Каталог :: Естествознание

Реферат: Учение Вернадского

1.     Учение  В.И. Вернадского о Ноосфере. 
По В.И. Вернадскому, наша планета и Космос представляются ныне как единая
система, в которой жизнь, живое существо связывают в единое целое процессы,
протекающие на Земле с процессами космического характера. Согласно его
оценкам, на протяжении всей истории Земли количество живого вещества в
биосфере было практически постоянным. Грандиозная картина обще планетарного
развития включала в себя и появление человека – носителя Разума, который
ускорил все процессы, развивающиеся на планете. Он говорил, что воздействие
человека на природу растет столь быстро, что он превратится в основную
геологическую силу и должен будет принять на себя ответственность за будущее
развитие природы. Биосфера перейдет однажды в ноосферу – сферу Разума.
Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты
сделается направленным, направляемым силой Разума.
     Ноосфера – сфера Разума.
Сам термин «ноосфера» возник в 1926 г. в Париже во время обсуждения доклада
В.И. Вернадского, где он излагал концепцию развития биосферы. Его предложил
французский исследователь Э. Леруа. Однозначное толкование этого термина
отсутствует.
     Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором
разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Впервые   В.И. Вернадский    употребил   этот   термин   в   письме
Б. Личкову в 1936 г.: «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою
биосферу. Ноосфера создалась в эпоху, когда человеческая мысль охватила
биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате активная энергия
биосферы увеличивается».
Публично В.И. Вернадский употребил термин «ноосфера» в 1937 г. в докладе «О
значении радиогеологии для современной геологии», где писал: «Ноосфера –
последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории –
состояние наших дней..Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное
состояние биосферы, то есть мы входим в ноосферу». В этой же статье В.И.
Вернадский показал, что факторами последней перестройки биосферы являются
научная мысль и коллективный труд человечества, давно уже ставшего мощной
геологической силой.
Рассмотренные предложения В.И. Вернадского позволяют более обоснованно
ответить на вопрос, что такое «ноосфера», поскольку в них указан ряд
конкретных условий, необходимых для ее становления и существования.
     Условия, необходимые для становления и 
     существования ноосферы.
1.     Заселение человеком всей планеты.
2.     Резкое преобразование средств  связи и обмена между странами.
В настоящее время существует достаточно много средств связи – радио,
телевидение, электронная почта, сеть «Интернет», сотовая связь и др.
3.     Усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами
Земли.
Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся.
4.     Преобладание геологической роли человека над другими геологическими
процессами, протекающими в биосфере.
Человеческая деятельность изменила состав речных и морских вод, влияет на
сохранность озонового слоя Земли, поэтому человечество можно считать мощным
геологическим фактором.
5.     Расширение границ биосферы и выход человека в космос.
6.     Открытие новых источников энергии.
В данное время используется в мирных целях энергия атомного распада, а также
проводятся исследования по получению энергии управляемого термоядерного
синтеза, для чего применяются атомы легких химических элементов – водорода и
гелия.
7.     Равенство людей всех рас и религий.
8.     Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней
политики.
9.     Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных,
философских и политических настроений и создание в общественном и
государственном строе условий, благоприятных для свободной и научной мысли.
10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не
допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее
способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности
численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Таким образом, мы видим, что налицо почти все те конкретные признаки,
на которые указывал В.И. Вернадский, позволяющие отличить ноосферу от
существовавших ранее состояний биосферы. Согласно его высказываниям, ноосфера
– это качественно новая форма организованности, возникающая при
взаимодействии природы и общества.
В последние годы под  ноосферой  понимается планетарное и космическое
пространство (природная среда), которая преобразуется и управляется
человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие
человечества.
Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами
мышления, а также социально – экономическими законами. Возвращаясь к
Вернадскому, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие
проходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность корректировать
развитие биосферы в интересах человека будущего. Поэтому более уместно
говорить об эпохе ноосферы, когда человек сможет разумно распоряжаться своим
могуществом и обеспечить такое взаимодействие с окружающей средой, которое
позволит развиваться и человеку, и природе, и обществу.
     Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера».
К мысли о ноосфере В.И. Вернадский пришел почти одновременно с разработкой
концепции биосферы, хотя подробно остановиться на анализе этого понятия смог
лишь в конце своей жизни, мысленно продолжая закономерный процесс эволюции
земной поверхности от биологической стадии к социальной. Ноосфера – это
единая система. Она развивается как результат взаимодействия социальной
системы.
По Вернадскому, ноосфера может формироваться как закономерное воспроизведение
на качественно новом уровне определенных особенностей организации биосферы,
которой должна следовать человеческая деятельность. Логика развития
человеческой деятельности должна идти в унисон с организованностью биосферы.
Таким образом, ноосфера – это биосфера, преобразованная людьми соответственно
познанным и практически освоенным законом ее строения и развития. Главная
особенность биосферы, которая обязательно должна быть воспроизведена
человеком в процессе преобразования в ноосферу, В.И. Вернадский видел в
определенной направленности обменных процессов между всеми явлениями на
земной поверхности с окружающим Космосом.
Объективная необходимость формирования ноосферы возникает из того, что
настало время, когда человечество должно обрести способность к экологическому
самообеспечению. В отличие от биосферы ноосфера не может формироваться
стихийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе
изучения и практического поддержания ими законов саморегуляции биосферы и
согласования с ними своей хозяйской и прочей деятельности.
Следовательно, преемственность человека по отношению к живому веществу
планеты состоит в том, что он своей деятельностью должен продолжить логику
развития, но на качественно новом уровне.
     Методологический смысл понятия «ноосфера».
Ноосфера характеризует важный аспект направленности целевого развития. Важно
также определить прогнозы развития ноосферы. В.И. Вернадский полагал, что
формирование ноосферы – это длительный процесс, который займет время жизни не
одного поколения людей.
Концепция ноосферы предполагает разработку опережающей модели оптимального
взаимодействия природы и общества по всем основным параметрам обменных
процессов, происходящих между ними: вещество, энергия, информация. Основной
направленностью оптимизации взаимодействия общества и природы является
повышение жизнепригодности природной среды для существования общества.
Анализ многообразных аспектов философского и социального понятия «ноосфера»
показывает его исключительно комплексный характер. Это понятие нельзя отнести
к разряду чисто социальных или естественных понятий. Оно является
социоестественным, включающим в себя социальные и природные явления в их
оптимальном единстве.
     Ноосфера и развитие общества.
Анализируя возможности все возрастающей мощи цивилизации, В.И. Вернадский
пришел к выводу о том, что человечеству как части живого вещества придется
взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы и общества.
Будущность человечества требует активного вмешательства Разума в судьбу
общества и ноосферы в целом. В интересах будущего всего человечества биосфера
должна измениться. Измениться должны геохимические циклы биосферы и ее
способность обеспечивать потребности человечества в соответствии с
изменениями природы общества, а может, и природы самого человека. Причем
переход человечества в эпоху ноосферы В.И. Вернадский рассматривал как один
из актов «приспособления» человечества.
Переход биосферы в ее новое состояние будет сопровождаться выработкой новых
принципов согласования своих действий и нового поведения людей новой
нравственности, потребует смены стандартов и идеалов. По существу, это
центральная проблема, стоящая сегодня перед человечеством: как обеспечить
совместную эволюцию биосферы и человека, а вместе с ней и дальнейшее развитие
цивилизации?
Таким образом, учение В.И. Вернадского явилось тем завершающим звеном, которое:
-         объединило эволюцию живого вещества с миром неживой природы;
-         перекинуло мост к современным проблемам развития общества;
-         подвело нас к новому видению процессов, происходящих в обществе.
3. ЭМОЦИИ И ТВОРЧЕСТВО.
     Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты
практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных
потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит
цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления
активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий
для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как
своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных
границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка
каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди
живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие,
получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие,
связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей
потребности. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельности
организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычно
сопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на
собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс,
направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и
находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для
человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для
ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут
вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства,
воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания,
коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.
     Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они
связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами
деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения
человека могут стать исторические и социальные события, многое другое. В
отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных
свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных
предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека: у
животных их нет.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с
окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира
человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои
положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут
произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного
чувства к чему-либо или кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства
умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени,
именуются настроениями.
     Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые
видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не
предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является
исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось
затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в
результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и
чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными
изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его
разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в
долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в
результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и , если
ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной
разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождаются чувством
усталости, подавленности, депрессией.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.
Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного
психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная
система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность
человека, нарушает нормальный ход его поведения. Это главные «факторы риска»
при появлении  и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и
заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся
только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав
эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида
деятельности или предмета (человека). Как писал С.Л. Рубинштейн: «Страсть
всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их
направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию
всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на
единой цели».
Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою
очередь, могут оцениваться по разным параметрам, например, по следующим:
интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, действию на организм
и др. В целом же, какими бы разными они не казались, все они неотделимы от
личности.
Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что
человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для
достижения цели и решения той или иной проблемы, именно поэтому ему
необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые
объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать
этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе
признавал и В.И. Вернадский; он писал: «Говорят: одним разумом можно все
постигнуть. Не верьте!. Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они
соприкасаются в творчестве».
Научное и техническое творчество проявляется в поиске и нахождении
принципиально нового решения научной или технической проблемы, причем
структура мыслительного процесса решения проблемы сложна, но неизменно
успеху, «озарению», нахождению нового решения способствует эмоциональная
увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительная стимуляция.
Выделяют 4 стадии решения проблемы:
-         подготовка,
-         созревание решения,
-         вдохновение,
-         проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
1)     Мотивация (желание решить проблему);
2)     Анализ проблемы (выделение «что надо», «что требуется найти», какие
недостающие или избыточные данные и т.д.);
3)     Поиск решения:
-         на основе одного известного,
-         на основе выбора оптимального варианта,
-         на основе комбинации отдельных звеньев,
-         принципиально нового.
4)     Логическое обоснование и доказательство правильности решения;
5)     Реализация решения;
6)     Проверка найденного решения.
     Научное  творчество  и  особенно  творчество   в   искусстве опирается  на
воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и
чувствами человека.
     Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов
(представлений) путем переработки материала восприятий и представлений,
полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения
действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно
воспринимаего, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было
ранее.
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою
очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по описанию) и
творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии
с замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с
осознанием желаемого будущего.
Этапы творческого воображения:
-         возникновение творческой идеи,
-         «вынашивание» замысла,
-         реализация замысла.
Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
-         оно пластично, то есть творческие люди предлагают множество решений
в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
-         оно подвижно, то есть для творческого мышления не составляет труда
перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-
единственной точкой зрения;
-         оно оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные,
непривычные решения.
2.    МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.
Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой
принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь
намеченной цели.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением
методов и которую принято именовать методологией. Ее важнейшей задачей
является изучение происхождения, сущности, эффективности и других
характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть
по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщие методы в
истории познания делятся на две группы: диалектические и метафизические. Это
общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все
больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую
группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в
самых различных областях науки, то есть имеют весьма широкий спектр
применения.
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного
познания. Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне
(наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом
(идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным
исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На
этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых
объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных
измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная
систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и
т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания – как следствие
обобщения научных фактов – возможно формулирование некоторых эмпирических
закономерностей.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной
(логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее
глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым
объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном
познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории,
законы.
Выделяя в научном исследовании указанные 2 различных уровня, не следует,
однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять.
Ведь эти уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень
выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории
формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов,
статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же
теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в
том числе схемы, графики и т.п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень
исследования.
В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать
без достижений теоретического. Эмпирическое исследование обычно опирается на
определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого
исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы.
     Общенаучные методы эмпирического познания.
     1.     Наблюдение.
     Наблюдение  есть  чувственное отражение  предметов и явлений внешнего
мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить
некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.
Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:
-         целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения
поставленной задачи исследования);
-         планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану,
составленному исходя из задачи исследования);
-         активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные
ему моменты в наблюдаемом явлении).
Научные    наблюдения    всегда    сопровождаются    описанием    объекта
познания. Последнее необходимо для фиксирования технических свойств, сторон
изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания
результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который
исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по
тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам,
характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и
развития.
По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.
При непосредственном наблюдении те или иные свойства, стороны объекта
отражаются, воспринимаются органами чувств человека. В настоящее время
непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических
исследованиях как важный метод научного познания. Визуальные наблюдения с
борта пилотируемой орбитальной станции – наиболее простой и весьма
эффективный метод исследования параметров атмосферы, поверхности суши и
океана из космоса в видимом диапазоне. С орбиты искусственного спутника Земли
глаз человека может уверенно определить границы облачного покрова, типы
облаков, границы выноса мутных речных вод в море т.п.
Однако чаще всего наблюдение бывает опосредованным, то есть проводится с
использованием тех или иных технических средств. Если, например, до начала
XVII века астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то
изобретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа подняло
астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень.
Наблюдения могут нередко играть важную эвристическую роль в научном познании.
В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления,
позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Из всего вышесказанного
следует, что наблюдения являются весьма важным методом эмпирического
познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.
2.     Эксперимент.
Эксперимент   –    более   сложный   метод   эмпирического   познания   по
сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго
контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и
изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Обладает рядом присущих
только ему особенностей:
-         эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, то есть
устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс
исследования;
-         в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые
искусственные, в частности, экстремальные условия (при сверхнизких
температурах, при высоких давлениях, при огромных напряжениях
электромагнитного поля и др.);
-         изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в
него, активно влиять на его протекание;
-         проводимые эксперименты могут быть повторены столько раз, сколько
это необходимо для получения достоверных результатов.
Подготовка    и   проведение   эксперимента   требуют   соблюдения    ряда
условий. Так, научный эксперимент:
-         никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко
сформулированной цели исследования;
-         не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных
теоретических положениях;
-         не проводится беспланово, предварительно исследователь намечает
пути его проведения;
-         требует определенного уровня развития технических средств познания,
необходимого для его реализации;
-         должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.
В  зависимости  от  характера  проблем,  решаемых  в ходе экспериментов,
последние обычно подразделяются на исследовательские и проверочные.
Исследовательские дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные
свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из
имевшихся знаний об объекте исследования. Проверочные служат для проверки,
подтверждения тех или иных теоретических построений.
     3.     Измерение.
Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных
Значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью
специальных технических устройств.
Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она
представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и
средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду
какие-то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение
температуры с использованием термоэлектрического эффекта).
Наличие субъекта (исследователя), производящего измерения, не всегда является
обязательным. Он может и не принимать непосредственного участия в процессе
измерения, если измерительная процедура включена в работу автоматической
информационно-измерительной системы. Последняя строится на базе электро-
вычислительной техники.
По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В
прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем
непосредственного сравнения  ее с эталоном или выдается измерительным
прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании
известной математической зависимости между этой величиной и другими
величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение
удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине
и площади поперечного сечения).
Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие
характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных
исследованиях.
     Общенаучные методы теоретического познания.
     1.     Идеализация.
Представляет  собой   мысленное   внесение   определенных  изменений   в
изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких
изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства,
стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике
идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное
всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают,
удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в
исследовании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при
решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы
при изучении, например, их движения вокруг Солнца.
Целесообразность использования идеализации определяется следующими
обстоятельствами:
Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию
реальные объекты достаточно сложены для имеющихся средств теоретического, в
частности, математического анализа.
Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда
необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без
которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в
нем процессов.
В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из
рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках
данного исследования на его сущность.
Основное положительное значение идеализации как методе научного познания
заключается в том, что получаемые на его основе теоретического построения
позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления.
     2.     Формализация.
Под   формализацией  понимается  особый  подход  в  научном   познании,
который заключается в использовании специальной символики, позволяющей
отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их
теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством
символов (знаков).
Для построения любой формализованной системы необходимо: а) задание алфавита,
то есть определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из
исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова» и «формулы»; в)
задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно
переходить к другим словам и формулам.
Важным достоинством данной системы является возможность проведения в ее
рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем без
непосредственного обращения к этому объекту.
Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости
записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования
ею.
     Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и 
     теоретическом уровнях познания.
     1.     Анализ и синтез.
Под  анализом понимают  разделение  объекта (мысленно или реально)  на
составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могу
быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки,
отношения и т.п. Но анализ составляет лишь первый этап процесса познания, так
как для постижения объекта как единого целого необходимо рассматривать его
составные части в совокупности, единстве. Этот второй этап осуществляется
методом синтеза, в процессе которого производится соединение воедино
составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.
Анализ и синтез с успехом используются в сфере мыслительной деятельности
человека, то есть в теоретическом познании.
     2.     Моделирование.
Под   моделированием   понимается    изучение    моделируемого   объекта
(оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной
части свойств оригинала и заменяющего его при исследовании объекта (модели) и
включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных
сведений на моделируемый объект – оригинал.
В   зависимости   от   характера  используемых   в  научном  исследовании
моделей различают несколько видов моделирования:
1)     Мысленное. К этому виду относятся самые различные мыслительные
представления в форме тех или иных воображаемых моделей.
2)     Физическое. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и
оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных
оригиналу.
3)     Символическое. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то
свойств, отношений объекта – оригинала (графики, схемы).
4)     Численное моделирование на ЭВМ. Эта разновидность моделирования
основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или
явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для
исследования данной модели.
Метод  моделирования  непрерывно  развивается:  на  смену  одним типам
моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным
остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования
как метода научного познания.
Список используемой литературы.
1.     Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для
вузов: - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
2.     Концепции современного естествознания: Серия «Учебники и учебные
пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1997
3.     Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.:
Издательство «Питер», 1999
4.     Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания»,
(серия « Учебники», «Учебные пособия»), Ростов н/Д: «Феникс», 2000
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
     Р Е Ф Е Р А Т
по предмету «Концепции современного естествознания»
                                                            Выполнил  Юдина Т.Н.
                                                           Принял   Цветков Д.М.
г. Королев 2000г