Каталог :: Инвестиции

Курсовая: Сельская кредитная кооперация

Содержание:
Введение.............................3
1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации........5
2.  Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России......13
3.  Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения...20
Заключение..............................26
Список использованной литературы..................27
                                    Введение.                                    
Возрождение кредитной кооперации в современной России было предопреде­лено
экономическими преобразованиями, начатыми во время перестройки. Значи­тельная
часть сельхозтоваропроизводите­лей в такие периоды, как правило, испы­тывает
финансовые трудности, а отсут­ствие оборотных средств может привести к
разорению даже стабильное сельхоз­предприятие. Снизить риск в сельском
хо­зяйстве дает возможность значительное улучшение его финансового положения.
Однако в настоящее время резко сокра­щается бюджетная поддержка и сохраняются
разного рода препятствия для ста­новления системы сельскохозяйственно­го
кредита.
Активное развитие малого и средне­го предпринимательства в агробизнесе и
недостаток денежных средств при недо­ступности финансово-кредитных ресурсов
на селе послужили импульсом к созда­нию кредитных кооперативов.
Инициатива прогрессивных современ­ных деятелей науки и представителей
за­конодательных и исполнительных органов федеральных и региональных властей
при поддержке международных организаций позволила реализовать идею
кооператив­ного кредита как финансовой основы развития не только агробизнеса,
но и социальной сферы села.
Развитие кредитных кооперативов и формирование целостной системы кредит­ной
кооперации в стране дадут возмож­ность снизить риски потерь АПК при
вступлении во Всемирную торговую орга­низацию (ВТО), а разработка и принятие
федерального закона, который опреде­лил бы статус таких кооперативов в
кре­дитно-финансовой сфере, обеспечит со­вершенствование самой системы
кредит­ной кооперации.
Существующая правовая база не толь­ко не позволяет развивать кредитные
ко­оперативы, но и ограничивает возможно­сти вступления в них отдельных
катего­рий хозяйствующих субъектов АПК. Глав­ным недостатком проектов
законода­тельных актов является то, что в них не планируется придание этим
кооперативам статуса кредитных организаций небанков­ского типа. Создание же
кредитных коо­перативов, осуществляющих широкий спектр функций, наделенных
правом вы­полнения отдельных или всех банковских операций не
предусматривается вовсе. И, тем не менее, в состоянии полной неопределенности
и неразберихи в зако­нодательно-правовой базе относительно кредитных
кооперативов последние дос­таточно успешно работают. Так, суммы выданных ими
сельчанам кредитов сопо­ставимы с объемом кредитования села банковским
сектором.
Предметом исследования курсовой работы является сельская кредитная
кооперация. Цель работы-изучение сельской кредитной кооперации в рыночной
экономике России.  Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие
задачи:
·        Изучить сущность, основные черты сельских кредитных кооперативов.
·        Рассмотреть функционирование сельских кредитных кооперативов в
рыночной экономике России..
·        Определить  проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути
их решения.
Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время
сельскохозяй­ственные кредитные кооперативы успеш­но функционируют в 54
регионах России и объединяют более 20 тыс. членов, что свидетельствует о
востребованности их услуг. Наибольшую заинтересованность в деятельности этих
кооперативов проявля­ют представители среднего и малого аг­робизнеса, на долю
которых приходится более 54% производимой сельхозпродук­ции.
            1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации.            
Кредитные кооперативы - это добровольные объединения физиче­ских и
юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места
жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой
другой общности с целью сбережения их соб­ственных денежных средств
посредством взаимного кредитования; этом понятий обобщен опыт российских
кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций,
отразивший философию дви­жения кредитных кооперативов.
В отсутствии специального федерального закона о кредитной коопе­рации порядок
создания и деятельности сельского кредитного кооператива определяется
действующим законодательством.
В настоящее время создание финансовых организаций с кредитными функциями
возможно по четырем организационно-правовым направлени­ям:
·  Кредитные организации, создаваемые и действующие на основе
Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
·  Сельские кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на
основе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»;
·  кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе
Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Феде­рации»;
·  общества взаимного кредитования, создаваемые и действующие
на основе Федерального закона «О Государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации».
Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает
создание кооператива только из физических лиц, в то время как по закону «О
сельскохозяйственной кооперации» и в соответствии со ст. 116 ПС РФ в числе
участников потребительского кредитного кооператива могут быть и юридические
лица.
Целям и задачам организации кредитного кооператива на селе в большей  мере
отвечает  Федеральный  закон  "О  сельскохозяйственной кооперации".   Право
включения в кооператив как  физических,  так и юридических лиц,
предоставляемое   этим   законом,   предопределяет ложность использования в
своей деятельности более широкого спектра финансовых ресурсов: не только
сбережений граждан, но и накоплений, а именно      свободных      оборотных
средств      сельскохозяйственных
предприятий и фермерских хозяйств. Это в свою очередь расширяет круг и
качество финансовых услуг, предоставляемых кооперативом своим членам.
Целью сельского кредитного кооператива, создаваемого только физическими
лицами, можно признать сохранение сбережений и предоставление займов на
потребительские цели - приобретение товаров и услуг. Цель кооператива с
участием юридических лип, занятых производственной сельскохозяйственной
деятельностью, является улучшение финансовых условий по профилю основной
деятельности
Цель определяет предмет деятельности кооператива, который, как и сама цель,
должен быть прописан в учредительных документах.
В предмет деятельности кооператива могут включаться следующие положения:
·  сохранение сбережений и прием вкладов членов кооператива;
·  предоставление займов на производственные цели (покрытие недостатка
собственных оборотных средств, приобретение средств производства и т.д.);
·  размещение временно свободных денежных средств на депозитах
в банках или в ценных бумагах,
·  оказание услуг пайщикам по взаиморасчетам с третьими лицами,
·  оказание консультационных, информационных и других услуг
членам в соответствии с действующим законодательством.
Обязательным условием целесообразности создания кредитных кооперативов
является инициатива и заинтересованность отдельных групп граждан и
юридических лиц. Они должны создаваться на основе опреде­ленных принципов,
которые были выработаны в результате многолетнего опыта работы этих структур
и теоретических разработок российских и зарубежных ученых- экономистов:
·        Первый принцип: добровольное и открытое членство.
·        Второй принцип: демократический надзор со стороны членов.
·        Третий принцип: экономическое участие членов кооператива.
·        Четвертый принцип: автономия и независимость.
·        Пятый принцип: образование, обучение и информация.
·        Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.
·        Седьмой принцип: заботя об обществе.
Так как сельский кредитный кооператив действует в финансовой сфере, то
важнейшее значение приобретают следующие принципы: взаимопомощь,
самоуправление, взаимная ответственность, локальная ориентация, управление
рисками.
Законодательно определен следующий порядок образования кредит­ного кооператива:
1. Граждане и юридические лица, изъявившие желание создать коо­ператив,
формируют организационный комитет, в обязанности которого входит:
·        подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта
производственно-экономической деятельности кооператива, включающе­го размер
первого фонда кооператива и источники его образования;
·        подготовка проекта устава кооператива;
·        прием заявлений о вступлении в члены кооператива; в заявлении
должно быть отражено согласие члена участвовать в производственной
либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования
устава кооператива;
·        подготовка и проведение общего организационного собрания
членов кооператива.
2.  Организационный комитет вправе установить размеры вступи­
тельных членских взносов. Эти средства предназначаются на покрытие
организационных расходов по образованию кооператива и организации его
хозяйственной деятельности. Отчет об их использовании представляется
на общем собрании членов кооператива.
3.Общее организационное собрание членов кооператива:
•     принимает решение о приеме в члены кооператива;
•     утверждает устав кооператива;
•     избирает органы управления кооперативом - правление коопера­тива и, в
установленных Федеральным законом случаях, наблюдательный
совет кооператива. Вместо правления может избираться председатель кооператива.
При создании сельского кредитного кооператива возникает необхо­димость
осуществлять, помимо установленных основополагающим зако­ном мероприятий, ряд
дополнительных действий, характерных для орга­низации предлагаемого вида
деятельности.
Создание кредитного кооператива может быть наиболее перспектив­ным, если
инициатором его образования выступит группа лиц, обладаю­щая определенными
навыками и опытом работы в банковских структурах. Виды деятельности
кредитного кооператива не носят характера банков­ских операций только в силу
ограниченного круга их обращения (для чле­нов кооператива) и обязательности
условия их осуществления на беспри­быльной основе. Экономическое и
организационное содержание работ од­нотипно.
Профессионализм организаторов кооператива можно рассматривать как один из
важнейших факторов его успешной деятельности. На этапе возрождения кредитной
кооперации обнадеживающим моментом является поддержка областной и местной
(районной) администраций.
Инициаторы и другие лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют
организационный комитет, в обязанность которо­го входит подготовка и
осуществление всех мероприятий, предшествую­щих проведению общего
организационного собрания кооператива.
Образование кредитного кооператива следует начать с оценки фи­нансовых
потоков (выявление источников денежных ресурсов, соотноше­ние процессов
потребления и накопления и т.п.) и подбора потенциальных членов кооператива.
На этом этапе желательно определить возможные территориальные границы
деятельности кооператива, характер занятости населения в этом регионе
(физических и юридических лиц, как правило, из сферы малого
предпринимательства), выявить мотивы, определяющие по­требность в организации
кредитного кооператива. Данный этап организационных работ сопровождается
выявлением ситуации с материально-техническим обеспечением создаваемой
организации. Необходим подбор помещения с оборудованием, соответствующим
характеру деятельности кредитного кооператива, выясняются условия его аренды
или приобрете­ния в собственность.
При благоприятной динамике финансовых ресурсов в выбранном регионе, наличии
заинтересованных лиц, потенциальных источников кооперации и условий
технического обеспечения организационный комитет раз­рабатывает технико-
экономическое обоснование деятельности кредитного кооператива. Обосновываются
организационные затраты, включающие расходы на подготовку учредительных
документов и регистрационных мероприятий, определяется примерная смета
расходов по осуществлению текущей деятельности кооператива. Как правило, эти
расчеты, и ориентиро­вочная численность будущих участников кооператива служат
основой для расчета вступительных взносов.
Особое внимание организационному комитету следует уделить под­готовке устава.
Устав следует рассматривать как основной закон, в наи­большей степени
регламентирующий деятельность кооператива. Его под­готовку целесообразно
осуществить до организации работ по приему желающих в члены кооператива.
Ориентация на определенные уставные положения позволяет осознанно вступать в
кооператив, основываясь не только на своих потребностях в предоставляемых
услугах, но и согласо­вывая их со своими возможностями для выполнения
принимаемых в связи со вступлением в кооператив определенных обязательств.
Следующим этапом работы, проводимой организационным комите­том, является
реальный подбор участников кооператива, завершающийся приемом заявлений о
вступлении в кооператив.
Кредитный кооператив подлежит государственной регистрации в порядке,
установленном законом о регистрации юридических лиц. Госу­дарственная
регистрация кооператива осуществляется районными админи­страциями по месту
его учреждения.
Регистрация кооператива считается осуществленной при занесении его в журнал
регистрации поступающих документов в учреждении, ве­дающим регистрацией,
присвоении номера и проставлении специальной надписи (штампа) с наименованием
регистрирующего органа, номером и датой регистрации на титульном листе устава
кооператива, скрепленной подписью должностного лица, ответственного за
регистрацию. В отделе регистрации необходимо получить справку о приеме
документов созда­ваемого кооператива на регистрацию.
Решение о регистрации должно быть принято не позднее, чем в ме­сячный срок с
момента передачи документов. Принятие решения о регистрации кооператива
сопровождается вы­дачей:
•    временного свидетельства о регистрации;
•    зарегистрированного устава кооператива;
•    сведений о государственной регистрации кооператива.
При получении данных документов необходимо сделать копии до­кументов о
регистрации и нотариально их заверить. Одновременно осуще­ствляются следующие
действия:
•    изготавливается печать;
•    кооператив ставится на учет в налоговой инспекции, в органах
статистики, внебюджетных фондов;
•    открывается счет в банке - заполняются и нотариально заверяются
специальные карточки с образцами подписей должностных лиц.
Завершающим этапом образования кооператива следует передача во все инстанции
копий постоянного свидетельства о регистрации и других, если требуется,
учредительных документов.
Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации
Учредители, члены и ассоциированные члены кредитного коопера­тива.
Учредителями кредитного кооператива являются граждане, приня­тые в члены
кооператива на его учредительном собрании. Их должно быть не менее 5 человек.
Учредители имеют в кредитном кооперативе те же права и обязанности, что и
другие члены кооператива.
Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации:
•  достигшие возрастали 18 лет;
•  признающие устав кооператива;
•  внесшие обязательный паевой взнос в кооператив;
•  принимающие личное трудовое участие в деятельности кооперати­ва;
•  взявшие на себя обязательство нести субсидиарную ответствен­ность по
обязательствам кооператива.
Таким образом, целью создания сельских кредитных кооперативов является
сохранение сбережений граждан, проживающих в сельской местности,
предоставление им займов, а также выдача целевых кредитов юридическим лицам.
2.     Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России.
В России формирование системы сель­ской кредитной кооперации — один из пу­тей
реформирования финансово-кредитной сферы АПК, открывающий доступ
сельхоз­товаропроизводителям и сельскому населе­нию к кредитным ресурсам.
Сельскохозяйственный кредитный коо­ператив должен объединять сельских
това­ропроизводителей всех уровней. Паевые взносы при этом следует
скорректировать с учетом объединяемого имущества его бу­дущих участников.
Соответственно разме­рам хозяйств правомерно выдаваемые им ссуды разделить на
четыре вида: на приоб­ретение производственного оборудования; на
производственные расходы; на иннова­ционные цели; кредиты, направляемые на
создание и развитие объектов сельской инфраструктуры. Кроме того, следует
различать кредиты краткосрочные, которые выдаются для по­купки семян,
удобрений, ядохимикатов, кор­мов, топлива, для оплаты труда, воды,
элек­тричества и т. д., и долгосрочные — для осуществления инвестиций.
В настоящее время в 40 регионах Рос­сии функционирует около 200 сельских
кредитных кооперативов, насчитывающих более 10 тыс. членов. За последние 4
года число таких кооперативов в стране увели­чилось в 10 раз. Активно ведется
работа по созданию кредитных кооперативов в Вол­гоградской, Ростовской,
Томской, Саратов­ской, Пермской, Тюменской, Ярославской и других областях.
Эти кооперативы объе­динены в межрегиональный Союз сельских кредитных
кооперативов.
Организационную и финансовую под­держку кооперативам оказывает Фонд развития
сельской кредитной кооперации, управление которым осуществляется с участием
Минсельхоза России. За 1999— 2002 гг. Фонд выдал кооперативам 17 ре­гионов
займы на сумму около 350 млн.руб. При этом их возвратность составила 99,6%.
Первые кредитные кооперативы в новейшей истории России возникли в 1995 году в
Волгоградской области. В Волгоградской областной администра­ции создана
инспекция по кредитной кооперации, по инициативе которой был подготовлен и
принят областной Думой действующий на территории области Закон о кредитных
кооперативах. Дан­ный закон подвел правовую основу под кооперативы,
представляющие своим членам кредит на потребительские цели.
Сельские кредитные кооперативы выступают неотъемлемой частью бан­ковской
системы для сельской террито­рии, кредитующей не только сельскохо­зяйственное
производство, но и всю сельскую инфраструктуру.
Важной отличительной особеннос­тью кредитных кооперативов является
демократическая форма управления, солидарность участников в накоплении и
использовании капитала, бесплат­ность труда в органах управления,
рас­ходование полученных кредитов строго на производственные цели,
географи­ческая ограниченность действия.
В Волгоградской области районные и областной кредитные кооперативы перешли на
долгосрочное кредитова­ние, накопив для этого в достаточном количестве
собственные ресурсы.
В Ростовской области региональный уровень кредитной кооперации пред­ставлен
областным кредитным коопе­ративом "Донской фермер", местный уровень - его
филиалами, иногда назы­ваемыми кооперативными участками.
Областной кредитный кооператив "Донской фермер" включает в себя 16
структурных кооперативных участков и самостоятельных районных кредитных
кооперативов из 16 районов области.
Ростовская областная администра­ция оказывает помощь системе сельс­кой
кредитной кооперации. С1998 года сельскохозяйственный потребительс­кий
кредитный кооператив "Донской фермер" использует на возвратной ос­нове
средства областного бюджета в размере 1,8 млн руб.
В Саратовской области сельская кредитная кооперация представлена 20
кредитными кооперативами, четырьмя снабженческо-сбытовыми кооперати­вами,
тремя обслуживающими коопера­тивами, двумя кооперативами по совме­стному
приобретению и использованию техники. Названные кооперативы пред­ставляют 18
районов области.
Важную роль в развитии сельской кредитной кооперации играет админис­трация
Саратовской области, выделяя из местного бюджета денежные ресур­сы на помощь
кредитным кооперативам, а также обеспечивая для них правовое поле
функционирования. Саратовская областная Дума приняла закон "О
госу­дарственной поддержке прав и закон­ных интересов кредитных
кооперати­вов, сельскохозяйственных и потреби­тельских кооперативов и
потребитель­ских обществ на территории Саратовс­кой области".
На данном этапе системы сельской кредитной кооперации действуют вТомской,
Ярославской областях, в Якутии и Бурятии.
Представляет интерес опыт работы сельскохозяйственного потребительс­кого
кредитного кооператива (СПКК) "Доверие" в Пермской области, в со­став
которого входят крестьянские (фермерские) хозяйства, личные под­собные
хозяйства граждан, сельскохо­зяйственные предприятия и малые
пе­рерабатывающие предприятия. Благо­даря деятельности кредитного
коопера­тива увеличиваются объемы работы и членов кооператива: из мелких они
ста­новятся средними, из средних-крупны­ми. За время функционирования
сельс­кого кредитного кооператива ни один из его членов не разорился, а
наоборот, упрочил свое положение.
Пермская областная администрация приняла решение:
1) разработать программу развития кредитной кооперации в АПК Пермской области
на 2003-2005 годы;
2} использовать систему сельской кредитной кооперации для распределе­ния
льготных кредитов, предоставляе­мых сельскохозяйственным
товаропро­изводителям, предприятиям и органи­зациям АПК;
3) обеспечить условия равного учас­ти членов СПКК «Доверие» (наряду с другими
сельскохозяйственными това­ропроизводителями) в получении час­тичного
возмещения процентных ставок на условиях федеральных и областных субсидий по
коммерческим кредитам.
В области в 2002 году введен поря­док возмещения разницы процентных ставок по
кредитам, привлеченным сельскохозяйственными производите­лями, предприятиями
и организациями АПК, осуществляющими производство и переработку
сельскохозяйственной продукции, не только в кредитных орга­низациях, но и в
кредитных кооперати­вах, за счет областного бюджета.
В Республике Марий Эл сельскохо­зяйственная потребительская кооперация
развивается на базе СП КК «Фермер - Кредит», который создан в 1998 году. Его
учредителями явились 4 крестьянс­ких хозяйства и страховая компания «МарийЭл
- Поддержка».
На данном этапе в республике фор­мируется двухуровневая система сель­ской
кредитной кооперации. Кредитно­му кооперативу «Фермер - Кредит» при­дан
статус регионального кооператива, его членами являются три районных кредитных
кооператива и один снабженческо-сбытовой кооператив. Глав­ными источниками
предоставления зай­мов являются привлеченные со сторо­ны кредиты. В кредитном
капитале коо­ператива 80% составляют средства Фонда развития сельской
кредитной кооперации, 10% - средства коммер­ческих банков.
Существенную роль в развитии кре­дитной кооперации в республике игра­ет
администрация. В феврале 2001 года Правительство Республики Марий Эл приняло
распоряжение «О развитии сельскохозяйственной потребительс­кой кооперации
Марий Эл».
В целях укрепления стабильности и обеспечения надежности системы сель­ской
кредитной кооперации админист­рациями районов республики создают­ся
гарантийные фонды, являющиеся источником обеспечения для привлече­ния
дополнительных средств со сторо­ны.
Активно развивается кредитная кооперация и в Чувашии.
Современная история кредитной кооперации Чувашской Республики на­чинается с
1998 г., когда были зарегистрированы первые кредитные ко­оперативы —
Потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей «Союз» и
Республиканский сельскохозяйственный по­требительский кредитный кооператив
«Согласие».
Именно указанные кредитные коопе­ративы в настоящее время занимают
ли­дирующее положение абсолютно по всем объемным показателям оказываемых
ус­луг. Так, в частности, за период с мо­мента создания и по 1 июля 2002 г.
«Союз» выдал своим членам 438 крат­косрочных займов на общую сумму бо­лее 29
млн. руб. У «Согласия» аналогич­ные показатели соответственно состав­ляют
около 125 займов и 13 млн. руб.
Сложившаяся ситуация в сфере кре­дитной кооперации в Чувашской Респуб­лике
требует значительной активизации государственной политики, реализуемой в
Республиканской целевой программе «Создание и развитие сети кредитной
ко­операции в Чувашской Республике на 2003—2004 годы» {далее — Програм­ма).
Основная цель Программы — обес­печение благоприятных условий для развития
малого и среднего бизнеса путем создания финансово-устойчивой системы
ссудосберегательных услуг кооператив­ного характера, удовлетворяющей
по­требности субъектов малого предприни­мательства и населения Чувашской
Рес­публики.
Задачами Программы являются: со­здание правовых, экономических и со­циальных
условий для развития кредит­ной кооперации, в том числе единой ре­гиональной
нормативно-правовой базы и стандартов деятельности кредитных ко­оперативов,
единой региональной инфор­мационной системы кредитных коопера­тивов;
подготовка квалифицированных кадров для организации и управления кредитными
кооперативами развитие механизмов финансово-имущественной под­держки
кредитной кооперации; удовлет­ворение потребностей субъектов кредит­ной
кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах, в том
числе с использованием передо­вых коммуникационных технологий; обес­печение
допуска кредитных кооперати­вов к участию в выполнении государ­ственных
заказов; внедрение системы аудита кредитных кооперативов; разра­ботка и
реализация механизмов стиму­лирования привлечения финансовых средств
отечественных и зарубежных ин­весторов для развития кредитной коо­перации в
Чувашской Республике.
Общий объем финансирования Про­граммы в 2003—2004 гг. составляет 42,6 млн
руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республи­ки — 1,5
млн руб., средства республи­канского Фонда поддержки малого
пред­принимательства Чувашской Республи­ки — 3,05 млн руб., собственные
сред­ства членов кредитных кооперативов Чу­вашской Республики — 15,96 млн
руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 22,09 млн руб..
Объем финансирования в 2003 г. — 15,2 млн руб., в том числе из
республи­канского бюджета Чувашской Республи­ки — 0,5 млн руб., средства
Республи­канского фонда поддержки малого пред­принимательства Чувашской
Республи­ки — 1,5 млн руб., собственные сред­ства членов кредитных
кооперативов Чу­вашской Республики — 5,45 млн руб., средства отечественных и
зарубежных инвесторов — 7,75 млн руб.
Объем финансирования в 2004 г. — 27,4 млн руб., в том числе из
республи­канского бюджета Чувашской Республики — 1 млн руб., средства
Республикан­ского фонда поддержки малого предпри­нимательства Чувашской
Республики — 1,55 млн руб., собственные средства чле­нов кредитных
кооперативов Чувашской Республики — 10,51 млн руб., средства отечественных и
зарубежных инвесторов — 14,34 млн руб.
Объемы финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установлен­ном
порядке при формировании проек­тов бюджетов участников Программы на
соответствующий год.
Реализация в полном объеме всех предусмотренных в Программе меропри­ятий
обеспечит создание единого поля скоординированного и профессиональ­ного
подхода к развитию кредитной ко­операции, будет содействовать привле­чению
временно не задействованных денежных сбережений населения и субъектов малого
предпринимательства в хозяйственный оборот для удовлетво­рения потребностей
малого и среднего бизнеса Чувашской Республики.
Таким образом, анализ работы сельской кредитной кооперации в России
показывает, что развитию этого направления финансового обеспечения
сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах
придается определенное значение. Это вязано с тем, что надежно работающая
система сельской кредитной кооперации расширяет круг инвесторов,
заинтересованных выгодно и надежно вложить свои сбережения в
сельскохозяйственное производство и развитие сельского предпринимательства.
Больше внимания проблеме кредитной кооперации стало уделяться и на
федеральном уровне.
3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.
Кооперация способствует развитию национального рынка и местных рынков
регионов. Она противопоставляет глоба­лизации, трансграничному
предприни­мательству более гуманную идею эконо­мического сотрудничества;
выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки,
коллективистских (общинных) начал, прямого единения бытовых и хозяйственных
форм жизни.
Сельское производство в силу своей жесткой зависимости от природно-
кли­матических факторов во многих странах является бесприбыльным или даже
убы­точным и нуждается помимо всего про­чего в усиленной государственной
под­держке. По данным Организации эконо­мического сотрудничества и развития,
доля государственной помощи в дохо­дах фермеров составляет; в США - 30%,
Канаде - 45, странах Общего Рынка - 49,
Выживанию кооперативов за рубе­жом во многом способствует политика
государства, направленная на поддерж­ку кооперативных форм организации
производства. В странах с развитой рыночной экономикой кооперация
рас­сматривается с экономической и соци­альной точек зрения. Это, прежде
всего источник дополнительных рабочих мест в случае ухудшения экономической
си­туации или застоя в тех или иных отрас­лях производства, а также средство
по­вышения жизненного уровня трудящих­ся.
Государственная поддержка коо­перативам может выражаться в следу­ющем:
·        законодательно гарантировать им снижение или освобождение от налогов;
·        предоставлять налоговые льготы коммерческим банкам на ссуды, которые
на льготных условиях они предоставляют кредитным и другим видам
кооперати­вов;
·        освобождать от налогов ту часть при­были, которая распределяется
между членами-пайщиками в виде процента на паевой капитал и покупательского
диви­денда;
·        осуществлять прямую финансовую или иную материальную помощь
коопе­ративам от различных фондов, агентств или институтов социально-
экономичес­кого развития.
В последнее время стало очевидным, что роль кооперации в рыночной эконо­мике
имеет свою нишу, где она дает мак­симальный эффект, что государственное
вмешательство не должно подавлять ос­новы рыночного механизма, конкурен­цию,
самостоятельность товаропроизво­дителей, нарушать оправданные пропор­ции
между накоплением и потреблени­ем.
В настоящее время система государственного льготного кредитования
фун­кционирует неэффективно - выделяе­мые государством средства до
боль­шинства сельхозпроизводителей не до­ходят. Поэтому проблему обеспечения
села финансовыми ресурсами призвана ре­шить сельская кредитная кооперация.
Эффективность кредитования произ­водства определяется количеством и видовым
составом основного и оборот­ного капитала в отрасли. Отрасль, в которой
работает десятая часть трудоспо­собного населения страны, обладает 5,9%
основных фондов РФ. Японии - 66, Норвегии - 77, Швейцарии -80%. В последние
годы доля феде­рального бюджета в сельскохозяйствен­ном консолидированном
бюджете и в субсидиях предприятиям системы Минсельхоза России
стабилизировалась примерно на уровне 30% .
По сравнению с традиционными формами кредитования кооперативный кредит
обладает следующими преиму­ществами: оперативность в предостав­лении средств,
простая процедура офор­мления кредитной сделки, выгодное для заемщика
обеспечение, сравнительно невысокий уровень процента, более низ­кие затраты
на оформление займов и оценку кредитоспособности заемщика.
В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 230 сельских
кредитных кооперативов, тогда как в 1996 году - всего 8, то есть за этот
пери­од их количество увеличилось в 29 раз. В 2002-2003 годах в Оренбургской
обла­сти зарегистрировано восемь сельских кредитных кооперативов, которые
устой­чиво и эффективно функционируют. В перспективе до 2005 года планируется
открытие пятнадцати самостоятельных кредитных кооперативов. Анализ данной
информации позволяет утверждать, что динамика развития сельской кредитной
кооперации в России имеет положитель­ную тенденцию. При этом влияние доли
государственной поддержки на разви­тие кредитных кооперативов остается
низким. По данным финансового дирек­тора фонда развития сельскохозяйствен­ной
кредитной кооперации В.М. Пахомова, в2001 году в 40 кредитных коопе­ративах
неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов составлял около 53%
Общеизвестно, что на этапе станов­ления сельской кредитной кооперации,
который она проходит в настоящее вре­мя должна обеспечиваться
государ­ственная поддержка. В условиях глоба­лизации экономики и культуры
будущее потребительской и сельскохозяйствен­ной кооперации во многом будет
зави­сеть от отношения к ним государства.
Для повышения значимости коопера­тивов в экономике АПК, по нашему мне­нию,
необходимо:
1)разработать государственную коо­перативную политику;
2)закрепить в Конституции наличие в стране кооперативного сектора эконо­мики
наряду с государственным и част­ным;
3} рассматривать все виды коопера­тивов как "народное предприниматель­ство" и
как одну из структур социально ориентированной экономики страны;
4)провозгласить политику поощрения кооперативного движения с дополни­тельными
льготами по налогам и креди­там;
5)разработать меры по созданиюфондов для гарантий и поддержки сбе­режений
пайщиков.
В период становления сельской кре­дитной кооперации следовало бы уста­новить
льготное налогообложение сель­ских кредитных кооперативов. Желатель­но
введение в качестве обязательной государственной регистрации кредитно­го
кооператива проверки на соответствие действующему законодательству и на
на­личие достаточной экономической базы. Необходимым условием регистрации
ко­оперативного финансового института должна стать лицензия, выдаваемая
ор­ганом государственного контроля.
Для стабильной работы сельских кре­дитных кооперативов необходим Федераль­ный
закон «О сельской кредитной коопе­рации». Кроме того, их деятельность долж­на
регулироваться нормативными актами региональных (местных) администраций.
В целях успешного развития коо­перации следует активизировать пропаганду
кооперативных идей. Целесообразно в средствах массо­вой информации шире
освещать ко­оперативные принципы: доброволь­ный и открытый характер членства,
демократический контроль со сторо­ны их членов, участие членов коопе­ратива в
экономической деятельно­сти, их самостоятельность и неза­висимость,
сотрудничество и взаи­мопомощь.
Наряду с этим следует активизи­ровать формирование кооператив­ных структур во
всех сферах нацио­нальной экономики, совершенство­вать формы кооперации и
механиз­мы взаимодействия их с другими организационно-правовыми форма­ми
рыночной экономики.
Необходимо также укреплять са­мобытность кооперативов на осно­ве
кооперативных ценностей, содей­ствовать укреплению потенциала кооперативов
независимо от уровня их развития, оказывать им государ­ственную поддержку в
развитии их деятельности, повышении конкурентоспособности, получении доступа
к рынкам и структурам финансирова­ния, укреплении социального и
эко­номического благополучия.
Желательно упростить процедуру регистрации кооперативов, способ­ствовать
созданию в кооперативах надлежащих резервов, фондов соли­дарности,
содействовать объедине­нию кооперативов в кооперативные структуры.
В перспективе стоит задача со­здания многоуровневой системы сельской
кредитной кооперации. В ряде регионов сформировались двухуровневые системы
кредитной кооперации. Назрела объективная необходимость в объединении
ре­гиональных кооперативов второго уровня в единую систему, функци­онирующую
под контролем кредит­ного института третьего уровня. Первый уровень данной
системы будет представлен локальными кредитными кооперативами, пай­щиками
которых являются сельс­кохозяйственные товаропроизво­дители, сельский бизнес,
жители села. Далее второй уровень - реги­ональный кооператив, который
объединит все кооперативы низше­го звена в регионе. И уже на нацио­нальном
уровне необходимо со­здать кредитный институт третье­го уровня. Таким
институтом может выступить либо кредитный коопе­ратив третьего уровня, либо
небан­ковская депозитно-кредитная орга­низация (НДКО), либо коммерчес­кий
банк. Акционерами данной организации могут стать зарубеж­ные первоклассные
банки, Фонд развития сельской кредитной коо­перации и непосредственно
регио­нальные кооперативы.
Таким образом, сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации требует
акти­визации государственной политики, реализуемой через законодательство и
государственные программы. Кредитная кооперация должна стать пол­ноправным и
неотъемлемым элементом современной экономической сис­темы хозяйствования,
поскольку она служит основой формирования на селе среднего класса - гаранта
стабильности государства.
                                   Заключение.                                   
Следует отметить, что активное раз­витие кредитных кооперативов в России в
последние годы свидетельствует о преобразовании  их в массовые организации
экономического взаимодействия раз­личных слоев населения.
Для успешного становления сельс­кой кредитной кооперации необходима система
мер государственного регули­рования. В современной России государство как
гарант не только полити­ческой, но и социально-экономической стабильности
бытия своих граждан дол­жно содействовать развитию таких форм хозяйствования,
как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации
государственным органам требуется обратить особое внимание на:
·        формирование законодательно-пра­вовой и нормативной базы, которая
спо­собствовала бы развитию кредитных ко­оперативов и регулировала бы (при
не­обходимости) порядок их лицензиро­вания;
·        становление системы аудита и улуч­шение стандартов работы кредитных
ко­оперативов;
·        приведение налогообложения в со­ответствие с некоммерческим
характером их деятельности;
·        обеспечение материальной (в том чис­ле финансовой) поддержки для
пополне­ния кооперативных ресурсов.
В решении этих задач неоценимо уча­стие экономистов-аграрников, так как
выработке стратегии развития и форми­рованию законодательной базы
предше­ствует разработка модели системы кре­дитной кооперации в России на
основе изучения соответствующего отечественно­го и зарубежного опыта.
                        Список использованной литературы:                        
1.. Пахомов В.М. Кредитная кооперация: теория и практика. М.,2002.
2.Старостин В.М.,Филиппова Н.А. Кредитная кооперация/текст лекций. ЧКИ МУПК.
- Чебоксары,2003
3.Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие.-2-е издание. -
М.: Издат. - торг. Корпорация «Дашков и К»,2003
4.Шкляр М.Ф.Кредитная кооперация: Учебное пособие для студентов высших и
средних кооперативных заведений. - М.:Маркетинг,2002
5. Александров А. Сельские кредитные кооперативы в Чувашской республике//
Экономика сельского хозяйства России,2004,№9
6.Дахов И. Сельские кооперативы в системе многоукладной экономики
России//АПК: экономика и управление,2003,№5
7.Ермаков В.Ф., Стариков И.В. Важный фактор возрождения села// Экономика
сельского хозяйства России,2003,№2
8.Коваленко С.Б. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: прошлое,
настоящее, будущее//Банковские услуги,2003,№5
9.Коновалов М.В. Развитие сельской кредитной кооперации в России// Экономика
сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№11
10.Коновалов М.В. Пути развития сельской кредитной кооперации в России//
Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№5
11. Краснов В. Сельская кредитная кооперация в Чувашской республике//
Экономика сельского хозяйства России,2003,№2
12. Кредитную кооперацию поддержит государство (по материалам пресс-службы
Минэкономразвития Чувашии)//Вести Чувашии,2004,№46
13.Крыгина А.П. Государственное регулирование и проблемы кооперации//
Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№8
14.Медведева Н.А. С международной научно-практической конференции «Стратегия
развития сельской кредитной кооперации: концепция и правовое поле»//Деньги
икредит,2003,№1
15.Михалев А. Развитию кооперации постоянную поддержку// Экономика сельского
хозяйства России,2003,№1
16.Николаев О.А. Государство на стороне предпринимателя//Советская
Чувашия,2004, №50
17.Пахомов В.М. Развивать кредитную кооперацию на селе// Экономика сельского
хозяйства России,2003,№3
18.Рассказов А.Н. Развитие кредитной кооперации в России//Экономика сельского
хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№7
19.Сагайдачная О. Развивать сельскую кредитную кооперацию//// Экономика
сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№3
20.Семенова Н. Развивать сельскохозяйственную кредитную кооперацию//
Экономика сельского хозяйства России,2004,№5