Каталог :: Инвестиции

Реферат: Понятие и основные направления инвестиционной политики в Украине

     1.1, Понятие и основные направления инвестиционной политики
     Построение в Украине суверенного независимого демократического, социального,
правового государства возможно лишь при условии наличия современной ры­ночной
экономики. Такая экономика должна быть ори­ентирована на удовлетворение
потребностей человека, а не своих собственных, что было присуще экономике
Советского Союза. Преобладание так называемой группы «А» над группой «Б»
привело к перекосам в со­циальной политике, что с демократизацией общества
требовало изменений не только в социальной сфере, но и в экономике. Поднятие и
динамическое развитие пос­ледней невозможно без приведения ее инфраструктуры в
соответствие с современными требованиями приро­доохранного законодательства,
ресурсосбережения, эргономичности. Это, в свою очередь, невозможно для
привлечения инвестиций как внутренних так и, в боль­шей мере, иностранных.
Необходимый общий объем инвестиций в эконо­мику составляет свыше 40 млрд.
долл. США За пос­ледние годы ежегодные иностранные инвестиции не превышают
300 млн. долл., что свидетельствует о не­благоприятном инвестиционном климате
на Украине и о не взвешенной инвестиционной политике, отсут­ствии надлежащего
механизма обеспечения гарантий инвесторам. Более того, наметилась стойкая
тенден­ция к снижению объема иностранных инвестиций, которая побуждает к
разработке эффективного зако­нодательства и инвестиционной политики и
безогово­рочного их выполнения.
Его разработка и принятие идет в сложных усло­виях и при наличии
противостояния. С одной сторо­ны, иностранный инвестор навязывает свои
требования и правила, которые ущемляют интересы Украины. А со второй стороны,
известное и удачно реализованное в Китае правило Дэн Сяо Пина: «Не важно
какой масти кошка лишь бы она исправно ловила мышей» и реалии той же
экономической ситуа­ции в Украине заставляют идти на уступки иностранным
инвесторам. Такая полярность интере­сов понуждает не только вырабатывать
стабильную инвестиционную политику с ее стратегией и тактикой, по и
неукоснительно и последовательно ее реализовывать в законодательстве и в
практической деятельно­сти. Инвестиционная политика является составной мастью
инвестиционного процесса.
Инвестиционная политика определяется на микро уровне и определяется каждым
инвестором самостоятельно. В то же время должен быть и макро уровень такой
политики, которая формируется в государстве и определяет его место в
экономических процессах и не­посредственно сказывается на характере, видах
инвести­ций и объектах инвестирования. Инвестиционная политика определяется
как система хозяйственных ре­шений, которые определяют объем, структуру и
направ­ление капитальных вложений, которые обеспечивают рост и обновление
фондов.
При этом необходимо различать инвестицион­ную политику государства (макро
уровень) и инвес­тиционную политику инвестора (микро уровень). Последняя
включает в себя определение цели инвес­тора и объема инвестируемых средств,
анализ рынка ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг, просмотр
инвестиционного портфеля, оценку его эф­фективности. Оба уровня тесно связаны
между собой. Однако реализуются они самостоятельно в зависимо­сти от формы
собственности, организационно-право­вой формы и цели.
С введением в Украине самоуправления инвести­ционную политику формируют и
отдельные регионы. Это проявляется в инициировании создания специаль­ных
свободных экономических зон, развитии и под­держке коммунального
предпринимательства или коммунального хозяйства, в том числе и социальной
инфраструктуры.
Инвестиционная политика Украины определена рядом нормативных актов. Однако
наиболее полно свое выражение нашла в утвержденной постановлени­ем Кабинета
Министров Украины «Концепции регу­лирования инвестиционной деятельности в
условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 г. № 384. В ее
преамбуле отмечается, что огра­ниченные финансовые ресурсы Украины не дают
воз­можности обеспечить на этапе реформирования экономики структурные
изменения в областях народ­ного хозяйства и строительства жилья и объектов
со­циально-культурного назначения в объемах, необходимых для удовлетворения
потребностей насе­ления. Тем самым подчеркнуто и выделено два направления
инвестиционной политики: в предпринима­тельство и в социальную сферу.
Разгосударствление экономики, значительное па­дение объемов производства
создали проблемы фор­мирования доходной части государственного бюджета и
бюджетов органов местного самоуправления за счет внутренних государственных
источников. Если струк­турные изменения возможно провести в более менее
определенные сроки, то изменения в социальной сфе­ре в силу объективных и
субъективных причин требу­ют значительного времени. Изменение формы
собственности и методов хозяйствования приводит к невозможности субъектов
предпринимательства в дальнейшем содержать социальную инфраструктуру. Она
передается в ведение государства или органов ме­стного самоуправления.
Вследствие этого социальная сфера становится бременем для бюджета и
соответ­ственно для источников его формирования. Затраты па содержание такой
сферы получили название соци­альных инвестиций. Впрочем, в литературе идея
соци­альных инвестиций критикуется.
Централизованное управление экономикой со стороны государства в современных
условиях недопу­стимо, что отражено и в Конституции Украины, и в разделе III
Закона Украины «О предприниматель­стве». Больше того, принимаются меры по де
регулированию экономики, уменьшению прямого вмеша­тельства министерств и
ведомств в управление экономикой, расширению полномочий органов местного
самоуправления по развитию экономики, умень­шению бремени содержания
социальной инфраструк­туры на бюджет. Но государство не может отказать­ся от
своих обязательств относительно обеспечения достойных человека условий
проживания, в том чис­ле, по реализации социальных программ, развитию и
поддержке приоритетных направлений предпринима­тельства.
В связи с тем меняются формы государственно­го управления экономикой. Вместе
с тем администри­рование соответственно концепции административной реформы
приводит управление путем издания норма­тивных актов и обеспечения
эффективного контроля за их выполнением.
Инвестиционная политика Украины является элементом инвестиционного процесса
(Основу инвестиционного процесса в современных условиях составляет пять
этапов:
1.Выбор инвестиционной политики. 2Анализ рынка ценных бумаг.
3.Формирование портфеля цепных бумаг.
4.Пересмотр портфеля ценных бумаг.
5. Оценка эффективности портфеля ценных бумаг В тоже время для Украины, как и
для большинства других стран СНГ, характерно наличие внебиржевого и поэтому
мало контролируемого рын­ка ценных бумаг, что искажает реальную ситуацию на
фондовом рынке. Кроме этого процесс акционирования еще не завершен и рынок
ценных бумаг еще не сформирован) и строится с учетом реальной экономической
ситуации, перспек­тив привлечения инвестиций и их эффективного ис­пользования
с целью трансформации экономики и создания благоприятной среды для притока
инвести­ций, обеспечение здоровой конкуренции, реализации программы
структурной перестройки экономики Ук­раины, определения приоритетов в
использовании ин­вестиций. На первом этапе суть такой политики состоит
привлечении инвестиций, а на втором - в регулировании инвестиционных потоков,
на третьем - реальное обеспечение прав и гарантий инвесторов. Впрочем, что не
означает оторванности решения одной задачи от другой. Они взаимосвязаны.
Процесс привлечения и ре­ализации инвестиций не может быть стихийным и тоже
|требует регулирования.
Государственная инвестиционная поддержка пре­доставляется преимущественно для
развития приоритетных направлений в экономике, первоочередными из (которых
признаны:
- развитие топливно-энергетического комплекса |и внедрения энерго- и
ресурсосберегающих технологий;
- социальная сфера, расширение и наращивание объемов производства товаров
широкого потребле­ния и услуг для населения, а также конкурентоспособ­ной
продукции, которая поставляется на экспорт;
- развитие агропромышленного комплекса;
- ускорение развития медицинской и микробио­логической промышленности;
- преодоление последствий Чернобыльской ката­строфы.
Эти приоритеты направлены на экономический прорыв в традиционных для Украины
сферах произ­водства с дальнейшим выходом продукции отечествен­ного
товаропроизводителя на мировой рынок. Это означает, что эта политика
направлена не на вывоз капитала за границу, а на ввоз и оставление в
Украи­не. Так, по оценкам отечественных экспертов, ежегодно в Украину
ввозится автомобилей на 1,5 млрд. (гривень, что равняется ежегодному объему
иностран­ных инвестиций.  С реализацией программы «Украинский автомобиль»
значительная часть этих средств останется в Украине и будет инвестировать ее
эконо­мику. Но широко разрекламированный упомянутый инвестиционный проект
страдает существенными не­достатками и не учитывает субъективного фактора, а
потому фактически провален. К тому же не учтена об­щая тенденция развития
мирового автомобилестрое­ния, где по оценкам специалистов в ближайшее время
останется несколько крупных автомобильных компа­ний, которые вытеснят мелкие.
И как бы нам не хоте­лось сохранить программу «Украинский автомобиль» у нее
будущего нет вследствие существенного техни­ческого и технологического
отставания.
Инвестиционная политика должна строится с учетом реалий экономического
положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата, геополити­ческого
положения, существующей рыночной инфра­структуры и других факторов.
     1.2. Принципы государственной инвестиционной политики.
Принципы государственной инвестиционной по­литики предусмотрены Концепцией
регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации
экономики.
Любая целеустремленная деятельность, в том числе и инвестиционная политика,
должна быть пос­ледовательной и не зависеть от изменения конкретных
политиков, правительства, и т.п. Стержень этой поли­тики определяют ее
принципы, которые предопреде­ляют те или другие конкретные решения и механизм
реализации, обеспечивают их прогнозирование, последовательность,
преемственность. Поэтому, безусловно принципы государственной политики
определяются самим характером и формой государства, стабильностью его
политической и социальной осно­вы, общей направленностью экономических и
соци­альных процессов.
Принципы составляют своеобразную основу той или другой деятельности и
определяют ее глобальное направление. Государственная инвестиционная политика
Украины строится на принципах:
- последовательной децентрализации инвестици­онного процесса;
- увеличение части внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования
в финансировании инвестиционных проектов;
- перенесение центра тяжести из безвозвратного | бюджетного финансирования в
производственной сфе­ре на кредитование;
- выделение бюджетных средств, преимущественно для реализации государственных
приоритетов, программ (проектов), направленных на осуществление
структуктурной перестройки экономики, по адресному принципу;
- финансирование объектов, строительство кото­рых вновь начинается за счет
бюджетных средств, как правило, на конкурсной основе;
- предоставление преимуществ в завершении  начатых строений, техническому
переоснащению и реконструкции действующих предприятий;
- осуществление соответствующими государственными органами контроля за
целевым использованием централизованных инвестиций;
- расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;
- усовершенствование нормативной и правовой базы с целью увеличения объемов
привлечения инве­стиций;
- внедрение системы страхования инвестиций.
Государственные принципы в дальнейшем могут быть детализированы для тех или
других регионов, в особенности для тех, где устанавливаются свободные
экономические зоны. Соответственно это дает возмож­ность для определения и
реализации региональных инвестиционных программ.
Реализация государственной инвестиционной по­литики должна осуществляться на
основе:
- экономически обоснованных нормативов амор­тизационных отчислений и создания
отраслевых и ме­жотраслевых фондов амортизации;
- выпуска ценных бумаг под конкретные проек­ты для более широкого привлечения
средств предпри­ятий и населения, расширения ипотечного кредитова­ния,
привлечения материальных, финансовых и других ресурсов внебюджетных и
инновационных фондов, страховых компаний, коммерческих банков, внутрен­них
инвестиционных займов;
- эффективного использования иностранных ин­вестиций кредитных линий и
кредитов международ­ных финансовых организаций и т.п. Осуществить это без
наличия соответствующей действительной само­стоятельности в
предпринимательской деятельности крайне тяжело, а даже и в ряде случаев
невозможно. Для этого должен быть налажен надлежащий меха­низм инвестиционной
политики.
     1.3. Механизм инвестиционной политики
В Концепции намечен и механизм реализации ин­вестиционной политики. Механизм
инвестиционной политики охватывает собою конкретные решения относительно
реализации инвестиций. Он включает в себя направление средств
государственного бюджета и фи­нансирования капитального строительства
непосредственно органам государственного управления, в том числе на
производственное строительство - лишь в слу­чае исчерпания других источников
финансирования. Хотя Законом Украины «О предпринимательстве» и предусмотрена
государственная поддержка субъектов предпринимательства, в том числе и
обеспечение мате­риально-техническими иными ресурсами, которые
цен­трализованно распределяются государством, но лишь при условии выполнения
предпринимателем работ и поставок для государственных нужд. В других случа­ях
при наличии постоянного дефицита государственно­го бюджета такая материальная
поддержка является скорее исключением и относится к нерыночным меха­низмам.
Реализация инвестиционной политики невозмож­на без наличия взвешенного
подхода к проведению на­логовой политики, направленной на стимулирование
инвестиционной деятельности субъектов хозяйствова­ния. В противном случае
капитал «уходит» от нало­гов, в том числе путем его тенизации. Так, по данным
МВД Украины почти любая, даже легально работаю­щая коммерческая структура,
часть своей деятельно­сти, а иногда и значительную ведет нелегально. По
экспертным оценкам более 50 процентов экономичес­кой деятельности в Украине
имеет теневой характер Механизм инвестиционной политики в зависимо­сти от
отрасли народного хозяйства и цели может ви­доизменятся. Так в строительстве
предусмотрено создание условий для формирования экономически обоснованных
договорных цен и усиления государ­ственного контроля за их внедрением.
Безусловно, что на рынке инвестиций должна быть здоровая конкуренция,
отсутствовать протекци­онизм как со стороны государства, так и со стороны
других заинтересованных сторон, например органов местного самоуправления.
Так, в связи с подписани­ем контракта по АО ЗАЗ ряд финансовых и
коммер­ческих учреждений мира обвиняют Украину в протекционизме относительно
корейской компании «DAEWOO», в том числе, в создании благоприятных
«тепличных» условий ее деятельности на автомобиль­ном рынке Украины. Не
напрасно запрет ввоза на тер­риторию Украины для эксплуатации автомобилей
свыше 5 лет под давлением украинских потребителей, которые ориентированы на
автомобили европейско­го производства, вскоре был отменен и на сегодня
ус­тановлен относительно автомобилей старше 8 лет.
Значительное внимание уделяется организации и обеспечению надлежащего
функционирования внут­реннего инвестиционного рынка в границах действу­ющих
законов, других нормативных актов, международных договоров и соглашений.
Специаль­но с этой целью предусмотрено и создание Украинс­кого
государственного банка реконструкции и развития для решения проблемы долго- и
средне­срочного финансирования и кредитования инвестици­онных проектов
приоритетного значения. Фактически создана нормативная база для рынка
создания и фун­кционирования ценных бумаг, ведется отработка ме­ханизмов его
деятельности.  Особое место в механизме инвестиционной политики принадлежит
законодательству. Без него невоз­можно эффективно решить указанные
направления  государственной инвестиционной политики. Инвести­ционное
законодательство в основном выполняет регу­лятивную функцию. Но не менее
важными при осуществлении инвестиционной политики являются
охранительная, воспитательная, информативная и превенентивная функции.
Инвестиционное законодательство является залогом стабильности экономики
государства и создания достойных человека условий жизни.