Каталог :: Инвестиции

Статья: Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ
                                                   проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.
                                                           ГАЛИНСКИЙ Д.М.
Для осуществления преобразований  в  экономике  Украины  требуются
значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что  проблему
инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях
экономического кризиса,  когда “замораживание” средств, при реализации
конкретных  проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования
всей экономической системы.
Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики
постоянно возрастает  вследствие  необходимости  обновления  действующих
производственных фондов. В  такой  ситуации  при практически полном
отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции,
как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем
только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет
более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине
тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди  которых
политическая и экономическая нестабильность, частые изменения
законодательства , медленные темпы  приватизации,  нерешенность вопросов
земельной собственности и т.п. .  Все это требует  от Правительства Украины
проведения  выверенной ,  научно-обоснованной и, в то же время , активной
инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь
создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной
деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько
соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить
автор в данной статье.
     Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. 
В Украине порядок государственного управления  инвестиционной  деятельностью и
иностранным инвестированием,  как ее составной частью,  изложены в Концепции
регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации
экономики,  утвержден ной   Постановлением Кабинета Министров Украины  от  1
июня  1995 года N 384 ,  где иностранные инвестиции упоминаются наравне с
другими источниками инвестирования,  и в Программе деятельности правительства
            Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .
Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет
предоставляться  преимущественно  на развитие  приоритетных направлений в
экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются
развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и
ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание
объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению ,  а
также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается на экспорт ,
развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и
микробиологической промышленности ;  преодоление последствий Чернобыльской
катастрофы .
     Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции
которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются
Кабинет Министров Украины и  местные государственные администрации .
     Президент также принимает активное участие в осуществлении
государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так,
согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г.  N 719/95   создана
Украинская   государственная   кредитно- инвестиционная  компания.С  целью
подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития
экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения
иностранных инвестиций  при   Кабинете Министров Украины  создан
Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций  в Украине  (  Указ
Президента  Украины   от 27.01.1996г. N 90/96 ) .   Указом  Президента Украины
от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное  агентство Украины
реконструкции и развития ,  в функции которого входит  формирование  и
реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов ,
грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных
инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в  сфере
налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования,
внешнеэкономической деятельности,  которые безусловно  распространяются  и на
деятельность  иностранных  инвесторов.
В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным
инвестированием  непосредственно выполняет отдел иностранных  инвестиций  и
свободных экономических  зон ,   который организационно  входит  в  состав
Главного  управления  по  вопросам внешнеэкономических связей.
В полномочия местных государственных администраций входят: разработка
программ социально-экономического развития соответствующих территорий,
внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие
созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление  управления
инвестиционной  деятельностью ,  в  том числе и при участии иностранных
инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по
привлечению иностранных инвестиций  к  экономическому развитию  соответствующих
административно-территориальных единиц , обязательная регистрация иностранных
инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с
потенциальными стратегическими инвесторами ,  учет части иностранных инвестиций
при составлении местных бюджетов  и  т.д.
Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в  функции
которых той  или  иной  мерой  входит управление процессом привлечения и
использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при
Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей и
торговли Украины, Министерство экономики Украины ,  Министерство  финансов
Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная
кре -
дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и
развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный
таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины. Они
имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их
деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в
функциях координирующего содержания.
Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного
управления иностранным инвестированием в Украине  не раз подвергалась
изменениям , но ,  как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными
и соответственно, малоэффективными . Так ,  например ,  анализ  заданий
новоиспеченного  Националь-ного агенства Украины реконструкции и развития ,
которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного
Агенства координации международной технической  помощи  показывает , что  по
сути  создан   аналогичный   орган  государ-ственной исполнительной власти .
Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов
внешних поступлений в экономику  Украины (иностранных инвестиций, иностранных
кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано
ранее, в частности -  к объединению функций государственного управления в
упомянутых направлениях в рамках одного министерства.
В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования"
устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций 
. Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный  практический
вывод  о том , что субъектом ,  который получает государственные гарантии  по
защите  иностранных   инвестиций , является иностранный инвестор ,  а не
предприятие  с ино-странными инвестициями .  Эта особенность  является  очень
важной  при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.  Эти
гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий  защиты
иностранных инвестиций применение  к  ним  на протяжении  10 лет специального
законодательства об иностранных инвестициях ,  которое действовало  в  момент
регистрации иностранной инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения
права собственности иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых
льгот эти гарантии не действуют .
Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии
защиты иностранных инвестиций :
     1. Гарантии от принудительного изъятия  иностранных инвестиций (за
исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия
,  аварий , эпидемий  и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных  действий
государственных органов и их должностных лиц .
     2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам
(включая  упущенную  выгоду  и  моральный  ущерб , причиненный  им вследствие
действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами
Украины своих обязанностей).
     3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е.
право на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения
деятельности , инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования
без уплаты таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих инвестиций в денежной
или товарной форме  в  соответствии  с  их  реальной стоимостью на момент
прекращения инвестиционной  деятельности ).
     4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж прибыли
, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного
инвестирования.
                 Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине. 
В Украине  собственное  законодательство  об инвестиционной деятельности и об
иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта
провозглашения независимости Украины .
Закон Украины " Об инвестиционной деятельности "  от 18 сентября 1991 года
стал первым нормативным актом, в котором изложены в  обобщенном виде правовые
,  экономические  и  социальные условия инвестиционной деятельности на
территории Украины.
Закон  Украины  " Об иностранных инвестициях "  от  13  марта 1992 года  -
первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного
инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993
года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что
вышеупомянутый Закон имел ряд  существенных недостатков .  В  частности  в
нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций ,
для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого
Закона, по некоторым подсчетам ,  до 42% всех иностранных инвесторов вложили
в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие
совместные предприятия ,  в которых иностранные инвестиции равнялись 7
долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам
пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время
обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования
соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и
соответствующей страной .  Существовал завуалированный импорт товаров  под
видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий  с последующей
реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность  в диффернциации
налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества,
имущественных прав, новых технологий и т.п.
В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной
инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными
инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида
.
19 марта 1996 года  Верховная  Рада  Украины  приняла  новый  Закон Украины
"О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие
вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений,
которые были заимствованы из  декрета . Однако, наряду с этим ,  в нем
присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной
существенной чертой нового Закона ,  которая отличает его от предыдущего
законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных
инвесторов на территории Украины  устанавливается национальный режим
инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для
отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций ,
которые реализуются  в  соответствии с государственной программой  развития
приоритетных  отраслей экономики ,  социальной  сферы  и  территорий , может
устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной
деятельности.  Четко  установлен момент присвоения предприятию статуса
предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом  считается  день
зачисления иностранной инвестиции на его баланс.  Положительным моментом
является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет
осуществляться  только после их фактического внесения ,  тогда как в
соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного
инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического
внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить
иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия
освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину
как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия  с иностранной
инвестицией .
     Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем
порядке,  предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при
создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение
о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в
общегосударственной собственности . Незарегистрированные  иностранные
инвес-тиции  не дают права  на получение  льгот  и гарантий,  предусмотренных
законодательством Украины для иностранных инвестиций .  Отказ  в регистрации
иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка
регистрации .  Он  должен быть  оформлен письменно с указанием мотивов отказа и
может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее
нецелесообразности не допускается .
     Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие  с
иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые
соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений ,
предусмотренных законодательными актами Украины . В  соответствии со ст. 8
Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности
предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения
(лицензии ) . Законом  Украины " О научно-технической информации "
предусматривается право иностранных юридических и физических лиц ,  а  также
лиц  без гражданства  инвестировать развитие сферы научно-технической
информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) .
В Законе Украины " О страховании " указывается , что  часть  иностранных
юридических лиц   и  граждан  в уставном фонде страховика (юридического лица,
которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой
деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при
реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников
страховика иностранных страховиков  при  условии проведения ими всех расчетов
по обязательствам и  долгам ,  срок уплаты которых уже наступил .  Кроме
вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить ,  что страховая
деятельность  в  Украине  осуществляется исключительно страховиками -
резидентами Украины .  В соответствии  с  Законом Украины  " О выборах народных
депутатов " предприятия с иностранными  инвестициями не имеют права делать
взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины .   В
Воздушном Кодексе Украины  указывается , что аэропорт , если он в том числе
является совместным предприятием или предприятием, которое полностью
принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в
соответствии с действующими  в Украине  правилами .
     Условия  реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с иностранными
инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно
определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них,
если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с
иностранными инвестициями является то ,  что их продукция не подлежит
лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции
собственного производства.  Вывоз товаров , на которые распространяется
специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии с законодательством
Украины .
     Бухгалтерский учет и отчетность .Для  бухгалтерского  учета
внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической  деятельности
пользуются планом счетов и инструкцией по его применению ,  которые  действуют
на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями,
которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они  отображают
свою  деятельность  и  ее  результаты  в финансовой отчетности отдельно
указанными показателями :
- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые
находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;
- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-
чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .
Государственной  налоговой  администрации  кроме  годового финансового отчета
предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и
экспорт,
Национальному банку Украины  предоставляется информация о суммах
обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.
     Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В  п.4  ст.19
Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции могут
быть ,  а в отдельных случаях ,  предусмотренных законодательством Украины ,
должны быть застрахованы .Субъекты  внешнеэкономической  деятельности
самостоятельно  выбирают  страховую  компанию (страховика ), однако экспортные
кредиты,  ссуды,  некоторые контракты на поставку машин и оборудования,
инвестиции как  на территории Украины , так  и  за  ее пределами страхует
специализированное акционерное общество , контрольный пакет акций  которого
принадлежит правительству Украины.
     Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация
предприятий с иностранными инвестициями .Основания  для  приостановления
инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной
деятельности". Решение государственного органа о прекращении или
приостановлении инвестиционной  деятельности  может быть  принято по таким
причинам  :
     1.если ее продолжение может привести к  нарушению установленных
законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и
других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства , которые
охраняются законом ;
     2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по
причине неплатежеспособности ;
     3.стихийного бедствия ;
     4.введение чрезвычайного положения .
     ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТОРОВ  В  УКРАИНЕ
Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные
инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3
Закона Украины  " О собственности "  и пользуются в связи с этим теми же
правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми
исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .
В  целях  обеспечения  равных условий хозяйствования для  украинских и
иностранных субъектов хозяйственной деятельности  и  выполнения обязательств
Украины перед другими государствами  и  международными организациями по
устранению двойного налогообложения , уклонения от налогообложения и
предотвращению демпинга утве-
ржден Порядок осуществления иностранными субъектами  хозяйственной
деятельности  операций с продукцией украинского происхождения на территории
Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины  .
Иностранные инвесторы имеют  право  на приобретение  паев , акций  и других
ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .
Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на
территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются
Законами Украины
" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации
небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом
других законодательных актов .
Приобретение   иностранными   инвесторами   имущественных прав на землю и
другие природные ресурсы регулируется  Земельным , Лесным,Водным кодексами ,
Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В соответствии с
Земельным кодексом и Законом Украины  "  О собственности" иностранным
гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не
передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право временного
пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям , международным
организациям и объединениям при участии украинских  и  иностранных
юридических и  физических лиц ,  предприятиям ,  которые  полностью
принадлежат иностранным инвесторам  ,  а также иностранным государствам,
международным организациям, иностранным юридическим лицам и лицам без
гражданства .При приватизации объектов неоконченного строительства
одновременно  предоставляются в долгосрочную аренду и земельные участки,
отведенные для строительства этих объектов .Пользование землей в Украине
является платным .
Имущество  в  аренду  иностранным  инвесторам предоставляют арендодатели на
основе договоров аренды в соответствии с  действующим законодательством
.Кабинет Министров Украины утвердил  Перечень имущественных комплексов
государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений
основного производства , передача которых в аренду не допускается .
     Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. 
Для  предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных
налоговых льгот,  как это было до принятия Закона “О режиме иностранного
инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного
инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов
предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные проекты
с привлечением иностранных инвестиций ,  которые  реализуются в соответствии
с государственными  программами  развития  приоритетных отраслей экономики ,
социальной сферы и  регионов ,  может  быть установлен льготный режим
инвестиционной  и  другой  хозяйственной деятельности .
Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной
деятельности вопросы налогообложения всегда  оставались  и на наш взгляд
остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с
целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных) инвестиционных
ресурсов во многих странах  законодательно установлены сроки  освобождения
от  уплаты налога  на прибыль как по вновь создаваемым предприятиям , так и
при реформировании ,  расширении  уже  действующих  предприятий  .   Подобный
опыт был использован и в Украине .  В частности это касалось  предприятий с
иностранными инвестициями ,  для  которых в соответствии  с Декретом Кабинета
Министров Украины ( 1993 ) был установлен пяти-
летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О
налого-обложении прибыли предприятий " от 1995  отменил эту льготу , оставив
ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже были
осуществлены до вступления в силу данного закона.
Тем  не  менее  во  вновь  принятом  Законе о налогообложении прибыли от 22
мая 1997 года это положение не упомянуто ,  следовательно на данный  момент
ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога на
прибыль .  Этот факт вполне естественно считается нарушением прав инвесторов
,  которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом необлагаемого
налогом периода ,  и ярко демонстрирует  несовершенство  и ненадежность
нашего законодательства, что отнюдь не способствует привлечению
инвестиционных ресурсов .
Плательщиками налога на прибыль из числа  нерезидентов  являются физические и
юридические лица любой организационно-правовой формы ,  которые получают
доходы  из источников в Украине  ,  за исключением учреждений и организайий ,
которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии  с
международными  договорами Украины .  Сумма валового налогооблагаемого дохода
умень -
шается на :
* сумму  средств или стоимости имущества ,  которые поступают плательщику
налога на прибыль  в виде прямых инвестиций или  реинвестиций в корпоративные
права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные или
имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной деятельности
на территории Украины  без создания юридического лица ;
* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и
инвестиционных компаний в случае ,  если ни один из учредителей ( участников
, акционеров )  не владеет более 10%  уставного фонда этих  организаций  и
если  эти  организации на протяжении 30 дней  по окончании налогового года
распределяют между участниками   ( акционерами )  не менее 90% доходов от
инвестиционных операций .
Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
осуществляется  на тех же  условиях и регулируется теми же  нормативными
актами , что  и  предприятия ,  которые таковых  не имеют .
      Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .
Особенный правовой статус имеет имущество ,  которое ввозится в Украину как
взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями .  Так ,  в
соответствии со ст. 18  Закона Украины  " О режиме иностранного
инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной
пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного
потребления . При  этом таможенные органы осуществляют пропуск такого
имущества на основе вексельной операции .  Если вексель не погашен в течение
30 календарных дней  со  дня оформления таможенной декларации , векселедатель
обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных дней .
В случае ,  если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной
инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество, которое
было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд
указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые осуществляют
совместную инвестиционную деятельность по договорам (контрактам) ,
отчуждается , в том числе в связи с прекращением деятельности векселедателя ,
последний уплачивает ввозную таможенную пошлину не позднее дня отчуждения .
Ввозная  таможенная  пошлина  не  уплачивается  при  условии вывоза
иностранной инвестиции зарубеж ,  что удостоверяется вывозной грузовой
таможенной декларацией .  В  случае установления факта отчуждения имущества
ранее трехлетнего срока государственная налоговая инспекция обязана уведомить
об  этом  соответствующий  таможенный  орган ,  после  чего  последний обязан
в  бесспорном  порядке взыскать ввозную пошлину .
Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории
Украины .
Основным нормативным актом , который определяет основные  принципы валютного
регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров Украины от 19
февраля 1993 года N15-93 "О  системе  валютного  регулирования и валютного
контроля"
Важным  для  иностранного  инвестора  является  то ,   что  в соответствии со
ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия
Национального банка Украины для :
* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами -
резидентами и нерезидентами иностранной  валюты  , которая была ранее ввезена
ими в Украину на законных основаниях ;
* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде
процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;
* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте,
ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения
инвестиционной деятельности .
Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса
национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через
уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений
в иностранной  валюте в пользу резидентов , однако средства в иностранной
валюте ,  которые перечисляются на территорию Украины с целью их  дальнейшего
внесения в уставные фонды предприятий с  иностранными инвестициями , не
подлежат обязательной продаже , также как и  суммы выручки в иностранной
валюте этих предприятий за экспорт продукции  ( работ  , услуг )
собственного производства .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования" для
сохранения доходов,прибыли и других  средств иностранные инвесторы могут
иметь текущие и расчетные счета  в банках Украины в соответствии с ее
законодательством .
К таким счетам относятся :
а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно
названные счетами типа " С " .   Остатки по ним  могут быть свободно
конвертированы в иностранные валюты по курсу ,  установленному Национальным
банком Украины ,  и переводится  зарубеж ;
б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности
совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом
условно названные счетами типа "Л"  .
Средства в валюте Украины с указанных  счетов  типа " С "  и "Л"  иностранные
инвесторы могут использовать  для приобретения товаров на внутреннем рынке
Украины  с целью  их вывоза за  зарубеж  . Средства со счета типа "С" по
распоряжению владельца счета могут использоваться :
* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об
иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без
ограничений ;
* для покупки  иностранной валюты  в  Национальном  Банке Украины и перевода
ее зарубеж .
В соответствии с  Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "
иностранным  инвесторам  после  уплаты  налогов  и других обязательных
платежей гарантируется беспрепятственный и  незамедлительный перевод зарубеж
их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте , полученных на
законном основании вследствие осуществления инвестиционной деятельности .
При  этом  перевод  зарубеж  части  доходов , принадлежащей иностранному
инвестору ,  должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки ,
при этом уплачивается налог по ставке 15%  от переводимой суммы .
Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в
иностранной валюте  и один счет  в  валюте Украины .
На текущий счет ,  открытый  в иностранной валюте  ( условно именуемый - типа
"А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику Украины ,  а
также дивиденды в иностранной валюте ,  полученные от инвестиций на
территории Украины .
При вывозе за рубеж иностранной валюты ,  полученной  от инвестирования, в
наличной форме иностранному  инвестору  необходимо получить разрешение
уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от
размера валютных средств .  Иностранная валюта с указанного счета может
реинвестироваться  на терри -
тории Украины без ограничений .
Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими
деятельность  иностранных  инвесторов  являются  Законы Украины “ Об
инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О
режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .
Однако наряду  с  вышеперечисленными документами существует множество других
нормативно-правовых  актов , регламентирующих инвестиционную деятельность .
Такое их коли-
чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое применение,
а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий , когда
положения одного источника может трактоваться как отрицание или противоречие
другому источнику .  В  основном  подобное случается  при столкновении
правовых  документов  различных  ветвей власти :  законодательной и
исполнительной .  Государственные органы управления инвестиционной и
хозяйственной деятельностью как правило руководствуются указами Президента ,
постановлениями  Кабинета Министров Украины , инструкциями Государственной
Налоговой Администрации, которые по своей сути являются подзаконными
нормативными актами и не могут противопоставляться законам . Следует
отметить, что подобный недостаток является общим для всего законодательства
Украины , которое формируется  в  условиях непрерывной борьбы законодательной
и исполнительной ветвей власти. В связи с этим становится очевидным , почему
отсутствие законодательной  и  политической
стабильности  является  одним  из  определяющих  факторов  нежелания
иностранных инвесторов  инвестировать  свои  средства  в  украинскую
экономику .
Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего законодательства
является его несовершенство , так как  несмотря на огромное количество
правовых документов , многие аспекты хозяйственной деятельности , связанной
с иностранным инвестированием до сих пор не нашли  в них своего отражения
или  требуют  существенной корректировки .
Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций , движения
этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных предприятий ,
что позволяет части из них не предоставлять отчетность в статистические
органы , а предоставляемая информация не дает возможности провести
качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного инвестирования в
Украине .
В связи с этим  для привлечения иностранного капитала предпринимаются
следующие шаги :
1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями
подготовлены и находятся   в  Верховной Раде Украины соответствующие
изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” ,  согласно которых
иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного
имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .
2. С целью привлечения иностранного  капитала  для реализации отдельных
инвестиционных проектов в соответствии с государственными  программами
развития  приоритетных  отраслей экономики , социальной сферы и территорий ,
а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта продукции,
производства импортозаменяющей продукции,создание производственных мощностей
на базе объектов незавершенного  строительства  или дополнительных рабочих
мест,разработан проект Закона Украины “О предоставлении льготного режима
инвестиционной и другой хозяйственной деятельности для реализации отдельных
инвестиционных проектов” .
Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :
* внедрение гарантирования и страхования  вкладов  иностранных инвесторов,а
также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения
инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной
страховой компании, которая обеспечила бы улучшение  условий  осуществления
иностранных  инвестиций
через страхование и перестрахование всех видов рисков ;
* увеличение количества свободных экономических зон ,  которые могут быть
опорой базой  для становления  иностранных  инвесторов и привлечения прямых
инвестиций ;
* обеспечение стабильных  условий  налогообложения , причем не только для
иностранных , но и для всех других предприятий ;
* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных  прав  при
рассмотрении  споров  по  выполнению заключенных  в соответствии с
установленным порядком контрактов .
В  целях  благоприятствования  инвестированию  проектов  по разработке
полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством
предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению
иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной
собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации частными
инвесторами .
Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между
субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное соглашение
“ О режиме благоприятствования  и взаимной защиты инвестиций “ . Такие
Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям
и их защиты на территории другого государства . Они подписаны уже с 40
странами  мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии ратификации
.
Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры  и шаги дадут
желаемый результат .