Каталог :: Гражданское право и процесс

Реферат: Потребительские кооперативы

Тверской Государственный Университет
     
на тему Выполнил: Гаврилов Александр, 11гр. Тверь 2004 План ВВЕДЕНИЕ I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ II. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ · Трудовой потенциал управления · Кадры управления и современные требования, предъявляемые к ним IV. КРЕДИТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ ВВЕДЕНИЕ Первое рабочее потребительское общество было организовано в Англии в 1844 году рочдельскими ткачами («рочдельские пионеры»). Широкое развитие потребительская кооперация получила в форме рабочей, крестьянской, общегражданской (объединяющей рабочих, кустарей, ремесленников, служащих) кооперации. Значительный рост потребительских кооперативов в капиталистических государствах наблюдался с 90-х гг. XIX в. до первой мировой войны 1914 - 1918. Годы первой мировой войны повсеместно ознаменовались усиленным ростом потребительской кооперации. Это объяснялось, с одной стороны, стремлением трудящихся оградить себя путем организации кооперативов от безудержной спекуляции капиталистов и, с другой стороны, попыткой буржуазных государств использовать потребительскую кооперацию в ряде воюющих стран для организации нормированного снабжения населения. По окончании первой мировой войны развитие потребительской кооперации замедлилось из-за развития монополий в розничной торговле и неспособности потребительской кооперации конкурировать с капиталистическими монополиями. В странах, где к власти пришел фашизм (Германия, Италия), рабочие кооперативные потребительские объединения были ликвидированы. Во время второй мировой войны 1939 - 1945 в ряде стран Европы (Англия, Швеция, Швейцария), в Австралии, в странах Латинской Америки произошло увеличение доли потребительской кооперации в товарообороте. Некоторый сдвиг в развитии потребительской кооперации произошел в период войны и в США. Однако после окончания войны ввиду сокращения платежеспособного спроса трудящихся масс и усиления гнета крупнейших монополий, потребительские кооперативы в США стали резко свертывать свои обороты. В дореволюционной России развитие потребительских кооперативов происходило медленно, что объяснялось прежде всего гнетом самодержавия и пережитками крепостничества. На первое января 1917 года потребительские кооперативы в России объединяли 6,8 млн. пайщиков и состояли из 23 тыс. мелких обществ. По своему социальному составу потребительские кооперативы России были мелкобуржуазными, рабочие кооперативов составляли менее 10 % общего числа кооперативных организаций. До 1935 года потребительские общества функционировали в городе и селе. Рост запросов колхозных масс обусловил сосредоточение деятельности потребительских кооперативов на организации сельской торговли и заготовок. Удельный вес потребительских кооперативов в общем обороте по СССР в 1953 году составлял 25,9%. Они являлись основным проводником промышленных товаров на село и важнейшим звеном в организации товарооборота между городом и деревней. Советская потребительская кооперация к началу 1954 года насчитывала 23240 потребительских обществ и объединяла около 33 млн. членов-пайщиков. Торговая сеть состояла из 236 тыс. розничных торговых предприятий, свыше 30 тыс. предприятий общественного питания. Потребительская кооперация имела свыше 11 тыс. производственных предприятий, вырабатывавших разнообразные товары широкого потребления. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: · создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; · закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; · производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; · оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; · пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ Кооперативное хозяйство развивается в различных сферах: в городе и на селе, в сельском хозяйстве, в промышленности, в торговле, в сфере обслуживания. По мере роста материального благосостояния населения круг его потребностей и интересов расширяется и быстро меняется. Государство в настоящее время не в состоянии полностью взять на себя функции их удовлетворения. Часть этих функций взяли кооперативные организации, которые более гибко приспособились к изменениям конъюнктуры рынка, вовлекли в оборот местные ресурсы. Во многих сферах функционируют относительно небольшие предприятия, рассчитанные на ограниченный круг потребителей: жителей села, поселка, микрорайона. В таких случаях кооперация освобождает государство от ряда мелких хозяйственных забот и функций. Труд на кооперативных предприятиях не только социально однотипен с трудом на государственных предприятиях, но в настоящее время имеет ряд преимуществ: · возможность работать неполный рабочий день; · иметь дополнительный заработок без оформления специального разрешения на совместительство; · являясь сохозяином предприятия, работник не может быть уволен в административном порядке по сокращению штатов; · доходы непосредственно зависят от экономических результатов. Вопрос о численности работников кооператива решается его общим собранием. В силу своего демократического характера кооперация служит для её членов школой самоуправления на основе хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, являющихся единственной формой существования. Потребительский кооператив – одна из важнейших форм кооперативного движения, посредством которой устанавливаются связь и соответствие между производством и потреблением. По сравнению с другими видами кооперации (промысловой, сельскохозяйственной) он имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от производственных видов, которые объединяют собственников или пользователей средств производства с целью производства продукции (услуг) и получения доходов, потребительский кооператив объединяет потребителей с целью удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Во-вторых, он не требует от своих членов обязательного личного трудового участия в их деятельности. В-третьих, потребительские кооперативы включают в свой состав любого потребителя при условии признания им устава. Экономический потенциал потребительского кооператива составляет базу развития его социального потенциала: количество отраслей, организаций, предприятий, видов хозяйственной деятельности; её объемами; размерами кооперативной собственности, ресурсов основных фондов, оборотных средств; величиной получаемых доходов и прибылей. Потребительская кооперация имеет многоотраслевую структуру: торговля и питание, заготовка сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, промышленность, подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, она имеет организации здравоохранения (поликлиники, дома отдыха и др.), организации образования, науки. Общее количество кооперативных магазинов, предприятий общественного питания, перерабатывающих предприятий, торговых баз, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, медицинских учреждений и т.п. составляет более полумиллиона, не считая объектов малого бизнеса. Система управления кооперативным хозяйством - это комплекс подсистем, элементов управления и их отношений, закономерно связанных в единое целое, которое имеет свойства, отсутствующие у его частей. Она характеризуется следующими признаками: · представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (элемент - первичная относительно неделимая единица системы); · является подсистемой более сложной системы управления хозяйственным комплексом, способствуя выполнению функции установления планомерной связи потребителей с производством, учитывая конъюнктуру рынка и изыскания дополнительных товарных ресурсов путем производства товаров, заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья; · находится в единстве с окружающей средой и, в то же время, относительно самостоятельна от нее; · имеет структуру, определяемую составом элементов, подсистем, их связей, и состоящую из ряда уровней управления; · обладает определенными устойчивыми свойствами. Система управления включает цели, субъект, объект и их связи, принципы, функции, методы, информацию, процесс, технику и технологию. Цели формируются субъектом и направлены на объект управления. Субъектом управления предприятия может быть как отдельное лицо, наделенное правами управления, так и группа лиц (общее собрание, правление кооператива, совет директоров и т.п.) Применительно к потребительским кооперативам он включает совокупность органов самоуправления, контроля и аппарата управления: самоуправление членов потребительского кооператива (собрания пайщиков), собрания уполномоченных, ревизионные комиссии и т.п. II. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Управление кооперативным хозяйством, как и в целом экономикой страны, носит целенаправленный характер. Определение целей – первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная от разработки задач и формирования их структур до оценки результатов деятельности (соответствия достигнутого поставленным целям). Деятельность потребительской кооперации подчинена повышению уровня жизни сельского населения. Это является целевой установкой функционирования ее системы управления. Указанная общая (конечная) цель определяет направленность деятельности всех звеньев системы потребительской кооперации. В то же время она расчленяется на ряд подцелей по вертикали и горизонтали. Имея в качестве главной цели удовлетворение потребностей сельского населения в товарах в соответствии с их запросами, каждый уровень управления, выполняя конкретные функции, обеспечивает ее достижения в границах своей хозяйственной деятельности. Горизонтальное расчленение обусловлено целевыми задачами отраслей хозяйственной деятельности: заготовительные предприятия формируют товарные ресурсы, промышленные – производят готовый к потреблению продукт, торговля и общественное питание – доводят товары и продукты до потребителей. Разделение целей в системах управления – сложная проблема. В теории управления процесс ранжирования целей осуществляется с помощью метода, который называется «деревом целей». На практике выбор цели действий имеет исключительно важное значение в деятельности руководителя или органа управления, так как правильно выбранная цель предопределяет успешное решение задач. Управление, ориентированное на достижение конкретных целей, называют программно-целевым. Этот вид управления все шире применяется в потребительской кооперации. Цели управления отражаются также в директивных документах – постановлениях высших и исполнительных органов управления кооперативными организациями. Цели предопределяют задачи органов управления, а в соответствии с последними устанавливаются функции управления. В узком смысле функции управления – это должностные обязанности работников. Для подразделений и органов аппарата управления они включают в себя виды работ, возлагаемых на них, т.е. рассматриваются шире и зависят от задач, прав и ответственности органов управления, их подразделений, руководителей и должностных лиц. Совокупность функций всех подразделений аппарата управления составляет его функциональную структуру. Различают общие функции управления, присущие всем организационно- экономическим системам, в том числе и потребительской кооперации, и функции, выполняемые отдельными звеньями аппарата управления, которые условно можно назвать специфическими. Принципы управления как руководящие начала деятельности органов управления формируются в процессе обобщения практики хозяйствования. Однако, этот факт, что принципы вырабатываются, не означает, что им присущ субъективный характер. Их объективность определяется органической связью с законами. В науке принципы отражают главные, руководящие идеи или исходное положение в теории, на практике – правила хозяйствования, взаимоотношения руководителей с работниками. Использование принципов управления экономикой должно быть подчинено достижению целей ее развития. Руководители и работники аппарата управления обязаны соблюдать требования этих принципов. III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ Трудовой потенциал управления Важнейшими обобщающими социально-экономическими характеристиками человеческого фактора выступают его трудовой и потребительный потенциал. В целом, кадры потребительской кооперации охватывают 3,5 млн. работников. Их особенность – высокий и продолжающий расти вес женщин (65%). Применительно к отраслевой структуре потребительской кооперации эта тенденция считается позитивной, однако у нее есть отдельные отрицательные стороны. Не оправдано использование женщин на погрузочно-разгрузочных работах без механизмов, применение их ночного труда в хлебопекарной промышленности. Для потребительской кооперации характерен процесс омоложения кадров. Доля молодежи достигла одной третьей. Социально-профессиональная структура работающих характеризует их деление на работников преимущественно умственного и физического труда. Первая группа включает руководителей и специалистов, вторая – рабочих и технических исполнителей. Их соотношение составляет 1:3. Важной характеристикой трудового потенциала является уровень образования, который может измеряться количеством затраченных на него лет. По данным выборочных обследований отдельных групп работников потребительской кооперации, по уровню образования они распределяются следующим образом: руководители и специалисты – 13 лет, продавцы и официанты – 10 лет, заготовители, повара – 9 лет, грузчики, рабочие в строительстве – 7 лет. По уровню образования рабочие распределяются следующим образом: неполное среднее – 43%, среднее – 43%, среднее специальное – 13%, высшее – 1%. Квалифицированные и высококвалифицированные рабочие составляют около 2/3, малоквалифицированные и неквалифицированные – 1/3. Эти данные свидетельствуют о наличии резерва роста потенциала управления у рабочих. Уровень образования и квалификации работающих женщин выше, чем мужчин. Это связано с высоким удельным весом специалистов-женщин. По уровню механизации хозяйственной деятельности и управления потребительская кооперация уступает другим отраслям народного хозяйства. Удельный вес рабочих, выполняющих работы посредством машин и механизмов всего 20 %, что не способствует участию работников в управлении. Трудовой потенциал управления членов потребительской кооперации определяется количеством свободного времени, которое они могут выделить для целей управления. О различных аспектах структуры этого потенциала можно судить по данным, характеризующим сельское население – основной контингент ее обслуживания. Количество лиц с высшим и средним образованием, приходящихся на 1000 чел., на селе меньше, чем в городе. Сельская местность пока хуже, чем городская, обеспечена учреждениями и организациями культуры, здравоохранения, бытового обслуживания. Меньше здесь и свободного времени у населения. Это свидетельствует о неиспользованных резервах роста потенциала управления членов потребительской кооперации. Общий трудовой потенциал управления реализуется через включение работников и членов потребительской кооперации в управление, распределение их по видам этой деятельности, непосредственное и косвенное участие в ней. Руководители и специалисты участвуют в управлении в силу своих непосредственных прямых должностных обязанностей. Другие работники потребительской кооперации включаются в управление через собрания и советы трудовых коллективов, деятельность общественных организаций. Члены потребительской кооперации принимают участие в управлении непосредственно на участковых и общих собраниях, посредством выборов органов управления и контроля, заслушивания их отчетов, выработки постановлений, а также косвенно через деятельность выборных общественных органов управления и контроля. Формой реализации трудового потенциала управления считается трудовая управленческая активность. Она выражает отношения по поводу занятости работников и членов потребительских кооперативов в управлении, эффективного использования трудового потенциала управления в заранее определенных целях. Определить, как используется трудовой потенциал управления, позволяет система показателей, характеризующих: · включенность работников и членов потребительской кооперации в управление (доля участвующих в управлении, время, затрачиваемое на участие в управлении, его доля в нерабочем времени); · качественное состояние занятости в управлении (состав занятых по полу, возрасту, образованию, квалификации, уровню механизации труда, вооруженности техническими средствами, соответствию занимаемой должности, удовлетворенности трудом); · мобильность занятых в управлении (текучесть кадров, сменяемость руководителей, состав работников по стажу работы, миграция занятых, прием и выбытие членов потребительской кооперации); · эффективность использования трудового потенциала управления (производительность и интенсивность труда в управлении, уровень полезно используемого фонда рабочего времени). Эффективное использование трудового потенциала управления включает в себя: предоставление всем реальных возможностей участия в управлении; конкретное участие людей в управлении с учетом их способностей, половозрастных и профессионально квалификационных характеристик; вовлечение в управление профессионально подготовленных кадров; соответствие занятости определенному критерию эффективности – экономии времени. Кадры управления и современные требования, предъявляемые к ним Кадры управления – это работники аппарата управления, выполняющие определенные управленческие функции. В потребительской кооперации к работникам управления относятся: · руководители всех уровней звеньев; · специалисты аппарата управления (экономисты, товароведы, бухгалтеры, ревизоры, инженеры-технологи и др.); · технические исполнители (секретари, машинистки, операторы и др.). Руководители всех уровней и звеньев управления потребительской кооперации совместно со специалистами и техническими исполнителями выполняют полный объем функций управления. Деловые качества работников управления – компетенция организаторские способности, предприимчивость, исполнительность, трудолюбие, настойчивость и решительность, новаторство – являются решающей основой достижения целей управления. Профессиональная компетентность представляет собой систему знаний и навыков, необходимых для качественного выполнения своих функций. Основой профессионального мастерства являются профессиональная пригодность работников управления к выполнению управленческих функций – совокупность свойств, обеспечивающих соответствие возможностей работника объективным требованиям данной разновидности трудовой деятельности, проявляющаяся в организаторских способностях. В потребительской кооперации система непрерывного народного образования представлена профессиональными училищами и школами, техникумами, высшими учебными заведениями, институтом повышения квалификации, различными курсами и семинарами. Осуществляется процесс интеграции различных форм образования, создаются учебно-научные, учебно-производственные и другие комплексы. Оплата по труду в кооперативах не имеет ничего общего с уравнительным распределением. Поскольку способности людей разные и реализуются с различной эффективностью, оплата труда не одинакова. Наряду с обязательной и очевидной для всех трудящихся связью между личным трудовым вкладом, результативностью труда и получаемыми жизненными благами, предусмотрены мероприятия по стимулированию свободным временем, лучшими условиями труда, предоставлением возможности совмещения работы и др. Совершенствование оплаты труда на современном этапе включает в себя решение ряда общих для всех отраслей народного хозяйства задач. Во-первых, оно происходит прежде всего за счет внутренних ресурсов предприятия, на основе и в пределах средств, заработанных ими за счет повышения эффективности их деятельности и рационального использования фонда оплаты труда. Во-вторых, оплата труда должна складываться из двух частей – постоянной (гарантированного минимума) и переменной, зависящей от конечных результатов. В-третьих, снимаются ограничения с роста индивидуальной оплаты труда, которая сейчас оценивается с точки зрения «заработано» или «не заработано». Расширяются возможности совмещения профессий, получения дополнительного заработка в свободное от основной работы время. За гражданами, работающими в кооперативе, сохраняются пенсия, стипендия по месту учебы и заработная плата по месту основной работы в полном размере. Это способствует развитию кооперативного движения. В-четвертых, устанавливаются научно обоснованные соотношения в оплате труда различных профессионально квалификационных групп работников. Решающая роль в активизации человеческого фактора принадлежит развитию самоуправления, представляющего собой диалектическое единство самостоятельности и ответственности в решении политических, социальных и экономических проблем. Самоуправление в экономике предусматривает повышение роли ее основного звена, расширение прав и ответственности коллективов предприятий и организаций, их самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование, самоснабжение. Развитие кооперативной демократии происходит в направлении нахождения оптимального сочетания общественного и профессионального управления, которые, взаимодействуя, остаются относительно автономными, обособленными. Составляя единую систему управления, они выполняют различные функции: первое – преимущественно законодательные и контрольные, а второе – исполнительные и распорядительные. Первенство принадлежит общественному управлению, которое реализуется в двух основных формах – самоуправления членов потребительских кооперативов и самоуправления трудовых коллективов. Ставятся задачи – не допускать подмены общественного управления профессиональным и обеспечивать их сближение на базе профессионализации общественного управления и демократизации профессионального управления. В этой связи преодолевается наметившееся отставание качественного развития общественного управления, его формализм. Повышается его профессиональный уровень путем организации экономической учебы и привлечения к управлению наиболее профессионально подготовленных пайщиков. Обеспечивается приоритетное развитие непосредственной демократии, т. е. прямого участия пайщиков и членов трудовых коллективов в управлении по сравнению с представительной демократией, т. е. выборными органами управления. С этой целью кооперативным участкам предоставлен статус первичных организаций потребительских обществ, происходит переход от участия пайщиков в управлении в форме обсуждения к управлению в форме принятия решений. Расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно пайщиками. Малые кооперативы, входящие в потребительские общества, наделяются правами коллективных членов этих обществ. В развитии представительной демократии обеспечивается постоянство и непрерывность работы, а также расширение и обновляемость состава органов общественного управления. Расширяется представительство в органах общественного управления рядовых пайщиков. IV. КРЕДИТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ 7 августа 2001 года вступил в действие федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Принятие указанного закона допускает пункт 6 статьи 116 ГК. По сравнению с другими потребительскими кооперативами указанная разновидность обладает определенными особенностями. Особенности кредитных потребительских кооперативов обусловлены тем, что они призваны действовать в той сфере, в которой до последнего времени главными игроками были банки и иные кредитные учреждения. Но последние преследовали коммерческие цели и потому не хотели, а подчас и не могли удовлетворить простые нужды граждан - занять денег до зарплаты, отдать на хранение деньги на период отпуска и т.д. Особый статус кредитного потребительского кооператива нашел свое выражение в подходе к членству в нем, в правовых формах осуществления им своей деятельности, в построении органов управления и, наконец, в специфических ограничениях, которые накладывает на него Закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (в дальнейшем - "Закон"). Членами кредитного потребительского кооператива могут быть только физические лица. При этом число его членов не может быть менее 15 и более 2000 человек. Такого рода ограничения неизвестны положениям ГК о потребительских кооперативах. Столь высокий ценз обусловлен стремлением законодателя избежать создания "лжекооперативов", главная цель которых - осуществлять банковские операции без лицензии. По своей природе кредитный потребительский кооператив представляет собой кассу финансовой взаимопомощи, "получателями" которой являются его члены. Данная финансовая помощь может осуществляться двумя основными способами. Во- первых, путем предоставления кооперативом своим членам как процентных, так и беспроцентных займов. Во-вторых, путем выплаты своим членам процентов на суммы, добровольные переданные кооперативу его членами с условием их возврата по истечении срока действия договора. Указанные отношения, как первые, так и вторые, основываются на договорах и весьма напоминают отношения, существующие между кредитной организацией и ее клиентами. Применительно к банковской сфере первый из описанных договоров может быть охарактеризован как кредитный, а второй - как договор банковского вклада. Специальное правовое регулирование договоров кредита и банковского вклада обусловлено участием в качестве одной из сторон специального субъекта - кредитной организации. При этом по своей экономической природе указанные договоры опосредуют заемные отношения. В связи с этим рассмотренные отношения, существующие между кооперативом, не являющимся кредитной организацией, и гражданами регулируются положениями о договоре займа. Необходимо заметить, что кредитный потребительский кооператив по характеру осуществляемых функций весьма напоминает кредитную организацию. Однако существуют два значительных отличия, которые не позволяют распространить на кредитные потребительские кооперативы правовой статус кредитных организаций. Во-первых, потребительский кооператив относится к числу некоммерческих организаций и не преследует цели извлечения прибыли. Его основная задача - обеспечить интересы своих членов. Кредитному потребительскому кооперативу не нужно получать лицензию Центрального банка РФ на право осуществлять свою деятельность, выполнять резервные требования и т.д. При этом деятельность кооператива по вложению принадлежащих ему денежных средств существенно ограничена. Так, согласно ст. 19 Закона кооперативу запрещается: выдавать займы лицам, не являющимся членами кооператива; вносить имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ; эмитировать собственные ценные бумаги; совершать операции на фондовом и финансовом рынках, за исключением хранения средств в банках и приобретения государственных или муниципальных ценных бумаг. Кредитная организация, напротив, является коммерческой организацией и создается с целью извлечения прибыли за счет грамотного использования любым не запрещенным законом способом привлеченных у третьих лиц средств. Во-вторых, круг клиентов кооператива ограничен числом его членов. У кредитной организации, наоборот, число потенциальных клиентов никак не ограничивается. Кредитный потребительский кооператив вправе оказывать своим членам и так называемого услуги нефинансового характера. К их числу ст. 18 Закона относит заключение кооперативом от имени и по поручению своих членов договоров страхования, а также оказание консультационных услуг. Имущество кредитного потребительского кооператива состоит преимущественно из фонда финансовой взаимопомощи, образуемого за счет паевых взносов, вносимых в качестве вклада при образовании кооператива, и личных сбережений членов кооператива, передаваемых кооперативу по договору займа. Закон закрепляет гарантии против использования средств кооператива в интересах узкой группы лиц. В частности, п. 3 ст. 6 Закона устанавливает, что размер паевого взноса члена кредитного потребительского кооператива не может превышать десяти процентов от общей суммы паевых взносов. Далее, уставом кооператива в обязательном порядке должны быть предусмотрены ограничения в отношении размеров займов, выдаваемых члену кредитного потребительского кооператива граждан. Управление кооперативом осуществляется общим собранием членов кооператива, правлением и директором. Высшим органом кредитного потребительского кооператива является общее собрание его членов. В целях обеспечения надежных гарантий их прав Закон устанавливает "повышенные требования" к кворуму общего собрания. Согласно ст. 22 правомочным признается собрание, в работе которого участвует не менее 70% членов кооператива. Для принятия решений требуется простое, а в некоторых случаях - квалифицированное большинство. Правление осуществляет руководство кооперативом в периоды между общими собраниями. Правление и его председатель избираются на общем собрании. Исходя из смысла Закона, правление кооператива является неким наблюдательным и контрольным органом и потому не может рассматриваться в качестве исполнительного органа. В каком-то смысле, правление является аналогом совета директоров в акционерном обществе. Согласно ст. 26 Закона исполнительным органом кооператива является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива. Помимо этого в кооперативе с числом членов более ста должен быть создан комитет по займам, на который Законом возложено принятие решение о выдаче займов и порядке их возврата. В иных кредитных потребительских кооперативах соответствующие функции могут осуществляться правлением.