинности
для военных целей и т.д.)
В условиях военного положения может изменяться организация управления
различными объектами, не имеющими военного назна­чения; мобилизуются силы и
средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и
общественного порядка под руководст­вом военного командования, у которого
сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.
Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы
организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть
сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно
правоохранительных и военных органов.
     4. Режим охраны государственной границы.
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий
охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
·        въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и
транспортных средств;
·        хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых
общественно - политических, культурных и других мероприятий;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во
внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
·        учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных
(надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их
плавания и передвижения по льду;
·        промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)
Часть 2 исключена. - Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое
ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в
порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона
местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше,
морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек,
озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.
В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов,
санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений
(объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного
водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного
массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются
предупреждающие знаки.
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным
государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона
может не устанавливаться.
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки устанавливаются
решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной
пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской
Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)
В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод Российской
Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия
предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в
отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются
решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной
пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской
Федерации и подлежат опубликованию.
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).
     5. Режим секретности.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на
Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О
государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Законе
Российской Федерации "О безопасности", Указе Президента РФ №1203 от 30 ноября
1995 года об утверждении "Перечня сведений, отнесенных к государственной
тайне", "Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной
тайны" №71 от 20.01.96.
Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ к
источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В
зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими
ограничениями, различают личную, коммерческую, государственную тайну. Защита
такой информации от нежелательного распространения обеспечивается нормами
морали и права.
Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ
к которым может причинить вред интересам страны, государства.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности страны.
Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в которых
сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде
символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Можно назвать следующие признаки государственной тайны:
1) это очень важные сведения;
2) их разглашение может принести ущерб государственным интересам;
3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне,
закреплены в законодательстве;
4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными принудительными
средствами;
5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим
секретности.
Итак,  секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности.
                         Список используемой литературы.                         
1. Положение Правительства РФ № 457 "О чрезвычайном положении" от 6 мая 1994г.
2. Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14
июля 1992г.
3. Закон РФ "О государственной границе РФ" от 1 апреля 1993г.
4. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993г.
5. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994г.
6. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом
Президента РФ от 30 ноября 1995г.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 1997.
8. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК», 1996.