Каталог :: Гражданское право и процесс

Шпора: Право

     Дайте определение правоохранительной деятельности – это
государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально
уполномочинными органами гос. путем применения юридических мер воздействия в
строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им
порядка. Правоохранительная функция: понятие и виды – это
функция проявляющаяся в деятельности всего гос. аппарата, всех его органов.
Виды: конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор;
выявление и расследование преступлений; организационное обеспечение
деятельности судов; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
     Какие вопросы рассматривает дисциплина «Правоохранительные органы РФ» 
- вопросы, связанные с деятельностью судов, раскрывается понятие правосудия и
его демакратических основ (принципов), излагаются сведенья о построении
судебной системы в целом, о характере организаций и главных полномичиях всех
звеньев судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ.
     Дайте классификацию правовых актов о правоохранительных органах по их
юридическому значению – высшию ступень иерархической лестницы
нормативных актов занимает Конституция РФ. Вторую ступень занимают законы.
Согласно Конституции РФ различаются фидеральные законы, в том числе
конституционные законы и законодательство субъектов РФ, включая их конституции
и уставы. Третью ступень занимают указы Президента РФ. Они носят, как правило,
подзаконный характер. Вслед за президенскими нормативными актами необходимо
выделить постановления Правительства РФ.
     Судебная власть: понятие и основные признаки – это
придоставленные специальным органам гос. (судам) полномочия по разрешению
отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и
реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного,
административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальгых
форм, дающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.
Основные признаки: 1. судебная власть –вид гос. власти; она осуществляется
государственными органами, выражает гос. волю, ее составляют
государственно-властные полномочия; 2. с.в. принадлежит только судам –гос.
органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людейя,
способных на основе соответсвующей подготовки и своих личных качеств
осуществлять правосудие и реализовать судебную власть в иных формах; 3.
исключительность с.в.: с.в. вправе осуществлять только суды; ни
законодательные, ни исполнительные, ни инные гос. органы, должностные лица и
прочие арганизации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только
судом, присваивать себе эти полномочия; только суд может признать человека
веновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию; 4.
независимость, сомостоятельность, обособленность: при выполнении своих функций
судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам; никто не вправе
давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося
в их производстве; 5. процессуальный порядок деятельности: закон подробно
регулирует правила действий суда и рпинятия им решений при рассмортении
конкретных дел, он устанавливает процессуальную форму как судебных действий,
так и судебных решений; 6. осуществление полномочий путем судопроизводства:
специфика суда состоит в том, что для его деятельности установлены особые
правила, процедуры, краеугольными из которых являются гласность,
коллегиальность, участие представителей народа в вынесении решений, равные
возможности сторон, учавствующих в разбирательстве дела, и ряда других.
     Виды судопроизводства – конституционное судопроизводство;
гражданское; арбитражное; уголовное; административное.
     Судебная система: понятие и общая характеристика. Звено судебной
системы – с.с. это совокупность всех действующих в РФ судов,
построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними
задачами и целями. С.с. РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным
конституционным законом «О судебной системе РФ». Она построена с учетом
федерального и администратино-территориального устройства гос. Звеном судебной
системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.
     Дайте определение понятия «судебная инстанция» - считается суд
(или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию,
связанную с разрешением судебных дел.
     В чем заключается деятельность суда, рассматривающего дела по первой
инстанции – принятие решений по существу тех вопросов, которые являются
основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать
любой суд, в том числе высшие суды.
     Как реализуется принцип законности в деятельности правоохранительных
органов –принцип законности – универсальный правовой принцип, который
нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях Конституции РФ.
Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ, где
сказано: «Органы гос. власти, органы местного самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы».
Осуществление законности при отправлении правосудия обеспечивается системой
гарантий, установленных процессуальным  законодательством.
     Что означает состезательность при отправлении правосудия и каково ее
значение – состезатяльность как принцип правосудия означает такое
постраение процедуры осуществления данного вида гос. деятельности, которое
обеспечивает при рассмотрении гражданских или уголовных дел в судебных
заседаниях равные возможности участвующих в таком рассмотрении лиц по
отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов.
     Формы участия граждан в отправлении правосудия: виды и их
характеристика – участие граждан в осуществлении правосудия реализуется
на практике в различных формах. К первой группе можно отнести формы участия
граждан енпосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе слудут
отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению
правосудия (и судопроизводства). Участие в разбирательстве судебных дел и в
принятии необходимых решений может проявляться в выполнении обязанностей
народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели при
осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Приговоры по уголовным
и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с
профессиональным судьей. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и
наказания) решаются протстым большинством голосов. Избераются народные
заседатель районных судов на собраниях граждан по месту работы или жительства
открытым голосованием сроком на два с половиной года. Присяжные заседатели не
имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. Они вправе
принемать решения по вопросу виновности или невиновности подсудимого, а также о
том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных
обязательны для председетельствующего судьи. Присяжных отбирают из числа
граждан РФ, достигших 25 летнего возраста и овечающих ряду других требований
установленных законом. К опасредованным формам участия граждан в деятельности
по осуществлению и обеспечению провасудия следует отнести: выполнение функции
общественного обвинителя и общественного защитника; заявления и письма граждан
рассматривают в качестве повода к возбуждению уголовного дела; в качестве меры
пресечения допускают личное и общественное поручительство; ст. 125 УПК
регламинтирует участие граждан в качестве понятых для удостверения факта,
содержания и результатов следственных действий.
     Назовите основные формы судебного контроля за деятельностью
правоохранительных органов – 1. Суд наделен правом проверки законности
и обоснованности ареста или продления срока содержанияпод стражой; 2.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, аграничивающих конституционные
права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и инных
сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право
на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения; 3.
Предельный срок содержаний обвиняемого под стражой (1,5 года) может быть
продлен только судьей областного, краевого и приравненных к ним судов в случае,
когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения
предельного срока содержания под стражей невозможно, а также для удовлетворения
ходатайства обвиняемого или его зачитника о дополнении предварительного
следствия.
     Состав Высшего Арбитражного суда РФ – Пленум Высшего Арбитражного
суда РФ; Президиум Высшего Арбитражного суда РФ; судебная коллегия по
рассматрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из адмимистративных
правоотношений.
     Какие органы входят в состав Верховного суда РФ – 1. Пленум. 2.
Президиум. 3. Кассационная коллегия. 4. Судебная коллегия по гражданским делам.
5. Судебная коллегия по уголовным делам. 6. Военная коллегия.
     Каковы состав и полномочия Кассацинной коллегии Верховного Суда РФ 
– состав: председатель коллегии, 12 членов из числа судей Верховного суда РФ.
     Каков состав Конституционного суда РФ – состоит из двух полат,
включающих десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем
жеребъевки. Предсидатель и заместитель председателя не могут входить в состав
одной и тойже палаты.
     Перечислите гарантии независимости судьи – предусмотренной
процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности,
чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом
судьи на отставку; нерпикосновенность судьи; системой органов судейского
сообжества; предоставлением судье за счет государства материального и
социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
     Какие органы составляют систему органов прокуратуры РФ –
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, субъектов
РФ, городов и районов, военные, транспортные пркуратуры, прокуратуры по надзору
за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные
прокуратуры, прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ,
территориальные.
     Каковы предмет общего надзора и полномочия прокурора по его осуществлению 
– в предмет общего надзора входит: 1. Соблюдение конституции РФ прокуратурами и
прокурорами; 2. Точным и единообразным исполнением законов этими органами и
должностными лицами; 3. Законностью и обоснованностью правовых актов, котрорые
могут быть опротестованны прокурором, относястя: приказы, инструкции, решения,
распоряжения и др.; При осуществления общего надзора прокуроры могут
использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать
задачи, поставленные перед ними законом о пракуратуре. Прокуроры вправе
безприпятственно входить на территории и в помешении федеральных министерств и
ведомств, предварительных и исполнительных органов субьектов РФ, органов
местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь
доступ к их документам и материалам. Прокуроры впаве требовать от руководителей
и других должностных лиц указанных органов представления необходимых
документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов
для выяснения возникших вопросов; проведение проверок, ревизий деятельности
подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от
которых зависит выполнение этих тебований, обязаны выполнять их
незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов,
организовывать проверки и проводить ревизии.
     Перечислите средства прокуроского реагирования на нарушение закона 
– представление об устранении нарушений законодательных и иных нормативных
актов; протест на противоречащий закону правовой акт; обращение в суд или
арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;
постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному
задержанию на основании решения несудебного органа; постановление о возбуждении
угловного дела; предостережение о недопустимости нарушения закона.
     Криминальная милиция: состав и задачи – в состав
входят подразделения: уголовного розыска; по экономическим преступлениям;
оперативно-технические; оперативно-поисковые и др. Задачи: 1. предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие
обязательно; 2. организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов
дознания, следствия или суда, и иных лиц в случаях, предусмотренных
законодательством.
     Органы Федеральной службы безопасности – обеспечивают безопасность
личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий.
Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую
централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности РФ;
управления Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субьектам РФ
(территориальные органы безопасности); управление Федеральной службы
безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формироаниях, а
так же в их органах управления (органы безопасности в войсках).
     Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности 
– являются контрразведывательная деятельность и иные, определенные законом об
органах ФСБ. Контрразведывательная деятельность заключается в выявлении,
предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности специальных
служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной
на нанесение ущерба безопасности РФ.
     Основные направления деятельности налоговой полиции – определяются
поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по
следующим направлениям: осуществление контроля за соблюдением нологового
законодательства нологоплательщиками; осуществление административной
деятельности; проведение оперативно-разыскной деятельности; производство
предварительного расследования.
     В чем заключается правоохранительная деятельность таможенных органов 
– в том, что они, являясь органами дознания, проводят расследование по делам о
преступлениях, производства по которым отнесена к их компетенции. Стр №19 Ю-2.
     Предварительное расследование: понятие и формы –
представляет собой уригулированную уголовно-процессуальным законом
правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания,
направленную на раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия
или отсутствия в деянии состава преступления, изоблечения и превлечения к
уголовной ответственности лиц, причастных к его совершению.
     Следователь: понятие и процессуальное самостоятельность 
– должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности,
федеральных органов налоговой полиции и прокуратуры, управомоченное
осуществлять придварительное следствие по уголовному делу в пределах своей
компетенции. Следователь процессуально самостоятелен, его полномочия носят
властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам
дознания письменные поручения о производстве следственных и
опперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его
производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к
своему производству дела, по которому обязательно предварительное следствие, но
которое возбужденио и расследуется органом дознания. Постановления следователя
по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми
предприятиями, учреждениями, арганизациями, должностными лицами и гражданами.
     Назовите основные уголовно-процессуальные функции органов дознания 
– рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлении; дознание;
досудебную подготовку материалов в протокольной форме; производство
следственных и розыскных действий по поручениям следователей; оказание помощи
следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
     Организационное обеспечение деятельности судов – под ним
понимаются мероприятия кадрового, финансового, материального и иного характера,
направленные на создание условий для полного и независимого осуществления
правосудия.
     Основные полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ –
организационно опеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых
областных судов, судов г. Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и
судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всеросийский Съезд
судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учрежениями
Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и
разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном
порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов
общей юриздикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по
отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осущесвлять подготовку и
повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно
обоснованную нормативную нагрузку судей и роботников аппарата судов; вести
судебную статистику, организвавать делопроизводство и работу архивов судов,
взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статисческого
отчета; принемать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и
правоохранительными органами меры по обеспечению независимости,
неприкосновенности и безопасности судей, а таже безопасности членов их семей;
организовывать материальное и социальное обеспечение судей,работников аппарата
судов; взаимодействовать с адвакатурой, правоохранительными и др. гос. органами
по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие
полномочия в соответсвии с законодательством.
     Назовите основные полномочия администратора суда – он осуществляет
свои полномочия под контролем соответствующего подразделения судебного
департамента и во взаимодействии с ним. Полномочия: принемает меры по
организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению
судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и др.
гос. органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по
обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников
аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
     Юридическая консультация: порядок создания и деятельности 
– создается президиумами коллегии для организации работы адвокатов по оказанию
юридической помощи в районах, городах и др. населенных пунктах. Юридические
консультации являются основным рабочим звеном адвакатуры. Члены коллегии
адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят
свою работу. Во главе юридической консультации стоит заведущий. Он осуществляет
предоставленны ему права на основании доверенности, выдаваемой президиумом
коллегии адвокатов. Заведующий юридической консультации, в которой работают не
более 4 адвокатов, как правило, выполняет свои обязанности без оплаты.