Каталог :: Гражданское право и процесс

Доклад: Нотариат

Оглавление
1.     Ведение
2.     История возникновения нотариата
3.     Организация нотариата
4.     Права и обязанности нотариуса
5.     Государственные нотариальные конторы
6.     Нотариус, занимающийся частной практикой
7.     Вывод
8.     Список литературы
                                                               

Введение

Защита субъектных прав и охраняемых законом интересов граждан в Российской Федерации возложена на различные государственные органы, к которым относится нотариат. Нотариат представляет систему органов к которым относятся нотариальные конторы (государственные и частные), органы исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, консульские учреждения. Ежедневно к нотариусам и должностным лицам на которых возложено выполнение некоторых нотариальных действий обращаются тысячи граждан и представители юридических лиц за удостоверением сделок, за засвидетельствованием копий документов или за совершением других нотариальных действий. Актуальной нотариальной функцией стало сначала перехода нашей страны к рыночным экономическим отношениям. Основы законодательства о нотариате приняты в 1993 году, на их основании в России произошло реформирование нотариата. Этот закон включил в себя все ценное и положительное из прошлого законодательства, но есть и значительное количество новых норм и институтов, изменилась его организация и структура, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах нотариальные действия теперь совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой.

История возникновения нотариата

Нотариат – как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к временам Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц, именуемых писцами, в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами, и судебных формул, выносимых преторами. В их обязанности входило и ведение судебных журналов, различного рода записей, которые носили публично-правовой характер. Кроме института должности писцов, существовала категория частных писцов. Они состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Лица, выполнявшие эти функции, назывались “нотариусами” (notaril) от слова nott, что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели. Дальнейшее развитие гражданского оборота вызвало в Риме появление института табеллионов, который и считается родоначальником современного нотариата. Табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для любого лица за вознаграждение. Размер получаемого ими вознаграждения устанавливался государством. Табеллионы считались лицами свободной профессии, однако государство осуществляло контроль, за их деятельностью. Табеллионы были обязаны следить за соответствием оформляемого ими документа закону как по форме, так и по содержанию. Это происходило в специально отведенных помещения на центральных улицах и площадях городов, и только в исключительных случаях на дому. После IV века получает распространение новая форма нотариата – церковная. Писцы – нотариусы занимались составлением юридических документов и вели переписку по делам церкви. В функции этих нотариусов входило оформление актов об избрании высших духовных лиц, стенографирование бесед, которые вели на приемах, протоколирование заседаний церковных сборов. Важную роль в их деятельности играло оформление договоров и актов, заключаемых духовенством от имени церкви и в ее интересах. К началу VIII века церковный нотариат распространил свою деятельность и на область гражданских правоотношений. С усилением светской власти к XV веку церковный нотариат перестал существовать, и нотариат становится полностью государственным органом. Нотариусы стали должностными лицами, состоящими на государственной службе. Они назначались либо верховной властью государства, либо от ее имени феодальными властями. Деятельность нотариусов к этому времени приобретает законодательную регламентацию и широко распространяется в крупнейших городах Италии. Нотариат – корпоративное устройство управление, которое обеспечивает защиту интересов нотариусов. Функции нотариусов расширяются. Они составляют теперь уже не только юридические документы и различные акты, как ранее, но и принимают участие в деятельности судебных и административных органов, присутствуют в судебных процессах, записывают показания участников и даже составляют судебные решения. История нотариата в Российском государстве ведет свое начало с XV века. Сделки, связанные с переходом прав на отдельные виды имущества (земля, вотчина и холопы), оформлялись в форме крепостных актов подъячими. По совершении крепостного акта сделки записывались в книгу приказов и считалась с этого момента заключенной. Позднее заключение этих сделок было перенесено в особые присутственные места. Составленные по надлежащей форме и скрепленные надлежащей печатью, эти документы приобретали право бесспорных документов и имели обязательную силу. В царствование Петра I площадные подъячные были упразднены и их места заняли крепостные писцы. Крепостные документы оформлялись в Палате крепостных дел, позднее - в Юстиц-коллегии и у губернаторов. В 1775 году по приказу Екатерины II нотариальные функции в России были возложены на суды. Крепостные акты в то время совершались в отделениях при палатах гражданских судов и при уездных судах. Сделки делились на крепостные и явочные. Крепостной порядок был учрежден для сделок связанных с куплей –продажей недвижимости, крепостных крестьян, т.е. наиболее важных объектов купли – продажи. Крепостные акты оформлялись в присутствии суда для придания им важности. После проверки их правильности они регистрировались в крепостной книге и с этого момента приобретали силу крепостного документа, имеющего все правовые последствия. Что же касается сделки, оформленной явочным порядком (для иных случаев), то она регистрировалась в крепостной книге без той церемонности, которая сопровождала совершение крепостной сделки. Судебная реформа 1864 года реорганизовала нотариат в России. Было принято Положение о нотариальной части 1866 года, согласно которому учреждались должности нотариусов. Нотариусы состояли при окружных судах и назначались на должность старшим председателем Судебной палаты. Для того чтобы быть зачисленным на должность нотариуса, кандидат должен был внести денежный залог и пройти соответствующие испытания. Согласно Положению 1866 года деятельность нотариуса делилась на две части – собственно нотариальная, содержание которой составляло совершение различных актов и свидетельствование документов и так называемая крепостная часть, сводившаяся к утверждению и регистрации различных актов об отчуждении и ограничении вещевых прав на недвижимость. Акты, совершаемые нотариусами, делились на: а) явочные и б) нотариальные, которые совершались сторонами в присутствии нотариуса и свидетелей и записывались в актовую книгу. Кроме того, существовали еще акты крепостные на отчуждение имущества или по ограничению вещевых прав. Эти акты в силу их значимости и правовых последствий утверждались старшим нотариусом. Декрет №1 о суде от 24 ноября 1917 года упразднил все ранее действовавшие до этого времени судебные установления. И хотя не было ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшие до того времени институт нотариата, он перестал существовать. А нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных Советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, то есть различные административные органы. Дальнейшее развитие института нотариата получил в Декрете №2 о суде, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, а в случае их отсутствия – лицами их заменяющими. В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами. Нотариальные столы состояли при губернских отделах юстиции. После их упразднения государство приступило к упорядочению нотариального дела и была сделана попытка его единообразной организации. Циркулятор Народного комиссариата юстиции РСФСР от 2 февраля 1920 года возложил выполнение нотариальных функций на уездные и губернские отделы юстиции, а менее сложные нотариальные действия, такие, например как засвидетельствование копий, подлинность подписей, были отнесены к компетенции народного суда. Переход к новой экономической политике, развитие частного оборота, отношений между государственными организациями и частными лицами на новой экономической основе привел к тому, что в 1921 году был издан ряд декретов, согласно которым требовалось нотариальное засвидетельствование договоров о государственных подрядах и постановках и сделок по купле – продаже муниципализированных строений и определен сбор за нотариальное засвидетельствование. Все эти функции возложены на нотариальные столы при губернских отделах и уездных бюро юстиции. 22 мая 1922 года был принят закон “Об основных частных имущественных правах”. Принятие этого закона вызвало необходимость урегулирования вопросов связанных с созданием нотариальных контор, определения их компетенции и порядка совершения нотариальных действий. Положение о государственном нотариате, принятое 4 сентября 1922 года выполнило эти задачи и завершило создание нотариата в России после 1917 года как самостоятельного государственного учреждения. Согласно этому положению в городах учреждались государственные нотариальные конторы. Их возглавляли государственные нотариусы, назначаемые губернским Советом народных судей. Контроль за деятельностью нотариальных контор был возложен на Президиум Совета народных судей, а общее руководство и надзор возлагали на Народный комиссариат юстиции РСФСР на всей территории государства. Функции нотариальных контор состояли в следующем: § совершение и засвидетельствование договоров сделок и векселей; § удостоверение бесспорных обстоятельств; § принятие документов и хранение их и др. Совершая нотариальное действие, нотариус должен был разъяснить сторонам их права и обязанности, проверять законность заключаемой сделки. Принятие Гражданского кодекса РСФСР 1923 года, который предусматривал обязательное нотариальное удостоверение ряда сделок, изменения Положения о судопроизводстве, РСФСР, связанное с созданием в РСФСР государственных нотариальных контор, привело к появлению Положения о государственном нотариате РСФСР от 24 августа 1923 года. Это положение значительно расширило компетенцию нотариальных органов. В 1924 году союзное законодательство: Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 15 июля 1924 года установили единообразную структуру нотариальных органов, определили порядок назначения и смещения нотариусов губернскими и уездными исполнительными комитетов местных Советов, определили возможности совершения некоторых нотариальных действий народными судами, а так же волостными и районными исполкомами. Позднее постановлением ВЦИК и СНК РСФСР “О реорганизации нотариальных органов” от 10 июля 1936 года районные исполкомы были освобождены от совершения нотариальных сделок. 14 мая 1926 года ЦИК И СНК СССР издают постановление “Об основных принципах организации государственного нотариата”. Это был закон о единых началах организации и деятельности нотариальных органов, в нем была четко определена компетенция нотариальных контор. 4 октября 1926 года и 20 июля 1930 года были изданы Положения о государственном нотариате РСФСР. Период Великой Отечественной войны характерен тем, что был введен ряд правил о совершении нотариальных действий в отношении военнослужащих, обличавших порядок их совершения. 31 декабря 1947 года утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР. Оно содержало правовые нормы об организации и деятельности нотариальных органов и об их отдельных действиях. Руководство нотариальными конторами было возложено на краевые, областные суды, Верховные суды автономных и союзных республик в связи с упразднением управления юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся. 30 сентября 1965 ода было принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР и 28 января 1966 года утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. Согласно этим законодательным актам руководство нотариальными конторами возлагалось на управления юстиции при областных (краевых) Советах депутатов трудящихся и министерстве юстиции автономных республик. Назначение на должность и увольнение нотариусов, утверждение штатов нотариальных контор было возложено на начальников этих управлений. Общее руководство осуществляло министерство юстиции СССР и министерства юстиции союзных республик. Министры юстиции назначали и освобождали от занимаемой должности старших нотариусов первых государственных нотариальных контор. Нотариусами могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование, а в отдельных случаях – лица без высшего юридического образования, но имеющие стаж практической работы не менее 3-х лет по юридической специальности. Некоторые нотариальные действия возлагались на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. Их могли совершать председатель, секретарь или член исполкома этих Советов. 19 июля 1973 года был принят закон СССР “О государственном нотариате”. Он содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР “О государственном нотариате” от 1 ноября 1974 года. Согласно этим законодательным актам для совершения нотариальных действий организовывались государственные нотариальные конторы. Руководство государственным нотариатом было возложено на Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы советов, а также на Министерства юстиции союзных и автономных республик. Назначение на должность старших государственных нотариусов первых нотариальных контор производилось министром юстиции РСФСР, а нижестоящие нотариусы назначались начальниками отделов юстиции соответствующих исполкомов.

Организация нотариата.

Основы законодательства РФ о нотариате содержат общие положения, регулирующие организацию и деятельность нотариата. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой (ст. 1 Основ). Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно–территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория города. Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется Министерством юстиции или по его поручению министерствами юстиции республик, краев, областей (ст. 7 Основ). В составе государственных нотариальных контор работают старшие нотариусы, нотариусы, консультанты. Кроме этого в ней могут работать на основании трудового договора лица, назначенные органом юстиции на должность стажера или помощника нотариуса. Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Наделения нотариусов полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с действующим законодательством о труде, т.е. подчиняется правилам, установленным КзоТ РФ. Закон содержит определенные требования к кандидату на должность нотариуса. Для того, чтобы получить назначение, гражданин Российской Федерации должен иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в течение одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариус не вправе: заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, он не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров (ст. 6 Основ). Квалификационный экзамен принимается у лиц, которые прошли стажировку не менее 6 месяцев. Квалификационная комиссия для приема экзаменов создается при соответствующих органах юстиции. В ее состав входят представители нотариальной палаты. Решение этой комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию, которая образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной палатой на паритетных началах. Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью выдается после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии соответствующими органами юстиции. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе нотариуса в течении трех лет, допускается к должности нотариуса после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает. Нотариус имеет личную печать с изображением государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименование государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

Права, обязанности и ответственность нотариуса.

Права нотариуса 1. Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия предусмотренные Основами. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации. 2. Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано, прежде всего, значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров. Теперь авторами каждой сделки являются нотариус и клиент. 3. Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок. К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов.

Обязанности нотариуса

1. Нотариус должен разъяснить физическим и юридическим лицам их права и обязанности, которые возникнут у них после совершения нотариального действия. Он обязан разъяснить сторонам их право согласиться с совершением нотариального действия, отказаться от него, разъяснить им право на свободное волеизъявление при совершении нотариального действия, обязанность строгого выполнения обязательств и условий удостоверяемой сделки, поскольку их невыполнение влечет гражданско-правовые последствия. Чтобы юридическая неосведомленность клиента не могла быть использована ему во вред, нотариус должен предупредить его о возможных последствиях совершаемого нотариального действия. 2. Выполнив свои обязанности, нотариус руководствуется Основами, другим законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Федерации, на территории которого он работает, и присягой, которую он принес перед назначением его на должность. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности. В отличие от судов, которые рассматривают и разрешают дела открыто, нотариусы должны хранить тайну совершаемых действий, поскольку разглашение конфиденциальной информации, например, относительно содержания завещаний, доверенностей на управление имуществом, отказа от наследства, может привести к серьезным правовым конфликтам. Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнить в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: представителей, переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т.д. Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия обязан нотариус, независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его. Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершения. 3. Сведения и документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Изъятия из общего правила о соблюдении тайны совершаемых нотариальных действий исчерпывающе указаны в Основах: справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Кроме того, суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если в отношении нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нотариус предоставляет в налоговые органы справку о стоимости переходящего в собственность граждан имущества, которая необходима для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. 4. Среди важнейших обязанностей нотариуса - отказ от совершения нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. Если же незаконная сделка все же была совершена, ее правовые последствия наступают в соответствии с параграфом 2 главы 9 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответственность нотариуса

Часть 1 ст. 17 Основ устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие своих неправомерных действий ущерб. В случае неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке. Этот иной порядок может, например, означать возмещение ущерба через систему обязательного страхования нотариальной деятельности, предусмотренную ст. 18 Основ. Если же ущерб превышает страховую сумму, то в соответствии с гражданским законодательством взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой. Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена по представлению органа юстиции, нотариальной палаты, налогового органа или их должностных лиц только судом, в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий его правонарушения. Нотариус, кроме того, может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения. Государственные нотариальные конторы В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариус, занимающийся частной практикой Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вывод

Среди правоохранительных органов России немаловажное значение имеет нотариат. Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Совершая нотариальные действия, нотариусы не используют принцип публичности, им запрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев предусмотренных Основами о нотариате. Нотариус несет самостоятельную имущественную ответственность за ущерб, причиненный в результате неправильного совершения им нотариального действия. Сложность его труда значительно возросла. Если до 1990 года основными нотариальными действиями были удостоверение различных документов, то в настоящее время это сложные действия, как удостоверение договоров отчуждения жилых помещений, это исполнительные надписи, протесты векселей, засвидетельствование верности перевода с одного языка на другой. Список используемой литературы. 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года – Москва; Юрид. лит. 2. Основы законодательства РФ «О нотариате» № 4462-1 от 11.02.1993. 3. Борисова Е.А., Власов Ю.Н., Куклина Н.В., Левшина В.М., Шалалин В.Д. Основы законодательства о нотариате, комментарии. Издательство Спарк, Москва, 1996 год. 4. Воложина В.П., Камиссорав П.И., Решетникова И.В., Ярков В.В. Учебник Правовые основы нотариальной деятельности. Москва, Издательство Бек, 1994 год.