Каталог :: Гражданское право и процесс

Контрольная: Суды общей юрисдикции и военные суды

                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                  
               ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ               
          КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
                          СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.                          
                 РАЙОННЫЙ ( ГОРОДСКОЙ) СУД. ВОЕННЫЙ СУД.                 
                                         Контрольная работа студента группы Ю-13
                                                         юридического факультета
                                        Адепта церкви преподобного Джидая
                                                           Научный руководитель:
                                                      кандидат юридических наук,
                                              доцент кафедры Лорд Вайдер 
     

Тамбов 2003

1. Районный ( городской) Суд. а. Общая характеристика. б. Председатель районного ( городского) суда. Организация работы в районном ( городском) суде. Аппарат районного ( городского) суда. 2. Военнный суд. а. Система военных судов. Порядок их формирования. б. Принципы оргонизации и деятельности военных судов. в. Компитенция военных судов. г. Подсудность военных судов различных уровней д. Председатель военного суда. е. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде. Заключение. 1. Районный ( городской) суд. а. Общая характеристика. Районные (городские) суды — это первое звено федераль­ных судов общей юрисдикции. Каждый из них является выше­стоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов [1]. В районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав вхо­дят председатель суда, члены суда, народные заседатели и ап­парат суда. В составе крупного районного (городского) суда мо­гут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и пол­номочиями председателя суда[2]. Председатель районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основан­ному на заключении квалификационных коллегий судей и со­гласованному с законодательными (представительными) орга­нами государственной власти соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации. Народные заседатели отбираются на основе списка район­ного суда. Районный (городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным законом[3]. Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. В первой инстанции районный (городской) суд рассматри­вает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном по­рядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском про­цессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматри­ваются собственные решения, вынесенные в первой и апелля­ционной инстанциях, а в уголовном судопроиз­водстве — приговоры (постановления) мировых судей. Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рас­сматривает: дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобожде­ния от исполнения наказания); вопросы о применении к лицу принудительных мер меди­цинского характера; материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, а также любого другого решения или действия органа дознания, следо­вателя, прокурора. Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством [4]. б. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном (городском) суде. Аппарат районного (городского) суда Председатель районного (городского) суда: 1) председательствует в судебных заседаниях и соответ­ственно осуществляет процессуальные полномочия, устано­вленные УПК и ГПК; 2) назначает судей в качестве председательствующих в су­дебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями; 3) организует работу с народными заседателями; 4) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; 5) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; 6) вносит представления в государственные органы, обще­ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению; 7) руководит работой аппарата суда; 8) организует работу по повышению квалификации работ­ников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей; 9) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства; 10) систематически проверяет состояние делопроизводства в суде и своевременно принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков; 11) организует работу канцелярии суда, а также выполнение канцелярией требований государственных стандартов на орга­низационно-распорядительную документацию; 12) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли; 13) разрешает выдачу или высылку по запросам компетент­ных органов судебных дел, материалов, документов; 14) внедряет в практику суда передовой опыт работы по де­лопроизводству, средства оргтехники, решает вопросы органи­зации рабочих мест; 15) разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам; 16) устанавливает дни и часы, когда осуществляется прием граждан председателем суда, его заместителем, судьями, работ­никами канцелярии; 17) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и по­становлений суда; 18) осуществляет иные полномочия. Аппарат районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания [5]. 6. Военные суды. а. Система военных судов. Порядок их формирования. Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды. Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ[6]. Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей. Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы. Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей. Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации. Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда [7]. б. Принципы организации и деятельности военных судов. На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и каждый из принципов правосудия: осу­ществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на нача­лах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсу­димому права на защиту, сочетание единоличного и коллеги­ального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др. Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Россий­ской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке [8]. в. Компетенция военных судов. Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосу­дие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны: а) гражданские и административные дела о защите нару­шенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых за­коном интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют­ся военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохожде­ния военной службы, военных сборов; в) дела об административных правонарушениях, совершен­ных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом предвари­тельного расследования или прокурором заключения под стра­жу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения [9]. Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материа­лы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища[10]. По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, им подсудны все граждан­ские, административные и уголовные дела, подлежащие рас­смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. г. Подсудность военных судов различных уровней. По первой инстанции гарнизонные военные суды рассмат­ривают все подсудные военным судам гражданские, админи­стративные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда. Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении соб­ственных судебных актов, вступивших в силу. Он также при­нимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефон­ных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, на неприкосновенность жилища [11]. Гар­низонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения. Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о пре­ступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смерт­ной казни. В кассационном порядке они рассматривают дела по жало­бам и протестам на решения (приговоры, определения и по­становления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разре­шаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и поста­новления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоя­тельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в отношении собственных решений (приговоров, опреде­лений и постановлений), вступивших в силу. Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет пра­восудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам[12]. д. Председатель военного суда. Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от того, о каком военном суде идет речь. Так, председатель гарнизонного военного суда вправе: 1) участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях; 2) представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления; 3) осуществлять иные полномочия. На него возложен ряд обязанностей: 1) организовывать деятельность суда; 2) распределять обязанности между судьями; 3) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе, утвер­ждать положение об аппарате суда [13]; Соответственно председателю окружного (флотского) воен­ного суда законом предоставлена возможность: 1) приносить протесты на решения, приговоры, определе­ния и постановления соответствующих гарнизонных и окруж­ных (флотских) военных судов, вступившие в силу; 2) участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях; 3) решать вопросы о передаче дел из одной судебной колле­гии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой; 4) представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления; 5) готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов; 6) осуществлять иные полномочия. На него возложены обязанности: 1) организовывать деятельность суда; 2) созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательство­вать на заседаниях президиума; 3) распределять обязанности между своими заместителями; 4) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе[14]. Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на: 1) принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу; 2) принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления воен­ных судов, вступившие в законную силу; 3) участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верхов­ного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседа­ниях; 4) решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой; 5) осуществление иных полномочий. Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен: 1) организовать деятельность Военной коллегии; 2) осуществлять контроль работы аппарата Военной колле­гии, являющегося структурным подразделением аппарата Вер­ховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого аппарата; 3) исполнять обязанности, возложенные на него Председа­телем Верховного Суда РФ [15]. е. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде. Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, аппаратом данных судов и администратором военного суда, а Военной коллегии Верховного Суда РФ - аппаратом Верховного Суда РФ. Финансируются Военная коллегия Верховного Суда РФ и военные суды за счет средств федерального бюджета соответ­ственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ. Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями военные суды обеспечивают соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских форми­рований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объек­ты (транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим расходы оплачивают соответственно Судебный де­партамент при Верховном Суде РФ и Верховный Суд РФ. Аппараты военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда. Штатное расписание и структура аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выде­ленных средств президиумом соответствующего суда (при его отсутствии — председателем). Штатное расписание и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается ее пред­седателем [16]. Заключение По проблемным вопросам, представленным в данной работе, можно сделать следующие выводы. Указанным судам, как судам общей юрисдикции, предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об ад­министративных правонарушениях. Помимо того они уполно­мочены на осуществление правосудия по подсудным им граж­данским делам. Они рассматривают во­просы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности. В соответствии с существуещим законадательством перед указанными судами стоят следующие цели и задачи. Непосредственные цели: а) чтобы каждый совершивший преступление был подверг­нут справедливому наказанию; б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголов­ной ответственности и осужден; в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений. Цели более высокого уровня: а) укрепление законности и правопорядка; б) профилактика преступности и правонарушений; в) правовое и нравственное воспитание граждан; г) формирование уважительного отношения к праву и суду. Задачами данных судов в уголовном, граждан­ском и административном процессах являются: а) правильное применение закона; б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел. Используемые материалы: Нормативно-правовые акты: 1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ. 2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. 3.Федерральный закон «О статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 N 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ). 4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации». 5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года. N 174-ФЗ.

Уебная литература:

1.Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федеоации, Издательство ТГТУ. 2003г. 2. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы, Издательство БЕК, 1995г. 3. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации, Былина, 2000г.

[1] См. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 21.

[2] См. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2. [3] См. Федерральный закон «О статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 N 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)., ст. 3-6.1 и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13.

[4] См. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 21 и Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2.

[5] См. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2. [6] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации» ст. 1 [7] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 9-25. [8] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 5-6 и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5, 7. [9] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 7 [10] См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., ст. 23, 25. [11] См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.,гл. 2. [12]См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г,ст. 46. [13] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 24. [14] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 19. [15] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 11. [16] См. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», гл. III-IV.