Каталог :: Деньги и кредит

Курсовая: РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ в развитии денежного рынка России

    
                                   Содержание                                   
     Введение. 3
     1. Денежная система страны.. 5
     1.1 Понятие денежной системы.. 5
     1.2 Денежное обращение и денежный (финансовый) рынок. 6
     1.3 Денежно – кредитная политика и ее цели. 9
     2. Место коммерческих банков в операциях денежного рынка. 15
     2.1 Специфика банка как предприятия. 15
     2.2 Роль банков в привлечении инвестиций. 18
     2.3 Взаимодействие государства и коммерческих банков. 23
     3. Коммерческие банки на этапе становления денежного рынка. 31
     3.1 Место занимаемая банками в России. 31
     3.2 Банковская система Российской Федерации. 33
     3.3 Меры по поддержке денежно-кредитной системы Российской Федерации  38
     Заключение. 42
     Список используемой литературы.. 43
     

Введение

Критическое состояние экономики, в том числе денежного обращения нашей страны, порождает множество предложений по исправлению сложившейся ситуации, и в первую очередь, по части улучшения денежного хозяйства. И это вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и без наведения порядка в сфере денежных отношений добиться устойчивого экономического роста невозможно. Следует отметить, что история денег в России действительно весьма интересна и содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут представлять практический интерес и для сегодняшнего времени. Если рассмотреть основные события в денежном обращении России за последние 150 лет, то выяснится существенная специфика России : в ней часто происходили денежные реформы. За указанный период их было значительно больше, чем в любой другой крупной стране с большим количеством населения и объемом производства. Что же представляет из себя денежная система нашей страны, и какие методы могут быть предложены для ее усовершенствования? Целью данной работы выступает определение роли коммерческих банков в развитии денежного рынка. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 1. разобраться в понятие денежной системы 2. определить формулировки «денежное обращение» и «денежный (финансовый) рынок» 3. разобрать денежно – кредитную политику и ее цели 4. установить специфику банка как предприятия 5. определить роль банков в привлечении инвестиций 6. выявить связь государства и коммерческих банков 7. изучить место занимаемое банками в России 8. охарактеризовать банковскую систему Российской Федерации 9. охарактеризовать меры по поддержке денежно-кредитной системы Российской Федерации В данной работе были использованы работы таких экономистов и политиков как: О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов, Егоров А.Е., Харлампиев Дмитрий и другие. А так же ученых финансистов: Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и другие.

1. Денежная система страны

1.1 Понятие денежной системы

Денежная система - такая форма организации денежного обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы. Основными элементами денежной системы являются:[1] n национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг. n масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, или покупательная способность этой денежной единицы; n система эмиссии денег - законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги; n законодательно установленные формы денег - специфическая система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте данной страны; n валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты с валютами других стран; n институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной основе. В современном мире существуют различные системы денежного обращения, каждая из которых законодательно закреплена государством и отражает исторические традиции страны. Исторически человечество знает два основных типа денежного обращения:[2] n систему обращения металлических денег, когда в обращении были полноценные золотые и/или серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обменивались на денежный металл; n систему обращения кредитных и бумажных денег, которые перестали обмениваться на золото, а само золото ушло из обращения. Первая система канула в лету, вторая действует ныне во всех странах мира с теми или иными особенностями.

1.2 Денежное обращение и денежный (финансовый) рынок

Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов. Денежный оборот страны представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.[3] Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Налично-денежное обращение - движение наличных денег. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием. Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов. Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Между налично-денежным обращением и безналичным существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.[4] С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. Преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельных вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно развитых государствах, невелик. Безналичный оборот - это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны. В безналичных расчетах находит выражение безналичный денежный оборот. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения. Различия и особенности в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты - специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки - члены расчетной палаты - принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение.[5] Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.[6] В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое развитие получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии) преобладают жирорасчеты, которые представляют собой систему безналичных расчетов с помощью дебетовых и кредитовых поручений, передаваемых по системам межбанковской и почтовой связи. При системе жирорасчетов плательщик выписывает приказ о снятии денег с его счета и переводе их на счет получателя[7]. Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов являются также пластиковые карточки. Мировая практика показывает, что в настоящее время при всем многообразии их видов в основном применяются пластиковые карточки с магнитной полосой. Активная работа проводится и по внедрению в оборот микропроцессорной карточки, обладающей более высокой степенью защиты. Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

1.3 Денежно – кредитная политика и ее цели

Под денежно - кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно - кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет ее центральный банк. Процесс денежно - кредитного регулирования включает 2 этапа. На первом - центральный банк воздействует на параметры денежно - кредитной сферы. На втором - измененные параметры передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно - кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости населения, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Приоритетной целью денежно - кредитной политики является стабилизация уровня цен в стране. Достичь заданных конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные, ибо между ними существует тесная связь. Это объем денежной массы, уровень процентной ставки, объем кредитов.[8] Инструменты денежно - кредитной политики. Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно - кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные). Основными инструментами денежно - кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке [9]. Изменение учетной ставки - старейший метод денежно - кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся резервов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры. Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. Банк может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка через так называемое учетное (дисконтное) окно. Центральный банк предоставляет ссуду, как правило, под залог ценных государственных бумаг и взимает с заемщика определенный процент. Норма этого процента называется учетной ставкой (дисконтом). Коммерческие банки прибегают к займам через учетное окно в двух случаях. Во- первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня. Во-вторых, в том случае, когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить прибыль. Это будет возможно, если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика. Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный увеличивает на соответствующую сумму резервы банков- заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики. При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста или сокращает предложение денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и “удорожает” кредит, предоставляемый экономическим субъектам. [10] Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались не эффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно- кредитной политики. Центральные банки могут применять его как ко всем инструментам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования. В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. Обычно банки в ответ на это одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточное и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране. [11] При использовании такого инструмента денежно - кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке - продаже ценных государственных бумаг коммерческим банком, населению. При этом объектом покупки - продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует прежде всего на величину денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает ценные государственные бумаги коммерческим банкам, населению. Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно - кредитной политики, как покупка - продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.[12] Наряду с косвенными инструментами денежно - кредитного регулирования существуют и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам.[13] Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определенных секторов экономики. Выборочный кредитный контроль еще называют селективным. К селективным методам денежно - кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом. Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы. [14] Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег” (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег” (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля за приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [15]

2. Место коммерческих банков в операциях денежного рынка

2.1 Специфика банка как предприятия

В основе деятельности любого банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными. Типы банков[16]. По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Главной задачей таких банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения; эта операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам. По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков — обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности. Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку — промышленные, торговые, сельскохозяйственные (с самой разнообразной комбинацией отраслей), внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов) и их использование преимущественно для кредитования других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи — различного рода инновационные банки, фонды специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды, кассы взаимопомощи. По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные. Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде. Вряд ли найдется, к примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает только краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям, только клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве скорее можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении, однако, главного направления их деятельности, что, собственно, и позволяет нам выделять отдельные их типы[17]. Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо выделить признак собственности. По характеру собственности банки могут быть государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные. В банках государственного типа признак государственности с позиции собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных отраслей или регионов через государственную систему коммерческих банков). На базе государственной собственности в стране созданы различные отраслевые банки, учредителями которых стали отраслевые министерства и ведомства. Особенность данных банков состоит в том, что их стартовый капитал не единственный капитал, скорее он является акционерным, поскольку может включать в себя другие части, относящиеся к другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства.[18] Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском деле — акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание государственной формы собственности является естественным, может включать в качестве своих учредителей другие юридические лица, например другие банки. Капитал такого государственного банка становится акционерным, однако, это не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов. Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз кооперативов, пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это более мелкие банки, как по уставному капиталу, так и по масштабам деятельности. Совладельцами кооперативного банка могут быть не только кооперативы (как пайщики, так они в нем преобладают), но и другие лица, в том числе государственные предприятия. В настоящее время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с участием иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был автономным предприятием.

2.2 Роль банков в привлечении инвестиций

Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно актуальным вопрос об инвестициях. Признаки экономической стабилизации налицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.[19] Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут. [20] Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Во-вторых, падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и связь. В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. [21] Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства. В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой ’’прозрачности’’ предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по- прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности. С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма инвестиций. Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.[22] Первым направлением должна стать активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса. Это не означает примитивного увеличения доли государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо увеличивать. Прежде всего, имеется в виду развитие механизма государственных гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности. Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности. Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении условий, благоприятствующих инвестициям В развитии перечисленных направлений необходимо: Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранными государством банкам, связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов. Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства. Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских проектов. Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий. Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски. Установить повышенные нормативы привлечения сбережений населения для банков, участвующих в финансировании федеральных программ под частичные гарантии правительства. Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налогов на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более ) для реализации операций финансового лизинга. Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков. Упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций ,направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста. Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществить крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития). Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов. [23]

2.3 Взаимодействие государства и коммерческих банков

Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства от управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной становится возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.[24] На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.[25] Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается финансированием правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые операции. В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него задачами являются:[26] - устойчивость работы и укрепление финансового положения КБ - ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования направленных на выполнение приоритетных задач экономики - научная организация денежного обращения в народном хозяйстве. Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические: - изменение норм обязательного резервирования в ЦБР - изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по ним - проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой. В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и изменение денежной массы в стране. Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков. Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные меры. Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов[27]. - Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска. - Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету “Операции с государственными ценными бумагами” - Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквидных активов к обязательствам банка до востребования. - Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам. - Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто. - Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка. - Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка. - Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка. - Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику- акционеру, к капиталу банка. - Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных инсайдерам, к капиталу банка. - Н11-максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка. - Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств. Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок - кредитный риск. Это необходимо при формировании кредитного портфеля, показывающего общую картину кредитов, выданных банком в отчетный период (как правило, квартал). Исходя из степени риска ссудную задолженность подразделяют на 5 условных групп риска. Оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также количества дней просрочки по ссуде. Существуют также ограничения по крупным кредитам - кредитам, выдаваемым одному заемщику, и составляющем 20 и более процентов от уставного капитала банка. [28] Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине 20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с 1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что “общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка, основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации “Электробанк”.[29] Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит, открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную 1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в стране такие требования актуальны и по сей день. Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме собственности, работала в основном с государственными предприятиями и организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных институтов по поддержанию ликвидности.[30] В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования кредитных рисков. Новый экономический механизм, приведенный в действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР, изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с рисками. Более чем полутора вековой банковский опыт позволил определить классические рычаги воздействия со стороны Центрального банка на другие кредитные институты с целью поддержания их платежеспособности и регулирования денежно-кредитных отношений в целом. [31] Это, прежде всего, ограничение задолженности одного заемщика, система резервирования средств, обязывающая коммерческие и другие банки хранить в Центральном банке определенную долю от общей суммы вкладов, система рефинансирования и процентных ставок по рефинансированию или учету банковских векселей в Центральном банке, операции Центрального банка с ценными бумагами на рынке, контроль за достаточностью капитала. Самым сильным методом регулирования деятельности коммерческих банков является система рефинансирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка. Большая часть кредитов, выдаваемых коммерческими банками, покрывается за счет рефинансирования. Вообще, банк - это организация, выполняющая определенные экономические и общественные функции. Причем, эти функции разнятся в зависимости от экономического строя. В условиях жесткой централизации и планирования банки являются частью государственного аппарата управления и контроля за деятельностью хозяйства. При этом надзор, сигнализация о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях становятся одним из основных направлений их деятельности. В такой ситуации банк может толковаться как элемент надстройки. Основная функция банка в рыночной экономике - перераспределение денежных средств в этих условиях базируется не на рыночной конъюнктуре, а на директивах высшего руководства, принцип “один банк для клиента” не дает основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. А это в свою очередь, не способствует развитию новых форм банковской деятельности, ведет к ее застою. Действительно, при реформе банковской системы стало, очевидно, что отечественный уровень банковских операций ни количественно, ни качественно не соответствует зарубежному. То, что имелось, к примеру, операции с векселями - забыто, а новые виды банковских услуг не сформированы. Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности. Нельзя не отметить, что банки также могут воздействовать на государство путем: [32] -предоставления или не предоставления кредитов правительству -изменения объемов операций с валютой и государственными ценными бумагами -изменением своей кредитной политики по отношению к отечественным товаропроизводителям. Наконец, у банковского сообщества в России существует представительный орган - Ассоциация Российских Банков, на последнем съезде которой рядом ведущих банкиров была высказана серьезная озабоченность существующем положением дел в экономике.

3. Коммерческие банки на этапе становления денежного рынка

3.1 Место занимаемое банками в России

На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики. [33] Стабилизационная роль банковского сообщества на данном этапе развития экономики очень важна. Попытки стихийного (чисто рыночного) перелива средств из одной отрасли в другую не привели к желаемым результатам, более того, капитал банковской системы по данным Г. Ханина абсолютно сократился с 1991 года в 3-4 раза, по отношению к ВВП он находится на уровне Англии 80-х годов XVIII века. [34] Это наводит на мысль о том, что эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на данном этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. Как это, к примеру было в США в 40-50-х годах, когда там была, принята программа поддержки приоритетных отраслей в науке и экономике. Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам: Во-первых, Россия и так уже является довольно крупным должником. Во-вторых, коррупционные процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантий направления выделенных средств в экономику страны. В-третьих, до сих пор в России очень высоки инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы. В-четвертых, иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это кредитные ресурсы. Кроме того, не стоит забывать, что России и так предоставляются кредиты МБРР. Все это указывает на необходимость создания такой системы государственного взаимодействия с банками в области кредитной политики, которая обеспечивала бы не на словах, а на деле эффективное выполнение банками свойственных им функций. Принятие программы призвано определить наиболее приоритетные направления кредитования, но не стоит забывать, что у многих предприятий нет ни приемлемого залогового обеспечения, ни гарантий. Таким образом, кредитование этих предприятий значительно ухудшает совокупный кредитный портфель российских банков с точки зрения рисков. А это на сегодняшний момент недопустимо, ибо он и так перегружен сомнительными кредитами. Значит, необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые должны обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в эти предприятия. Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются. К примеру принятие указа “О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета” должно сократить до минимума число уполномоченных банков. [35] А пока, банковская система является не полностью используемым экономическим инструментом, к тому же не слишком развитым.

3.2 Банковская система Российской Федерации

В течение последних восьми лет основные сегменты российского рынка банковских услуг демонстрируют устойчивый положительный темп роста, для описания которого в определенные периоды даже требовались трехзначные числа. Это, в частности, касается «кредитов физическим лицам», объем, которых за последние 5 лет увеличился примерно в 15 раз. Начиная с 2003 года, совокупные активы банковской системы ежегодно увеличивались на 40-50%, темп роста собственного капитала в 2007 году практически достиг 60%, что с одной стороны выглядело впечатляюще, в другой, уже стало восприниматься практически как должное. Данный позитивный процесс определялся целой совокупностью объективных факторов, как внешних, так и внутренних. [36] В настоящее время финансовая система (как, впрочем, и мировой финансовый рынок) и, соответственно, банковский сектор РФ, переживают этап нестабильности определенного «сжатия», тем не менее, на долгосрочный характер тенденции мы не рассчитываем. Основная проблема современного этапа – рост стоимости финансовых ресурсов и сложность рефинансирования ранее привлеченных займов, как следствие, риск неисполнения обязательств перед контрагентами. [37] Первичная причина – сужение мирового финансового рынка и доминирующая инвестиционная стратегия «неприятие риска», которые обусловили массовый вывод средств с emerging markets, а также обеспечили рост спроса на safe haven, а с данной функцией до сих пор успешно справляются долларовые активы. В сухом остатке получилось снижение основных мировых фондовых индексов, рост ставок мирового денежного рынка (который, правда уже в значительной степени компенсирован принятыми ЦБПРС стабилизационными мерами), существенный чистый отток капитала из высокодоходных активов (в том числе инструментов развивающихся рынков), а так же самое резкое в истории укрепление доллара к единой европейской валюте на forex. Все выше перечисленные негативные импульсы в полной мере впитала и денежно-кредитная система РФ, хотя «посадка» и была существенно смягчена рядом проведенных и проводимых денежными властями мероприятий. Первичным проявлением нестабильности стал рост ставок денежного рынка, а сокращения объема ликвидности банковского сектора (совокупность остатков на корреспондентских и депозитных счетах). Далее, что примечательно, «номинальный» объем ликвидности восстановился для теоретически комфортного уровня, однако рыночные процентные ставки продолжали оставаться высокими. Этот феномен является следствием диспаритетного (неравномерного) характера распределения средства на рынке, а также усиления «кризиса доверия к контрагентам» (особенно после известного случая неисполнения обязательств по сделке РЕПО), в результате чего имел место пересмотр взаимных лимитов банка и ограничение операций на рынке МБК. Это можно классифицировать как существенно более губительное для системы явление по сравнению с локальным «физическим» дефицитом средств. [38] Если говорить об изменениях основных элементов баланса банковской системы РФ, то уже по итогам сентября 2008 года (на 01.10.2008), согласно доступным данным официальной статистики, можно констатировать определенные проявления негативных тенденций. Соответственно, в сентябре имело место замедление роста основных элементов баланса банковской системы – наиболее сильно упал месячный темп роста кредитов, предоставленных нефинансовым организациям – с 3,4% до 1,7%, при этом объем депозитов физических лиц показал довольно существенный отрицательный рост – минус 1,5%. Причем, по итогам октября отток усилился до 5-7%. Однако, вполне логично рассчитывать на то, что в определенной степени отток депозитов физических лиц может быть компенсирован/замещен перераспределением клиентских средств в пользу крупнейших государственных банков. Очевидно, что ухудшение рыночной конъюнктуры не может не сказаться как на активности кредитного рынка, так и на поведении вкладчиков. Соответственно, в краткосрочной перспективе мы, скорее всего, станем свидетелями дальнейшего замедления роста совокупного кредитного портфеля, а также вероятного сокращения объема депозитов физических лиц. Нет ничего удивительного в том, что клиенты (физические лица) кредитных организаций, памятуя о кризисе 1998 года, а также, хотя это актуально в меньшей степени, о гиперинфляции 1992 года, приняли решение досрочно отозвать вклады и, во многих случаях, конвертировать рублевые средства в доллары (которые, до сих пор успешно справляются с функцией safe haven). Тем не менее текущая ситуация в значительной ситуации отличается в лучшую сторону от описанных эпизодов, как минимум по трем параметрам. Во-первых, речь идет о наличии государственной гарантии возмещения вкладов на 100% в объеме до 700 тыс. руб., во-вторых, ЦБРФ располагает значительными международными резервами, которые позволяют оказывать комплексную поддержку финансовому сектору, в-третьих, ЦБ и Минфин сформировали и постоянно совершенствуют систему краткосрочного и среднесрочного рефинансирования банковской системы, «возможности» которой, согласно планам регулятора должны к 2011 году достичь 7 трлн. руб. (объем «чистого кредита» ЦБРФ банковскому сектору). [39] Обратим так же внимание на тот факт, что за первый месяц кризиса количество действующих кредитных организаций (с правом осуществления банковских операций) не сократилось, а напротив, выросло на единицу – до 1126. Хотя, безусловно, по итогам октября- ноября статистика скорее всего оказалась более удручающей, если учитывать состоявшиеся отзывы лицензий. Вообще, обращая внимание на «жертвы» кризиса, стоит подчеркнуть, что крупнейшие кредитные организации, пострадавшие от нестабильности финансовой системы усилиями денежных властей на данном этапе удалось спасти (не допустить банкротства) – это Связь-банк, Собинбанк, КИТ-Финанс, Банк «Глобэкс», БанкВЕФК. [40] Среднесрочные ожидания относительно развития российского банковского сектора умеренно - оптимистичные, хотя, с высокой вероятностью мы столкнемся с «охлаждением» рынка банковских услуг. По итогам 2009 года, ожидается замедление темпов роста основных элементов баланса банковской системы РФ, признаки которого появились уже по итогам первого полугодия. «Охлаждение» определяется формализуемыми и не формализуемыми факторами. В первом случае речь идет о чистом оттоке капитала, который по итогам прошедшего года составит не менее $20 млрд., а также ухудшении внешнеторговой конъюнктуры, что приведет в 2009 году к существенному сокращению объема экспорта и, следовательно, величине сальдо торгового баланса. Во втором случае подразумевается, наблюдаемый рост стоимости заимствования ресурсов из-за роста недоверия к контрагентам, в условиях которого остро проявляется «диспаритетность» распределения средств на рынке, которая является основной причиной проблем с рефинансированием для мелких и даже средних банков. В контексте данных изменений предполагается замедление темпов роста основных денежных агрегатов и, как следствие, снижение активности в секторе банковских услуг, особенно в наиболее быстрорастущих («разогретых») сегментах (потребительское кредитование, авто кредитование, ипотека). Вместе с тем, прогнозируется положительный рост банковского сектора РФ –рост активов в текущем году составит около 28% (против 44% в 2007 году) и порядка 14% в 2009 году. Этому будет способствовать как чистый приток иностранной валюты по основным статьям счета текущих операций, так и прогнозируемое возобновление чистого притока капитала в РФ – $20 млрд. в 2009 году (согласно «базовому» сценарию МЭР). Спрос на заемные средства, как у реального сектора, а так и физических лиц сохранится, так как предполагается положительный экономический рост (порядка 7% в текущем и 5,5% в следующем году), а также рост реальных располагаемых доходов населения. При этом стоимость заемных ресурсов в 2009 году объективно складывается на более высоком уровне, чем в среднем за 2008 год, тем не менее «расшивка» платежей и восстановление доверия к контрагентам, позволит в значительной степени стабилизировать рыночные процессы. [41] Также важным фактором нормализации функционирования денежно-кредитной системы должен, возможно, с отставленным эффектом, выступить принятый властями комплекс мер по стабилизации финансового сектора. В частности, все большую роль (и, в конечном счете, определяющую) в обеспечении банковского сектора короткими деньгами будет играть система рефинансирования регулятора (основными источники, как сказано выше, «беззалоговые» кредиты и операции прямого РЕПО под залог облигаций и акций). Соответственно, регулирование ставок рефинансирования (минимальный уровень – 8%) станет важным инструментом управления активности банковского сектора и финансовой системы в целом - ранее, в условиях «валютной» эмиссии и относительно низкого уровня рыночных ставок, эластичность процентных инструментов была относительно невысокой. Также важным направлением развития банковской отрасли станет продолжение процесса консолидации бизнеса, признаки которого проявились уже в сентябре – имел место резкий рост доли совокупных активов банковского сектора, приходящегосянаТОП-5 – 43,3% против 42,4% в августе. Примечательно, что значение показателя близкое к 42% было стабильным в течение последних двух лет. Также вероятно дальнейшее сокращение собственно количества действующих кредитных организаций - за 5 месяцев текущего года количество действующих в РФ кредитных организаций сократилось на 10.

3.3 Меры по поддержке денежно-кредитной системы Российской Федерации

Денежные власти РФ в лице ЦБ РФ и Минфина, начиная с середины сентября прошедшего года, разворачивают серьезный комплекс (ничего сопоставимого по масштабу и предполагаемому относительному объему ресурсов новейшая экономическая история РФ не знала) мер противодействия нестабильности денежно-кредитной системы РФ. С предпринимаемыми мерами, их описанием и анализом можно ознакомиться в наших специальных обзорах (См. обзоры «Рублевая «СВОП-защита» от 21.10.2008, «Нормативная» поддержка денежного рынка» от 15.10.2008, «Обещанная помощь «изнутри» от 14.10.2008). Сейчас необходимо обратить внимание на существенное нововведение в системе рефинансирования банковского сектора РФ, которое, в силу декларируемых ЦБ РФ тезисов, может стать одним из основных каналов расширения денежного предложения в РФ до 2011 года. Также, что не менее важно, нельзя оставлять за рамками эффективность предпринимаемых стабилизационных мер, которую, к настоящему моменту, можно охарактеризовать как низкую, или, как минимум, недостаточно высокую. [42] Начавшийся процесс разбалансировки банковской системы РФ, закономерно не может остаться без внимания властей всех уровней, в результате чего с середины сентября прошлого года осуществляется реализация многоступенчатого комплекса стабилизационных мер, беспрецедентного по масштабу и объему выделяемых средств. Данный комплекс мер будет значительным позитивным фактором развития банковского сектора в среднесрочной перспективе. Меры краткосрочной поддержки денежного рынка: Двойное снижение нормативов обязательного резервирования – на 4% 17.09 и до единого уровня 0,5% (с возможностью повышения норматива, начиная с 01.02.2009) 15.10, что в совокупности «высвободило» порядка 330 млрд. руб. свободной ликвидности банковского сектора.[43] Введение рассрочки по уплате в бюджет квартального НДС сроком на 3 месяца (с 01.10). Данная мера так же позитивна, так как решение позволило банкам избежать единовременной уплаты в конце октября на уровне 600 млрд. руб. (в терминах бюджета 2008 года), заменить равномерными выплатами в течение последующего квартала. Меры долгосрочной поддержки денежного рынка Предоставление ЦБРФ кредитов без обеспечения на аукционной основе на срок 1-6 мес. (первый аукцион – 20.10). Фактически, данной мере, наряду с операциями прямого РЕПО с ЦБРФ, отведена определяющая роль в структуре рефинансирования банковского сектора РФ в среднесрочной перспективе. Анонсирование начала проведения операций прямого РЕПО с ЦБ санкциями российских компаний. Данная мера, в случае если в качестве совокупного объема залоговой базы использовать весь предполагаемый «первый эшелон» (11 бумаг) с дисконтом 30% (что в полной мере отвечает текущим рыночным условиям), то максимальный объем средств, доступный банкам посредством данных операций, может увеличиться на 1,7 трлн. руб. Меры, направленные на формирование пассивной базы банковской системы Зачисление на депозит ВЭБа $50 млрд. подставку LIBOR+1% сроком на 1 год. Средства выделены для рефинансирования внешних займов компаний, работающих в реальном секторе экономики РФ по минимальной ставке LIBOR+5%. Существует возможность осуществлять рефинансирование займов, привлеченных до 25.09.2008 для финансирования инвестиционных программ мили приобретения активов на территории РФ. Совокупный объем внешних выплат компаний в 4 кв. 2008–2009 гг. составляетоколо165 $млрд. Предоставление банковской системе 950 млрд. руб. в форме субординированного кредита сроком на 5 лет. Предполагается, что весь объем средств так же будет предоставлен за счет МРЦБРФ, 500 млрд. - Сбербанку до 31.12.2019. 450 млрд. будут направлены Внешэкономбанку на аналогичный срок, который, в свою очередь, должен перераспределить средства внутри сектора. Опираясь на последние изменения объема МРЦБРФ, можно предположить, что перечисление средств началось. Меры, призванные повысить уровень доверия к банковской системе Государственная гарантия возмещения вкладов физических лиц в коммерческих банках в объеме до 700 тыс. руб. на 100%. Возмещение производится в случае отзыва банковской лицензии, начиная с 01.10.2008. При этом под действие закона подпадают банки, не участвующие в системе страхования вкладов. Напомним, что в предыдущий период вкладчику выплачивалось возмещение в размере 100 % суммы вкладов в банке, не превышающей 100 тыс. руб., плюс 90 % суммы вкладов в банке, превышающей 100 тыс., но не более 400 тыс. руб. в совокупности. [44] При посредничестве ЦБРФ и Агентства по страхованию вкладов. В соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011г» (вступил в силу с 28.10.2008), перечень мер по предупреждению банкротств подразумевает оказание финансовой поддержки со стороны АСВ инвесторам, приобретающим контрольный пакет акций проблемной кредитной организации или ее имущество/долги, а также самостоятельное приобретение АСВ контрольного пакета проблемного банка, в случае, если покупатели не будут найдены. Первым проблемным российским банком, который начал «санироваться» в соответствии с новым законодательством стал Банк ВЕФК. [45]

Заключение

Несмотря на то, что с конца 90-х годов отечественная экономика переживает не лучшие времена, именно за этот период сформировалась банковская система. Конечно, ее нельзя назвать сильной, полностью отвечающей принципам рыночной экономики, но она доказала свою жизнеспособность. Кроме того, она сыграла не последнюю роль в самом процессе реформирования экономики. На сегодняшний момент, когда отечественная экономика находится в не в лучшем положении, к примеру опасность эмиссии, грядущий секвестр бюджета, неплатежи банковская система продолжает успешно функционировать. Конечно, это во многом обусловлено состоянием валютного и фондового рынка, о чем было сказано выше, но с течением времени, объем спекулятивных операций в структуре банковских доходов неуклонно уменьшается. Это во многом связано с проведением Центробанком политики низкой процентной ставки, а также курсом правительства на снижение инфляции. Следует надеяться на то, что все то позитивное влияние на экономические преобразования в стране, которое банковская система оказывала на протяжении последних лет продолжится и в будущем.

Список используемой литературы

1. Банк как элемент экономической системы. Бондаренко И. //Мировая экономика и международные экономические отношения. – 1997. - №4. – С.131-133. 2. Банковское дело Лаврушин О.И.-М., Банковский и биржевой научно- консультационный центр, 2002. 3. Банковский сектор в переходной экономике России Симановский А.Ю. // Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26. 4. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 1996.-№8.-с.5. 5. Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка//Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9. 6. «Вопросы экономики»/ Институт экономики РАН – М. : № 2, 1998 7. «Вопросы экономики»/ Институт экономики РАН – М. : № 3, 2002 8. «Вопросы экономики»/ Институт экономики РАН – М. : № 5, 2003 9. Денежный механизм. Берже П. / Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с. 10. Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 11. Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики Хоминич И.П., Финансы, №10, 2002 12. Новая денежно-кредитная политика Колесников А.С. //Финансы, №10, 2000 г. 13. О денежных реформах в России Лушин С.И. //Финансы, №5, 2000 г. 14. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. 15. Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов. Проблемы прогнозирования. 2006. № 2. 16. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики Егоров А.Е. // Деньги и кредит 1995.-№6.-с.4. 17. Принципы регулирования банковской сферы Парамонова Т.В. // Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10. 18. Резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков Воронин Д. // Банковское дело - 1995 - №8 - С.21-22 19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
[1] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. [2] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с. [3] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с. [4] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с. [5] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. [6] Денежный механизм. Берже П. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 2003.- 144с. [7] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. [8] Новая денежно-кредитная политика Колесников А.С. //Финансы, №10, 2000 г. [9] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [10] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [11] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [12] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [13] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. [14] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. [15] О денежных реформах в России Лушин С.И. //Финансы, №5, 2000 г. [16] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. [17] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. [18] Банковское дело Лаврушин О.И.-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002. [19] Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 2006.-№8.-с.5. [20] Банк как элемент экономической системы. Бондаренко И. //Мировая экономика и международные экономические отношения. – 1997. - №4. – С.!31-133. [21] Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002 [22] Банковский сектор в переходной экономике России Симановский А.Ю. // Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26. [23] Банковский сектор в переходной экономике России Симановский А.Ю. // Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26. [24] Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 2006.-№8.-с.5. [25] Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10. [26] Принципы регулирования банковской сферы Парамонова Т.В. // Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10. [27] [8] Лаврушин О.И. Банковское дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002 [28] Резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков Воронин Д. // Банковское дело - 1995 - №8 - С.21-22 [29] Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка Бубнов Л.Н. //Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9. [30] Резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков Воронин Д. // Банковское дело - 1995 - №8 - С.21-22 [31] Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка Бубнов Л.Н. //Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9. [32] Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка Бубнов Л.Н. //Бухгалтерия и банки 2001.-№1.-с.4-9. [33] Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов. Проблемы прогнозирования. 2006. № 2. [34] Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002 [35] Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов. Проблемы прогнозирования. 2006. № 2. [36] Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития. О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов. Проблемы прогнозирования. 2006. № 2. [37] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [38] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [39] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [40] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [41] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [42] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [43] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [44] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17 [45] Денежный рынок: банки 2009. Харлампиев Дмитрий/ Petrocommerce Bank // http://www.cbonds.info/all/eng/comments/ view_comment.php /params/id/3520320 08-11-17